Технологическая карта урока русского языка УМК "Перспектива" 3 класс "Изложение: "Будь бережливым"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тиунова Анастасия Павловна

 

Тема урока «Изложение: «Будьте бережливыми»»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: создание условия для развития умений подробно письменно излагать содержание текста-образца, составление устного и письменного рассказа.

существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется

мягкий знак

Задачи урока

Дидактические:

  1. Владение навыками смыслового чтения текста;
  2. Осознанно строят речевое высказывание.

Развивающие:

  1. Развивать память, логическое мышление, внимание через работу с текстом;
  2. Развивать полноту и точность выражений через работу с текстом.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к своей работе;
  2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 22.10.2021

Школа: № 95

Класс: 3-5

Урок:

Время:  Кабинет:

Студент: Тиунова Анастасия

Группа: 42

Учитель: Пашнина Татьяна Сергеевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Изложение: «Будьте бережливыми»»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: создание условия для развития умений подробно письменно излагать содержание текста-образца, составление устного и письменного рассказа.

существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется

мягкий знак

Задачи урока

Дидактические:

  1. Владение навыками смыслового чтения текста;
  2. Осознанно строят речевое высказывание.

Развивающие:

  1. Развивать память, логическое мышление, внимание через работу с текстом;
  2. Развивать полноту и точность выражений через работу с текстом.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к своей работе;
  2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения.

Этап

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Инструктаж.

Фронтальная форма.
Словесный:

Слово учителя, постановка вопросов.

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Павловна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь.

Теперь посмотрите на слайд и прочитайте 2 текста и скажите, что не так.

1 текст

Стоит хороший день. Теперь очень полна тепла. Но часто идёт дождь. Вот Рома с папой идут в лес через широкие поля. Скоро ударит мороз. Всё покроет снег.

2 текст.

Ему там так нравилось, что он и не заметил, как заблудился. Но вскоре он увидел огоньки. Мальчик Алёша, ничего не сказав дедушке, ушёл гулять в лес. Алёше было очень тревожно. И тут же выбежал домой.

Какими умениями надо обладать, чтобы тексты получались красивыми?

А какие виды заданий помогают развивать нашу речь?

Значит сегодня у нас необычный урок русского языка.

Мы будем писать изложение.

С какими трудностями можем столкнуться? Хорошо.

Поднимите руку те, кто уверен, что справится со всеми трудностями на сегодняшнем уроке?

Тогда мы начинаем!

1.Показывают готовность к уроку. 2. Отвечают на вопросы.

- Здравствуйте!

Читают текст

Отвечают на вопрос

Изложение и сочинение

Создание психологического настроя (Л);

Целеполагание (Р);

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Презентация,

Раздаточный материал.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

  1. Вспоминает с учащимися

Открываем свои тетради, записываем число и классная работа.

Минутка чистописания

Давайте вспомним, что же такое изложение?

Верно!

Изложение – это письменный пересказ текста.

А как вы думаете для чего вообще пишут изложения?

- Совершенно верно, изложения помогают активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. А развитая речь — это основа уверенности и успеха.

1.Отвечают на вопросы учителя;

Пересказ текста.

Чтобы научиться передавать содержание прочитанного, узнать что-то новое, развивать письменную речь.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Презентация, раздаточный материал.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

1.Выдвигает проблему; 2. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

-Давайте попробуем сформулировать тему изложения. Обратите внимание на слайд, там будет небольшая подсказка с помощью которой мы сможем узнать тему нашего урока. Она будет в виде ребуса.

Опираясь на тему урока, давайте попробуем поставить цель?

А также давайте попробуем составить план работы над изложением:

  1. Прочитать текст;
  2. Анализ текста;
  3. Написание изложения.
  4. Вывод.

1.Высказывают свое мнение; 2.Пытаются сформулировать тему и цель урока.

Будьте бережливыми

Поработать с текстом и написать изложение на тему «будьте бережливыми».

Подведение под тему урока (П);

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К);

Постановка и формулирование проблемы (П).

Презентация, раздаточный материал.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Наглядный: демонстрация.

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

1.Формулирует задание; 2. Обеспечивает мотивацию выполнения; 3. Подводит обучающихся к выводу.

