Творческая мастерская письма. "Что такое счастье?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тимир-Булатова Наталья Сергеевна

Конспект урока по технологии "Творческая мастерская".  На уроке учащиеся размышляют, что для них счастье; работают с толковым словарем, эпитетами, пословицами, афоризмами, репродукциями картин; оформляют свои мысли в виде небольшого сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya_pisma_schaste_publikatsiya.docx56.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 183

с углубленным изучением английского языка

Центрального района Санкт-Петербурга

Творческая мастерская письма

«Что такое счастье?»

Конспект урока

3 класс

Подготовила

учитель начальных классов

Тимир-Булатова Наталья Сергеевна

Санкт – Петербург  2022 год

Цель: создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни; способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков.

 Оборудование: листы для основной работы, распечатанные репродукции картин с отражением счастливых моментов жизни, контур птицы, фломастеры, карандаши, клей, ножницы, слова и тексты на полосках бумаги, словари, магниты, ноутбук, презентация, проектор, экран.

Подготовительная работа: чтение и обсуждение сказки М. Метерлинка «Синяя птица»

Дети сидят по группам.

 Индуктор

- Сегодня, ребята, у нас с вами будет необычный урок. Сегодня у нас Творческая мастерская.

На экране: отрывок из х.ф.  «Синяя птица».

- Вы узнали героев этого фильма? (Титиль, Митиль и другие герои сказки)

- Куда отправились дети? Что ищут они? (Они отправились искать счастье)

- Что символизирует Синяя птица? (Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои пьесы)

- Почему счастье предстает в образе птицы? Синей птицы? (сложно поймать, легко упустить, от счастья душа поет, как птица)

- Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но где же они находят ее? (дома)

- Что хотел сказать этим автор? (Любовь, искренность, доброта могут творить чудеса; каждый человек может научиться видеть красоту мира; прежде чем искать счастье, оглянись вокруг: может, оно где-то рядом, а ты его не видишь. Счастье надо искать в самом себе.)

Герои книг часто отправляются в дорогу в поисках счастья, ищут его по всему свету.

В жизни мы тоже часто желаем друг другу счастья. И сами хотим быть счастливыми. О счастье мечтаем. Пытаемся найти ответ на вопрос…

На экране: Что такое счастье? 

Чтение отрывка стихотворения Э.Асадова «Что такое счастье»:

Одни говорят, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

- Я думаю, вы уже догадались, на какой вопрос мы сегодня попробуем найти ответ.

Самоконструкция

1. Раскрашивание птицы.

 - Птица Счастья – синего цвета. А может быть, для вас счастье ассоциируется с другим цветом. Раскрасьте птицу так, как вы хотите.

2. Создание ассоциативного ряда, связанного со словом «счастье».

Найдите в своих конвертах-файликах белый листок с изображением птицы в уголке. Напишите на верхней строке слово «счастье».

- Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово «счастье»? Запишите, какие слова «притягивает» это слово.

- Произнесите вслух те слова, которые захотелось произнести.

3. Работа со словарями.

- А где можно найти определение слова «счастье»?

- Поработайте с толковыми словарями.

Каждая группа ищет в словаре толкование слова «счастье».

Представитель от группы читает определение.       Толкование слова «счастье» в словаре С. И. Ожегова. Счастье – 1) Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. (Семейное счастье). 2) Успех, удача. (Посчастливилось).

Социоконструкция. Пополнение своих знаний, работа в группах по созданию нового целого явления из существующих элементов. 

Представление результатов работы – по выбору группы.

- А сейчас каждая группа получит отдельное задание. Работайте дружно, будьте внимательны к мнению товарищей.

 1 группа

Перед вами слова-состояния, слова-характеры.  Выберите, какие из этих слов ассоциируются у вас со словом «Счастье»? Почему?

Радость, любовь, внимание, разлука, недоверие, доброта, верность, грусть, понимание, предательство, забота, обида, ссора, доверие, красота, глупость, смелость, удача, успех, смех, веселье, зависть, мечта, надежда. (Можно сделать цветок счастья).

 2 группа

Словарь эпитетов (эпитет – образное определение)

Поработайте словами из словаря эпитетов русского языка. Какие эпитеты могли бы подойти к вашему ощущению счастья? (Выберите 5-6 эпитетов).

3 группа

Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите те из них, которые отражают ваше понимание счастья. (Выберите 4-5 пословиц и поговорок).

4 группа 

Перед вами афоризмы. Афоризм – это изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль. Выберите 3-4 афоризма, которые отражают ваше понимание счастья.

 5 группа

Картинная галерея

Рассмотрите предложенные репродукции картин известных художников. Какими картинами можно проиллюстрировать слово «Счастье»? (Выберите 4-5 картин, которые вам близки).

 Социализация

Каждая группа представляет результат своей работы.

 Самоконструкция

Найдите в файликах листок с незаконченными предложениями.

- Закончите фразы (по выбору):

«Я счастлив(а), когда … »

«Быть счастливым, значит … »

«Счастье невозможно без …»

Социализация

- Если вам захотелось поделиться своими мыслями с другими, прочитайте свои предложения.

Вывод:  Счастье – это …

  • Здоровье;
  • Жизнь с родителями;
  • Дружная и счастливая семья;
  • Хорошо учиться и иметь возможность получать больше знаний;
  • Иметь много друзей;
  • Путешествовать;
  • Заниматься любимыми делами и т.д.

