Конспект урока по русскому языку на тему: "Работа над сочинением в начальных классах"
план-конспект урока по русскому языку
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «работа над сочинением в начальных классах»
Цели деятельности учителя: формирование умения как можно более плотно описывать изображенное на картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану;
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать особенности написания сочинения;
- знать биографию К.Е. Маковского;
- уметь составлять план отзыва по картине;
- уметь грамотно писать текст на заданную тему.
Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: «открытие» нового знания
- Оборудование: «Школа России»; учебник: учебник по русскому языку\ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 кл., ч.1.:упр. 26, стр. 20, стр. 128. К.Е. Маковский. «Дети, бегущие от грозы», презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_rabota_nad_sochineniem_v_nachalnyh_klassah.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «работа над сочинением в начальных классах»
Цели деятельности учителя: формирование умения как можно более плотно описывать изображенное на картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану;
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать особенности написания сочинения;
- знать биографию К.Е. Маковского;
- уметь составлять план отзыва по картине;
- уметь грамотно писать текст на заданную тему.
Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: «открытие» нового знания
- Оборудование: «Школа России»; учебник: учебник по русскому языку\ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 кл., ч.1.:упр. 26, стр. 20, стр. 128. К.Е. Маковский. «Дети, бегущие от грозы», презентация, раздаточный материал.
Челябинск 2021
Этап урока Методы и приёмы | Хроно метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | -Здравствуйте, ребята. Давайте встанем, подравняемся, настроимся на хорошую работу, проверьте, все ли готово у вас к уроку, присаживайтесь. - На уроке будь старательным | Приветствуют учителя Настраиваются на урок | Р: нацеливание на успешную работу. Л: выражение положительного отношения к процессу познания |
II. Актуализация знаний и мотивация. Словесный: беседа МЕТОДЫ: Частично-поисковый: ответы на вопросы Частично-поисковый: формирование затруднения | 4 мин | - Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвясь он и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный - Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. - Ребята, ч сем у вас ассоциируется слово «Гроза»? - Кто мне скажет, что такое «Гроза»? -Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова: гроза – это бурное ненастье с дождем, громом и молниями. - Очень многие композиторы, писатели, поэты и художники в своём творчестве воспевали красоту русской природы. И даже если они, казалось бы, изображали одни и те же предметы, явления, у каждого это получалось по-своему. | Слушают учителя Отвечают на вопросы | Л: развитие познавательных интересов. К: умение слушать и говорить |
III. Постановка учебной задачи. | 3 мин | Сегодня мы с вами будем изучать картину К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» и посмотрим, как художник сумел описать это природное явление. - Какие цели мы можем поставить? - Верно, молодцы! | - составить план; - написать отзыв по картине; | Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности. П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации. Р: целеполагание Р.-ориентирование в учебнике. |
IV. Открытие нового знания Словесный: работа с учебником, беседа Наглядный : презентация | 10 мин | - Ну и для начала давайте познакомимся с художником. К.Е. Маковский 2 июля 1839 года в Москве. Его отец — Егор Маковский был известным художественным деятелем. С детства мальчика окружала художественная атмосфера. Константин легко и успешно учился в Московском училище живописи. Друзьями его родителей были знаменитые художники, что, несомненно, повлияло на творчество мастера. В 1860-х Маковский писал сцены из жизни петербургских горожан. Он много путешествовал по российской глубинке, изучал народные типажи и колорит, отражая в произведениях свои наблюдения. Сюжетом картины «Дети, бегущие от грозы» стал реальный случай, произошедший в Тамбовской губернии. Делая зарисовки натуры, Маковский привлёк внимание местных ребятишек. Обступив художника, они с интересом рассматривали диковинные инструменты и приспособления, наперебой задавали вопросы. Самой бойкой и любознательной оказалась одна девчушка с большими, не по-детски серьёзными глазами. Константин Егорович предложил написать её портрет. Она согласилась. Но в назначенное на следующий день время не пришла. Вместо неё прибежал её младший брат. Он и поведал художнику историю, которая стала сюжетом картины. -Как вы думаете, что произошло? Оказалось, что накануне сестра собралась в лес по грибы. Мальчик увязался за ней. На обратном пути дети увидели надвигающуюся грозовую тучу и побежали домой. Но мальчик не поспевал за сестрой. И тогда она посадила его к себе на спину. Беседа по содержанию картины. - Обратимся к плану работы: рассмотрим картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга. - Что привлекло внимание художника, что стало предметом его описания в картине? - Верно - Какой момент из жизни ребят запечатлён? -Молодцы, внимательно слушаете, а теперь немного пофантазируйте, и скажите, что произойдёт через минуту? -молодцы, расскажите, где художник