Технологическая карта урока Обучение грамоте 1 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Мария Егоровна Тимухина

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

2

Класс

1

3

Тема

«Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

4

Образовательная программа, автор

Школа России; В.Г. Горецкий «Азбука»,

5

Определение места урока в изучаемой теме,  разделе, курсе

Букварный период

6.

Цель  урока

Способствовать формированию умения  плавного слогового чтения с переходом на слова, предложений и коротких текстов с новой буквой.

7.

Задачи

Образовательные: познакомить со звуком [ч’],и буквой Ч,ч , отработать умение характеризовать звуки, находить сходства и различия.

Развивающие: развивать  фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи, развивать умение рассуждать, развивать мышление, речь, память и внимание, навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля; умение анализировать и обобщать, умение рассуждать. Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности и самостоятельности воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку; воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения; воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества, воспитывать уверенность в себе и своих знаниях

8

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Здоровьесберегающие технологии,  технология развивающего обучения, информационно-коммуникативные технологии, ,технология критического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_timuhina.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта урока в соответствии с ФГОС

 ФИО Тимухина Мария Егоровна

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

_________  (_______________)                                                                                                                                   __________

        «__11_»_января__________2022 г                                                                                                                                                  

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

2

Класс

1

3

Тема

«Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

4

Образовательная программа, автор

Школа России; В.Г. Горецкий «Азбука»,

5

Определение места урока в изучаемой теме,  разделе, курсе

Букварный период

6.

Цель  урока

Способствовать формированию умения  плавного слогового чтения с переходом на слова, предложений и коротких текстов с новой буквой.

7.

Задачи

Образовательные: познакомить со звуком [ч’],и буквой Ч,ч , отработать умение характеризовать звуки, находить сходства и различия.

Развивающие: развивать  фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи, развивать умение рассуждать, развивать мышление, речь, память и внимание, навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля; умение анализировать и обобщать, умение рассуждать. Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности и самостоятельности воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку; воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения; воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества, воспитывать уверенность в себе и своих знаниях

8

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Здоровьесберегающие технологии,  технология развивающего обучения, информационно-коммуникативные технологии, ,технология критического мышления.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

объяснительно-иллюстративный, прием "Оратор"

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Пускай сегодня наша встреча
Оставит след в душе у вас.
Общенье, радость и познанье
Пусть вам подарит наш урок.

- Ребята, за 1 минуту убедите меня в том, что читать хорошо, быстро, выразительно просто необходимо в жизни (прием "Оратор").

Но еще очень важная сторона чтения - это умение размышлять над прочитанным.

- Как вы понимаете выражение «Чтение без размышления – пустое развлечение»?

ИЛИ

- Делу время, потехе час.

Что значит пословица? Как она относится к нашему уроку? Может ли стать девизом нашего урока?

Учащиеся психологически настраиваются на учебную деятельность, на совместную работу с товарищами, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

- Да, очень важно уметь хорошо, быстро, выразительно читать.

 

Важно не только прочитать текст, но и понять, что хотел донести до читателя автор.

И

ф

Оценка учителя

Представление о значимости языка и речи в жизни человека

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Р: формирование способности к организации своей деятельности;

К:оформлять свои мысли в устной форме.

выражать положительное отношение к учебному процессу.

Интерес к языковой деятельности.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Репродуктивный метод ,

прием мозговой штурм.

Игра «Буква заблудилась»

1. Речевая разминка

ГРАЧ
Ач-ач-ач - по полю ходит грач.
Оч-оч-оч - ходит день и ходит ночь.
Еч-еч-еч - он ведет такую речь.
Уч-уч-уч - не боюсь я туч. 

- Посмотрите на ленту букв. Назовите буквы, с которыми мы уже познакомились на уроках обучения грамоте.

Игра « Буква заблудилась».

Ребята у вас на партах  карточки с буквами и два конверта-  домика – синий и красный.

- Жили – были буквы.  Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал дождик и буквы побежали в домики.( дети ставят букву в нужный домик)

- Давайте проверим, правильно ли они нашли свой домик?

Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они – гласные или согласные? Почему?

Какие буквы живут в синем домике? Почему?

- а, о, у ,ы, и ,н, с

- Где спрятался звук и буква Ч?

1) Отгадайте загадку:

Этот милый странный душка

Безымянною игрушкой

Был когда-то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным

Своей сказкою чудесной.

Ты меня, малыш послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

Друга Гены… ( Чебурашка.)

- Чебурашка приглашает нас в гости к Мудрой Черепашке на праздник «День рождения буквы».

- Определите, у какой буквы сегодня день рождение?

