Технологическая карта урока по русскому языку «Простые и сложные предложения» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.

Задачи урока

Дидактические:

  1. различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу;
  2. применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

Развивающие:

  1. развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты;
  2. развивать  умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению русского языка;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 13.12.2021

Школа: №152

Класс: 4 «в»

Урок: 2

Время:  8.50 – 9.30  Кабинет: 220

Студент: Абдрашитова Д. Ф., Раянова З. Х.

Группа: 45

Учитель: Силантьева Татьяна Валерьевна

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Простые и сложные предложения»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.

Задачи урока

Дидактические:

  1. различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу;
  2. применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

Развивающие:

  1. развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты;
  2. развивать  умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению русского языка;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: груповая, фронтальная

Словесный метод: беседа. Взаимопроверка

Практический метод: упражнение, работа у доски, работа в тетрадях

Актуализация знаний

- Начнем урок со словарной работы.

 Словарная работа (по лексическому значению угадывают и записывают слово)

Салют    (Военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, а также стрельба и фейерверк в ознаменование торжественной даты, события) 

Интерес  (Особое внимание к чему-н., желание вникнуть в суть, узнать, понять)

Ноябрь   (Одиннадцатый месяц календарного года)

Телефон  (Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио)

Аллея       (Дорога в саду, парке с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам)

Костер   (Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу)

Сейчас    (В настоящее время, теперь)
Инженер (Специалист с высшим техническим образованием)

Столица   (Главный город государства)

- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте по ключу, который дан на слайде.

- Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС)

- Что такое синтаксис?

- Что такое предложение?

- Вспомните, по какому признаку предложения бывают?

а) повествовательные, вопросительные, побудительные;

б) восклицательные, невосклицательные;

в)распространенные, нераспространенные;

Выполняют словарную работу

Взаимопроверка и оценивание

Предметные:

Знать написание слов.

Уметь выполнять словарную работу.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Анализ знаний учащихся, создаю проблемную ситуацию, через которую учащиеся смогут назвать тему урока. 

- Прочитайте предложения.

Зеленеет лес и радует лесных жителей.

Зеленеет лес, и весело поют птицы.

Прежде чем записать, проговорим известные нам орфограммы. Запишите.

- Проверьте записанные предложения со слайдом. Что вы заметили?

- Почему не поставили запятую?

- Какая проблема у нас возникла?

- В каких случаях ставится запятая?  Проанализируйте 1 предложение. Что скажете?

- Проанализируйте 2 предложение?

Вывод: давайте будем искать пути решения этой проблемы. Достаточно ли наших знаний?

- Что необходимо сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос?

Выполняют задания:

З_л_неет лес и радует л_сных ж_телей.

З_л_неет лес, и вес_ло п_ют птиц_.

Объясняют правописание известных орфограмм;

Принимают участие

в обсуждении проблемных вопросов;

Выявляют место и причины затруднения, пути решения проблемы;

- выяснить, нужна ли здесь запятая

- союзы а, но, повторяющиеся союзы и, или

- знакомые правила не подходят к предложению

-  нет, нужны новые знания, которые дадут ответ на этот вопрос

- наблюдать, сравнивать, доказывать

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная

Словесный метод: формулирование темы и цели урока

Проблемный метод: подводящий диалог, проблемная ситуация.

Деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Включаю учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

- Приступим. Найдите грамматическую основу первого предложения? – второго?

- Чем отличаются предложения?

- Вспомните, как называются предложения с одной грамматической основой?

- А с двумя?.......

- Какова тема урока?

- Исходя из темы сформулируем цели.

- Какие цели мы можем поставить перед собой?

- У нас на партах листки самоконтроля. По ходу урока мы будем их заполнять. Критерии мы знаем.

Зеленый круг – отлично

Половинка круга - хорошо

Белый круг – надо повторить правило.

Карта самоконтроля по теме

  1. Узнал признаки сложного предложения
  2. Научился различать сложное предложение от простого.
  3. Могу применять правила на письме. (запятые)

Вывод: Для чего нам нужно изучать эту тему?

- простое

- сложное

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Формулируют тему: «Простое и сложное предложение»

Формулируют цели урока.

- узнать что такое сложное предложение.

– научиться различать простое предложение от сложного.

- ознакомимся с правилами правописания знаков препинания в сложных предложениях.

Высказывают собственное мнение, аргументируя его.

- грамотно писать, расставляя знаки препинания

Предметные:

Знать, что такое простые и сложные предложения;

Уметь отличать сложные и простые предложения  и определять тему и цель урока.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Практический: выполнение упражнения

Наблюдение над языковым материалом.

- Возвращаемся к нашим предложениям, проведём исследование.

Прочитайте первое предложение, второе.

- Одинаковые ли предложения?

Докажите.

- Разбейте сложное предложение на два простых. Назовите их.

- Могут ли они существовать друг без друга? Почему?

- Как на письме показана граница этих предложений?

Итак, из чего состоят сложные предложения?

Вывод: Сложные предложения, состоят из простых предложений, связанных между собой по смыслу и они отделяются запятой (первая цель достигнута) Заполнения листа контроля.

Физминутка.

Наблюдение над языковым материалом.

 

 Наблюдают за предложениями

Выдвигают предположения, по проблеме, обсуждают вопросы в парах.

- выражают законченную мысль, связаны по смыслу

- запятой

-из простых, которые….на письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу

Подходят к достижению первой цели.

Предметные:

Знать постановки знаков препинания.

Уметь  применять знания в практическом задании.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С алют И нтерес Н оябрь Т елефон А ллея К остер Се йчас И нженер С толица

Слайд 2

Зеленеет лес и радует лесных жителей. Зеленеет лес, и весело поют птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Простые и сложные предложения"

Тема: «Простые и сложные предложения»Цель: дать понятие о сложном предложении и о значении союзов в сложном предложении.Задачи:Познакомить учащихся с понятиями “простые и сложные пре...

Открытый урок по русскому языку "Простые и сложные предложения" 4 класс

Открытый урок по русскому языку " Простые и сложные предложения" 4 класс УМК Перспектива...

Технологическая карта урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?" (4 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: "открытия" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления об отличиях сложного  предложения от простого предложения с однородными членами Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс, тема: "Однородные члены предложения"

Цель урока: формирование у обучающихся понятия об «однородных членах предложения»Задачи урока: Дидактические:1. Дать представление об «однородных членах предложения»...

Технологическая карта урока по русскому языку "Распространенные и нераспространенные предложения", (Школа России, 4 класс)

Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о распространенных и нераспространенных пред...