Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты (П, М, Л)
|
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности 1 мин | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный метод; психологический настрой. Фронтальная форма. | 1. Приветствует класс. 2. Создаёт эмоциональный настрой. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Вероника Евгеньевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Представьте, что у вас в руках чаша добра и счастья, осторожно перелейте часть доброты другу. Подарите окружающим улыбку. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока. Садитесь. | Приветствуют учителя.
| Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность. |
Презентация
|
Актуализация знаний и мотивация 6 мин | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный метод; беседа Фронтальная форма. Практический: выполнение упражнения | 1. Побуждает к высказыванию своего мнения. На слайде вы видите высказывание К.Г. Паустовского, прочитайте его. «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость!» Как вы понимаете смысл данного высказывания? 2.Проводит минутку чистописания, словарную работу. Давайте начнем урок с проявления аккуратности и трудолюбия. Откройте тетради, пропустите от последней записи две строки, запишите число, классная работа. Помните, как правильно нужно сидеть при письме. Минутка чистописания: Запишите высказывание К.Г. Паустовского в свою тетрадь. 3. Побуждает к высказыванию своего мнения. - Ребята, какое словарное слово вы встретили в данном высказывании? Почему это слово называется словарным? Какую гласную нужно запомнить? Давайте поставим ударение, выделим корень, подчеркнём орфограммы. |
Читают высказывание.
Отвечают на вопрос.
Выполняют каллиграфическое упражнение
- язык. Ставят ударение, подчёркивают орфограмму.
| Предметные: повторить уже имеющиеся знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности. |
Презентация |
|
|
| 4. Проводит обобщающую беседу по пройденному материалу.-Ребята, давайте вспомним, какую большую тему мы начали изучать в 3 четверти? Как вы различаете части речи? Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части идет в них речь. - Давно живу я в мире этом, Даю название предметам Какая это часть речи? На какие вопросы отвечает? Какими бывают имена существительные? Следующая часть речи: - Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Какая это часть речи? На какие вопросы отвечает? - Что без меня предметы? Лишь названья А я приду- Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях растет Какая это часть речи? На какие вопросы отвечает? ПОД холмом, ВОКРУГ деревни, НА пространстве БЛИЗ реки Лес растёт большой и древний Всем погодам ВОПРЕКИ. ПО полям бегут дороги. ЗА грибами ходим мы. Понимаем, что ………. В нашей речи нам нужны! Какая это часть речи? Можем ли мы задать вопросы? - Молодцы! Вы хорошо усвоили материал.
| - мы начали изучать части речи. - по их признакам.
- имя существительное. - самостоятельная. - кто? что?
- собств./нариц., одушевл./неодушевл.
- имя прилагательное. - самостоятельная. - какой? какая ? какое? какие?
-глагол.
- самостоятельная. - что делает? что сделает?
- предлоги. - служебная. - нет.
|
|
|
Постановка учебной задачи 3 мин | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Практический: выполнение упражнения Словесный метод. Беседа. | 1. Выдвигает проблемное задание. 2.Подводит к постановке темы урока и цели урока. - На доске вы видите слова. Прочитайте внимательно. Ваша задача - распределить их на 3 группы по грамматическим признакам. Весна, звонкий, я, птицы, яркая, ты, она, ручей, весёлые. - Давайте сначала обсудим, как бы вы могли это сделать. - Нет, так нельзя. Здесь нет ср. рода. А как определить род у слов я, ты? У кого будут ещё предположения? - Верно, распределите слова по частям речи. 3. Организует проверку выполнения задания. 1) Весна, птицы, ручей—сущ. 2) Звонкий, яркая, весёлые—прил. 3) Я, ты, она - ?... - Проверьте правильность выполненной работы, возьмите ручку другого цвета или карандаш, за каждый правильный ответ ставите «+», за неправильный «-». Приготовьтесь объяснить, почему вы так распределили слова.
-Ребята, а кто из вас помнит, как называется эта часть речи? - Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете сказать о ней? Из каких частей состоит слово? Давайте предположим, какая тема нашего урока? Какие цели мы поставим перед собой на уроке? Узнать что такое …? Какое …? Как выглядит?
| .
- Предполагают варианты группировки. Можно распределить их по родам, потому что на доске есть слова весна (ж. р.), ручей(м. р.) - по частям речи.
Оценивают работу.
- Слова 1 гр.— это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что? Слова звонкий, яркая, весёлые-имена прилагательные, потому что отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета. А слова 3 гр. хотя и отвечают на вопросы кто? и что?, но не обозначают предмет. - это местоимения.
- место-, имени. -«Местоимение».
- Что такое местоимение? Какое оно? Как выглядит?
| Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
|
Презентация
|
|
|
| Когда …? Зачем? Какие имеет …? 4.Организует самооценивание. Ребята, на экране вы видите карту успеха, в течении урока мы будем возвращаться к ней и оценивать свои успехи. Оценивать мы будем смайликами Сейчас в тетрадях отметьте свои успехи по первому этапу нашего урока. Поставьте +, если вы справились с первым пунктом нашей карты, и – если не справились. | Когда употребляется? Зачем? Какие имеет вопросы?
Оценивают свою работу. |
|
|
"Открытие" детьми нового знания 13 мин | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная форма. Словесный: беседа Практический: выполнение упражнения
| 1.Организует работу с языковым материалом по теме. Прочтите запись на доске Морж - полярный житель. Морж не боится белого медведя. У моржа острые клыки. Морж совсем безобидный. Что записано на доске? Что такое текст? Какая речевая ошибка допущена при составлении этого текста? Как можно исправить эту ошибку? Прочитайте текст, исправляя ошибку. Вместо какой части речи вы употребляли слово «он»? Для чего? Ребята, а какой частью речи является слово он? Откройте учебники на с.47 и прочитайте «узелки на память». - Какую роль играют местоимения в речи? - Местоимение – служебная или самостоятельная часть речи? Откройте учебник на странице 48. Упр. 84 по заданию устно. Прочитайте текст. Какой недостаток вы в нём заметили? Какое местоимение поможет избавиться от лишнего повторения одного и того же имени существительного? 2. Организует самооценивание. Ребята, давайте оценим наши успехи.
| Отвечают на вопросы. - текст. Текст- это два или более предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. - заменить слово морж словом он он. - вместо имени существительного. - чтобы избежать повторов, для красоты речи.
Читают правило (один в слух, остальные самостоятельно)
- они указывают на предмет, не называя его. - самостоятельная. - повторяется слово, собака.
- она.
Оценивают свою работу. | П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. Л: проявлять мотивы к учебной деятельности. |
Презентация Учебник |
|
|
| Поставьте + на полях, те кто справился со вторым пунктом нашей карты, и -, если не справились. 3.Организует работу с языковым материалом по теме. Как мы уже с вами выяснили. Местоимение – это самостоятельная часть речи. Что это значит? Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «имя существительное»? Как оно изменяется? Давайте понаблюдаем, имеет ли такие признаки местоимение. Посмотрите на слайд. Распределим слова в три столбца (м.р., ж.р., ср.р.) Машина, самолёты, окно, оркестр, деревья, конь, рамка, коровы, троллейбус, музыка. Ребята, а в какую колонку мы отнесём слова самолёты, деревья, коровы? Давайте выделим им отдельную колонку. Имя существительное мы можем заменить местоимением, дайте название каждому столбцу используя их. (Он, она, оно, они) 4. Побуждает к высказыванию своего мнения. Какой вывод мы можем сделать? 5.Организует самооценивание. Ребята, давайте оценим наши успехи. Поставьте + на полях, те кто справился с третьим пунктом нашей карты, и -, если не справились. 6.Проводит динамическую паузу. - Ребята, наверное, вы устали. Давайте встанем и выполним пальчиковую разминку. Давайте выполним физминутку. (Ладони прижаты друг к другу). На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок). Кто его открыть бы смог? - Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их).
|
- что местоимении имеет грамматические признаки.
- по числам, родам, падежам.
- они во мн.ч.
- имена сущ. Ж.р. мы можем заменить местоимением она, мужского – он, среднего – оно, мн.ч. – они. Оценивают свою работу.
