Открытый урок по русскому языку "Простые и сложные предложения" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гордиенко Виктория Вячеславовна

Открытый урок по русскому языку " Простые и сложные предложения" 4 класс УМК Перспектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОУ Могопрофильный лицей КГТИ

г. Кисловодска

Открытый урок по русскому языку

Тема: Простые и сложные предложения

УМК Перспектива

4 класс

учитель Гордиенко В. В.

2019г.

Тема: Простые и сложные предложения

Цель урока: познакомить обучающихся  с понятиями "простые и сложные предложения"

Задачи урока:

образовательные:

совершенствовать знания о предложении, учить выделять в письменной речи простые и сложные предложения, развивать умения отличать сложное предложение от простого; учить ставить знаки препинания в сложном предложении;

развивающие:

учить выделять существенные признаки в изученном материале, способствовать развитию речи, памяти, внимания учащихся;

воспитательные – воспитывать любовь к русскому языку, расширять коммуникативные способности детей, закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

- Начнём наш урок. Хочу пожелать, чтобы каждый из вас смог в полной мере поучаствовать в работе,  не боялся доказывать свое мнение. Хочется верить, что наш урок будет вам интересен и  полезен!

 - Об этом мы узнаем в конце урока.

- Надеюсь, что вы будете внимательны и доброжелательны друг к другу.  

- Садитесь.

 

 

2. Постановка учебной задачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний.

Минутка чистописания

-Давайте повторим написание буквы П.

Ппс Ппр Ппп…

- Найти закономерность и продолжить до конца строки. (Ппо Ппн Ппм Ппл Ппк Ппй)

- Не найдёте закономерность - просто запишите, чередуя до конца строки.

Время не теряйте: пишите красиво, чисто, аккуратно.

Проверяем: Кто нашёл закономерность – ставим +.

Словарная работа

« Заколдованные слова»

Верное слово запишите в тетрадь,

Мопрероз, коньдлоки, иженей, понигода, дороега

- а из лишних слогов составьте слово, какое слово получилось? ПРЕДЛОЖЕНИЕ

– Как вы думаете, почему именно это слово является ключевым на уроке? Прикрепляю слово на доску.

-Давайте вспомним  что такое предложение?

-Какими они бывают по цели высказывания?

-По интонации?

(1 ученик у доски)

Игра «Договори предложение»

Глаза боятся, а руки       (делают).          пословица

Белые бараны       ( били в барабаны).   скороговорка

Унылая пора         (очей очарованье).    стихотворение

Мартышка к старости     (слаба глазами стала)  басня

- Назовите жанры литературы.

- Запишите  пословицу.  Как понимаете смысл пословицы?

- Выполним разбор предложения по членам.

- Чем интересна эта пословица, (две грамматические основы)

 - Как  можно назвать предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ (частей)? (многосоставное, сложное) А как мы называем предложение, в котором одна грамматическая основа? (простое)

- Кто догадался, какова тема нашего урока?  Мы будем говорить о  простых и сложных предложениях.

- Это слово связано с темой нашего урока русского языка

На доске схема

- Что обозначает эта схема?    

  - =

- Расскажите, что вы знаете о    грамматической основе предложения.

2. Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

-Выделите грамматические основы в предложениях:

1) Дети играли на берегу озера.

2)Мальчики строили из песка крепость, а девочки из этого же песка пекли пироги.

 (Работа в паре.)

– Что заметили?

 - Чем отличаются эти предложения друг от друга?

- Сколько грамматических основ в первом из них?

- А во втором?

-Какие две части, похожие по своему грамматическому значению на предложение, могут  быть выделены  во втором предложении?

 -С помощью чего они соединены между собой?

-_Оцените  работу вашего одноклассника (обратная связь)

 

- Это схема грамматической основы предложения.

- Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

 

 

 

 

 

3. Формулирование проблемы.

- Что можете сказать о втором  предложении?

-Сформулируйте тему урока, исходя  из наших рассуждений.

- Сформулируйте  цель нашего урока, опираясь на тему.

