« Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
« Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
Подготовила
учитель начальных классов
Тютюнник Е.В.
Урок русского языка во 2 классе
ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Личностные:
- желание и умение ответить на вопрос, какое значение имеют эти знания, самостоятельно оценивают работу на основе критерия успешности учебной деятельности; знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (при распределении ролей в групповой и парной работе);
Познавательные:
- умение сравнивать, анализировать, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; выявлять сущность, особенности объектов;
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планирование как способность самостоятельно выполнять последовательность действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами; саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент; самоанализ и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки.
Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями.
Технологии: игровая(основная), здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, диалоговая.
Ход урока
I. Организационный момент
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима пока прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Улыбнитесь друг другу, и мысленно пожелайте друг другу удачи.
II. Актуализация знаний. Целеполагание, мотивация.
- Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Две хмурые тучки пробрались к нам и спрятали от нас задание по чистописанию.
- Чтобы они исчезли, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе. ТУЧКА
2.1. Звуковой анализ слова
- Какой звук вы слышите в середине слова? [ч]
- Что вы можете сказать о звуке [ч]?
- Согласный, непарный, глухой, всегда мягкий. Молодцы.
2.2. Минутка чистописания
Но чтобы наша тучка улыбнулась, мы постараемся написать каллиграфично и правильно в соединении
- Положите правильно тетради. Мы будем писать заглавную и строчную букву Чч в соединении.
- Ребята, а что же спрятала вторая тучка. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое опасное место встретилось в слове тучка?
- Запишите сочетания чн , чк по три раза.
- На следующей строчке напишите слово тучка. Назовите сестричку тучки (облачко). Подберите родственное однокоренное слово к слову облачко (облачный) . Запишите это слово. Подчеркните в словах опасные места.
ΙΙΙ. Формулирование темы и целей урока.
- Как вы думаете какую же тему принесла волшебная тучка?
- Но снова тучка в печали. Как вы думаете почему?
- Давайте порадуем тучку выполнив задание.
3.1. Упражнение « Раздели слова».
- Разделите слова на три группы.
Метел… , в..юга , ноч…ной, лос… , кон…ки , хищ…ный, ден…, пал...то, кон…чик.
- Вот видите и тучка улыбнулась и подарок нам подготовила.
(Картинка из- под тучки – снежинки на них написано чк, чн, нч,нщ….)
Как вы думаете ребята, чему мы должны с вами научиться ?
- Научиться писать в словах сочетания чн, чк, узнать другие буквосочетания , поэтому не ленитесь отвечать, рассуждать, думать, доказывать. В путь за новыми знаниями.
- Давайте исследуем почему же все таки ь знак не пишется в буквосочетании?
(ч всегда мягкий, мягкость не надо обозначать.)
IV. Решение учебной задачи. Осознание и осмысление учебного материала.
4.1. Повторение пройденного материала.
- С неба падают снежинки, соберём их побыстрей.
Нам снежинок не поймать, если мы не будем знать
- Что такое орфограмма?
- Какие орфограммы мы знаем.
- Чтобы снежинку в тетрадь поместить мало просто знать, надо уметь знания применять в работе , находить орфограмму в слове и правильно выбирать букву на месте орфограммы.
4.2. Упражнение « Найди орфограмму»
- Попробуем! (На слайде слова с пропущенной орфограммой)
- Отметили красную строку. Прежде чем слово записать, надо орфограмму в этом слове назвать.
М…роз, ко…ки, сн..жинка, орфогра…а, з..ма, мете...
- Что объединяет все эти слова?
- Отвечают на вопрос – что?.
- Прочитайте ещё раз записанные слова, найдите лишнее слово(по теме).
(Орфограмма .)
- Все слова относятся к теме зима. Но без знания орфограмм мы не смогли бы записать эти слова..
- Физ-ка.
4.3. Упражнение « Составь предложение» .
- Да , зима прекрасное время года.
- Составьте предложения о зиме. ( дети устно составляют предложения)
- Я составила предложение, а метель похозяйничала и разбросала слова по лесу. Да еще и буквы некоторые снегом замела.
4.4. Упражнение «Восстанови предложение».
- Помогите восстановить предложение.
З..ма укутала ёло..ки сн..жком.
- Но зиме не все рады. Кому зимой приходится очень трудно.
(птичкам.)
- Одна из них прилетела к нам.
4.5 Выборочное письмо.
- Послушайте стихотворение и определите ,о какой птичке идёт речь.
Прилетела к нам синичка.
Села прямо над окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
Ещё раз послушайте и постарайтесь запомнить как можно больше слов с буквосочетанием чк,
- Запишите слова с сочетанием ЧК.
- Какие слова с сочетанием чк вы выписали?
(Дети. Слова: синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)
4.6 Устное сообщение.
- ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О СИНИЧКЕ.
- Это лесные птицы, но регулярно, с первыми осенними заморозками они покидают леса, где становится мало пищи, и улетают поближе к жилью человека.