- На предметных картинках: чайник,чашки,мяч,свеча.очки.

- Назовите предметы, какой звук повторяется?

).

 Учитель.

Молодцы! Научились узнавать букву ч, звук  [ч’]. А для чего мы познакомились с буквой Ч?

В красном домике живу:

а, о, у, ы, и

-Гласные.

Гласные образуются только при помощи голоса(Когда их произносят, у звука нет никаких преград, звук тянется, поется)

- В синем домике живут согласные буквы – н,с

- Согласные образуются при помощи шума(глухие) или голоса и шума (звонкие).

Отгадывают загадку

Ученики должны назвать слова и сказать, что повторяется звук [ч’].

Учащиеся совместно с учителем рассматривают страницы учебника и знакомятся с новым материалом.

Ф

Ф

И

Ф

Карточки

Самооценка при помощи сигнальных карточек

Взаимопроверка

Представление о понятиях и правилах фонетики.

П.-общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); перерабатывать ранее полученную информацию.

вызвать желание у детей работать,

настроить на трудовую деятельность, развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места.

К-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации.

3. Этап выявления места и причины затруднения

постановка цели урока.

организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Проблемное изложение

- Какие затруднения у вас появились?

- В чем вы испытали затруднение?

1) Открывает файл с днем рождения Чебурашки

Задает вопросы:

  • Кого Чебурашка пригласил на день рождения?
  • Почему именно их?

Предлагает произнести звук [ч’] хором.

  • Какой же этот звук: гласный или согласный?
  • Докажите.

2) Предлагает по заданным свойствам отгадать слово и выполнить его звуко-буквенный анализ (модель слова):

  • Он сладкий, коричневого цвета, ароматный, горячий...

Контролирует выполнение работы, организует проверку выполнения задания.

- Не знаем правильного названия буквы, не знаем, какие звуки она обозначает.

Ученики предлагают варианты ответа на вопрос

Ф

Мультимедийный проектор

Оценка учителя

Практические  умения  работать  с  языковыми  единицами

П- Осуществляют анализ с выделением существенных признаков.

Р- оценивать   совместно   с   учителем   или   одноклассниками   результат  своих  действий,  вносить  соответствующие  коррек-тивы

К-

принимать  участие  в  диалоге

Формирование учебно-познавательного интереса.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

организация учащихся по исследованию проблемной ситуации,

выбор способа и средств их реализации

Проблемное изложение

- Какова цель нашего урока?

Какова тема нашего урока?

- Построим план наших действий. (Как будем действовать).

2)Предлагает прокомментировать модель слова чай и обозначить звуки буквами.

Создаёт проблемную ситуацию:

чай  ? чяй?

Кто прав?

3) Предлагает проверить предположения, проведя работу со слогами ча, чу, чи, че, чё в букваре

а) Организует проверку выполнения задания с использованием средств обратной связи.

б) Предлагает прочитать слоги, написанные синим цветом и понаблюдать за произношением согласного звука в этих слогах.

Подводит обучающихся к выводу, что звук [ч’] - всегда мягкий.

4) Подводит обучающихся к выводу об орфограмме ча - чу

  • Почему эти буквосочетания выделены?

Акцентирует внимание детей на запоминание новой орфограммы (через сказку), помещает на доску карточки

ча - чу

Теперь мы можем решить нашу проблему?

Кто же прав?

(Убирает знак вопроса).

- И на сегодняшнем уроке вы вначале потренируетесь в выделении нового звука в речи.

- А после этого будете учиться читать слоги с изученной буквой.

Цель: Познакомиться с новыми звуками и буквой, которая эти звуки обозначает; учиться читать слоги с новой буквой

Пробуют доказать свою точку зрения

Комментируют, предлагают свои варианты ответов, рефлексируют.

Ф

 

Оценка учителя

представление  о  некоторых  изменениях  в  системе  русского

языка и его  развитии,

Р- высказывать    своё    предположение    относительно    способов

решения  учебной  задачи

Формирование  уважительного  отношения  к  иному  мне-нию,  

5.Этап реализации построенного проекта

Разрешение интеллектуального затруднения - нахождение ответа на проблемный вопрос. 

Словесный. Наглядный. Практический. Беседа.. Объяснение учителя.

Деятельностный подход.

объяснительно-иллюстративный

1) Организует работу в тетради для печатания

а) - На что похожа буква ч?

Читает стихотворение.

б) Произносит слова: чудеса, свеча, учу.

Организует проверку выполнения задания по эталону, побуждает к выполнению самооценки

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

  • В какой домик поселим букву ч?

 Организует работу со словами в столбиках на с. 132

а) Предлагает прочитать слова в столбиках про себя и отметить (v) слова, значение

которых непонятно.

