Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_pk_3_klass_russkiy_shamaeva_o.r_2014-2015.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Утверждаю______________
Г.И. Серегина
методист платных курсов
«___»____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу «Мой могучий русский язык»
Класс ___3_________________________________________________________
Учитель __________________Шамаева Ольга Радионовна
Планирование составлено на основе рабочей программы С.Н.Ивановой «Секреты русского языка» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/04/22/rabochaya-programma-fakultativa-sekrety-russkogo-yazyka
Пояснительная записка
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.
Необходимость проведения внеклассной работы диктуется , однако, не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Цели внеклассной работы шире, а именно: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала; содействовать развитию речи детей; совершенствовать у них навыки лингвистического анализа; повышать уровень языкового развития; воспитывать интерес к предмету. Внеклассные занятия с младшими школьниками важны и для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.
Новая программа по русскому языку обращает пристальное внимание учителя на все стороны языка. Большее значение придаётся словарной (лексической) работе. Программа рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане. Внеклассные занятия ориентируют ученика на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая внеклассные занятия с уроками русского языка и чтения, обогатить знания детей о слове.
Внеклассные занятия раскрывают полнее значение русского языка в жизни народов нашей страны, о его богатстве, о самых дорогих словах. Мысль о богатстве и красоте русского слова, о необходимости бережного отношения к нему проводится на протяжении всех занятий.
Внеклассные занятия по русскому языку строятся на основе занимательности, которая способна возбудить у школьников непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний. Задания привлекают своей необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановке, без чего невозможно активное усвоение материала. Активная заинтересованность учеников может быть вызвана использованием различных видов внеклассных занятий, например: игры- соревнования, устные журналы, КВН-ы, олимпиады. Общим для всех видов внеклассных занятий является то, что в каждом из них ученики получают возможность решать посильные задачи, выполнять элементарные стилистические упражнения, проводить систематические наблюдения над языковыми фактами.
При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющих более успешно осуществлять задачи воспитания школьников.
Внеклассная работа по русскому языку имеет большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника. Игра – эффективное средство закрепления и проверки знаний учащихся, полученных на уроках. Она помогает повысить интерес к урокам русского языка.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Особенно остро этот вопрос стоит на начальном этапе обучения, когда маленький школьник только начинает познавать окружающий мир и себя в этом мире; только начинает знакомиться с многообразием и красотой родного языка; пытается осмыслить свое место в родной культуре.
Актуальность данной программы заключается в предоставлении возможности каждому ученику прикоснуться к миру русского слова.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: учащиеся 3 класса.
Цель программы:
корректировка и актуализация знаний по орфографии, пунктуации, грамматике и орфоэпии, знакомство с закономерностями речевого процесса.
Задачи программы:
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- совершенствовать навыки лингвистического анализа;
- формировать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
- воспитывать интерес и потребность к изучению тайн русского языка;
- выработать у учащихся языковое чутьё;
- формирование системного представления о нормах современного русского литературного языка.
Занятия строятся на основе занимательности. Практический материал для наблюдения над словом содержит проблемную задачу. Обилие трудных заданий, не используемых на обычных уроках, привлекают учащихся новизной, необычностью, нестандартностью, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки.
Организация такого вида занятий позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.
Требования к организации процесса:
- ориентация на самостоятельную работу учащихся;
- использование исследовательского подхода;
- развитие и поддержка в работе творческого начала.
В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты:культурологический, системный, личностно-деятельностный, компетентностный.
Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно-ценностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры
Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды в рамках реализации про граммы в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов), в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.
Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности как основы самореализации, самосовершенствования и создание условий для личностного развития ребёнка. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д.), а в конечном итоге — модели грамотной речевой деятельности.
Компетентностный подход преимущественно ориентирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех её проявлениях.
Методы и формы обучения:
- метод сообщения знаний в готовом виде (в методической литературе встречается и второе название этого метода — догматический) ориентирован на рецептивную деятельность учащихся;
- метод эвристической беседы, или метод наблюдения;
- метод закрепления введенных знаний основывается на репродуктивной деятельности учащихся;
- игровой метод.
Формы проведения занятий
- практические занятия с применением занимательных игр;
- игровые занятия по развитию речи и пополнению словарного запаса детей;
- орфографический и лексический анализ текстов художественной литературы;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- урок- викторина;
- беседа.
Новые педагогические технологии
- Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
- Игровые технологии
- Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)
Инструментарий для оценивания:
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Способы контроля:
- текущий;
- итоговый;
- индивидуальный.
