Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки «р», «р’» и буква «Р»" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Симакова Вероника Анатольевна

                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Дата: 9.11.21

Школа: МАОУ МЛ №148

Класс: 1 «м»

Урок: 3

Время: 10:20 - 10:55        Кабинет: 212

                         Студент: Симакова Вероника

                         Группа: 46

                         Учитель: Плотникоава Наталья Андреевна

                         Методист: Синтяева Галина Анатольевна

Тема урока «Звуки «р», «р’» и буква «Р»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования понятий о согласных твердом и мягком звуках [р] и [р’], букве «Рр»; умения различать звуки [р] и [р’]

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить со звуками «р» и «р’», буквой «р»;
  • познакомить с графическим обозначением буквы;
  • учить распознавать звуки [р] и [р’], давать характеристику звуков, делать слого - звуковой анализ.

Развивающие:

  • развивать устную речь, посредством фронтальной и парной работ;
  • развивать навыки сотрудничества, посредством парной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, 1 часть, авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий (Школа России), рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация.

Челябинск, 2021 г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Анатольевна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Чтобы наш урок прошел на отлично, давайте подарим друг другу хорошее настроение. А для этого улыбнитесь сначала мне, а теперь своему соседу по парте. Присаживайтесь!

Показывают свою готовность.

Приветствуют учителя.

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация:

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

Повторение изученных звуков.

- Что мы делаем на уроках обучения грамоте?

- Однажды на одном из необитаемых островов встретились два капитана. Они решили похвастаться мифическими сокровищами, которые они нашли. Один капитан показал сундук с светящимися синим сокровищами, которые он раздобыл на суровом северном острове, где был такой холод, что при разговоре стучали зубы и все звуки на своём пути встречали преграды. Второй же капитан показал сокровища, которые светились ярким красным цветом. Эти сокровища добыл второй капитан в пещере, что находилась у подножья вулкана. Эта пещера была на столько глубокой, что, сказав слово, можно было услышать, как эхо звонко протягивало его еще некоторое время.

Отвечают на вопросы

- Работаем со звуками и буквами.

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию; П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация:

Только хотели капитаны унести сокровища на корабль, как налетел смерч и уронил сундуки. Монеты из сундуков рассыпались и перемешались между собой.

Давайте поможем капитанам собрать их монеты в сундуки.

Даны буквы: а, о, у, ы, и, н, к, с, т

- Какие буквы вы отнесли в красный сундук?

- Почему вы отнесли эти буквы в красный сундук?

- Какие буквы вы отнесли в синий сундук?

- Почему вы отнесли эти буквы в синий сундук?

- Все верно. Мы помогли капитанам и теперь они смогут вернуть сундуки в свои сокровищницы и дальше отправиться в совместное путешествие на поиски двух волшебных звуков. За то, что мы с вами помогли капитанам собрать сокровища, они приглашают нас отправиться на поиски этих звуков с ними.

- Примем ли мы их предложение?

- Отлично тогда отправляемся в путь. Но перед тем как отправиться на поиски, нам нужно узнать, что же за звук мы ищем.

Даны слова: рыба, гора, гроза, гром

- Посмотрите на слова. Подумайте, какое слово лишнее? С какого звука начинаются слова?

- А что общего у этих слов?

- Вы абсолютно правы.

Фонетическая разминка

- Итак наше путешествие начинается. Для того чтобы отправиться в путь, нам нужно поднять ветер, который наполнит наши паруса. Давайте поднимем ветер, а за одно потренируемся в произношении звука [р] и проведем фонетическую разминку.

- А, о, у, ы, и.

- Потому что они обозначают гласные звуки.

- Н, к, с, т, л.

- Потому что они обозначают согласные звуки.

- Да.

- Слово рыба потому, что остальные слова начинаются со звука «г».

- В каждом слове встречается звук «р».

Ра – ра - ра – поднимаем паруса.

Ря – ря – ря – вокруг синие моря.

Ри – ри – ри – по морю ходят корабли.

Ру – ру – ру – вьётся парус на ветру.

- Отлично мы разогнали ветер и теперь на полном ходу можем отправляться волшебному острову.

Подведение к теме урока

- Для того чтобы отличить звук [р] от других звуков, нам нужно узнать, как он будет обозначаться на письме. Для этого давайте откроем азбуку на стр. 63. Скажите, какой буквой будет обозначаться звуки [р] [р’]?

