Технологическая карта урока Обучение грамоте 1 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
1 | Тип урока | Урок открытия нового знания |
2 | Класс | 1 |
3 | Тема | «Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. |
4 | Образовательная программа, автор | Школа России; В.Г. Горецкий «Азбука», |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | Букварный период |
6. | Цель урока | Способствовать формированию умения плавного слогового чтения с переходом на слова, предложений и коротких текстов с новой буквой. |
7. | Задачи | Образовательные: познакомить со звуком [ч’],и буквой Ч,ч , отработать умение характеризовать звуки, находить сходства и различия. Развивающие: развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи, развивать умение рассуждать, развивать мышление, речь, память и внимание, навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля; умение анализировать и обобщать, умение рассуждать. Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности и самостоятельности воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку; воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения; воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества, воспитывать уверенность в себе и своих знаниях |
8 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | Здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, информационно-коммуникативные технологии, ,технология критического мышления. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_timuhina.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта урока в соответствии с ФГОС
ФИО Тимухина Мария Егоровна
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
_________ (_______________) __________
«__11_»_января__________2022 г
1 | Тип урока | Урок открытия нового знания |
2 | Класс | 1 |
3 | Тема | «Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. |
4 | Образовательная программа, автор | Школа России; В.Г. Горецкий «Азбука», |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | Букварный период |
6. | Цель урока | Способствовать формированию умения плавного слогового чтения с переходом на слова, предложений и коротких текстов с новой буквой. |
7. | Задачи | Образовательные: познакомить со звуком [ч’],и буквой Ч,ч , отработать умение характеризовать звуки, находить сходства и различия. Развивающие: развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи, развивать умение рассуждать, развивать мышление, речь, память и внимание, навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля; умение анализировать и обобщать, умение рассуждать. Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности и самостоятельности воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку; воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения; воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества, воспитывать уверенность в себе и своих знаниях |
8 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | Здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, информационно-коммуникативные технологии, ,технология критического мышления. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | |||
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | |||||||
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | объяснительно-иллюстративный, прием "Оратор" | Друзья мои! Я очень рада - Ребята, за 1 минуту убедите меня в том, что читать хорошо, быстро, выразительно просто необходимо в жизни (прием "Оратор"). Но еще очень важная сторона чтения - это умение размышлять над прочитанным. - Как вы понимаете выражение «Чтение без размышления – пустое развлечение»? ИЛИ - Делу время, потехе час. Что значит пословица? Как она относится к нашему уроку? Может ли стать девизом нашего урока? | Учащиеся психологически настраиваются на учебную деятельность, на совместную работу с товарищами, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе. - Да, очень важно уметь хорошо, быстро, выразительно читать.
Важно не только прочитать текст, но и понять, что хотел донести до читателя автор. | И ф | Оценка учителя | Представление о значимости языка и речи в жизни человека | П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Р: формирование способности к организации своей деятельности; К:оформлять свои мысли в устной форме. | выражать положительное отношение к учебному процессу. Интерес к языковой деятельности. | |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Репродуктивный метод , прием мозговой штурм. Игра «Буква заблудилась» | 1. Речевая разминка ГРАЧ - Посмотрите на ленту букв. Назовите буквы, с которыми мы уже познакомились на уроках обучения грамоте. Игра « Буква заблудилась». Ребята у вас на партах карточки с буквами и два конверта- домика – синий и красный. - Жили – были буквы. Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал дождик и буквы побежали в домики.( дети ставят букву в нужный домик) - Давайте проверим, правильно ли они нашли свой домик? Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они – гласные или согласные? Почему? Какие буквы живут в синем домике? Почему? - а, о, у ,ы, и ,н, с - Где спрятался звук и буква Ч? 1) Отгадайте загадку: Этот милый странный душка Безымянною игрушкой Был когда-то в магазине, Сказки ждал он на витрине. И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной. Ты меня, малыш послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены… ( Чебурашка.) - Чебурашка приглашает нас в гости к Мудрой Черепашке на праздник «День рождения буквы». - Определите, у какой буквы сегодня день рождение? - На предметных картинках: чайник,чашки,мяч,свеча.очки. - Назовите предметы, какой звук повторяется? ). Учитель. Молодцы! Научились узнавать букву ч, звук [ч’]. А для чего мы познакомились с буквой Ч? | В красном домике живу: - а, о, у, ы, и -Гласные. Гласные образуются только при помощи голоса(Когда их произносят, у звука нет никаких преград, звук тянется, поется) - В синем домике живут согласные буквы – н,с - Согласные образуются при помощи шума(глухие) или голоса и шума (звонкие). Отгадывают загадку Ученики должны назвать слова и сказать, что повторяется звук [ч’]. Учащиеся совместно с учителем рассматривают страницы учебника и знакомятся с новым материалом. | Ф Ф И Ф | Карточки | Самооценка при помощи сигнальных карточек Взаимопроверка | Представление о понятиях и правилах фонетики. | П.-общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); перерабатывать ранее полученную информацию. | вызвать желание у детей работать, настроить на трудовую деятельность, развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места. К-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации. |
3. Этап выявления места и причины затруднения | постановка цели урока. организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | Проблемное изложение | - Какие затруднения у вас появились? - В чем вы испытали затруднение? 1) Открывает файл с днем рождения Чебурашки Задает вопросы:
Предлагает произнести звук [ч’] хором.
2) Предлагает по заданным свойствам отгадать слово и выполнить его звуко-буквенный анализ (модель слова):
Контролирует выполнение работы, организует проверку выполнения задания. | - Не знаем правильного названия буквы, не знаем, какие звуки она обозначает. Ученики предлагают варианты ответа на вопрос | Ф | Мультимедийный проектор | Оценка учителя | Практические умения работать с языковыми единицами | П- Осуществляют анализ с выделением существенных признаков. Р- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррек-тивы К- принимать участие в диалоге | Формирование учебно-познавательного интереса. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | организация учащихся по исследованию проблемной ситуации, выбор способа и средств их реализации | Проблемное изложение | - Какова цель нашего урока? Какова тема нашего урока? - Построим план наших действий. (Как будем действовать). 2)Предлагает прокомментировать модель слова чай и обозначить звуки буквами. Создаёт проблемную ситуацию: чай ? чяй? Кто прав? 3) Предлагает проверить предположения, проведя работу со слогами ча, чу, чи, че, чё в букваре а) Организует проверку выполнения задания с использованием средств обратной связи. б) Предлагает прочитать слоги, написанные синим цветом и понаблюдать за произношением согласного звука в этих слогах. Подводит обучающихся к выводу, что звук [ч’] - всегда мягкий. 4) Подводит обучающихся к выводу об орфограмме ча - чу
Акцентирует внимание детей на запоминание новой орфограммы (через сказку), помещает на доску карточки ча - чу Теперь мы можем решить нашу проблему? Кто же прав? (Убирает знак вопроса). - И на сегодняшнем уроке вы вначале потренируетесь в выделении нового звука в речи. - А после этого будете учиться читать слоги с изученной буквой. | Цель: Познакомиться с новыми звуками и буквой, которая эти звуки обозначает; учиться читать слоги с новой буквой Пробуют доказать свою точку зрения Комментируют, предлагают свои варианты ответов, рефлексируют. | Ф |
| Оценка учителя | представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, | Р- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи | Формирование уважительного отношения к иному мне-нию, |
5.Этап реализации построенного проекта | Разрешение интеллектуального затруднения - нахождение ответа на проблемный вопрос. | Словесный. Наглядный. Практический. Беседа.. Объяснение учителя. Деятельностный подход. объяснительно-иллюстративный | 1) Организует работу в тетради для печатания а) - На что похожа буква ч? Читает стихотворение. б) Произносит слова: чудеса, свеча, учу. Организует проверку выполнения задания по эталону, побуждает к выполнению самооценки Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Организует работу со словами в столбиках на с. 132 а) Предлагает прочитать слова в столбиках про себя и отметить (v) слова, значение которых непонятно. Предлагает индивидуальное ,дополнительное задание для мотивированных обучающихся: найти значение слова в толковом словаре (дифференциация по объёму и по уровню трудности). чудак чуткий чумазый чернила чернильница чаша качалка Организует объяснение лексического значения слов. б) Организует выборочное чтение сначала с буквосочетанием ча, а потом чу. в) Организует учебное исследование для выделения понятия однокоренные слова (работа в парах). Посоветуйтесь в парах и в словах 3-его ряда подчеркните однокоренные слова к слову чай. Организует проверку выполнения задания по эталону. Почему эти слова являются однокоренными? Побуждает к выполнению самооценки.
