ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Простые и сложные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лилия Ивановна Жолтикова

Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Простые и сложные предложения» 

4 КЛАСС

Тема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в сложном предложении.

Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
  • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);
  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
  • расширять коммуникативные способности детей;
  • Формы работы: фронтальная, парная, самостоятельная, коллективная.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарный диктант

Календарь природы, известный космонавт, весёлые каникулы, лучший комбайнёр, багажный вагон, медленный корабль, прекрасный костюм.

(Дети по одному выходят к доске.)

Словарная работа. ПРЕКРАСНЫЙ

-Кто услышал новое словарное слово?

-Кто предположит, как правильно пишется это слово?

 Выделите приставку( приставка- пре- = очень, т.е. очень красивый, пребольшой, т.е. очень большой)

-На какую орфограмму еще в этом слове стоит обратить внимание?

-Каково лексическое значение этого слова?

-Давайте обратимся к толковому словарю. (Ученица зачитывает значение по словарю)

-Составьте предложение с новым словарным словом.

(На клумбе растет прекрасный цветок.)

-Выполните полный разбор предложения. (Ученик работает на доске)

III. Самоопределение к деятельности

—  Прочитайте и сравните два предложения.

Солнце встало и осветило окрестность. Солнце встало, и окрестность озарилась светом.

—  Чем похожи предложения? (В них содержится одна и  мысль.)

—  Чем они отличаются? (Во втором предложении cmoит запятая, а в первом нет.)

—  Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

—  Найдите грамматическую основу в первом предложении (Солнце встало и осветило.)

—  Какую роль играет в этом предложении союз и? (Oн объединяет однородные члены предложения.)

—  Найдите грамматическую основу во втором предложении (Солнце встало, свет разлился.)

—  Какую роль играет в этом предложении союз и? (Он соединяет две части сложного предложения.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие — сложными, научиться различать простые и сложные предложения.)

IV. Работа по теме урока

1. Наблюдения над простыми и сложными предложениям

(Работа в парах по карточкам (на каждой карточке написано одно предложение).)

—  Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного.

Распределите карточки по двум группам: простые предложения и сложные предложения.

1) Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

2) Мороз крепчал, но не кусался.

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4) Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.

5) Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6) Молодые побеги сморщились и завяли.

7) Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8) Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

(Проверка. Одна пара отчитывается о выполненной работе, остальные проверяют.)

—  Чем простое предложение отличается от сложного?

—  Проверьте себя. Прочитайте материалы рубрики «Вспомните!» на с. 36 учебнику .

2. Работа по учебнику

—Прочитайте выразительно поэтические строки.

—  Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении. (Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет.)

—  Сколько предложений в этом отрывке? (Два.)

—  Какие это предложения - сложные или простые? Докажите своё мнение. (Первое предложение простое, в нём одна грамматическая основа — подлежащее ветер, сказуемое гонит. Второе предложение сложное, в нём две основы: ель стонет, лес шепчет.)

—  С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение? (С помощью интонации )

- А при помощи чего разделяются? (между ними ставится запятая.)

—  Выполните письменные задания к упражнению.

V. Физкультминутка.

Я буду вам читать предложения. Если вы услышите простое предложение – приседаем. Если же предложение сложное – встаем и тянемся вверх.

1.День был прекрасный.

2. Труд кормит, а лень портит.

3. Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.

4.Ночь проходит, день приходит.

5.Братья двери отворили, караульщика впустили .

6. Молодые побеги сморщились и завяли.

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

-Итак, давайте прочитаем материалы рубрики «Вспомните!» .

—  Прочитайте предложения.

—  С помощью чего простые предложения объединяются в сложные?

(Учащиеся указывают способ связи в каждом предложении.)

—  Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.)

—  Объясните написание слов с пропущенными буквами. (Запись любых двух предложений под диктовку.)

VII. Зарепление.

Работа с программой Plickers.

Дети работают с QR-кодами.

Предложено 4 вопроса.

1.Укажите сложное предложение.

А) Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо.

В) Наш кот Васька любит играть в догонялки. 

С) Опустел сад, и осыпались листья.

D) На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв.

2.Укажите сложное предложение, состоящее из трех частей.

А) Папа задергивает шторы, мама дает Марине яблоко.

Б) Живет Балда в поповом доме, ест , спит на соломе.

В) Дети собрали букеты из желтых, красных и оранжевых листьев.

Г) Мама подарила Марине шапочку, папа купил спортивный чемодан, бабушка дала мохнатое полотенце.

3.Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложного предложения.

А) Лучи солнца греют и лицо, и руки.

Б) Белые, золотые и синие цветы качаются над головой .

В )Вихри ветра поднимали и кружили лепестки жасмина.

Г) Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.

4.Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно.

А) В ярком золоте ,день утопает и ручьи по оврагам шумят.

Б) В ярком золоте день утопает и ручьи, по оврагам шумят.

В) В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.

Г) В ярком золоте день, утопает и ручьи по оврагам шумят.

При помощи QR-кода дети показывают ответ, учитель сканирует смартфоном ответы детей. Результаты отображаются на доске.

 

VIII. Рефлексия.

Работа со смайликами.

IX. Подведение итогов урока

- Какую задачу ставили?

-Как отличить сложное предложение от простого?

- С помощью чего соединяются части сложного предложения?(…)

- Когда запятая ставится в сложном предложении?

Оценки.

Домашнее задание

Учебник стр. 37, упражнение 51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Простое и сложное предложение" 4 класс, РО по системе Л.В. Занкова

С помощью данной технологмческой карты урока вы сможете создать свой урок....

Презентация к уроку русского языка "Простые и сложные предложения" 4 класс УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной "Русский язык 4 класс" УМК "Перспектива"...

Открытый урок по русскому языку "Простые и сложные предложения"

Тема: «Простые и сложные предложения»Цель: дать понятие о сложном предложении и о значении союзов в сложном предложении.Задачи:Познакомить учащихся с понятиями “простые и сложные пре...

Презентация к уроку русского языка "Простые и сложные предложения"

Тема: «Простые и сложные предложения»Цель: дать понятие о сложном предложении и о значении союзов в сложном предложении....

Презентация по русскому языку "Простое и сложное предложение" 3 класс.

Презентация по русскому языку "Простое и сложное предложение" 3 класс. Цель- уметь отличать  простое предложение от сложного....

Открытый урок по русскому языку "Простые и сложные предложения" 4 класс

Открытый урок по русскому языку " Простые и сложные предложения" 4 класс УМК Перспектива...