Конспект урока по русскому языку на тему: "Работа над сочинением в начальных классах"
план-конспект урока по русскому языку

Сычова Наталия Андреевна

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Тема: «работа над сочинением в начальных классах»

 

Цели деятельности учителя: формирование умения как можно более плотно описывать изображенное на картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану;

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. знать особенности написания сочинения;
  2. знать биографию К.Е. Маковского;
  3. уметь составлять план отзыва по картине;
  4. уметь грамотно писать текст на заданную тему.

 

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: «открытие» нового знания

  1. Оборудование: «Школа России»; учебник: учебник по русскому языку\ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 кл., ч.1.:упр. 26, стр. 20, стр. 128. К.Е. Маковский. «Дети, бегущие от грозы», презентация, раздаточный материал.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «работа над сочинением в начальных классах»

Цели деятельности учителя: формирование умения как можно более плотно описывать изображенное на картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану;

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. знать особенности написания сочинения;
  2. знать биографию К.Е. Маковского;
  3. уметь составлять план отзыва по картине;
  4. уметь грамотно писать текст на заданную тему.

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: «открытие» нового знания

  1. Оборудование: «Школа России»; учебник: учебник по русскому языку\ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 кл., ч.1.:упр. 26, стр. 20, стр. 128. К.Е. Маковский. «Дети, бегущие от грозы», презентация, раздаточный материал.

Челябинск 2021


Этап урока Методы и приёмы

Хроно

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: учебный диалог.

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Давайте встанем, подравняемся, настроимся на хорошую работу, проверьте, все ли готово у вас к уроку, присаживайтесь.

- На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать, 
Не спеши перебивать.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Р: нацеливание на успешную работу.

Л: выражение положительного отношения к процессу познания

II. Актуализация знаний и мотивация.

Словесный: беседа

МЕТОДЫ:

Частично-поисковый: ответы на вопросы

Частично-поисковый: формирование затруднения

4 мин

- Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвясь он и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

- Ребята, ч сем у вас ассоциируется слово «Гроза»?

- Кто мне скажет, что такое «Гроза»?

-Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова: гроза – это бурное ненастье с дождем, громом и молниями.

- Очень многие композиторы, писатели, поэты и художники в своём творчестве воспевали красоту русской природы. И даже если они, казалось бы, изображали одни и те же предметы, явления, у каждого это получалось по-своему.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Л: развитие познавательных интересов.

 К: умение слушать и говорить

III. Постановка учебной задачи.

3 мин

Сегодня мы с вами будем изучать картину К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» и посмотрим, как художник сумел описать это природное явление.

- Какие цели мы можем поставить?

- Верно, молодцы!

- составить план;

- написать отзыв по картине;

Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности.

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Р: целеполагание

Р.-ориентирование в учебнике.

IV. Открытие нового знания

Словесный: работа с учебником, беседа

Наглядный : презентация

10 мин

- Ну и для начала давайте познакомимся с художником. К.Е. Маковский  2 июля 1839  года в Москве. Его отец — Егор Маковский был известным художественным деятелем. С детства мальчика окружала художественная атмосфера.  Константин легко и успешно учился в Московском училище живописи. Друзьями его родителей были знаменитые художники, что, несомненно, повлияло на творчество мастера. В 1860-х Маковский писал сцены из жизни петербургских горожан. Он много путешествовал по российской глубинке, изучал народные типажи и колорит, отражая в произведениях свои наблюдения.

Сюжетом картины «Дети, бегущие от грозы» стал реальный случай, произошедший в Тамбовской губернии. Делая зарисовки натуры, Маковский привлёк внимание местных ребятишек. Обступив художника, они с интересом рассматривали диковинные инструменты и приспособления, наперебой задавали вопросы. Самой бойкой и любознательной оказалась одна девчушка с большими, не по-детски серьёзными глазами. Константин Егорович предложил написать её портрет. Она согласилась. Но в назначенное на следующий день время не пришла. Вместо неё прибежал её младший брат. Он и поведал художнику историю, которая стала сюжетом картины.

-Как вы думаете, что произошло?

Оказалось, что накануне сестра собралась в лес по грибы. Мальчик увязался за ней. На обратном пути дети увидели надвигающуюся грозовую тучу и побежали домой. Но мальчик не поспевал за сестрой. И тогда она посадила его к себе на спину.

Беседа по содержанию картины.

- Обратимся к плану работы: рассмотрим  картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга.

- Что привлекло внимание художника, что стало предметом его описания в картине?

- Верно

- Какой момент из жизни ребят запечатлён?

-Молодцы, внимательно слушаете, а теперь немного пофантазируйте, и скажите, что произойдёт через минуту?

-молодцы, расскажите, где художник изобразил детей?

- Что они делают?

- Всмотритесь в лица детей. Опишите их.

- Кто хочет дополнить ответ …?

- молодцы!

- Опишите, во что одеты ребята?

- Что их окружает?

- Художник на картине не нарисовал ветер, но между тем мы понимаем, что изображен ветреный денек. Чем вы можете подтвердить это?

- верно, кто еще хочет ответить на этот вопрос?

-  Какого цвета краски использует художник?

Кто хочет дополнить ответ …?

Обобщение:

- Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Она не может нас оставить равнодушным.

Стоит только взглянуть на картину, как становится страшно на душе: чувствуется, как страшно тем, кого он изображает.

- Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей.

Слушают биографию художника

Дети высказывают варианты

- Местные ребятишки

- дети были в лесу, увидев надвигающуюся грозовую тучу, побежали домой

 Высказывают варианты

- в поле

- бегут домой

Описывают

Говорят свои ответы

- волосы и платок развиваются

Говорят цвета

П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.

Р.- ориентирование в учебнике.

П.- осмысленное чтение.

Р.- планирование своих действий в соответствие с задачей.

П.- построение речевого высказывания.

Л: развитие познавательных интересов.

К: умение слушать и говорить

П: логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

V. Первичное закрепление

Словесный: работа с учебником, беседа

Практический:  выполнение упражнения по плану

9 мин

Составление плана сочинения

- Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?

- Определите тип текста?

- Перечислите части сочинения.

- О чем мы напишем во вступлении?

Как можно озаглавить эту часть?

- что вы запомнили о художнике и картине, что можем отобразить во вступлении?

- Обсудим, что вы напишите во вступлении.

(Передо мной картина известного русского художника К.Е. Маковского «Дети бегущие от грозы». Это портрет Веры Мамонтовой.) Это реальный случай, который произошел в Тамбовской губернии.

О ком и чем вы будете писать в основной части?

- Озаглавим основную часть.

Выделите маленькие темы в основной части:

- Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть?

- О чем вы напишите, описывая детей? Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить?

(Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится)

- С какого предложения мы начнем вторую маленькую тему.

- О чем вы будете писать в этой части сочинения?

- Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки.

- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.

А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.

- Итак, у нас получился план сочинения.

План

1. Художник К.Е. Маковский  и его картина.

2. Описание картины:

Образ детей.

Природа перед грозой.

3. Моё отношение к картине.

Анализируют картину

 Отвечают на вопросы

- Необходимо составить план сочинения

- описание

- Вступление, основная часть, заключение

- О художнике и его картине

- Художник К.Е. Маковский и его картина

- Мы будем описывать сюжет картины

- Описание картины

- Образ детей

- Природа перед грозой

-На переднем плане картины я вижу детей

- грозовые тучи приближаются, испуганные дети бегут домой

- о темном небе, о цветах, которые подобрал художник

- Моё отношение к картине

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.

Динамическая пауза

1 мин

-  Перед написанием вашей работы давайте немного отдохнем.

- Повторяйте движения за мной.

Повторяют упражнения за учителем

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

МЕТОДЫ:

Частично-поисковый: ответы на вопросы, решение задания

Частично-поисковый: формирование затруднения

14 мин

- Постарайтесь описать картину так, чтобы тот, кто с ней не знаком, мог в точности представить ее

- Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст?

- Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.

- После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.

Памятка

        Проверь написанное.

        Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение.

        Обрати внимание на «опасные места».

        В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем.

- Как я вам говорила в начале урока, что отзыв пишется по плану,

Теперь вы сможете самостоятельно написать отзыв об этой картине, он должен быть небольшим, по каждому пункту 1-3 предложения.

- Теперь вы можете приступать к написанию отзыва.

Слушают учителя

- Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забываем пользоваться карточкой. Строим предложения так, чтобы было легко их записать

П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.

Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.

П.: ориентирование в предложенном материале, нахождение нужной информации.

VII. Включение в систему знаний повторение

2 мин

- Что же отличает отзыв от других работ по предложению?

- назовите автора картины, которую мы описывали?

- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?

- Какие знания и умения вам  были необходимы для работы?

- Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание

Отвечают на вопросы

- Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя

- Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова

Ответы детей

 

Записывают домашнее задание

П.- построение речевого высказывания.

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

1 мин

 Ребята, у вас на столах лежат листочки, на них нарисованы человечки. Давайте мы оценим наш с вами урок таким образом: если все было легко и понятно, если вам понравился урок – дорисуйте улыбку, ну а если вам было трудно и скучно на уроке – нарисуйте улыбку наоборот, грустную (но я надеюсь, что таких у нас сегодня не будет)
Спасибо за урок! Вы очень хорошо сегодня поработали.

Оценивают свою деятельность на уроке. (Дорисовывают улыбку)

Р: осуществление итогового контроля;

оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».

Конспект урока по русскому языку  с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...

План-конспект урока по русскому языку "Окончание и основа слова. Нулевое окончание." 2 класс "Перспективная начальная школа".

Тип урока: открытие новых знаний. На уроке используются различные формы работы -индивидуальные, групповые и фронтальные....

конспект урока по русскому языку на тему "Работа с деформированным текстом"

Осенний лес Деформированный текст с творческим заданием Цель: учить восстанавливать деформированный текст и распространять его предложения другими словами; раз­вивать связную речь, умение подбирать сл...

Конспект урока по русскому языку «Работа с картиной. Устное сочинение»,

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: «Работа с картиной. Устное сочинение»,Цель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.Планируемые ...

Конспект урока по русскому языку « Какие слова пишутся с заглавной буквы» 2 класс. Начальная школа 21 века.

Тема урока: « Какие слова пишутся с заглавной буквы» 2 классЦель:  обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собстве...

Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.Планируемые результат...

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи. Сочиняем басню по картине" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине»Цели деятельности учителя:-Формирование умений писать сочинение басни по картине Готфирда Минда «Ко...