Физминутка Тик – так, тик – так. Все часы идут вот так. Тик – так, тик – так. Смотри скорей, который час: Тик – так, тик – так, тик – так. Налево раз, направо раз. Мы тоже можем так. Тик – так, тик – так, тик – так. |
-Звук согласный глухой твердый -За буквой «к» в слове стоит гласная буква «о» Твердый согласный звук мы будем обозначать на схеме синим цветом. Анализируют. Осуществляют классификацию по заданным критериям. Строят высказывание, контролируют. | Ф Ф П | Картинки Учебник | Оценка учителя
| П- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; Р- Преобразовывают практическую задачу в учебную. П- Осуществляют синтез как составление целого из частей. П - Осуществляют анализ по заданным критериям. Р- Принимают и сохраняют учебную задачу. | ||
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | выявление проблемы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов | репродуктивный | 2.Работа по учебнику. Организует работу с текстом 1. Работа с текстом до чтения. - Кого называют почемучкой? Побуждает к прогнозированию содержания текста по заглавию и иллюстрации.
2. Работа с текстом во время чтения. а) Предлагает проверить свои предположения Фиксирует внимание обучающихся на расхождение в написании и произношении слова (что).
б) Организует проверку первичного восприятия текста
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи. Побуждает к высказыванию своего мнения. -А как называют людей, кто хочет много знать? Фиксирует внимание обучающихся на лексическом значении слов: любопытный и любознательный. -А как называют того, кто хочет много знать? -А любопытный и любознательный – это одно и то же? Побуждает к высказыванию своего мнения.
Предлагает доказать словами текста. 3. Работа с текстом после чтения. . Организует творческую деятельность обучающихся (И.Д.). Предлагает несколько книг.
Мотивирует на поиск информации, рекомендует для прочтения энциклопедии. Предлагает творческое домашнее задание по желанию.
Контролирует степень выполнения плана урока. 5) Работа в группах. - У вас на партах карточки. Нужно отгадать загадку и составить звуковую схему к отгадке. 1 группа: Когда лежу на месте, Не раскрывая рта, Во мне, скажу по чести, Такая пустота! Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть Дорожные предметы. В мою большую пасть. ( Чемодан.) 2 группа: Маленький и горький, луку брат. ( Чеснок.) 3 группа: Мой хвост не отличишь от головы, Меня всегда в земле найдете вы. ( Червяк.) 4 группа: Ранним утром ей не спится: Очень хочется трудиться Вот и меду принесла Работящая (пчела.) - Проверка схем. - Найдите схему своей отгадки на доске и соединим ее с картинкой.( в программе смарт) Мне очень понравилось как вы отвечали. Давайте прочитаем скороговорку. « Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая». - Прочитаем радостно, с вопросительной интонацией, тихо. | Отвечают на вопросы, строят высказывание. Подбирают слова. Находят сходства (буквы ч с цифрой 4), печатают букву ч цветными ручками. Обводят нужное буквосочетание чу — ча. Осуществляют самопроверку по эталону, выполняют самооценку. Определяют место для буквы ч в домике для согласных звуков на зеленом этаже. Осуществляют самопроверку. Называют признаки однокоренных слов. Выполняют самооценку. Рассматривают иллюстрацию и читают заглавие текста. Высказывают своё мнение. Высказывают свои предположения. Проверяют свои предположения во время чтения текста беглочитающими обучающимися. Высказывают своё мнение. Отвечают на вопрос учителя. Выполняют анализ текста: высказывают своё мнение; работают над лексическим значением слов; отвечают на вопросы учителя; выбирают и зачитывают предложения. Формулируют конечный результат своей работы над текстом. | Ф Г | учебник | Оценка учителя | Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний | Р - Принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. | |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Умение найти решение учащимися учебной задачи с помощью выбранного метода | репродуктивный | А сейчас поработайте в паре. - У вас на столе конверты. Для Чебурашки з элементов составьте заглавную и строчную буквы Ч ч. ПРОВЕРКА: Сравните с образцом в учебнике. - Чебурашке очень понравились ваши буквы. - Если вы выполнили правильно, покажите зеленый кружок, который лежит у вас на столе, если не получилось выполнить задание – красный. - Какую тайну расскажем Чебурашке на этом этапе? - Оцените свою работу на этом этапе при помощи светофоров | ку -па -ки | П | Взаимопроверка | Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний | Р проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности
