Дифференциация букв «Г, г» - «К, к».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Цель: научить различать звуки [к] и [г] по звонкости-глухости, проводить звуковой анализ слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_bukv_g_g_-_k_k.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов

Конспект урока обучения грамоте в 1 «В» классе.

Тема: Дифференциация букв «Г, г» - «К, к».

                                                                                                         

                                          Выполнила:

Воронова Анастасия Сергеевна

г. Кстово, 2021

Тема урока: Дифференциация букв «Г, г» - «К, к».

Цель: научить различать звуки [к] и [г] по звонкости-глухости, проводить звуковой анализ слов.

Задачи

Предметные: знать согласные звонкие и глухие; уметь выполнять дифференциацию букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; выполнять самостоятельное письмо слогов, слов, предложений; получать возможность научиться различать звуки [к] и [г] по звонкости – глухости.

Метапредметные: развивать память и внимание; развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы; развивать умение анализировать.

Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; способны к самооценке; проявляют интерес к освоению нового. развивать силу воли у ученика, усидчивость; развивать внимательность, терпение и аккуратность выполнения задания.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы: методы-словесный, наглядный, практический; приемы- беседа, работа с текстом.

Средства обучения: пропись.

Оборудование: меловая доска, карточки с заданиями.

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности (2 мин)

2. Актуализация знаний (повторение) (5 мин)

3. Постановка учебной задачи (2 мин)

4. Решение учебной задачи (15 мин)

5. Закрепление и обобщение (8 мин)

6. Рефлексия (3 мин)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация

учебной

деятельности

Прозвенел весёлый звонок,

Он позвал детей на урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня я буду вести у вас урок. Садитесь.

- Чтобы на уроке вы все поняли, нужно слушать внимательно, но это не получится если вы будете шуметь, поэтому я приготовила для вас колокольчик, как только вы услышите его звонок, значит, вы отвлеклись и громко разговариваете.

-Смотрите, сегодня к нам в гости на урок пришел гусёнок и его подруга курочка. Между собой они поспорили, какая буква звонче Г или К и просят вашей помощи.

Приветствуют учителя.

Слушают.

Решают помочь гусёнку и курочке.

Р.- целеполагание и волевая саморегуляция.

Л.- демонстрируют готовность к обучению и познанию.

Актуализация

знаний

-А теперь открываем прописи на странице 36. Назовите буквы, записанные на верхней строчке.

- Объясните, почему над буквой Г, г стоит колокольчик? Для этого закройте уши и тихо произнесите звуки [к] и [г]. Что вы услышали?

-Верно, когда произносим звук [г] – в ушах звенит колокольчик (звук звонкий), а когда произносим звук [к] – звучания нет (звук глухой).

-А теперь пишем Гг и Кк. Помним, когда мы пишем, рука должна быть под наклоном, ручку держим правильно, сидим прямо.

-Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются?

– Прочитайте слово ко второй схеме.

- Какой звук заменим? Правильно, над звуком [к] нет колокольчика, а в первой схеме он есть.  

- Каким звуком заменим [к]?

- Скажите, какое слово у вас получилось?

- Запишите его слева от схемы.

- Какое следующее слово вы видите?

- А теперь самостоятельно запишите к оставшейся схеме слово. Помним, когда мы пишем, должна быть под наклоном, ручку держим правильно, сидим прямо. Каким звуком вы заменили [г].

- Какое слово у вас получилось?

Называют.

Отвечают: звук [г] звенит, а [к] не звенит.

Выполняют задание.

Отвечают: отличаются вторым звуком.

Отвечают: икра.

Отвечают: заменим звук [к], потому что над ним нет колокольчика.

Отвечают: заменим звуком [г].

Отвечают: получилось слово игра.

Выполняют задание.

Отвечают: горка.

Отвечают: Звуком [к].

Отвечают: Слово корка.

П.- выполняют логические действия, рассуждают о известных понятиях.

К.- формулируют собственные мысли, соблюдают правила речевого этикета.

Постановка

учебной

задачи

Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

Отвечают: будем учиться различать звуки [к] и [г] по звонкости – глухости.

П.- понимают и принимают цель

Л.– мотивированы на деятельность

Решение

учебной

задачи

-Гусенок и курочка просят разделить слова со звонким согласным [г] рядом с буквой Г, слова с глухим [к] – рядом с буквой К. Помним, когда мы пишем, должна быть под наклоном, ручку держим правильно, сидим прямо.

