Конспект урока русского языка "Изменение глаголов по временам" (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Нечаева Надежда Андреевна

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема:       «Изменение глаголов по временам»

 

Цели деятельности учителя:

Формирование представления о морфологических признаках глагола; учить определять время глагола по вопросу; развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола, продолжить работу по формированию орфографической зоркости.

Ввести: — правило определения времени глагола;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

Определять: грамматический признак глагола-время, член предложения, выраженный глаголом.

Писать и изменять глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени;

Личностные:

Положительное отношение к учению, проявлять интерес к изучению темы; осознание успешности при изучении темы.

 

Тип урока: открытие нового знания

 

Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема:         «Изменение глаголов по временам»

Цели деятельности учителя:

Сформировать представление о морфологических признаках глагола; учить определять время глагола по вопросу; развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола, продолжить работу по формированию орфографической зоркости.

Ввести: — правило определения времени глагола;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

Определять: грамматический признак глагола-время, член предложения, выраженный глаголом.

Писать и изменять глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени;

Личностные:

Положительное отношение к учению, проявлять интерес к изучению темы; осознание успешности при изучении темы.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

3 мин

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать Вас на уроке русского языка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

- В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать учителя;

- уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

- умение организовывать себя, настраиваться на работу.

II. Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Начнем урок с аукциона знаний о глаголе. 1)Что такое глагол?

2)Что обозначает глагол?

3)На какие вопросы отвечает глагол?

4)Чем в предложении является глагол?

5)Как изменяется глагол? (слайд2)

Уже многое мы узнали о глаголе, но есть у глагола ещё нераскрытые тайны, которые нам с вами предстоит раскрыть

Дополнять схему слайда.

Строить речевые высказывания

Познавательные УУД:

- Получать информацию из личного опыта и опыта одноклассников;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- выдвигать предположения и обосновывать их;

- уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы.

Коммуникативные УУД:

- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

Личностные УУД:

- развивать познавательные способности на основе интереса к изучению темы.

III. Постановка учебной задачи

10 мин

Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать?

Тогда я предлагаю отправится в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! А поможет нам в путешествии воображение!. Оно поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое. -Подумайте, о чем идет речь?

Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.(ВРЕМЯ). Время-это слово будет ключевым в определении темы урока.

А что такое время? Какие единицы времени вы знаете? (Часы, дни, сутки, года) -Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время –продолжение случаев, событий, дни за днями и века за веками, последовательное течение суток за сутками.

- Какие пословицы о времени вы знаете?(Делу время, потехе час, Время – не птица, за хвост не поймаешь. Всему своё время.)

-Проведём фонетический разбор слова – время-. Фонетический разбор слова время. Вре-мя-2 слога

В-[в]-согл., тверд., зв.,парн.

Р-[р ,]- согл., мяг., зв., непарн.

Е-[э]-гл., ударн.

М-[м ,]-согл., мягк., зв., непарн.

Я-[а]-гл., безуд.

5б. 5 зв. --Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

-Назовите тему урока.( Изменение глаголов по временам.).

Отгадывают загадку.

Делают в тетрадях и на доске фонетический разбор

Самооценка

IV. Открытие нового знания

10 мин

Сформулируйте тему урока  .(ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА Тогда, какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?

(Научиться изменять форму глаголов, чтобы они передавали время действия).

-Итак, мы с вами отправляемся в путешествие на Машине Времени. - А где мы находимся сейчас, в настоящий момент? (В школе, на уроке)

- Что мы делаем сейчас?

Примерные ответы детей(Сейчас мы сидим в классе. Играем, учимся, пишем в тетради).

- Назовите глаголы, которые вы сейчас употребили. (учимся, пишем, играем)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что делаем?)

Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время).

- А сейчас в путь. Пристегиваем ремни. Посмотрите, куда мы отправляемся?

- Внимание! Где мы оказались? (В детском саду)

- Чем вы занимались в детском саду? (Там мы играли, рисовали, пели, танцевали)

Назовите глаголы, которые вы употребили. (танцевали, рисовали, играли)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что делали?)

- Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)

- Совершим еще один перелет. (В будущее).

- Я что нас ждет через 3 месяца? (Летние каникулы).

- Что будем делать летом? Летом мы будем купаться, будем загорать, будем играть.) ---Назовите глаголы, которые вы употребили.(будем купаться, будем загорать, будем играть)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что будем делать?)

-Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время)

- Что еще вы заметили у глаголов в будущем времени? ( они состоят из двух слов)

Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени?( Глаголы бывают в п.в., н.в., б.в.)

- Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте.

Формулировать тему и цель урока.

Коммуникативные УУД:

 - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные УУД:

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

V. Физминутка

5 мин

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, кричал. стонал, Звал, вокзал. выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок

Делают вывод:Глаголы бывают в прош.вр., наст.вр., буд.вр.

VI. Первичное закрепление.

10 мин

- Итак, глаголы могут быть в форме прошедшего времени, настоящего и будущего, могут изменяться по временам.

_-Что  обозначают глаголы в форме прошедшего времени?(Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое совершалось до момента речи и отвечают на вопросы –что делал?) Примеры.

-Какие времена глагола вы ещё знаете? - Что обозначают глаголы в форме  настоящего  времени?  Будущего  времени?(Действие , происходящее в момент речи,  после момента речи, отвечают на вопросы…).

Вывод: глаголы изменяются по временам! ). Есть ли разница в вопросах и глаголах, которые мы называли? (Правило в учебнике) стр.59 Будем  учиться применять свои новые знания.

«Прошедшее время-

То, что прошло:

«Вчера мы писали»,

«Солнце ушло».

Настоящее время

Приходит теперь:

«Мы пишем имя»,

«Бегает зверь»,

Будущее время

Ещё не пришло:

«После уроков

Пойдём мы в кино» (В.Волина.)

Н.в Что делает?

П.в Что делал7

Б.в Что б.делать7

Думать

Прыгать

Говорить

Самопроверка по образцу.


. Упражнение «Четвёртый лишний».

 - Итак, вы узнали, что глаголы могут менять форму своего времени.

- А сейчас потренируемся изменять временную форму глаголов.- Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Поработаете в парах Вы должны постараться рассказать о глаголах, на какие вопросы они отвечают

Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.

Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)

Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)

Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

Самостоятельная   работа  учащихся.

Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения:

  • 1-ряд – в форме настоящего времени
  • 2-ряд - в форме прошедшего времени.
  • 3-ряд– в форме будущего времени.

(Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.

Взаимопроверка.

Обмен информацией в парах.

Каждая пара поочерёдно называет свои версии.

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание.

Обмен информацией в парах.

Каждая пара поочерёдно называет свои версии

Выступление представителей групп

Дети делают записи в тетради.

Обмениваются тетрадями.

Дети выполняют упражнения.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из текста параграфа;

- уметь выполнять самостоятельную работу;

- уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные УУД: - уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы.

Личностные УУД:

- уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной тем

Коммуникативные УУД:

- представлять результат деятельности своей группы;

- обсуждать полученные результаты в группе.

VII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

5 мин

- Над словами какой части речи работали?

- Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Как может изменяться глагол? (по числам и временам)

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.

- Довольны ли вы уроком

Ответы детей

Регулятивные УУД:

 -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"

Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...

Конспект урока русского языка "Глаголы совершенного и несовершенного вида; особенности употребления их в речи".

Учащиеся учатся образовывать видовые пары глаголов, правильно употреблять их в речи....

Конспект урока русского языка "Глагол"

Конспект урока русского языка "Глагол"...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи"

Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний о глаголе; отработки практических навыков в написании и определении глагола; организовать деятельность учащихся по формированию у...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)

Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...

Конспект урока русского языка «Глаголы будущего времени», 3 класс, УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы будущего времени»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о будущем сложном времени глагола; умений изменять глаголы по временам....

Конспект урока русского языка "Глагол" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Глагол»  Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, формирование умения распознавать глаголы среди других частей реч...