Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная работа Словесный: беседа
| 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Учитель говорит: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Занимайте свои места. За окном у нас прекрасный весенний день, поэтому я надеюсь, мы с вами продуктивно поработаем сегодня! Вспомните правила посадки за партой, положение тетради, ручки.
| 1. Показывают готовность к уроку.
| Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная работа Словесный: учебный диалог, беседа
| Учитель создает проблемную ситуацию с помощью задания, направленного на повторение раннее изученного материала.
Ребята, вспомните, что такое местоимение?
А теперь послушайте внимательно стихотворение, которое я вам прочту. Я, ты, он, она — Вместе целая страна. Вместе дружная семья, В слове мы сто тысяч я, Большеглазых, озорных, Чёрных, рыжих и льняных, Грустных и весёлых В городах и сёлах! Р. Рождественский Назовите местоимения, которые вы услышали А вы знаете, как называются такие местоимения? Хорошо, молодцы. Раз вы знаете, как они называются, может, вы о них что-то знаете? А как вы думаете, почему данные местоимения называют личными?
Слово «личный» имеет несколько значений. Давайте посмотрим определение слова «личный» в Толковом словаре С. И. Ожегова: Личный – касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество. Личное дело. Как теперь вы объясните значение слова «личный»? Назовите местоимение, которое мы произносим, когда говорим о себе Назовите местоимение, которое говорит и о себе, и о других. Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? К нескольким лицам? А к кому мы ещё обращаемся на Вы?
Какие местоимения мы употребляем, если говорим о чём-либо или о ком-либо? Молодцы! | Ученики записывают в тетради число и «классная работа» Слушают учителя, отвечают на вопросы Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их, то есть заменяет существительное
Я, ты, он, она, мы
Личные Они изменяются по числам, падежам, род имеет только 3 лицо Данные местоимения называются личными, потому что они указывают предмет, лицо или лица, но не называет его
Личный - осуществляемый собственной особой, персонально. Я
Мы
Ты Вы Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям
Он, она, они, оно
| Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи П: умение анализировать выполнение упражнения и само упражнение | Презентация
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная работа Словесный: беседа, учебный диалог
| 1.Формулирует совместно с учениками тему урока. Кто сможет назвать тему нашего урока?
2. Формулирует совместно с учениками цель урока. Какую цель мы с вами перед собой поставим?
3. Составляет совместно с учениками план работы. И давайте теперь составим план нашего сегодняшнего урока.
| 1.Формулируют тему урока. Личные местоимения 1, 2, 3 лица
2.Формулируют цель урока. Учить личные местоимения 1, 2, 3 лица
3. Составляют план урока.
План 1.Вспомнить, что такое местоимение; 2.Вспомнить, каковы особенности личных местоимений; 3.Научиться распознавать личные местоимения. | П: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; М: научатся составлять план и последовательно сть действий; Л: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности | Презентация
|
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная работа Парная работа Словесный: учебный диалог Практический: заполнение таблицы, списывание с грам.зад. (морфологический разбор)
| Организует работу по открытию нового знания учениками с помощью заполнения таблицы.
Сейчас я на парту раздам карточку, на которой будет 3 столбика, 2 их которых будут уже заполнены. Вам лишь будет необходимо заполнить 1 столбик. Вам необходимо будет определить лицо местоимений. Приступайте к заданию. У вас есть 1 минута, что посовещаться с соседом по парте.
Лицо | Ед. число | Мн. число |
| я | мы |
| ты | вы |
| он она оно | они |
Хорошо, молодцы! Проверьте правильность выполнения данного задания. Лицо | Ед. число | Мн. число | 1-е | я | мы | 2-е | ты | вы | 3-е | он она оно | они |
Хорошо ребята, молодцы! А теперь я предлагаю вам немного побыть в роли учителя и рассказать по вашей таблице про личные местоимения, об их грамматических признаках. Организует работу по учебнику
Ребята, откройте сейчас свои тетради запишите сегодняшнее число и классная работа. Сегодня 9 марта. Сейчас я вас попрошу открыть учебники на странице 54 и посмотреть на 113 упражнение. Вам понятно, что необходимо сделать? Давайте с вами прочитаем задание Теперь я попрошу выразительно прочитать стихотворение. Я попрошу одного человека выйти к доске, а остальные выполняют у себя в тетради. Выполняем по образцу.
Сверьте то, что написано у вас в тетради, с доской.
Какие признаки мы можем определить у личных местоимений? Кто может подвести итог этого упражнения, для чего служит местоимение в речи?
Замечательно, молодцы! | Заполняют таблицу
Лицо | Ед. число | Мн. число | 1-е | я | мы | 2-е | ты | вы | 3-е | он она оно | они |
Открывают учебники, выполняют упражнение
Вы (2-е л., мн. ч) Мы (1-е л., мн. ч.) Ты (2-е л., ед. ч.)
Лицо, число
Местоимения служат для выразительности речи, разнообразят и украшают нашу речь, помогают точно выразить мысль, избегая ненужных повторов в повествовании текста. | Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. | Презентация Раздаточный материал |
Динамическая пауза | Выполнение детьми динамической паузы | Фронтальная работа Словесный: выразительное чтение учителем | Организует и проводит динамическую паузу. Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся. Все встаём. Повторяйте движения. Я, ты, он, она Вместе - целая страна, Вместе - дружная семья, В слове "мы" - сто тысяч "я". 1-я строка - шагаем на месте, показываем руками на себя и друзей 2-я строка - шагаем на месте, круг вверх руками, хлопок перед собой 3–я строка - прыжки на месте, хлопки над головой. 4–я строка - руки на поясе, приседаем в повороте направо, налево. | Выполняют упражнения | Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | Презентация |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Фронтальная работа Парная работа Словесный: учебный диалог Практический: решение грамматических задач | Продолжаем работу. Посмотрите на 114 упражнение. Что вам необходимо сделать?
