План-конспект по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок по русскому языку на тему "Словари-незаменимые помощники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovari-nezamenimye_pomoshchniki.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема:
«Словари- незаменимые помощники»
Цель: Познакомить учащихся со словарями нового вида.
Задачи:
1.Формирование умения у детей пользоваться словарями.
2.Расширение словарного запаса учащихся.
3.Прививать интерес к родному языку.
Оборудование:
- 1.Словари
- 2.конверт с пословицами
- 3.Карточки с названиями словарей
- 4. Листы разного цвета с заданиями.
Ход урока
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя
Откройте, пожалуйста, тетради. Начинаем урок русского языка. На доске записана пословица. Запишите её и подумайте над её смыслом.
«Хромое слово – кривая речь» - гласит русская пословица.
Чтобы хорошо понять прочитанное, чтобы речь была не кривой, а красивой, надо знать много слов, уметь с ними обращаться.
А вы не задумывались, сколько слов в русском языке? (ответы учащихся)
Так вот, учёные предполагают, что в русском языке более 500 000 слов. Наверное, нет ни одного человека, который знал бы все эти слова. А сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с самыми умными и многознающими книгами. Они помогают нам правильно писать слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре. Без этих книг трудно обойтись школьнику и студенту, преподавателю и учёному, художнику и писателю.
Это словари. (слайд – тема урока)
3. Актуализация знаний
Запишите тему сегодняшнего урока.
С какими словарями мы уже знакомились на уроках русского языка? (Орфографический, толковый).
В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не краснеем, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки.
слайд (цитата) «Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Анатоль Франс
Перед вами словари, которые есть в нашей школьной библиотеке. (Выставка словарей, прокомментировать).
На ваших столах лежат словари уже известные вам и карточки с заданиями. Для начала мы должны угадать слово, которое нам поможет начать работу.
Внимание, на экран! (слайд – появляется алфавит)
- Что это…….? (русский алфавит)
- Как вы думаете, почему алфавит поможет нам в работе? (ответы учащихся)
- Да вы, действительно, правы.
-
4. Работа над новым материалом.
К какому словарю надо обратиться для того, чтобы правильно написать слово «АЛФАВИТ?
(К орфографическому словарю) ( слайд «орфографический словарь») (по мере ответов детей на слайде появляются название словарей)
- Вспомним («орфос»-правильный, «графос»- пишу )
- Найдите это слово в словаре, прочитайте. Проверьте (вылетает слово АЛФАВИТ)
- В орфографическом словаре мы проверяем правильность написания слова.
- Исходя из того, что («орфос» - правильный, «эпос» -речь). Что мы будем проверять в орфоэпическом словаре? (ответы учащихся)
- Что значит правильно произнесённое слово? (ответы учащихся)
- Это значит правильно поставленное ударение, правильно произнесённые звуки.
Орфоэпический словарь помогает нам в этом.
Так как же правильно АЛФАВИТ или АЛФАВИТ? ---Узнайте. Проверьте. Запишите.
А для чего служит толковый словарь? (ответы)
Теперь давайте заглянем в толковый словарь (вылетает название «толковый словарь») и найдём толкование слова АЛФАВИТ
Проверьте (вылетает толкование слова). Запишите.
А как вы думаете можно ли подобрать синонимы к слову «Алфавит»? Если заглянуть в словарь синонимов, выясняется, что это АЗБУКА
«Азбука»
Правильно. Запишите это слово.
Пользуясь словарём пословиц и поговорок можно подобрать пословицы к слову алфавит и азбука (слайд).
-Азбука к мудрости ступенька. Аз да буки избавят нас от скуки.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы. –
На следующей строчке запишите эту пословицу.
5. Физминутка
6.Рефлексия.
На каждой парте помимо словарей, есть карточки с названиями словарей (на карточках определённого цвета написаны названия словарей, это позволяет провести фронтальную проверку)
Попробуйте правильно ответить на вопросы, посовещайтесь (слайд)
Каким словарём будете пользоваться, если:
- Только затрудняетесь в написании какого-либо слова (орфографический словарь).
- Вам нужно узнать толкование, какого либо слова (толковый словарь).
- Вам нужно узнать, как правильно ставится ударение, произносится слово (орфоэпический словарь).
- Вам нужно объяснить смысл той или иной пословицы (словарь пословиц и поговорок).
7.
А теперь ещё раз давайте вспомним алфавит. Возьмите листок голубого цвета. Переверните его (детям предлагается алфавит с пропущенной буквой).
Среди 33 букв алфавита, помещённых в круг, одна пропущена. ( слайд) Какая? Впишите её в свободный фрагмент. Посовещайтесь. Проверьте. (слайд)
Вам предлагаются слова, пользуясь словарём, нужно правильно записать, поставить ударение и произнести эти слова. ( слайд)
Работу будем выполнять в группах
- Звонит
- Документ
- Квартал
- Диалог
При выполнении задания воспользуйтесь сигнальной карточкой. Проверьте.
8.Физминутка
9. Что такое синонимы
Найдите в словаре синонимы слова.
Запишите эти слова.
На уроках мы часто разбираем слова по составу. На помощь к нам придёт словообразовательный словарь.
Найдите однокоренные слова к словам город, игра, земля, мороз, весна
10. Работа в группах - Предлагаю выполнить следующее задание
У вас в конверте находятся слова, из которых надо составить пословицу.
1 группа
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь
2 группа
Лучше оступиться, чем оговориться
3 группа
Умные речи приятно и слушать
Проверим( слайд)
-Воспользуйтесь словарём пословиц и поговорок. Пролистайте его и подумайте, как можно найти значение той или иной пословицы (ответы). Каков смысл ваших пословиц? Узнайте. Зачитайте по словарю. Запишите эти пословицы в тетрадь.
11. Итог
-Давайте подведём итог нашего урока.
Что нового сегодня узнали на уроке?
С чем познакомились?
Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с некоторыми из них. Научившись пользоваться словарями ,вы обязательно полюбите их и согласитесь с С.Я.Маршаком ( слайд)
Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
(слайд) (запись домашнего задания на слайде)
Домашнее задание.
12. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
План- конспект урока по русскому языку во 2 классе.
План- конспект урока по русскому языку во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой по теме " Правописание жи-ши" . В конспекте представлены задания для закрепления и проверки правописания орфогр...
план- конспект урока по русскому языку в соответствии с ФГОС 2-го поколения
Урок по русскому языку , проводимый в первом классе по теме " Устная и письменная речь" по УМК " Школа России" был разработан в соответствии с ФГОС второго поколения. здесь хорошо прослеживаются крите...
План конспект урока по русскому языку 2 класс (по ФГОС) на тему "Род имени существительного"
Конспект урока по ФГОС в виде презентации с подробным описанием предметных, метапредметных и личностных целей и УУД....
План-конспект урока по русскому языку 3 класс
План-конспект урока по русскому языку. Базовый учебник Рамзаева Т.Г. 3 класс с применением ЭОР по теме "Упражнение в проверке безударных гласных. . На данном уроке закрепляется и обобщается прав...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....