- Посмотрите на следующее задание, вам нужно записать слова письменными буквами и разделить слова на слоги. После чего, мы вместе с вами напишем схемы слов этих слов. И посчитаем сколько в каждом слове букв.

-Ребята, давайте посмотрим следующее задание на странице 37.Внимательно посмотрите на слова под картинками, что в них не хватает?

- Правильно, гусь и курочка растеряли их по дороге к вам, давайте им поможем. Вам нужно расставить буквы в словах правильно.

Посмотрите на 1 слово как вы думаете, каких букв не хватает в этом слове?

-Правильно. Как вы думаете почему?

-Ребята. А теперь вставьте остальные слова, пропавшие буквы г и к.

-А теперь давайте посчитаем сколько в каждом слове букв.

Ребята, вы молодцы!

-Посмотрите на предложение ниже, давайте его прочитаем.

-А теперь давайте посчитаем сколько в предложение слов и сколько букв. После этого вам нужно записать это предложение. Помним, когда мы пишем, рука должна быть под наклоном, ручку держим правильно, сидим прямо.

-Самостоятельно посчитайте сколько во втором предложении слов и букв. После этого запишите это предложение.

-Ребята, а сейчас мы с вами отдохнем и проведем физкультминутку.

- Ребята, откройте страницу 38.Посмотрите, ураган налетел и поменял местами все слова в предложениях. Давайте поставим их правильно.

Посмотрите на первое предложение как вы думаете, как должно быть правильно? А теперь самостоятельно исправьте другие предложения и запишите их. Подчеркните букву г и к.

Какие предложения у вас получились?

-Вы молодцы! Все правильно, а теперь давайте разделим слова на слоги.

Выполняют задание.

Выполняют задание.

Отвечают: не хватает букв.

Отвечают: не хватает букв к и г.

Отвечают: потому что над первой буквой нет звоночка, значит буква к, а над второй буквой есть, значит это буква г.

Выполняют задание.

Считают.

Читают.

Считают и записывают предложение.

Выполняют задание.

Выполняют физкультминутку.

Смотрят.

Отвечают: Гена на горке.

Выполняют задание.

Отвечают: Кирилл у норки. Коля у клёна.

Выполняют упражнение.

П.- выполняют логические действия, рассуждают о известных понятиях.

К.- формулируют собственные мысли, соблюдают правила речевого этикета.

Закрепление

и обобщение

А сейчас я раздам вам карточки с заданиями. В каждой карточке задание: соедини слово с верной схемой. Раздели слова на слоги, обозначь ударения. Выполняем задание, проверяем.

Работают индивидуально с карточками. Читают, что получилось.

К.- формулируют собственные мысли, соблюдают правила речевого этикета.

П.- выполняют логические действия, рассуждают о известных понятиях.

Рефлексия

Посмотрите, гусенок и курочка развеселились, они усвоили, что [г] звонкий, а [к] глухой.  Они говорят вам большое спасибо за помощь.

- Ребята, что мы с вами сегодня делали на уроке? -Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание для вас было трудным? Все ли довольны своим результатом. Если вы считаете, что вы все поняли и у вас все получилось, поднимите смайлик с улыбкой, если получилось не все, то грустный смайлик.

Слушают.

Отвечают.

П.– рефлексируют эмоциональные состояния и познавательную деятельность Л.- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях.

Индивидуальное логопедическое занятие  "Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях" (на письме)...

Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, 2 класс.Дифференциация букв Б - Д

Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, 2 класс.Дифференциация букв Б - Д...

Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".

Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв Л-М".

Конспект логопедического занятия "Дифференциация  букв  Л-М". Тема логопедического занятия: "Дифференциация букв Л-М". В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образ...

«Дифференциация букв и звуков п и б»

Проект используется  в учебно-воспитательном процессе 1-х классов на стадии обучения грамоте. Имеются:.краткое описание, тезисы, сценарии, презентация к каждой части - 1-3 урока.   ...

Конспект логопедического занятия_Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.

Конспект логпедического занятия по теме "Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами."...

«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»

Конспект группового логопедического занятияпо коррекции смешанной  дисграфиис  обучающимися коррекционного 31 класса(с интеллектуальной недостаточностью)...