Предлагает индивидуальное ,дополнительное задание для мотивированных обучающихся: найти значение слова в толковом словаре (дифференциация по

объёму и по уровню трудности).

чудак

чуткий

чумазый

чернила

чернильница

чаша

качалка

Организует объяснение лексического значения слов.

б) Организует выборочное чтение сначала с буквосочетанием ча, а потом чу.

в) Организует учебное исследование для выделения понятия однокоренные слова (работа в парах).

Посоветуйтесь в парах и в словах 3-его ряда подчеркните однокоренные слова к слову чай.

Организует проверку выполнения задания по эталону.

Почему эти слова являются однокоренными?

Побуждает к выполнению самооценки.

 

 Физминутка

Тик – так, тик – так.

Все часы идут вот так.

Тик – так, тик – так.

Смотри скорей, который час:

Тик – так, тик – так, тик – так.

Налево раз, направо раз.

Мы тоже можем так.

Тик – так, тик – так, тик – так.

 

 

-Звук согласный глухой твердый

-За буквой «к» в слове стоит гласная буква «о»

 Твердый  согласный звук мы будем обозначать на схеме синим  цветом.

Анализируют. Осуществляют классификацию по заданным критериям. Строят высказывание, контролируют.

Ф

Ф

П

Картинки

Учебник

Оценка учителя

 

П-

целенаправленно   слушать   учителя   (одноклассников),   решая

познавательную  задачу;

Р-

Преобразовывают практическую задачу в учебную.

П-

Осуществляют синтез как составление целого из частей.

П -

Осуществляют анализ по заданным критериям.

Р-

Принимают и сохраняют учебную задачу.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

выявление проблемы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов

репродуктивный

2.Работа по учебнику.

  Организует работу с текстом

1. Работа с текстом до чтения.
Предлагает рассмотреть иллюстрацию и прочитать заглавие текста.

- Кого называют почемучкой?

Побуждает к прогнозированию содержания текста по заглавию и иллюстрации.

  • А есть ли такая буква — почемучка?
  • Как же буква может быть почемучкой

2. Работа с текстом во время чтения.

а) Предлагает проверить свои предположения

Фиксирует внимание обучающихся на расхождение в написании и произношении слова (что).

  • Что интересного вы замечаете при чтении первого слова?

б) Организует проверку первичного восприятия текста

  • Дал ли текст ответ на наш вопрос?

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

-А как называют людей, кто хочет много знать?

Фиксирует внимание обучающихся на лексическом значении слов: любопытный и любознательный.

-А как называют того, кто хочет много знать?

-А любопытный и любознательный – это одно и то же?

Побуждает к высказыванию своего мнения.

  • Как вы думаете, буква ч любопытная или любознательная?

Предлагает доказать словами текста.

3. Работа с текстом после чтения.

.

Организует творческую деятельность обучающихся (И.Д.).

Предлагает несколько книг.

  • В каких книгах буква-почемучка нашла бы ответы на множество своих вопросов?

Мотивирует на поиск информации, рекомендует для прочтения энциклопедии.

Предлагает творческое домашнее задание по желанию.

  • Какое еще задание вам предлагается к этому тексту?

Контролирует степень выполнения плана урока.

5) Работа в группах.

- У вас на партах карточки. Нужно отгадать загадку и составить звуковую схему к отгадке.

1 группа: Когда лежу на месте,

Не раскрывая рта,

Во мне, скажу по чести,

Такая пустота!

Скорей, скорей бы лето!

И люди будут класть

Дорожные предметы.

В мою большую пасть. ( Чемодан.)

2 группа: Маленький и горький, луку брат.

( Чеснок.)

3 группа: Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдете вы.

( Червяк.)

4 группа: Ранним утром ей не спится:

Очень хочется трудиться

Вот и меду принесла

Работящая (пчела.)

- Проверка схем.

- Найдите схему своей отгадки на доске и соединим ее с картинкой.( в программе смарт)

Мне очень понравилось как вы отвечали. Давайте

прочитаем скороговорку.

« Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая».

- Прочитаем радостно, с вопросительной интонацией, тихо.

Отвечают на вопросы, строят высказывание.

Подбирают слова.

Находят сходства (буквы ч с цифрой 4), печатают букву ч цветными ручками.

Обводят нужное буквосочетание чу — ча.

Осуществляют самопроверку по эталону, выполняют самооценку.

Определяют место для буквы ч в домике для согласных звуков на зеленом этаже.

Осуществляют самопроверку.

Называют признаки однокоренных слов.

Выполняют самооценку.

Рассматривают иллюстрацию и читают заглавие текста.

