План-конспект "Звуки [й'а], ['а], буквы Яя. Россия Родина моя"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Синявина Карина Александровна

План-конспект урока по русскому языку в 1 классе на тему "Звуки [й'а], ['а], буквы Яя. Россия Родина моя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте

УМК «Школа России», 1 класс

(Учебник «Азбука» 1ч. В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшина стр. 110-111)

                 

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 04.05.2021

Время: 08:00-08:40

Место:

Класс: 1

Целевой компонент урока

Тема урока: «Звуки [й'а], ['а], буквы Яя. Россия Родина моя»

Цель: организация деятельности обучающихся для изучения звуков [й'а], ['а], букв Яя для обучения элементарному чтению.

Задачи урока

Образовательные: способствовать изучению звуков ['а], [й'а], букв Яя, обучению элементарному чтению.

 Развивающие: способствовать развитию связной речи, наглядно-образного мышления, внимания, памяти, фонематического слуха, умения выполнять графический и слого-звуковой анализ с опорой на схемы-модели, любознательности, расширению кругозора.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к чтению, желание хорошо читать; бережное отношение к природе, уважительное отношение к труду родных и близких, чувство ответственности за свои поступки по отношению к Родине, семье, воспитание патриотизма.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.

Планируемые УУД:

Личностные: формирование позитивного отношения к предмету, положительной мотивации к учебной деятельности, интереса к чтению, желания хорошо читать; бережного отношения к семье, уважительного отношения к природе и близким, чувства ответственности к месту, где мы живём, любви к своей Родине.

Метапредметные:

формирование познавательных универсальных учебных действий: составляет целое из его частей, понимает знаки, символы, модели; развитие умения анализирует, сравнивает, классифицирует, обобщает.

формирование регулятивных универсальных учебных действий:

выполняет учебные действия: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности; развивает самостоятельность, самооценку, осуществляет пошаговый контроль по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

умеет слушать и слышать, участвует в коллективном обсуждении, понимает обращённую речь, следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя; участвует в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре, в группе)

Предметные: выделяет звуки в слове, устанавливает порядок звуков в слогах и словах; выполняет слого-звуковой анализ; закрепляет навыка буквослияний в прямых и обратных слогах, односложных и двусложных словах структуры СГСГ;  развивает аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, слов; развивает фонематического слуха  и культуры звукопроизношения, совершенствует культуры речи, обогащение  словарного запаса; формирует правильное, сознательное слоговое чтение.

Основные образовательные ресурсы: учебник Горецкого В. Г.  Горецкий, Кирюшкин, Виноградская - Азбука часть 1, 2 «Просвещение»

 Содержательный компонент урока:

Ход урока

  1. Организация начала урока
  1. Приветствие

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я, зовут меня Карина Александровна.

  1. Проверка готовности к уроку

Проверяем готовность к уроку: азбука, индивидуальное  наборное полотно, индивидуальное демонстрационное полотно, карточки-модели.

  1. Мотивация к учебной деятельности

У: — Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!

У:-Почему мы не должны терять время?

О:-Мы не должны терять время для того, чтобы успеть узнать что-то новое.

У:-Верно! А зачем нам работать дружно?

О:-Нам нужно работать дружно, чтобы услышать, что мы «молодцы».

  1. Актуализация  умений и знаний

У:-В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак, звуки бывают гласные и…

О:- согласные.

У:- твёрдые и…

О:-мягкие.

У:-звонкие и…

О:-глухие.  

У:- Звуки мы слышим, а  буквы…

О:-пишем.

У:- В слове столько слогов, сколько…

О:-гласных.

У:- После твёрдых согласных пишутся гласные…

О:- А О Ы У.

У:-После мягких согласных пишутся гласные…

О:- И Е.

       3.Анализ учебной деятельности обучающихся (на данном этапе).

У:- Ребята, что мы с вами повторили сейчас?

О:- Звуки и буквы.

У:- Молодцы! А теперь я предлагаю вам отгадать загадку.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У:-Бабка эта кривонога,

И горбата, как клюка

Нос крючком и грубовата

Это бабушка…

О:-Яга.

У:- Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу,
«Кушай, мамочка»,- скажу. 

О:-Яблоко.

У:- Я поймать ее пытался,
Но в руке лишь хвост остался.
А ее простыл и след:
Под корягу шмыг - и нет!

О:-Ящерица.

 У:- Что же одинакового в этих словах? С какой буквы они начинаются?

 О:- С буквы Я.

      У.: - Как вы думаете, какие буквы мы будем изучать? А какие это звуки?

       О:- Звуки [й'а], ['а], буквы Яя.

- Как вы думаете, какие учебные задачи мы будем решать сегодня на уроке?

Обратите внимание на «слова - помощники»: вспомним, будем учиться, узнаем.

Действительно, сегодня на уроке

мы вспомним: какие бывают гласные звуки и что они могут сделать с согласными

будем учиться: составлять схемы с новыми звуками

узнаем: какой буквой обозначаются эти звуки на письме.

IV. Физминутка. Часики – ходики. (упражнения для глаз)

Тик -так, ходики

(Плавные движения глаз вправо – влево, влево - вправо)

Работают исправно.

(Дети садятся прямо и настраиваются).

Влево, вправо – раз! Влево, вправо – два!

Влево, вправо – три! Влево, вправо – четыре!

Влево, вправо – пять!

(Движения глаз влево – вправо - вперед на воспитателя).

Полезно и забавно, и весело моргать.

(Дети легко моргают).

V. Открытие новых умений, знаний

Выделение новых звуков ['а], [й'а] (работа с предметными рисунками, составление схем-моделей слов)

У:– Произнесите слово Яга по слогам.

О:-Я-га.

У:– Сколько слогов в слове?

О:-В этом слове два слога.

У:– Какой первый?

О:-Слог Я-.

У:– Какой второй?

О:–га.

У:-Медленно произнесите первый слог [й’а].

У:-Он состоит из двух  звуков. Два звука, образовавшие слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной.

Артикулирование новых звуков ['а], [й'а] (попеременное произношение, скороговорка).

У:-Сейчас я прочитаю вам скороговорку, сначала быстро, потом медленно.

Яркие яблочки с ярмарки для Яночки.

У:-Читаем вместе, сначала медленно, потом быстрее.

Характеристика новых звуков (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой).

Итак: мы с Вами убедились, что буква Я в начале слов, после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [й’][а]. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [‘a].

Упражнения в слышании новых звуков [й'а], ['а]

Если я называю слово со звуками [й'а] – хлопайте в ладоши.

Если слово со звуком ['а] – топайте ножками.

Яблоко, шум, окно, ячмень, мир, ястреб, баян, дом, яма, лист, мяч.

 После каждого слова давать время на ответы:

-Где находится этот звук: в начале слова, в середине или в конце;

- Назовите слова, в которых есть эти звуки.

Обозначение звуков [й'а], ['а] буквами Яя.

Откройте Азбуку на стр. 111.

Посмотрите на буквы в правом верхнем углу.

- Кто уже знает, как они называются?

Ознакомление с буквами Яя.

- Почему одна буква заглавная, а другая строчная?

-Одна заглавная, потому что она пишется в начале предложений, а вторая строчная, потому что она внутри предложения.

- Назовите выделенные звуки? Какой буквой они обозначаются?

Представление буквы Яя.

- На что похожа буква Я?

(в презентации появляется стихотворение и буква).

Хорошо уметь читать,
Букву Я нам надо знать,
Яблоко, ячмень и яд,
Буква Я к себе зовёт.

Запоминание, узнавание, различение букв Яя.

Образование слоговой таблицы на основе гласной буквы Я.

- Прочитайте слоги.

                  б

                  в

                  д

Я                з                  Я

                  л

                  м

- Составьте слоги в кассе букв.

VI. Физминутка (упражнения для развития мелкой моторики рук)

Положите ладони на парту.

Одну ладонь сожмите в кулак, а другая пусть лежит.

Теперь та ладошка, что лежит – сжимается в кулак и в это же время сжатая ладонь разжимается. Делаем плавно, пальцы сжаты.

Повторить быстро 10 раз.

Не растопыривать пальцы.

VII. Закрепление открытых умений, знаний.

Чтение слияний. (сначала прочитать все слияния подряд, затем прочитать слияния, в которых звук [‘a], затем прочитать слияния, в которых звук [й'а]).

Слияния: бя вя дя зя ля мя ня пя ря ся тя фя

Чтение слов в столбиках. (прочитать слова в столбиках, выполнить задания, которые каждый учитель продумывает конкретно для своего класса, учитывая особенности и возможности своих обучающихся)

Ястреб с неба камнем летел,
Ястреб букву Я украсть хотел,
Ястреб, букву Я не забирай,
Она нужна нам так и знай.