В теплое время года питаются почти исключительно насекомыми. Синицы, а их насчитывается 65 видов, очень похожи друг на друга и внешне, и образом жизни., Это доверчивые, резвые птички, часто живущие по соседству с человеком.
4.7 Запись под диктовку.
- Запишите под диктовку
- Синички- это лесные птички, с первыми осенними заморозками они улетают поближе к жилью человека.
V. Создание проблемной ситуации.
5.1. Упражнение «Отгадай-ка»
- Синичка прилетела тучку прогнать, буквосочетания нам показать, т.е можно сказать прилетела нам помогать.
ОТВЕТ: Она наша - (помощница)
- Запишите это слов.
- Кто испытывает затруднение в написании этого слова.(Запись слова на доске. Тучка уплывает, буквосочетание щн – нам открывает.
- У синички есть мечта, чтобы скорее пришла весна.
- По данным учёных, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода! Здесь должен прийти на помощь человек.
- Чтобы мечта осуществилась –запишите это слово. У кого возникло сомнение в написании этого слова.
5.2. Работа со словарём.
- А что такое мечта (посмотрим в словаре)
Мечта - это заветное желание , исполнение которого сулит счастье.
Физминутка
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Пошагать придётся нам – выше голова!
Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».
Наблюдай за птичками, головой верти.
Вот зарядка кончилась.
Сядь и отдохни.
Весной синички готовят гнезда, чтобы откладывать яйца и высиживать птенцов.
Синицы выводят птенцов два раза за лето, Птенцы находятся в гнезде 18 дней, и за это время родители приносят им корм около 10 тыс. раз.
Птенцов же основная еда - гусеницы. Маленьких гусениц синицы скармливают птенцам целиком, а крупных разрывают на части.
- А как ласково сказать птенец – птенчик
- Давайте запишем это слово.
- У кого написание вызывает затруднение.
- Как вы думаете, почему нч- будем писать без мягкого знака.(мягкость ч переходит и на н.)
- Вот тучка исчезла.
- Синичка проголодалась и просит её покормить, но кормом необычным – словами .
VI. Закрепление изученного материала.
5.1. Письмо по памяти. Работа в парах.
- Нужно запомнить и записать по памяти как можно больше слов с сочетаниями.
- Выигрывает та пара, которая запишет наибольшее число слов.
- Только правильно записанное слово удалит птичке голод. Можете советоваться с соседом по парте.
- Посмотрим, какая пара лучше покормит синичку.
Песочница, удочка, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.
Проверим работу ребят.
(Есть непонятные слова?
Мачта - высокий столб , или высокое металлическое сооружение на судне для крепления паруса
Мощный – очень сильный, очень большой.
- Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях чн, чк, щн, чт..
- Можно ли сказать, что это опасные места в слове?
- В чём заключается их опасность? ( Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется)
- Как называются такие опасные места.?
5.2 Работа по учебнику.
- Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетушка Сова (с. 5)
- Ребята синичка вас благодарит.
Дополнительное задание.
5.2. Групповая работа
- Синичка слышит много слов, а значение их не знает. Она собрала их в упр.3
- Одуванчик-растение;
пончик- пирожок;
кончик- конечная, крайняя часть какого-нибудь предмета;
блинчик , маленький, тонкий блин;
стаканчик- сосуд для питья;
птенчик- ласково птенец.
- какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком ч? (Мягкий согласный)
Запишите эти слова, подчеркните буквосочетание нч.
- Синичка нас покидает, но надеется, что мы сделаем кормушки, и она не раз ещё нас увидит.
6. Рефлексия.
- Как называется орфограмма , с которой мы познакомились на уроке?
- Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?
- Кто из вас считает , что запомнил буквосочетания , которые пишутся без ь?
Вы сегодня на уроке не ленились отвечать, рассуждали, думали когда писали, доказывали. Научились писать слова с орфограммой чн, чк, нч, нщ
- Доп.материал.
- Давайте проверим
- На парте у вас лежат
Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.
1.птеньчик
2.ночьной
3.редька
4.деньки
5.ласточка
6.мучьной
7. конки
8. помощник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторяем написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.
Данная презентация содержит интересную словарную работу, с помощью занимательного материала ребята смогут усвоить правила написия буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу- щу....
Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....
Русский язык 2 класс Тема "Буквосочетания ЧК, ЧН"
Класс: 2 класс, программа Л.В.ЗанковаТема: "Буквосочетания ЧК, ЧН"Цели:Образовательная:Формирование у учащихся представления о правописании буковсочетаний ЧК, ЧН, ЩН.Развивающая:Развитие орфографическ...
2 класс буквосочетания жи-ши
презентация - тренажёр по разделу орфограмма- гласная после ж-ш 2класс...
Урок русского языка во 2 классе "Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Урок поможет систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих., работая по любому УМК....
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать...
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...