- Как вы понимаете слова, сказанные одним из Блаженств: В каждом доме, где живут с открытыми глазами, все дни недели – воскресные… (М. Метерлинк «Синяя птица»)?

 Творческая  работа

- Пришло время оформить ваши мысли в виде небольшого сочинения.  Используйте слова, сочетания, предложения, записанные нами во время работы. Это может быть проза или стихи, решайте сами.

Звучит тихая музыка. Дети пишут небольшое сочинение-размышление.

 Афиширование (по желанию детей)

Дети прикрепляют свои работы на доску, при желании  читают вслух.

Учитель читает стихотворение.

Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз –
Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово –
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…
Разве будет это тыщу раз?

Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!

Рефлексия

- Поделитесь своими мыслями о нашей работе.

- Посмотрите, сколько у нас птиц счастья – целое море счастья! Что мы можем с ними сделать? (предложения детей, один из вариантов – подарить кому-то, оформить ею свою работу).

Приложение

Прочитайте пословицы и выберите из них те, которые отражают ваше понимание счастья (4-5 пословиц).

Счастливому везде добро.

Счастливому ничего не делается: живёт да греется.

Всяк человек своего счастья кузнец.

За счастьем человек бежит, а оно у ног лежит.

Кто за счастье борется, к тому оно и клонится.

Легче счастье найти, чем удержать его.

Наше счастье в наших руках.

Не родись красивым, а родись счастливым.

От счастья не бегут, счастье догоняют.

Счастье без ума — дырявая сума.

Счастье в оглобли не впряжешь.

Счастье в воздухе не вьется, а руками берется.

Счастье в нас, а не вокруг да около.

Счастье в руки не поймаешь.

Счастье всегда на стороне отважных.

Счастье лучше богатства.

Счастья на деньги не купишь.

Счастье не ищут, а делают.

Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.

Афоризм – это изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль. Выберите 3-4 афоризма, которые отражают ваше понимание счастья.

Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты.  

Конфуций

Существует три грандиозных закона счастья в жизни — 1) надо что-то делать, 2) надо кого-то любить, 3) надо на что-то надеяться.     

Джозеф Эддисон

Счастье не во внешних событиях. Оно в сердцах тех, кого они затрагивают. Счастье — состояние души.     

Андре Моруа

Вы пересекаете весь мир в поисках счастья, а оно всегда рядом, на расстоянии вытянутой руки от любого человека… 

Гораций  

Часто случается, что человек считает счастье далеким от себя, а оно неслышными шагами уже пришло к нему.

Д.Боккаччо

  

Счастье, как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь.

М.А. Булгаков 

 

Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед.

Э.Золя

Исключительное счастье человека – быть при своём постоянном любимом деле.  

 В.И. Немирович-Данченко

 

Я счастлив, когда  __________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Быть счастливым, значит ____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Счастье невозможно без ____________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Я счастлив, когда  __________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Быть счастливым, значит ____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Счастье невозможно без ____________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Какие эпитеты подходят вашему ощущению счастья?(5-6 эпитетов)

                   Словарь эпитетов

Счастье

Безграничное

 беззаботное

 безмерное

безмятежное

безоблачное

 безудержное

 безумное

бесконечное

беспричинное

 беспутное

большое

будничное

 буйное

 бурное

великое

внутреннее

всемирное

всеобщее

громадное

грустное

 доброе

истинное

легкое

маленькое

мирное

могучее

наивное

 настоящее

невыразимое

неомраченное

неповторимое

неспокойное

 неудержимое

огромное

 особенное

острое

солнечное

спокойное

тихое

удивительное

ясное

Слова-состояния

Какие и этих слов ассоциируются у вас со словом счастье?

радость

любовь

внимание

разлука

недоверие

доброта

верность

грусть

понимание

предательство

забота

обида

ссора

доверие

красота

 глупость

 смелость

 удача

 успех

 смех

 веселье

 

зависть

 мечта

 надежда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская

Мастерская «Доброта»   Цель: 1. Сформировать в сознании детей понятие «доброта» 2. Расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека 3. Пробудить интерес к чте...

Воспитательное мероприятие. Творческая мастерская «Рождение классной газеты»

Участники: учащиеся 2 класса, родителиЦель мероприятия: созданиемакета периодического печатного издания,  разработка плана работы по выпуску газетыКонечная цель проекта- создания организационной ...

Творческая мастерская, посвящённая Дню Матери «Письмо маме»

Материал содержит план классного часа Задачи классного часа:1.   Формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к маме.2.   Развивать познавате...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская письма. Сочинение "Лесной богатырь"

Презентация, созданная для подготовки и написания сочинения "Лесной богатырь". Каждый этап работы по составлению текста поддерживается фото и видеоматериалами. Для создания доброжелательной атмосферы ...

УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок по развитию речи (русский язык) в классе – комплекте. (3, 4 класс.) Дата: 19 мая 2017г. Личностно-ориентированная технология «Творческая мастерская» (тип – творческого письма)

Урок для малокомплектной начальной школы по предмету «Русский язык» (развитие речи) на тему «Повторение. Составление предложений (3 кл), текста (4 кл) на тему «Родина», на котором ключевым мом...

"Декоративно-прикладное творчетво, как средство развития творческих способностей у детей 1-2 классов на занятиях в кружке "Творческая мастерская"

Развитие творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики  и определяет задачу - воспитание в деталях творческой интеграции окружающего мира, самостоятельнос...