Хорошо, приступайте к упражнению. Вы можете работать совместно с соседом по парте.
1. Бабушка, (2-е л., ед.ч.) тоже маленькой была? (А. Плещеев) 2. (2-е л., мн.ч.) со мной знакомы близко. Я – приветливая киска. (В. Стоянов) 3. Перемыли (1-е л., мн.ч.) посуду, навели порядок всюду. (В. Нестеренко) 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт (3-е л., ед.ч., ж.р.). (И. Крылов)
Я снова попрошу выйти одного ученика к доске. Итак, какой мы с вами можем сделать вывод? | Выполняют упражнение Определить местоимения по грамматическим признакам и записать предложения уже с полученными местоимениями. 1. Бабушка, ты тоже маленькой была? (А. Плещеев) 2. Вы со мной знакомы близко. Я – приветливая киска. (В. Стоянов) 3. Перемыли мы посуду, навели порядок всюду. (В. Нестеренко) 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она. (И. Крылов)
| П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения; М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи | Презентация, учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Самостоятельная работа Фронтальная работа Словесный: объяснение Практический: письмо по памяти
Языковой анализ: синтаксический разбор | Организует самостоятельную работу по закреплению нового материала с помощью упражнения Сегодня наша самостоятельная работа будет заключаться в следующем: вам будет необходимо записать по памяти 115 упражнение и затем проверить. Давайте сначала прочитаем и обсудим задание.
Сколько предложений вы видите?
Давайте с вами прочитаем строчки из стихотворения. Что значит «однообразна»? А почему тогда она прекрасна? С какой целью автор употребил местоимения?
Назовите орфограммы, которые встретились в предложении, объясните их написание. А теперь, кто сможет воспроизвести по памяти? Поднимите руки, кто все записал точно так же, как в учебнике? Молодцы! Давайте теперь разберем 1-е предложения по членам. Выйдите один человек, пожалуйста, к доске. Итак, значит каким членом предложения может быть местоимение? | Слушают учителя Выполняют самостоятельную работу
Обсуждают задание совместно с учителем
2, так как в конце каждого стоит точка Читает ученик
Я – показать, что человек говорит о себе. Она – чтобы не повторять слово мелодия. Дождя – безударная проверяемая в корне слова.
Воспроизводит по памяти один ученик
Я слушаю мелодию дождя.
Подлежащим | П: устанавливать причинно-следственные связи; М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; | Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная работа Словесный: учебный диалог Практический: списывание с грам. задания
Игровой: упражнение на исключение лишнего | Даёт установку на выполнение упражнения, обсуждает упражнение с учащимися Выполним теперь 116 упражнение. Что необходимо сделать?
Хорошо, ребята. На выполнение этого упражнения у вас есть 5 минут, а затем проверим, объясняя каждое пропущенное местоимение.
А что общего вы заметили во всех местоимениях?
Какое лишнее? Хорошо, ребята, молодцы! Давайте с вами ещё раз назовем личные местоимения 3 лица. А сейчас, ребята, я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Четвертое лишнее». - Я, он, на, ты.
- Мы, они, вы, но.
- Нас, нами, нос, нам.
- Тебя, тебе, тобой, табун.
Давайте 1 строчку выполню я (я выбрала лишнее – на, потому что в предложенном ряду представлены все местоимения, а НА – это предлог, поэтом он и лишний), а вторую, третью и четвертую выполняет определенный ряд: 2 строка – 1 ряд 3 строка – 2 ряд 4 строка – 3 ряд Подумайте минутку и послушаем, что у вас получилось. Учащиеся 1 ряда –
2 ряда –
3 ряд –
Хорошо, ребята, мы с вами большие молодцы! Запишите теперь домашнее задание: с. 55, упр. 117 | Выполняют упражнение
Списать, вставляя пропущенные местоимения 3-го лица.
1. Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле. (С. Маршак) 2. Весна идёт сторонкой, да где ж сама она? (А. Блок) 3. Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно. Они изменяются по числам и родам, обозначают одушевленные предметы Оно Он, она, оно, они.
Мы выбрали но, потому что представлены все местоимения, но – это союз Мы выбрали нос – это существительное, а все остальное – местоимения Лишним получилось слово табун, так как оно является существительным, а все остальные слова – местоимения. Записывают домашнее задание |
| Презентация
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа Словесный: беседа
| 1.Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. 2.Проводит работу по самооценке.
Подведём итог нашего урока. Какая тема у нас сегодня была?
Какая цель сегодняшнего урока?
Мы достигли цели? Какие возникали трудности?
Давайте с вами ещё раз вспомним, что такое личное местоимение, какие лица у нас есть, назовём личные местоимения 1, 2, 3 лица. Напомним себе всем находящимся в классе грамматические признаки личных местоимений. Ребята, вы сегодня хорошо поработали. На экране вы видите лестницу успеха. Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке. Если вы поняли тему урока, но у вас осталось множество вопросов, то ваш человечек на ступеньке посередине. Если у нас сегодня есть такие, кто не поняли тему, то человечек на нижней ступеньке. Спасибо вам за работу! Вы большие молодцы! | 1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. 2. Дают оценку своей работе на уроке. Личные местоимения 1, 2, 3 лица Вспомнить, что такое местоимение (личные), их грамматические признаки Да Трудности при выполнении некоторых заданий/ не возникло трудностей при выполнении заданий 1 лицо – я, мы 2 лицо – ты, вы 3 лицо – она, она, оно, они Лицо, число, род в 3 лице ед.числа | М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Презентация |