- Буква Р — Рычательная,

Просто замечательная.

С этой буквой трели

Любят свиристели.

Читают вместе с учителем

- Буква «Р».

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий диалог.

Формулировка темы и целей урока

- Ребята, предположите тему урока?

- Давайте поставим цели на урок с помощью слов :

  • познакомиться со …
  • научиться …

Формулируют тему и цели урока

- «Звуки «р», «р’» и буква «Р» «р»».

- 1) познакомиться со звуками [р], [р’] и буквой «Р», «р» и узнать их характеристику;

2) научиться различать звуки [р][р’];

3) научиться читать слоги с новой буквой с учетом последующей гласной.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация:

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа.

Знакомство со звуками [р] и [р’]

- Вот мы и прибыли к острову, но перед тем как отправляться на поиски наших звуков, команде следует как следует подкрепиться. Давайте отгадаем, что на обед будет у наших отважных моряков.

- Итак, ребята, первую составляющую блюда мы с вами уже знаем. Давайте вспомним лишнее слово. Назовите его ещё раз.

- Произнесем хором и узнаем, сколько звуков в слове «рыба».

- Почему два слога?

- Сколько звуков?

- Назовите слог-слияние.

- Какой звук примыкает к слогу-слиянию?

- Давайте произнесем звук [р]. Какой он? Воздух легко проходит? Есть преграды?

- Значит, какой это звук?

- Давайте произнесем звук [б]. Какой он? Воздух легко проходит? Есть преграды?

- Значит, какой это звук?

- Как вы думаете, звук [р] твердый или мягкий?

- Абсолютно верно.

- Итак с главной составляющей блюда мы разобрались, осталось подобрать гарнир.

- Посмотрите на экран, кто может сказать, как называется эта крупа?

- Совершенно верно.

- Сколько слогов в этом слове?

- Почему вы так решили?

- Давайте произнесем звук [р`]. Какой он? Воздух легко проходит? Есть преграды?

- Значит, какой это звук?

- Как вы думаете звук [р`] твёрдый или мягкий?

- Чем он отличается от звука [р] в слове «рыба»?

- А какой буквой они обозначаются?

Отвечают на вопрос

- Рыба.

- Два слога.

- Потому что два гласных звука.

- 4 звука.

- Слог «ры» и звук «ба»

- Звук [р] и звук [б]

- Воздух встречает препятствие.

- Согласный.

- Воздух встречает препятствие.

- Согласный.

- Твёрдый.

- Рис.

- Один.

- Потому что в слове один гласны звук.

- Воздух встречает препятствие.

- Согласный.

- Мягкий.

-  Звук [р’], в слове «рис», - мягкий, а звук [р] в слове «рыба» - твердый.

- Тоже буквой «Р».

Предметные: знать ,как работать с пластилином

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

- Итак, звук [р] – согласный, глухой, твердый. Звук [р’] – согласный, глухой, мягкий. На письме звуки [р] и [р’] обозначаются буквой «Р» и «р».

- Итак мы начинаем наши поиски. Для начала давайте узнаем у местных жителей не видели ли они букву «Р».

- Ой-ой-ой, происходит что-то странное. Рассказы местных жителей отличаются друг от друга. Одни видели большую букву «Р», а другие маленькую «р».

- Давай те посмотрим, что сказано об в нашем путеводителе.  Откройте учебник на стр.65. В правом верхнем углу вы можете увидеть две буквы «р». Почему?

- Когда используем заглавную букву?

- А у кого-нибудь есть в классе имя на букву «Р»? Фамилия?

- Отлично теперь мы знаем, что буква «Р» бывает заглавной и строчной. Местные жители просто видели её разные формы. Но всё же нашим капитанам удалось узнать важную информацию. Буква «Р» была замечена у побережья реки.

- Посмотрите внимательно на экран? Видите ли, вы где спряталась буква «Р».

- Отлично! Вы большие молодцы!

- Услышав историю о поисках звуков [р`] и [р] буква «Р» предложила отправиться на местный рынок, сообщив, что среди местных товаров можно найти эти звуки.

- Одна заглавная, другая строчная.

- В именах собственных, начало предложений.

- Есть\нет.

Ищут букву «Р»

- Да.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

Отработка

- Итак мы очутились на рынке. К какой лавке нам следует подойти?