А теперь, когда мы составили план, давайте попробуем отгадать загадку и узнаём, про что же у нас будет текст.

К дальним сёлам, городам, Кто идёт по проводам? Светлое Величество! Это ….

Правильно, молодцы!

Электричество – очень ценный ресурс для всех и его надо беречь.

Сейчас прочитайте текст внимательно и запоминайте.

Наступила осень. Дни стали короче. На дворе быстро темнеет, и в домах зажигают электрический свет. Мы очень привыкли к электричеству. Так просто включить лампочку. И мы часто забываем погасить её. С вами этого не случалось? А электричество – это большой труд многих людей. Его нужно беречь. Без электричества будет стоять транспорт, перестанут работать фабрики, заводы, школы и магазины. Бережно расходуйте электричество!

Обычно в тексте бывает 3 части. Разделите текст на три смысловые части. Подключите интуицию, она поможет найти границы частей по смыслу.

Найдите и прочитайте начало. (1 абзац)

       Наступила осень. Дни стали короче. На дворе быстро темнеет, и в домах зажигают электрический свет.

- О чём говорится в этой части? Какова главная мысль? Как можно озаглавить?

- Прочитайте вторую часть.

       Мы очень привыкли к электричеству. Так просто включить лампочку. И мы часто забываем погасить её. С вами этого не случалось?

О чём говорится в этой части? Какова главная мысль? Как можно озаглавить?

-Прочитайте заключительную часть.

         А электричество – это большой труд многих людей. Его нужно беречь. Без электричества будет стоять транспорт, перестанут работать фабрики, заводы, школы и магазины.            Бережно расходуйте электричество!

О чём говорится в этой части? Какова главная мысль? Как можно озаглавить?

Молодцы, составим план текста.

1. Свет в домах.

2. Небрежность

3. Берегите электричество.

Теперь ответим на вопросы по этому тексту:

Почему в тексте разные предложения по цели высказывания?

Найдите вопросительное предложение. Прочитайте побудительное предложение.

По интонации предложения не все одинаковые. Прочитайте восклицательное предложение.

Какой призыв содержится в тексте? Произнесите его с нужной интонацией.

Почему нужно беречь электричество?

Что может случиться, если не будет электрической энергии?

Какую оплошность мы часто допускаем?

Почему это нельзя делать?

- Молодцы!

1.Работают по тексту и слушают учителя, отвечая на вопросы.

Слушают учителя

Электричество

Читают текст.

Ответы детей

Свет в домах.

Что мы часто относимся к электричеству небрежно.

Небрежность

Ответы детей

Берегите электричество

Отвечают на вопросы.

Быть бережливыми

Ничего не будет работать.

Не бережём электричество

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Осознание ответственности за общее дело (Л);

Построение алгоритма

(П).

Презентация, раздаточный материал.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1.Проводит параллель с ранее изученным материалом; 2.Наводящими вопросами помогает выполнить задание.

Мы разделили текст на 3 части, теперь каждый абзац прочитайте и перескажите друг друга в парах:

Наступила осень. Дни стали короче. На дворе быстро темнеет, и в домах зажигают электрический свет.

Мы очень привыкли к электричеству. Так просто включить лампочку. И мы часто забываем погасить её. С вами этого не случалось?

А электричество – это большой труд многих людей. Его нужно беречь. Без электричества будет стоять тран- спорт, перестанут работать фабрики, заводы, школы и магазины. Бережно расходуйте электричество!

- Хорошо, спасибо!

- Встретились ли вам в тексте трудные в написании слова?

Я нашла несколько таких.

Давайте по цепочке попробуем объяснить написание пропущенных букв:

Эл..ктричество, к..роче, дв..ре, т..мнеет, в д..мах, б..р..жливые, пог..сить, б..льшой, ст..ять.

- Очень хорошо!

1.Читают текст и пересказывают, работа с трудными словами.

Читают текст и пересказывают

Да

Е о о е о е е а о о

В слове электричество пишу букву е, потому что проверочное слово электрик.

В слове короче пишу букву о, проверочное слово коротко.

В слове на дворе пишу букву о, проверочное слово двор.

В слове темнеет пишу букву е, проверочное слово тёмный.

В слове домах пишу букву о, проверочное слово дом.

