Что такое тема и главная мысль текста
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Создание условий для развития умения определять тему и главную мысль текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku_2_klass_shkola_rossii.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС ШКОЛА РОССИИ ТЕМА: «ЧТО ТАКОЕ ТЕМА И ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА».
Подготовила: Игнатьева Дарья Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «Усть-Алтанская СОШ» Осинский район Иркутская область
Тема | Тема и главная мысль текста |
Педагогические цели | Создать условия для развития умения определять тему и главную мысль текста, развития речи; способствовать ознакомлению с правописанием словарного слова сентябрь |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека |
Личностные результаты | Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: оценивают уровень владения тем или иным учебным действием, отвечают на вопрос: что я не знаю и не умею? Познавательные:
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
|
Основное содержание темы, понятия и термины | Тема и главная мысль текста. Заглавие. Слово с непроверяемым написанием сентябрь |
Образовательные ресурсы | Схема «Текст» |
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся.
Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок.
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | й ий хороший урожай | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
III. Проверка домашнего задания. Главная мысль текста. Работа в рабочей тетради (№ 8) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – О чем хотел сказать автор в стихотворении? Подчеркните слова, в которых выражена главная мысль | – Земля родная – одна | Высказывают свое мнение. Определяют главную мысль текста | Беседа по вопросам |
IV. Актуализация знаний. Текст | Фронтальная. Словесный. Беседа |
| Отвечают на вопросы | Определяют текст и его признаки | Беседа по вопросам |
V. Постановка учебной задачи (учебник, с. 17) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа, чтение |
затруднение у Почемучки.
| – Что такое тема и главная мысль текста? Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
найти ответ на этот вопрос | |||||
VI. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Тема текста. Развитие речи (упр. 13; учебник, с. 18) | Фронтальная. Словесный, творческий, практический. Чтение, беседа, письмо | Предлагает прочитать текст, определить его тему, придумать заголовок, объяснить выражения, ответить письменно на вопрос, познакомиться с понятием «тема текста» | – Заорал во все горло – громко закричал. Откуда ни возьмись – появился неожиданно. Выполняют задания | Осмысленно читают текст, определяют главную мысль. Устанавливают причинно- следственные связи. Письменно выражают мысль | Беседа по вопросам, письменный ответ, правило |
2. Предложения и текст (упр. 14) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо |
предложения, которые могут составить текст. Определите тему текста и озаглавьте его |
5. «Ласточка» | Различают предложения и текст. Определяют признаки текста. Составляют из предложений текст, объединяя их общей темой | Чтение, беседа по вопросам, письмо |
Физкультминутка | Коллективная. Практический. Пальчиковая гимнастика | КОЛЬЦА Поочередно соединяют подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко (сначала на правой, затем на левой руке). А в конце занятия осуществляют синхронные движения обеими руками.
| Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение движений |
Раз, два, три, четыре, пять – Будем пальчики считать | |||||
3. Главная мысль текста (упр. 15; учебник, с. 18) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо |
| Читают стихотворение. Находят главную мысль в тексте, списывают предложение. Знакомятся с правилом | Определяют главную мысль текста. Находят в тексте предложения, выражающие главную мысль. Приводят примеры использования выражения. Доказывают свое мнение | Беседа по вопросам, письмо |
4. Тема и главная мысль текста (упр. 16) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте заголовок и текст. Определите тему и главную мысль текста. Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста. Спишите предложения, в которых говорится о том, как муравей укрылся от дождя | Читают текст. Отвечают на вопросы. Находят в тексте предложения на заданную тему, грамотно списывают | Осмысленно читают текст, соблюдая интонацию и знаки препинания. Соотносят текст и заголовок. Приводят доказательства, что заголовок отражает главную мысль | Чтение, беседа по вопросам, письмо |
5. Словарно-орфографическая работа. Сентябрь | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Прочитайте словарное слово, что оно означает? Спишите его, запомните написание | Читают словарное слово, отвечают на вопрос, записывают. Запоминают правописание | Усваивают написание непроверяемого слова, объясняют значение слова | Беседа по вопросам, письмо словарного слова |
VII. Закрепление знаний и способов действий. Развитие речи. Составление текста (упр. 17) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, творческий. Чтение, беседа, письмо, рассказ |
Докажите, что это не текст, а предложение. Устно составьте текст, включив в него данное предложение | Читают. Отвечают на вопросы. Записывают предложение. Составляют рассказ | Различают предложение и текст, приводят доказательства. Объясняют смысл прочитанного. Составляют устный рассказ на заданную тему | Беседа по вопросам, письмо, рассказ |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Чем необычен и полезен был сегодняшний урок? Какой опыт вы приобрели? | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
IX. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 11) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 В классе. Тема: Определение главной мысли текста. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».
Урок литературного чтения в 4 В классе. Тема: Определение главной мысли текста. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». ...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС "ЧТО ТАКОЕ ТЕМА И ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА"
Конспект урока по русскому языку во 2 классе....
Простейший алгоритм по определению темы и главной мысли текста
В социальных сетях я постоянно вижу вопросы молодых специалистов о том, как определить тему и главную мысль текста. Поэтому составила простейший алгоритм-помощник. В него включеня опорные слова, котор...
Открытый урок на тему: "Тема и главная мысль текста. Характеристика героя. Леонид Пантелеев «Честное слово»."
Открытый урок по литературному чтению. Дата: 20.04.2018 г.Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 84» Чувилова Татьяна Анатольевна.УМК «Перспективная начальная школа»....
Интересные задания на тему: "Текст. Части текста. Тема и главная мысль текста" (2 класс)
В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...
Текстовые и интерактивные задания по русскому языку 2 класса "Что такое тема и основная мысль текста?"
В данном документе представлены задания (индивидуальные, парные и групповые) по теме "Что такая тема и основная мысль текста?". Представлены как текстовые задания, так и интерактивные. Перей...
Презентация "Текст. Тема и главная мысль текста"
Презентация по русскому языку для 3 класса по теме "Текст.Тема и главная мысль текста"...