принимать участие в работе | ||
8.Этап включения в систему знаний и повторения | Умение найти решение учащимися учебной задачи с помощью выбранного метода. | репродуктивный объяснительно-иллюстративный |
Давайте попробуем почитать слоги на этих часах. 1 раз за учителем, 2 раз с интонацией: -радостно, -с удивлением, - пропеть, -с грустью, с вопросом
- Посмотрите, на циферблате нет букв Я и Ю. Как думаете, почему? Да потому, что они поссорились. Вот послушайте. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. – А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. – С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У. (На доске таблицы ЧА и ЧУ). Чтобы лучше запомнить правило, как писать ча – чу выучим стихотворение: В сочетаниях ча Пишем только букву А! В сочетаниях чу Пишем только букву У.
- Придумайте слова со слогами ЧА , ЧУ. Прочитайте их на наших часиках. | Составляют слова и предложение в кассе букв. Анализируют, строят высказывание, слушают, контролируют. | взаимооценка | Р- Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют пошаговый контроль, оценивают правильность выполнения. | ||||
9.Этап рефлексии УД на уроке | -Итак, с какой новой буквой познакомились? -Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ч ч». -Чему научились на уроке? -Что было интересно, трудно? -За что можете себя похвалить? Теперь сможем? - Достигли ли цели? - Урок окончен! | - Буква Ч обозначает согласный мягкий глухой звук [ч']. Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока -Мне удалось... -Я могу похвалить... -Я недостаточно... -Я старался... Оценивают работу, высказывают своё мнение | Ф | Оценка учителя. самооценка | представление о значимости языка и речи в жизни людей | К- Формулируют собственное мнение. П делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | интереса к языковой и речевой деятельности; |
Методы по Лернеру и Скаткину:
- объяснительно-иллюстративный: учитель сообщает готовую информацию разными средствами (рассказ, лекция, работа с учебником, объяснение правила)
- репродуктивный: восприятие учеником учебных действий по определённому алгоритму. Используется для приобретения умений и навыков.
- метод проблемного изложения материала: дается противоречивый материал, который нужно сравнить и сделать выводы.
- Частично -поисковой: учитель дробит информацию на небольшие проблемные вопросы, а ученик пошагово осуществляет поиск решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку
Решение задач на движение в противоположных направлениях....
Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55
Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55Форма ведения урока по ФГОС НОООбъяснительно-иллюстративный урокУрок Повторения и...
Технологическая карта урока математики 2 класс Школа России
урок математики по программе "Школа России" 2 класс урок закрепления...
Технологическая карта урока ИЗО 2 класс Школа России
урок изо Тема:" В мире сказочных героев"...
Технологическая карта урока математики.2 класс. "Школа Россиии"
Технологическая карта урока математики. 2 класс, УМК "Школа России". Тема "Текстовые задачи,раскрывающие смысл действия умножения"....
Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России) «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»
Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России) «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»...
Технологическая карта урока обучения письму (УМК Школа России) «Письмо строчной и заглавной буквы Ё»
Технологическая карта урока обучения письму (УМК Школа России) «Письмо строчной и заглавной буквы Ё»...