В слове бережливые пишу две буквы е, первую безударную гласную можно проверить словом бережно, а вторую словом беречь.

В слове погасить пишу букву а, проверочное слово погашенный.

В слове большой пишу букву о, проверочное слово больше.

В слове стоять пишу букву о, проверочное слово стоя.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Осознание ответственности за общее дело (Л);

Построение логической цепи рассуждений, доказательств

(П).

Презентация, раздаточный материал.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Практический: самостоятельная.

Индивидуальная форма.

1.Контролирует выполнение работы;

Сейчас на слайде у вас появится план изложения, по которому вы будете писать его:

 1. Свет в домах.

2. Небрежность

3. Берегите электричество. Дополните текст описанием картины, которая возникнет, если не будет электричества.

На написание изложения у вас есть 15 минут

1.Выполняют задания самостоятельно;  

Выполняют задание самостоятельно по плану.

Контроль (Р).

Презентация, раздаточный материал.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1.Повторение ранее изученного.

Все написали, молодцы!

Были какие-то сложности в восприятии текста или написании изложения?

1.Вспоминают прошлый материал урока

- Нет, всё было ясно.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П).

Презентация,

раздаточный материал.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

-Какую цель мы ставили? Достигли ли мы ее?

- Будете ли вы бережливыми?

Продолжите фразы:

-Результатом своей работы на уроке я…

-На уроке я работал(а)…

-Моё настроение…

-Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Мы писали изложение по теме «Будьте бережливыми» про электричество.

Рефлексия способов и условий действия (П);

Самооценка (Л);

Планирование учебного сотрудничества (К).

Презентация, раздаточный материал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 2

Стоит хороший день . Теперь очень полна тепла . Но часто идёт дождь . Вот Рома с папой идут в лес через широкие поля . Скоро ударит мороз . Всё покроет снег . Ему там так нравилось , что он и не заметил , как заблудился . Но вскоре он увидел огоньки . Мальчик Алёша , ничего не сказав дедушке , ушёл гулять в лес . Алёше было очень тревожно . И тут же выбежал домой .

Слайд 3

Спишите буквосочетания ртр мам сус фоф дед кык хих

Слайд 4

Изложение - это письменный пересказ текста .

Слайд 5

Бережно

Слайд 6

Тема изложения: «Будьте бережливыми» Цель урока: поработать с текстом и написать изложение на тему «Будьте бережливыми».

Слайд 7

План урока 1. Прочитать текст ; 2. Проанализировать текст ; 3. Написа ть изложени е . 4. Сделать в ывод .

Слайд 8

Отгадай загадку. К дальним сёлам, городам, Кто идёт по проводам? Светлое Величество! Это …. электричество

Слайд 9

Наступила осень . Дни стали короче . На дворе быстро темнеет , и в домах зажигают электрический свет . Мы очень привыкли к электричеству . Так просто включить лампочку . И мы часто забываем погасить её . С вами этого не случалось ? А электричество – это большой труд многих людей . Его нужно беречь . Без электричества будет стоять тран - спорт , перестанут работать фабрики , заводы , школы и магазины . Бережно расходуйте электричество !

Слайд 10

План текста : 1. Свет в домах . 2. Небрежность . 3. Берегите электричество .

Слайд 11

Прочитай и перескажи: Наступила осень. Дни стали короче. На дворе быстро темнеет, и в домах зажигают электрический свет. Мы очень привыкли к электричеству. Так просто включить лампочку. И мы часто забываем погасить её. С вами этого не случалось? А электричество – это большой труд многих людей . Его нужно беречь . Без электричества будет стоять тран - спорт , перестанут работать фабрики , заводы , школы и магазины . Бережно расходуйте электричество !

Слайд 12

Объясни написание пропущенных букв: Эл.. ктричество , к .. роче , на дв .. ре , т .. мнеет , в д.. мах , б..р.. жливые , пог .. сить , б.. льшой , ст .. ять . о о е о е е а о о е

Слайд 13

Напиши изложение по плану: 1. Свет в домах . 2. Небрежность . 3. Берегите электричество . Дополните текст описанием картины, которая возник- нет, если не будет электричества.

Слайд 14

- Результатом своей работы на уроке я… - На уроке я работал (а)… - Моё настроение …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...