Программа рассчитана на 6 месяцев с проведением занятий 2 раза в неделю (8 часов в месяц), продолжительность одного занятия 40 минут. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к изучению языка;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- пользоваться словарями;
- находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выв оды в результате совместной с учителем работы;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
Необходимые для реализации курса ресурсы:
Дидактические материалы:
- дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.);
- задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого; задания с проблемными вопросами; задания на развитие воображения и творчества; экспериментальные задания.
Материальные ресурсы:
- компьютер
- электронная доска
- мультимедийное оборудование
- принтер
Утверждаю______________
Г.И. Серегина
Методист платных курсов
«___»____________2014 г.
Календарно – тематическое планирование курса «Мой могучий русский язык»
3 класс
Учитель: Шамаева Ольга Радионовна
НОЯБРЬ | |||
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Форма контроля |
1 | Секреты орфографии и грамматики. | 1 | Словарная работа |
2 | Виды орфограмм: проверяемые, непроверяемые. | 1 | Словарная работа |
3 | Учимся работать над тестами. | 1 | Тестовая работа |
4-5 | Суффиксы- труженики. | 2 | Словарная работа |
6-7 | Строим слово заново и снова. Значение приставок. | 2 | Словарная работа |
8 | Игра «Веселая грамматика» | 1 | Словарная работа |
Итого | 8 часов | ||
ДЕКАБРЬ | |||
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Форма контроля |
1 | Конец - делу венец. Окончание слова. | 1 | Нахождение в словах изученных орфограмм |
2 | Разбор слова по составу. | 1 | Словарная работа |
3 | Знакомство с фонетикой. Звуко-буквенный разбор слова. | 1 | Словарная работа |
4 | Учимся работать над тестами. | 1 | Тестовая работа |
5 | Остров ошибок. Анализ текста. | 1 | Составление рассказа, работа с толковым словарем |
6 | В царстве правил. Правописание корней. | 1 | Работа с книгами, списывание, постановка вопросов к словам |
7 | В царстве правил. Правописание суффиксов. | 1 | Работа с книгами, списывание, постановка вопросов к словам |
8 | В царстве правил. Правописание приставок. | 1 | Работа с книгами, списывание, постановка вопросов к словам |
Итого | 8 часов | ||
ФЕВРАЛЬ | |||
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Форма контроля |
1 | Учимся различать приставки и предлоги. | 1 | Тестовая работа |
2 | Слово о словарях. Типы словарей в русском языке. | 1 | Работа со словарями |
3 | Как найти слово в словаре? | 1 | Слова с безударными гласными и парными согласными |
4 | Учимся работать над тестами. | Тестовая работа | |
5 | Слова-родственники. Правописание корней. | 1 | Работа со словарными словами |
6 | Слова-близнецы (омонимы). | 1 | Словарная работа |
7 | Слова-друзья (синонимы). | 1 | Словарная работа |
8 | Антонимы. | 1 | Словарная работа |
Итого | 8 часов | ||
МАРТ | |||
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Форма контроля |
1-2 | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. | 2 | Словарная работа |
3 | Виды текстов. Составление плана текста. | 1 | Составление рассказа на заданную тему |
4 | Учимся писать изложение. | 1 | Составление рассказа на заданную тему |
5 | Виды сочинений. Учимся писать сочинение- повествование. | 1 | Составление рассказа на заданную тему |
6 | Виды сочинений. Учимся писать сочинение- описание. | 1 | Составление рассказа на заданную тему |
7 | Виды сочинений. Учимся писать сочинение- рассуждение. | 1 | Составление рассказа на заданную тему |
8 | Викторина. | 1 |
Список литературы:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”, «Миша», «Смекалочка».
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
http://www.budurada.ru/?show_aux_page=37
http://zanimatika.narod.ru/Book3.htm
http://fedoseevaln.ucoz.ru/index/ljuboznajka/0-16
http://www.razumniki.ru/anagramma.html
http://www.potehechas.ru/crossword/filword.shtml
http://www.scancross.ru/detscansfoto.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России" 1 класс
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка".Программа "Школа России", 1 класс....
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 2 класс.
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 2 класс....
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 3 класс
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по курсу русский язык 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. Используемый УМК:Учебник: Э.В. Якубовская, Я.В Коршунова «Русский язык». 2 класс. Учебник для общеобразовательных орган...
Рабочая программа по курсу русский язык 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Общая характеристика учебного предметаРусский язык в классах с ОВЗ VIII вида является одним из основных учебных предметов, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьног...