Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки «р», «р’» и буква «Р»" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Дата: 9.11.21 Школа: МАОУ МЛ №148 Класс: 1 «м» Урок: 3 Время: 10:20 - 10:55 Кабинет: 212 | Студент: Симакова Вероника Группа: 46 Учитель: Плотникоава Наталья Андреевна Методист: Синтяева Галина Анатольевна |
Тема урока «Звуки «р», «р’» и буква «Р»»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования понятий о согласных твердом и мягком звуках [р] и [р’], букве «Рр»; умения различать звуки [р] и [р’]
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить со звуками «р» и «р’», буквой «р»;
- познакомить с графическим обозначением буквы;
- учить распознавать звуки [р] и [р’], давать характеристику звуков, делать слого - звуковой анализ.
Развивающие:
- развивать устную речь, посредством фронтальной и парной работ;
- развивать навыки сотрудничества, посредством парной работы.
Воспитательные:
- воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, 1 часть, авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий (Школа России), рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация.
Челябинск, 2021 г.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Анатольевна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Чтобы наш урок прошел на отлично, давайте подарим друг другу хорошее настроение. А для этого улыбнитесь сначала мне, а теперь своему соседу по парте. Присаживайтесь! | Показывают свою готовность. Приветствуют учителя. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация: | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа. Наглядный: презентация. | Повторение изученных звуков. - Что мы делаем на уроках обучения грамоте? - Однажды на одном из необитаемых островов встретились два капитана. Они решили похвастаться мифическими сокровищами, которые они нашли. Один капитан показал сундук с светящимися синим сокровищами, которые он раздобыл на суровом северном острове, где был такой холод, что при разговоре стучали зубы и все звуки на своём пути встречали преграды. Второй же капитан показал сокровища, которые светились ярким красным цветом. Эти сокровища добыл второй капитан в пещере, что находилась у подножья вулкана. Эта пещера была на столько глубокой, что, сказав слово, можно было услышать, как эхо звонко протягивало его еще некоторое время. | Отвечают на вопросы - Работаем со звуками и буквами. | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию; П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план; К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация: | |
Только хотели капитаны унести сокровища на корабль, как налетел смерч и уронил сундуки. Монеты из сундуков рассыпались и перемешались между собой. Давайте поможем капитанам собрать их монеты в сундуки. Даны буквы: а, о, у, ы, и, н, к, с, т - Какие буквы вы отнесли в красный сундук? - Почему вы отнесли эти буквы в красный сундук? - Какие буквы вы отнесли в синий сундук? - Почему вы отнесли эти буквы в синий сундук? - Все верно. Мы помогли капитанам и теперь они смогут вернуть сундуки в свои сокровищницы и дальше отправиться в совместное путешествие на поиски двух волшебных звуков. За то, что мы с вами помогли капитанам собрать сокровища, они приглашают нас отправиться на поиски этих звуков с ними. - Примем ли мы их предложение? - Отлично тогда отправляемся в путь. Но перед тем как отправиться на поиски, нам нужно узнать, что же за звук мы ищем. Даны слова: рыба, гора, гроза, гром - Посмотрите на слова. Подумайте, какое слово лишнее? С какого звука начинаются слова? - А что общего у этих слов? - Вы абсолютно правы. Фонетическая разминка - Итак наше путешествие начинается. Для того чтобы отправиться в путь, нам нужно поднять ветер, который наполнит наши паруса. Давайте поднимем ветер, а за одно потренируемся в произношении звука [р] и проведем фонетическую разминку. | - А, о, у, ы, и. - Потому что они обозначают гласные звуки. - Н, к, с, т, л. - Потому что они обозначают согласные звуки. - Да. - Слово рыба потому, что остальные слова начинаются со звука «г». - В каждом слове встречается звук «р». | ||||||
Ра – ра - ра – поднимаем паруса. Ря – ря – ря – вокруг синие моря. Ри – ри – ри – по морю ходят корабли. Ру – ру – ру – вьётся парус на ветру. - Отлично мы разогнали ветер и теперь на полном ходу можем отправляться волшебному острову. Подведение к теме урока - Для того чтобы отличить звук [р] от других звуков, нам нужно узнать, как он будет обозначаться на письме. Для этого давайте откроем азбуку на стр. 63. Скажите, какой буквой будет обозначаться звуки [р] [р’]? - Буква Р — Рычательная, Просто замечательная. С этой буквой трели Любят свиристели. | Читают вместе с учителем - Буква «Р». | ||||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: подводящий диалог. | Формулировка темы и целей урока - Ребята, предположите тему урока? - Давайте поставим цели на урок с помощью слов :
| Формулируют тему и цели урока - «Звуки «р», «р’» и буква «Р» «р»». - 1) познакомиться со звуками [р], [р’] и буквой «Р», «р» и узнать их характеристику; 2) научиться различать звуки [р][р’]; 3) научиться читать слоги с новой буквой с учетом последующей гласной. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация: | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа. | Знакомство со звуками [р] и [р’] - Вот мы и прибыли к острову, но перед тем как отправляться на поиски наших звуков, команде следует как следует подкрепиться. Давайте отгадаем, что на обед будет у наших отважных моряков. - Итак, ребята, первую составляющую блюда мы с вами уже знаем. Давайте вспомним лишнее слово. Назовите его ещё раз. - Произнесем хором и узнаем, сколько звуков в слове «рыба». - Почему два слога? - Сколько звуков? - Назовите слог-слияние. - Какой звук примыкает к слогу-слиянию? - Давайте произнесем звук [р]. Какой он? Воздух легко проходит? Есть преграды? - Значит, какой это звук? - Давайте произнесем звук [б]. Какой он? Воздух легко проходит? Есть преграды? - Значит, какой это звук? - Как вы думаете, звук [р] твердый или мягкий? - Абсолютно верно. - Итак с главной составляющей блюда мы разобрались, осталось подобрать гарнир. - Посмотрите на экран, кто может сказать, как называется эта крупа? - Совершенно верно. - Сколько слогов в этом слове? - Почему вы так решили? - Давайте произнесем звук [р`]. Какой он? Воздух легко проходит? Есть преграды? - Значит, какой это звук? - Как вы думаете звук [р`] твёрдый или мягкий? - Чем он отличается от звука [р] в слове «рыба»? - А какой буквой они обозначаются? | Отвечают на вопрос - Рыба. - Два слога. - Потому что два гласных звука. - 4 звука. - Слог «ры» и звук «ба» - Звук [р] и звук [б] - Воздух встречает препятствие. - Согласный. - Воздух встречает препятствие. - Согласный. - Твёрдый. - Рис. - Один. - Потому что в слове один гласны звук. - Воздух встречает препятствие. - Согласный. - Мягкий. - Звук [р’], в слове «рис», - мягкий, а звук [р] в слове «рыба» - твердый. - Тоже буквой «Р». | Предметные: знать ,как работать с пластилином Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация | |
- Итак, звук [р] – согласный, глухой, твердый. Звук [р’] – согласный, глухой, мягкий. На письме звуки [р] и [р’] обозначаются буквой «Р» и «р». - Итак мы начинаем наши поиски. Для начала давайте узнаем у местных жителей не видели ли они букву «Р». - Ой-ой-ой, происходит что-то странное. Рассказы местных жителей отличаются друг от друга. Одни видели большую букву «Р», а другие маленькую «р». - Давай те посмотрим, что сказано об в нашем путеводителе. Откройте учебник на стр.65. В правом верхнем углу вы можете увидеть две буквы «р». Почему? - Когда используем заглавную букву? - А у кого-нибудь есть в классе имя на букву «Р»? Фамилия? - Отлично теперь мы знаем, что буква «Р» бывает заглавной и строчной. Местные жители просто видели её разные формы. Но всё же нашим капитанам удалось узнать важную информацию. Буква «Р» была замечена у побережья реки. - Посмотрите внимательно на экран? Видите ли, вы где спряталась буква «Р». - Отлично! Вы большие молодцы! - Услышав историю о поисках звуков [р`] и [р] буква «Р» предложила отправиться на местный рынок, сообщив, что среди местных товаров можно найти эти звуки. | - Одна заглавная, другая строчная. - В именах собственных, начало предложений. - Есть\нет. Ищут букву «Р» - Да. | ||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный метод: беседа Наглядный метод: презентация | Отработка - Итак мы очутились на рынке. К какой лавке нам следует подойти? - Отлично. Приготовьте синий и зелёный карандаши. Сейчас мы поиграем в игру «Твёрдый, мягкий». Если вы услышите и увидите, что слово начинается с твёрдого звука [р], поднимайте синий карандаш, а если со звука [р’]-зелёный карандаш. Слова: резинка, репа, тарелка, ракушка, рубашка, ручка - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Знакомство с буквой – Звуки [р] и [р’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р . Буква Р бывает печатная и письменная, заглавная и строчная. Учитель показывает эти буквы на доске. Проведение физминутки | - К лавке с буквой «Р». - Синий: ракушка, рубашка, ручка - Зеленый: резинка, репа, тарелка | Предметные: знать последовательность лепки чашки и тарелки. Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: выполнение упражнения | Работа с учебником Давайте закрепим наши новые полученные знания о звуках [р] и [р’] . Откройте учебник на стр.65. -Прочитайте слоги со звуком [р]. - Прочитайте слоги со звуком [р’]. - Какой звук обозначает мягкость предшествующего согласного звука? | Читают - Ра, ро, ры, ру. - Ри. - [и]. | Предметные: знать последовательность лепки посуды. Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа | Работа с учебником - Просто так делиться звуками [р] и [р’] буква «Р» не хочет. Однако она не будет против отдать нам эти звуки если мы выполним задание. Буква «Р» очень любит сказки и поэтому предлагает вам вспомнить об одной из её любимых. - Откройте учебник на странице 64 и внимательно рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете к какой сказке относится это иллюстрация? Верно, а кто автор этой сказки? - Правильно. - Давайте прочитаем отрывок из сказки. Кто желает прочитать? - Молодец! Ребята, а кто может мне сказать, что произошло в сказке дальше? - Верно. Вы большие молодцы и хорошо разбираетесь в сказках. - Мы помогли капитанам найти звуки [р] и [р’]. Теперь они смогут отправится в новые путешествия, на поиски новых звуков. | - «Сказка о рыбаке и рыбке». Александр Сергеевич Пушкин. Желающий ребёнок читает отрывок - Старик поймал золотую рыбку, которая исполнила 3 желания. | Предметные: знать тему и цель урока; знать определения понятий. Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. | Учебная презентация | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | Предметная рефлексия. - Вспомните, какова тема урока? - Какие цели ставили? - О какой сказке мы сегодня говорили? Эмоциональная рефлексия - Поднимите зеленый карандаш, если вы сегодня хорошо поработали на уроке. - Поднимите красный карандаш, если вы сегодня поработали не очень хорошо. - Наш урок окончен. | Отвечают на вопросы - «Звуки «р», «р’» и буква «Р»». - 1) познакомиться со звуками «т», «р’» и буквой «Р», «р»; 2) научиться читать слоги с новой буквой с учетом последующей гласной. - О «Сказке о рыбаке и рыбке» | Предметные: уметь проводить рефлексию своей деятельности. Метапредметные: Р: самооценивание. Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока обучения грамоте Тема: «Звук [ж]. Буква Ж,ж. сочетания жи-ши», 1 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя:закрепление знаний о букве ж и правиле жи-ши; формирование навыка чтения вслух слов и предложений с буквой ж; повторение характеристики звука [ж].Планируемые результаты...
Технологическая карта урока обучение письму " Письмо строчной письменной буквы "д"" ( 1 класс) ,УМК "Школа России"
Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы « д», её соединений с другими буквами в словах.Задачи урока:Дидактич...
Технологическая карта урока обучения письму «Письмо строчной письменной буквы «з»» (1 класс)
Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «з», её соединений с другими буквами в словах.Задачи урокаПланируемы...
Технологическая карта урока обучение письму «Письмо заглавной письменной буквы «Р» » (1 класс)
Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавный буквы «Р» и её элементов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) формировать пон...
Технологическая карта урока обучения письму "Письмо строчной письменной буквы а" 1 класс, УМК: системы Эльконина - Давыдова
Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «а» и её элементов.Задачи урока:Дид...
Технологическая карта урока обучения письму «Письмо заглавной письменной буквы «Т», 1 класс, «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «т», её соединений с другими буква...
Технологическая карта урока обучение письму "Письмо строчной письменной буквы «е»", 1 класс
Тема урока «Письмо строчной письменной буквы «е»»Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию ...