Урок русского языка, 1 класс, программа « Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
При проведении данного урока используются современные педагогические технологии. Весь урок выстроен через совместную деятельность учителя и обучающихся. В начале урока создана атмосфера заинтересованности каждого ученика.
Так как дети лучше усваивают то, что открывали сами, а не получили в готовом виде, при введении нового материала я использовала задания, побуждающие мыслительную деятельность учащихся, заставляющие их анализировать, рассуждать.
В ходе урока мною также была использована проблемная ситуация с затруднением (придумать слово, чтобы мягкий знак был заглавной буквой).
На протяжении всего урока я использовала игровые технологии, так как обучающие игры занимают важное место среди современных педагогических технологий обучения. Игра была мною использована на всех этапах урока: при постановке учебной проблемы, в результате поиска решения детьми учебной проблемы, при выражении нового знания, полученного на уроке.
Также при закреплении нового материала имела место технология работы в группах (игра – соревнование между рядами – придумать слова с мягким знаком, смягчающим предыдущий звук). Межпредметная связь с математикой (счет в пределах первого десятка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок - открытие нового знания по теме: " Мягкий знак - показатель мягкости" | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мусиенко Олеся Александровна, учитель начальных классов, высшая категория;
МБОУ « Школа № 23»
Урок русского языка, 1 класс, программа « Школа России»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: интерактивная доска; электронное приложение к учебнику: В.Л. Канакина; В. Г. Горецкий, иллюстрации сказочных героев, предметные картинки.
Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости».
Цель урока:
- рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласного в позиции на конце слова.
Задачи:
Обучающие:
1. Развивать умение на слух и в произношении различать твёрдые и мягкие согласные на конце слова.
2. Развивать умение проводить звуко - буквенный анализ слов, сравнивать слова.
3. Научить обозначать на письме мягким знаком мягкость согласного звука.
Развивающие:
1. Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение, наблюдательность, любознательность, речь детей.
2. Совершенствовать орфографические навыки.
Воспитывающие:
1.Воспитывать любовь к родному языку.
2.Формировать и развивать положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.
3. Воспитывать внимание, усидчивость.
4. Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.
Планируемые результаты:
предметные:
-находить мягкий согласный звук в словах, правильно обозначать на письме мягким знаком мягкость согласного звука.
личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- понимать причины успеха в учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
-определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
познавательные:
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ход урока:
1.Орг. момент. Актуализация ранее изученного:
- какую проблему решали на прошлом уроке?;
- что нового узнали?;
- какие умения и навыки закрепляли?
2.Постановка учебной проблемы.
Вы любите сказки? Я Вам предлагаю сегодня создать удивительную добрую сказку. А ее название вы определите сами.
Было – угол, стало – уголь.
Было – мел, стало – мель.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? Мягкий знак!
- Верно, ребята. Какова тема нашего сегодняшнего урока?
Сравнение буквы печатной и письменной. Запись в тетради.
- Из каких элементов состоит эта буква?
- Почему эта буква не бывает заглавной? Попытайтесь придумать слово, чтобы буква была заглавной.
- Какой звук обозначает эта буква?
3. Поиск решения учебной проблемы (изучение нового материала).
К нам в гости пришли сказочные герои (Буратино и Незнайка). Они приглашают нас в царство мягкого знака. Но чтобы попасть туда, надо произнести заклинание (дети повторяют за учителем).
Грамматика, грамматика – наука очень строгая.
Пусть трудна она, но без нее плохое было бы житье.
- Чтобы свободно продвигаться по этому царству, нужно знать правила написания слов с мягким знаком, с которым Вы сегодня познакомитесь. А поможет Нам в этом сказочные герои.
Сейчас я Вам расскажу сказку. Вы ее послушаете и ответите, для чего нужен мягкий знак, какова его роль и значение?
Грамматическая сказка.