Выполняют динамическую паузу.
|
|
|
|
|
| - Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе). - Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга). И – открыли! (Расцепляем пальцы). |
|
|
|
Первичное закрепление 5 мин | Усвоение нового способа действий | Фронтальная работа. Практический6 работа с учебником, работа в тетради Словесный: беседа, фонетическая работа | 1.Организует первичное закрепление знаний учащихся. Давайте посмотрим, как вы усвоили материал, работу вы будете выполнять в парах. У каждого на партах лежит листок с заданием. Прочитайте его. Какие имена существительные можно заменить одним из местоимений: он, она оно, они? Распределить эти слова по группам в таблице Слова: дочь, стена, чернила, сказка, рука, кино, друзья, лиса, волк, чудо, счастье, праздник, ворона, вещь, меч, помощники, поле, метро.
Местоимения | Имена существительные | Он |
| Она |
| Оно |
| Они |
|
Поднимите руки, кому не понятно? Можете приступать к выполнению задания. 2. Организует проверку выполнения задания.
возьмите ручку другого цвета или карандаш, за каждый правильный ответ ставите «+», за неправильный «-». Поднимите руки те пары, кто безошибочно выполнил задание? У кого 1-2 ошибки? Хорошо, молодцы. 3.Организует самооценивание. Отметьте свои результаты, в карте успеха. |
Выполняют задание в парах.
Проверяют выполнение задание.
Оценивают свою работу. | Метопредметные: П: структурирование знания К: умение высказывать и аргументировать свои мысли К: инициативность в общем поиске нового знания П: работать по предложенному плану; П: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Л: проявлять мотивы к учебной деятельности. |
Презентация Учебник
|
Самостоятельная работа с самопроверкой 5 мин | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: выполнение упражнения | 1.Организует самостоятельную работу учащихся. Для самостоятельной работы я предлагаю выполнить вам следующее задание. Прочитайте. Спишите. Вставьте подходящие по смыслу местоимения. Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе. 2. Производит контроль выполнения упражнения. Обменяйтесь со своим соседом тетрадями, выполним взаимопроверку по образцу, если слово относится к нужному столбику, ставим знак «+», если ошиблись – знак «-». Поднимите руки те, у кого нет ошибок? Те, у кого 1- 2 ошибки? Вы большие молодцы! 3.Организует самооценивание. Отметьте свои результаты в карте успеха. |
Выполняют задание самостоятельно.
Проводят взаимопроверку.
Оценивают свою работу. | Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям |
Презентация |
Включение в систему знаний, повторение 5 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Работа в парах. Практический: выполнение задания | 1.Закрепляет знания учащихся. С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке? Ребята, я предлагаю вам закрепить материал и выполнить следующее задание. Его мы будем выполнять письменно. Полностью прописывать не нужно, ставите цифру и записываете ответ. Продолжите фразу: 1.Местоимение – это … 2.Не называет предмет, а … 3. Местоимения отвечают на вопросы … 4.Изменяются по … 2. Организует проверку выполнения задания. Выполним проверку по эталону. Поднимите руки у кого нет ошибок? Отлично. Давайте хором прочитаем стихотворение. Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. - Молодцы! Кто желает выйти к доске и выписать местоимения из этого стихотворения, остальные выполняют задание в своих тетрадях.
| Отвечают на вопросы: - местоимением.
- самостоятельная часть речи. - указывает на него. - кто?что? - родам и числам.
Выполняют самопроверку.
- работа у доски. –
| П: обобщение и структурирование знаний в речи Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности |
|
Рефлексия деятельности 2 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная форма. Словесный: обобщающая беседа Наглядный: работа со слайдом.
| 1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями. - Давайте подведём итоги урока. Какая была тема нашего урока? - Вспомните какую цель мы ставили в начале урока. Что вы узнали нового? - Поднимите руки те, кто добился целей урока. Ребята, у кого возникли трудности при выполнении заданий? Хорошо. 2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. А теперь давайте проанализируем результаты вашей деятельность на уроке. Те, у кого 5 плюсов в тетради, усвоили тему, вы большие молодцы, поднимите руку, у кого 5-4 плюсов. Хорошо опустили. А теперь поднимите руку те, у кого менее 4 плюсов. Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо за урок! Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы: «Местоимение»
- оценивают свою работу, делают выводы.
| Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: построение речевого высказывания Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности
|
Презентация |