Чтение текста. (подготовьте текст к чтению, прочитайте текст про себя, подготовьтесь к чтению вслух, прочитайте текст вслух, чтение текста по очереди по две строки).

 Откуда начинается Россия?

…Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен с ней, – Россия,
Не с гор берёт начало, а с тебя.

У:-О какой стране говорится в тексте?

О:-В тексте говорится о России.

У:-Что это за страна?

О:-Это страна, в которой мы живём.

У:-А с чего же начинается Россия?

О:-«Не с гор берёт начало, а с тебя».

У:-Что же значит эта строка?

О:-Эта строка значит, что каждый из нас важен для нашей страны, Отечества и мы играем огромную роль в этой стране, а потому мы должны отвечать за свои поступки.

Графический анализ текста

У:-Сколько в тексте предложений?

О:-

У:-Прочитайте предложение, в котором 3 слова и есть буква я.

О:-Её неповторимая судьба!

У:-А сейчас прочитайте предложение, где 10 слов и есть буквы я.

О:- Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к доброте.

Работа с иллюстрацией и текстом на стр.110.

У:-Откройте учебники на странице 110. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите?

О:- Это карта.

У:-А что это за карта? Что на ней показано, в целом?

О:-На карте мы видим Россию.

У:-Правильно, ребята!

Прочитаем поговорки внизу страницы.

О:- Русские трудом славны.

У:-Что значит эта поговорка?

О:-Эта поговорка обозначает, что русские известны тем, что много трудятся, работают.

У:-Это хорошо или плохо?

О:-Это хорошо.

У:-Почему?

О:- Это хорошо, потому что труд приносит пользу, а если мы не будем трудится, то нам будет плохо.

У: Хорошо! Читаем следующую поговорку.

     О: Жить – Родине служить.

     У: Что обозначает эта поговорка?

     О: Эта поговорка обозначает то, что все, кто живет в своей стране так или иначе ей помогает.

     У: Хорошо! Прочитаем последнюю поговорку.
    О: Всякому мила своя сторона.

      У: Что в этой поговорке подразумевается под словом «сторона»?

     О: Страна.

     У: Почему всякому СВОЯ страна мила?

     О: Так говорится, потому что в своей стране всё ближе и роднее, более знакомо, семья, мама, близкие, родной дом здесь.

VIII. Итог урока. Рефлексия

Для этого упражнения достаточно раздать детям чистые белые листы бумаги. Им необходимо обвести свою ладошку и на каждом пальце написать короткие ответы на соответствующие вопросы:

  • мизинец (мыслительная деятельность) — Какие получил опыт и новые знания?
  • безымянный (близость цели) — Достиг ли поставленной цели?
  • средний (состояние духа) — Какое было настроение?
  • указательный (услуга, помощь) — Нужна ли тебе была помощь? Нужна ли сейчас? Какая?
  • большой (бодрость, физическое состояние) — Как ты себя чувствовал?

-Возвращаемся к нашим «словам-помощникам, определяем, выполнили ли мы учебные задачи сегодняшнего урока: мы вспомнили: какие бывают гласные звуки и что они могут сделать с согласными, учились составлять схемы с новыми звуками, узнали: какой буквой обозначаются эти звуки на письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [йа],[а]. Буква Я. Россия - родина моя"

Открытый урок обучения грамоте в 1 дополнительном классе для обучающихся с ОВЗ. Урок составлен с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ....

Презентация к уроку обучения грамоте "Звуки [Й А], [А]. Буква Я. Россия - родина моя".

Презентация к уроку содержит артикуляционную гимнастику, АМО "Инфоугадайка" для изучения новой буквы, слайды с фотографиями Малой родины обучающихся....

Россия - Родина моя. Буква Я,я.

Азбука. 1 класс .В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская...

"Россия - Родина моя. Знакомство с буквой Я"

Знакомство с гласной буквой обозначающей 2 звука....

Конспект урока "Россия - Родина моя. Звуки [й\'а], [\'а]. Буква Я я"

Конспект урока "Россия - Родина моя. Звуки [й'а], ['а]. Буква Я я"Дата проведения: 04.12.2023Класс: 1 «в»УМК: «Школа России»Тема урока: Россия - Родина моя. З...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...