Жили-были в азбуке буквы. И любили они ходить друг к другу в гости. Буквы жили не тужили, потому что все дружили. Жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она обозначает звук.
- Что это за буква? – возмущались они.
Это был мягкий знак. Буква не обозначала звука, не умела говорить, молчала. Никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось ей плохо и очень одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку для себя загадало:
«Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога» (гвоздь).
Стали буквы составлять слово «гвоздь». Стали на нужные места, а вышло «гвозд».
- Что-то у нас не получается? – забеспокоились они. Звук «Д» в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый.
Буква «И» говорит: стану я и обозначу мягкость «Д».
Но получилось - «гвозди».
Но ведь у нас только один гвоздь, а не много. Как же быть?
- Давайте лучше я встану, - сказала буква «Я».
- У нас опять ничего не получилось! Ведь ты обозначаешь звук «А», - сказали буквы.
- Что же будем делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить мягкий знак).
- Иди к нам, мягкий знак, - сказали буквы.
Он с радостью согласился им помочь и быстро встал в конце слова.
- Ребята, какое слово получилось? (гвоздь).
Развеселились буквы. Всем захотелось пригласить в гости мягкий знак. Вот, оказывается, какой он незаменимый.
Дети высказывают свое мнение по поставленному вопросу перед сказкой.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
4. Выражение нового знания в доступной и интересной для детей форме.
Я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки напечатать в тетрадях.
Кто в лесу глухом живет?
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мед.
А зимой сосет он лапу? (медведь).
Льется речка – мы лежим.
Лед на речке – мы бежим (коньки).
Число, которое больше 6, но меньше 8? (7).
Последующее число 4 (5).
Первый месяц года (январь).
Учитель рассказывает появление слова «январь».
- В старину на Руси январь называли «Сечень», так как он рассекает или делит зиму на две половины. Древние римляне этот месяц называли в честь Януса – бога солнца и света – январем. Они изображали Януса, как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300. На пальцах левой – 65. Это количество дней в году. В новогодний праздник никто не должен был ссориться, драться, кричать, чтобы не вызвать гнев бога, который рассердившись, мог послать людям плохой год.
- Где во всех этих словах пишется мягкий знак? Для чего он нужен?
- Давайте посчитаем количество букв и звуков в словах. Что Вы заметили?
Физминутка.
- Я Вам буду читать слова. Если в них есть мягкий знак – хлопайте в ладоши. А если нет – топайте ногами.
Игра-соревнование по рядам: представитель каждого ряда должен придумать слово, в котором есть смягчающий мягкий знак.
К нам в гости пришел Незнайка. И приготовил сюрприз. Он напечатал слова и доволен. Думает, что Вы их не прочитаете (на доске написаны слова: угол, мел, ел, брат, шест).
Буратино решил проучить Незнайку. Как только тот отвернулся, он написал мягкий знак во всех словах. И слова получились новые. Давайте их прочитаем.
- Какой же можно сделать вывод? Какую роль играет мягкий знак в словах? (запись слов в тетрадях).
Некоторые задания Буратино не смог выполнить. Помогите ему, ребята.
- Чем заканчивается слово «осень»?
- Спрячьте мягкий знак в середине слов: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь (деньки, пеньки, угольки, окуньки, зверьки, огоньки)
- Для чего же нужен мягкий знак?
4. Итог урока.
– Вы сегодня отлично справились с заданиями наших героев. Вы все становитесь учеными царства мягкого знака.
- Как Вы думаете, все ли Вы узнали о мягком знаке? На дальнейших уроках Вы узнаете еще много нового об этой букве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по программе "Школа России"
По теме: «Предложения с однородными членами. Повторение»Цели урока:1. Повторить, проверить, систематизировать знания учащихся о предложении, об однородных членах предложения;2. Развивать умения ...
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс
Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс
Предмет: Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...
Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Единственное и множественное число имен прилагательных
Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.входит: разработка урока, презентация, описание компетенций, решаемых...
Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Антонимы
Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012....