-Используйте опорные  слова на доске:

 1) познакомиться с …и …;

 2) учиться различать …и …;

 3) учиться ставить…

Познакомиться с предложениями, у которых несколько  грамматических основ.

- «Простые и сложные предложения»

    Цель: 

 1)познакомиться с простыми и сложными предложениями;  

2)учиться различать простые и сложные предложения;

3)учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

4. Первичное закрепление.

Учебник УПР. 49 с. 36( у доски)

-Записать предложения, выделяя грамматические основы. В скобках указать, каким является предложение – простым или сложным.

- Как соединяются простые предложения в составе сложного?

- Что можете сказать о расстановке знаков препинания в сложном предложении?

Работа в группах.

Я предлагаю вам взять задания, записанные на листах (белые).  Прочитайте предложения, определите, являются они  простыми или сложными. Составьте схему предложения.

1. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась.

2. Погода была отличная, и утка со всей семьёй отправилась к ближайшей канаве.

3. Весной медленно съедут по склонам оврагов глыбы седого снега, пробьются первые подснежники, зажурчат ручьи.

4. Зелень освежилась после дождя, и на небе засияла радуга.

   

   Выполняют работу у доски (проверка –                    обратная связь)

 

С помощью союза  или без союза

Выступление представителей групп.

- Между простыми предложениями в составе сложного ставятся запятые.

 Сложные предложения содержат 2 или больше грамматических основ.

Простые предложения в составе сложного соединяются без союзов или с помощью союзов и, а, но.

Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая

5. Домашнее задание.

-Программный уровень: упр. 52 (с. 37). Уровень повышенной сложности: упр. 51 (с. 37).

 

6. Рефлексия

Дополнительный материал.

- Какую цель поставили перед собой в начале урока?

- Достигли мы её?

- Оцените свои знания, полученные на уроке в листе самооценки.

+

-

Проверяю орфограммы

Могу отличить сложное предложение от простого

Умею ставить знаки препинания в сложном предложении

Все понял(а), у меня все получилось

Испытываю затруднения

Ничего не понял(а), ничего не получилось

Разноуровневые карточки

Карточка № 1

1. Спиши, в простых предложениях найди и подчеркни  грамматическую основу.

 Синей дымкой покрыты луга. На берегу горел костёр, около костра сидели туристы.  Ранним утром мы отправились за грибами.

2. Спиши предложения (в скобках укажи, каким оно является  - простым или сложным).

Наступил сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу!

Карточка №2

  1. Составьте из простых предложений сложные с союзами  И, А, НО.
  2. Наступила весна. На пригорках показались подснежники.   С утра шёл дождь. К вечеру погода улучшилась. Ребята собирались в лес. Им помешал дождь.    
  3. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые.
  4. Ветер согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег.

 

 

 

 

 Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Этот урок является продолжением изучения темы «Как связываются слова друг с другом в речи?».Тип урока - решение частных  задач. На уроке ученики наблюдают и делают выводы, что взаимной ...

Открытый урок по русскому языку в 1-ом классе по теме " Знаки препинания в конце предложения".

Данный урок был представлен на семинаре учителей ВАО города Москвы в 2009 году при обучении детей разных национальностей в одном классе и получил высокую оценку педагогов....

Открытый урок по русскому языку "Имя прилагательное" 2 класс.

Самоанализ открытого урока по русскому языку, проведенного в 2 А классе по теме: « Имя прилагательное».  23 января 2012 годаМушникова О.А. МОУ Гимназия № 18. Конспект урока по теме...

Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе

Тема: "Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков. Правила переноса слов с мягким знаком в середине слова". Урок систематизирует знания об обозначении мягкости согласных звуков с помощью мягко...

Открытый урок по русскому языку во 2 «А» классе. Тема: «Заочная экскурсия по местам боевой славы. Правописание безударной гласной в корне слова.»

На основе разработанного урока дети закрепляют правила на тему: "Правописание безударной гласной в корне слова",...

Открытый урок по русскому языку в 4 «А» классе по темае «Общее знакомство со сложным предложением»

Цели:Развивающая - развивать мыслительную и творческую деятельность;Образовательная - познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём;Воспитательная – воспитывать у детей люб...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...