Высказывают своё мнение.

Высказывают свои предположения.

Проверяют свои предположения во время чтения текста беглочитающими обучающимися.

Высказывают своё мнение.

Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют анализ текста:

высказывают своё мнение;

работают над лексическим значением слов;

отвечают на вопросы учителя;

выбирают и зачитывают предложения.

Формулируют конечный результат своей работы над текстом.

Ф

Г

учебник

Оценка учителя

Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний

Р -

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Умение найти решение учащимися учебной задачи с помощью выбранного метода

репродуктивный

А сейчас поработайте в паре.

- У вас на столе конверты. Для Чебурашки з элементов составьте заглавную и строчную буквы Ч ч.

ПРОВЕРКА: Сравните с образцом в учебнике.

- Чебурашке очень понравились ваши буквы.

- Если вы выполнили правильно, покажите зеленый кружок, который лежит у вас на столе, если не получилось выполнить задание – красный.

- Какую тайну расскажем Чебурашке на этом этапе?

Оцените свою работу на этом этапе при помощи светофоров

ку

-па

-ки

П

Взаимопроверка

Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний

Р

проговаривать  вслух  последовательность  производимых

действий,  составляющих  основу  осваиваемой  деятельности


К

принимать  участие  в  работе

8.Этап включения в систему знаний и повторения

Умение найти решение учащимися учебной задачи с помощью выбранного метода.

репродуктивный

объяснительно-иллюстративный

  1. Чтение слогов с новой буквой.
  • Ребята, у нас в классе есть тоже часы, только они слоговые.

Давайте попробуем почитать слоги на этих часах.

1 раз за учителем, 2 раз с интонацией:

-радостно, -с удивлением, - пропеть, -с грустью, с вопросом


  1. Орфограмма ча, чу

Посмотрите, на циферблате нет букв Я и Ю. Как думаете, почему? Да потому, что они поссорились. Вот послушайте.

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

– А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

– С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У. (На доске таблицы ЧА и ЧУ)

Чтобы лучше запомнить правило, как писать ча – чу выучим стихотворение:

В сочетаниях ча

Пишем только букву А!

В сочетаниях чу

Пишем только букву У.

  1. Слова со слогами ЧА, ЧУ.

Придумайте слова со слогами ЧА , ЧУ. Прочитайте их на наших часиках.
















Составляют слова и предложение в кассе букв.

Анализируют, строят высказывание, слушают, контролируют.

взаимооценка

Р-

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Осуществляют пошаговый контроль, оценивают правильность выполнения.

9.Этап рефлексии УД на уроке

-Итак, с какой новой буквой познакомились?

-Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ч ч».

-Чему научились на уроке?

-Что было интересно, трудно?

-За что можете себя похвалить?

Теперь сможем?

- Достигли ли цели?

- Урок окончен!

- Буква Ч обозначает согласный мягкий  глухой звук [ч']. Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока

-Мне удалось...

-Я могу похвалить...

-Я недостаточно...

-Я старался... Оценивают работу, высказывают своё мнение

Ф

Оценка учителя.

самооценка

представление  о  значимости  языка и  речи  в  жизни людей

К-

Формулируют собственное мнение.

П

делать  выводы  в  результате  совместной  работы  класса  и  учителя

интереса  к  языковой  и  речевой  деятельности;

Методы по Лернеру и Скаткину:

  1. объяснительно-иллюстративный: учитель сообщает готовую информацию разными средствами (рассказ, лекция, работа с учебником, объяснение правила)
  2. репродуктивный: восприятие учеником учебных действий по определённому алгоритму. Используется для приобретения умений и навыков.
  3. метод проблемного изложения материала: дается противоречивый материал, который нужно сравнить и сделать выводы.
  4. Частично -поисковой: учитель дробит информацию на небольшие проблемные вопросы, а ученик пошагово осуществляет поиск решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55

Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55Форма ведения урока по ФГОС НОООбъяснительно-иллюстративный урокУрок Повторения и...

Технологическая карта урока математики 2 класс Школа России

урок математики по программе "Школа России" 2 класс  урок закрепления...

Технологическая карта урока ИЗО 2 класс Школа России

урок изо  Тема:" В мире сказочных героев"...

Технологическая карта урока математики.2 класс. "Школа Россиии"

Технологическая карта урока математики. 2 класс, УМК "Школа России". Тема "Текстовые задачи,раскрывающие смысл действия умножения"....

Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России) «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»

Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России)  «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»...

Технологическая карта урока обучения письму (УМК Школа России) «Письмо строчной и заглавной буквы Ё»

Технологическая карта урока обучения письму (УМК Школа России) «Письмо строчной и заглавной буквы Ё»...