- Отлично. Приготовьте синий и зелёный карандаши. Сейчас мы поиграем в игру «Твёрдый, мягкий». Если вы услышите и увидите, что слово начинается с твёрдого звука [р], поднимайте синий карандаш, а если со звука [р’]-зелёный карандаш.

Слова: резинка, репа, тарелка, ракушка, рубашка, ручка

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Знакомство с буквой

– Звуки [р] и [р’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой  Р . Буква Р бывает печатная и письменная, заглавная и строчная.

Учитель показывает эти буквы на доске.

Проведение физминутки

- К лавке с буквой «Р».

- Синий: ракушка, рубашка, ручка

- Зеленый: резинка, репа, тарелка

Предметные: знать последовательность лепки чашки и тарелки.

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: выполнение упражнения

Работа с учебником

Давайте закрепим наши новые полученные знания о звуках [р] и [р’] . Откройте учебник на стр.65.

-Прочитайте слоги со звуком [р].

- Прочитайте слоги со звуком [р’].

- Какой звук обозначает мягкость предшествующего согласного звука?

Читают

- Ра, ро, ры, ру.

- Ри.

- [и].

Предметные: знать последовательность лепки посуды.

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Работа с учебником

- Просто так делиться звуками [р] и [р’] буква «Р» не хочет. Однако она не будет против отдать нам эти звуки если мы выполним задание. Буква «Р» очень любит сказки и поэтому предлагает вам вспомнить об одной из её любимых.

- Откройте учебник на странице 64 и внимательно рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете к какой сказке относится это иллюстрация? Верно, а кто автор этой сказки?

- Правильно.

- Давайте прочитаем отрывок из сказки. Кто желает прочитать?

- Молодец! Ребята, а кто может мне сказать, что произошло в сказке дальше?

- Верно. Вы большие молодцы и хорошо разбираетесь в сказках.

- Мы помогли капитанам найти звуки [р] и [р’]. Теперь они смогут отправится в новые путешествия, на поиски новых звуков.

- «Сказка о рыбаке и рыбке». Александр Сергеевич Пушкин.

Желающий ребёнок читает отрывок

- Старик поймал золотую рыбку, которая исполнила 3 желания.

Предметные: знать тему и цель урока; знать определения понятий.

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Предметная рефлексия.

- Вспомните, какова тема урока?

- Какие цели ставили?

- О какой сказке мы сегодня говорили?

Эмоциональная рефлексия

- Поднимите зеленый карандаш, если вы сегодня хорошо поработали на уроке.

- Поднимите красный карандаш, если вы сегодня поработали не очень хорошо.

- Наш урок окончен.

Отвечают на вопросы

- «Звуки «р», «р’» и буква «Р»».

- 1) познакомиться со звуками «т», «р’» и буквой «Р», «р»;

2) научиться читать слоги с новой буквой с учетом последующей гласной.

- О «Сказке о рыбаке и рыбке»

Предметные: уметь проводить рефлексию своей деятельности. Метапредметные:   Р: самооценивание.  Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока обучения грамоте Тема: «Звук [ж]. Буква Ж,ж. сочетания жи-ши», 1 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:закрепление знаний о букве ж и правиле жи-ши; формирование навыка чтения вслух слов и предложений с буквой ж; повторение характеристики звука [ж].Планируемые результаты...

Технологическая карта урока обучение письму " Письмо строчной письменной буквы "д"" ( 1 класс) ,УМК "Школа России"

Цель урока: формирование  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы « д»,  её соединений с другими буквами в словах.Задачи урока:Дидактич...

Технологическая карта урока обучения письму «Письмо строчной письменной буквы «з»» (1 класс)

Цель урока: формирование  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «з»,  её соединений с другими буквами в словах.Задачи урокаПланируемы...

Технологическая карта урока обучение письму «Письмо заглавной письменной буквы «Р» » (1 класс)

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавный  буквы «Р» и её элементов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) формировать пон...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо строчной письменной буквы а" 1 класс, УМК: системы Эльконина - Давыдова

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «а» и её элементов.Задачи урока:Дид...

Технологическая карта урока обучения письму «Письмо заглавной письменной буквы «Т», 1 класс, «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «т», её соединений с другими буква...

Технологическая карта урока обучение письму "Письмо строчной письменной буквы «е»", 1 класс

Тема урока «Письмо строчной письменной буквы «е»»Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию ...