Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока
|
Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности | 3 мин | - Добрый день, ребята! Я рада приветствовать Вас на уроке русского языка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение. - В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами. |
| Коммуникативные УУД: - умение слушать учителя; - уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: - умение организовывать себя, настраиваться на работу. |
II. Актуализация знаний и мотивация | 2 мин | Начнем урок с аукциона знаний о глаголе. 1)Что такое глагол? 2)Что обозначает глагол? 3)На какие вопросы отвечает глагол? 4)Чем в предложении является глагол? 5)Как изменяется глагол? (слайд2)
Уже многое мы узнали о глаголе, но есть у глагола ещё нераскрытые тайны, которые нам с вами предстоит раскрыть | Дополнять схему слайда. Строить речевые высказывания | Познавательные УУД: - Получать информацию из личного опыта и опыта одноклассников; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - выдвигать предположения и обосновывать их; - уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы. Коммуникативные УУД: - осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - слушать и понимать речь других. Личностные УУД: - развивать познавательные способности на основе интереса к изучению темы.
|
III. Постановка учебной задачи | 10 мин | Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать? Тогда я предлагаю отправится в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! А поможет нам в путешествии воображение!. Оно поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое. -Подумайте, о чем идет речь? Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.(ВРЕМЯ). Время-это слово будет ключевым в определении темы урока.
А что такое время? Какие единицы времени вы знаете? (Часы, дни, сутки, года) -Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время. Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время –продолжение случаев, событий, дни за днями и века за веками, последовательное течение суток за сутками.
- Какие пословицы о времени вы знаете?(Делу время, потехе час, Время – не птица, за хвост не поймаешь. Всему своё время.) -Проведём фонетический разбор слова – время-. Фонетический разбор слова время. Вре-мя-2 слога В-[в]-согл., тверд., зв.,парн. Р-[р ,]- согл., мяг., зв., непарн. Е-[э]-гл., ударн. М-[м ,]-согл., мягк., зв., непарн. Я-[а]-гл., безуд. 5б. 5 зв. --Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов. -Назовите тему урока.( Изменение глаголов по временам.). |
Отгадывают загадку.
Делают в тетрадях и на доске фонетический разбор
Самооценка
|
IV. Открытие нового знания | 10 мин | Сформулируйте тему урока .(ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА Тогда, какую цель поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться изменять форму глаголов, чтобы они передавали время действия). -Итак, мы с вами отправляемся в путешествие на Машине Времени. - А где мы находимся сейчас, в настоящий момент? (В школе, на уроке) - Что мы делаем сейчас? Примерные ответы детей(Сейчас мы сидим в классе. Играем, учимся, пишем в тетради). - Назовите глаголы, которые вы сейчас употребили. (учимся, пишем, играем) - На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что делаем?) - Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время). - А сейчас в путь. Пристегиваем ремни. Посмотрите, куда мы отправляемся? - Внимание! Где мы оказались? (В детском саду) - Чем вы занимались в детском саду? (Там мы играли, рисовали, пели, танцевали) Назовите глаголы, которые вы употребили. (танцевали, рисовали, играли) - На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что делали?) - Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время) - Совершим еще один перелет. (В будущее). - Я что нас ждет через 3 месяца? (Летние каникулы). - Что будем делать летом? Летом мы будем купаться, будем загорать, будем играть.) ---Назовите глаголы, которые вы употребили.(будем купаться, будем загорать, будем играть) - На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что будем делать?) - -Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время) - Что еще вы заметили у глаголов в будущем времени? ( они состоят из двух слов) Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени?( Глаголы бывают в п.в., н.в., б.в.) - Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте. | Формулировать тему и цель урока.
| Коммуникативные УУД: - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные УУД: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме.
|
V. Физминутка | 5 мин | Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, кричал. стонал, Звал, вокзал. выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок |
Делают вывод:Глаголы бывают в прош.вр., наст.вр., буд.вр. |
|
VI. Первичное закрепление.
| 10 мин | - Итак, глаголы могут быть в форме прошедшего времени, настоящего и будущего, могут изменяться по временам. _-Что обозначают глаголы в форме прошедшего времени?(Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое совершалось до момента речи и отвечают на вопросы –что делал?) Примеры. -Какие времена глагола вы ещё знаете? - Что обозначают глаголы в форме настоящего времени? Будущего времени?(Действие , происходящее в момент речи, после момента речи, отвечают на вопросы…). Вывод: глаголы изменяются по временам! ). Есть ли разница в вопросах и глаголах, которые мы называли? (Правило в учебнике) стр.59 Будем учиться применять свои новые знания. «Прошедшее время- То, что прошло: «Вчера мы писали», «Солнце ушло». Настоящее время Приходит теперь: «Мы пишем имя», «Бегает зверь», Будущее время Ещё не пришло: «После уроков Пойдём мы в кино» (В.Волина.)
| Н.в Что делает? | П.в Что делал7 | Б.в Что б.делать7 | Думать |
|
|
| Прыгать |
|
|
| Говорить |
|
|
|
Самопроверка по образцу.
. Упражнение «Четвёртый лишний». - Итак, вы узнали, что глаголы могут менять форму своего времени. - А сейчас потренируемся изменять временную форму глаголов.- Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Поработаете в парах Вы должны постараться рассказать о глаголах, на какие вопросы они отвечают
Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово. Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.) Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.) Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.) Самостоятельная работа учащихся. Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения:
- 1-ряд – в форме настоящего времени
- 2-ряд - в форме прошедшего времени.
- 3-ряд– в форме будущего времени.
(Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо. Взаимопроверка. |
Обмен информацией в парах. Каждая пара поочерёдно называет свои версии.
Ответы детей.
Дети выполняют задание.
Дети выполняют задание.
Дети выполняют задание.
Обмен информацией в парах.
Каждая пара поочерёдно называет свои версии
Выступление представителей групп
Дети делают записи в тетради.
Обмениваются тетрадями.
Дети выполняют упражнения.
| Познавательные УУД: - извлекать информацию из текста параграфа; - уметь выполнять самостоятельную работу; - уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно.
Познавательные УУД: - уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы. Личностные УУД: - уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной тем
Коммуникативные УУД: - представлять результат деятельности своей группы; - обсуждать полученные результаты в группе.
|
VII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 5 мин | - Над словами какой части речи работали? - Что такое глагол? - На какие вопросы отвечает? - Как может изменяться глагол? (по числам и временам) - Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями. - Довольны ли вы уроком
| Ответы детей | Регулятивные УУД: -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного
|