изобразил детей? - Что они делают? - Всмотритесь в лица детей. Опишите их. - Кто хочет дополнить ответ …? - молодцы! - Опишите, во что одеты ребята? - Что их окружает? - Художник на картине не нарисовал ветер, но между тем мы понимаем, что изображен ветреный денек. Чем вы можете подтвердить это? - верно, кто еще хочет ответить на этот вопрос? - Какого цвета краски использует художник? Кто хочет дополнить ответ …? Обобщение: - Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Она не может нас оставить равнодушным. Стоит только взглянуть на картину, как становится страшно на душе: чувствуется, как страшно тем, кого он изображает. | - Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей. Слушают биографию художника Дети высказывают варианты - Местные ребятишки - дети были в лесу, увидев надвигающуюся грозовую тучу, побежали домой Высказывают варианты - в поле - бегут домой Описывают Говорят свои ответы - волосы и платок развиваются Говорят цвета | П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации. Р.- ориентирование в учебнике. П.- осмысленное чтение. Р.- планирование своих действий в соответствие с задачей. П.- построение речевого высказывания. Л: развитие познавательных интересов. К: умение слушать и говорить П: логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений |
V. Первичное закрепление Словесный: работа с учебником, беседа Практический: выполнение упражнения по плану | 9 мин | Составление плана сочинения - Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы? - Определите тип текста? - Перечислите части сочинения. - О чем мы напишем во вступлении? Как можно озаглавить эту часть? - что вы запомнили о художнике и картине, что можем отобразить во вступлении? - Обсудим, что вы напишите во вступлении. (Передо мной картина известного русского художника К.Е. Маковского «Дети бегущие от грозы». Это портрет Веры Мамонтовой.) Это реальный случай, который произошел в Тамбовской губернии. - О ком и чем вы будете писать в основной части? - Озаглавим основную часть. Выделите маленькие темы в основной части: - Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть? - О чем вы напишите, описывая детей? Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить? (Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится) - С какого предложения мы начнем вторую маленькую тему. - О чем вы будете писать в этой части сочинения? - Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки. - Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть. А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно. - Итак, у нас получился план сочинения. План 1. Художник К.Е. Маковский и его картина. 2. Описание картины: Образ детей. Природа перед грозой. 3. Моё отношение к картине. | Анализируют картину Отвечают на вопросы - Необходимо составить план сочинения - описание - Вступление, основная часть, заключение - О художнике и его картине - Художник К.Е. Маковский и его картина - Мы будем описывать сюжет картины - Описание картины - Образ детей - Природа перед грозой -На переднем плане картины я вижу детей - грозовые тучи приближаются, испуганные дети бегут домой - о темном небе, о цветах, которые подобрал художник - Моё отношение к картине | П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации. Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей. |
Динамическая пауза | 1 мин | - Перед написанием вашей работы давайте немного отдохнем. - Повторяйте движения за мной. | Повторяют упражнения за учителем | П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа МЕТОДЫ: Частично-поисковый: ответы на вопросы, решение задания Частично-поисковый: формирование затруднения | 14 мин | - Постарайтесь описать картину так, чтобы тот, кто с ней не знаком, мог в точности представить ее - Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст? - Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение. - После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку. Памятка Проверь написанное. Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение. Обрати внимание на «опасные места». В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем. - Как я вам говорила в начале урока, что отзыв пишется по плану, Теперь вы сможете самостоятельно написать отзыв об этой картине, он должен быть небольшим, по каждому пункту 1-3 предложения. - Теперь вы можете приступать к написанию отзыва. | Слушают учителя - Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забываем пользоваться карточкой. Строим предложения так, чтобы было легко их записать | П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации. Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей. П.: ориентирование в предложенном материале, нахождение нужной информации. |
VII. Включение в систему знаний повторение | 2 мин | - Что же отличает отзыв от других работ по предложению? - назовите автора картины, которую мы описывали? - Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом? - Какие знания и умения вам были необходимы для работы? - Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины? - А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание | Отвечают на вопросы - Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя - Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова Ответы детей
Записывают домашнее задание | П.- построение речевого высказывания. П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации. Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 1 мин | Ребята, у вас на столах лежат листочки, на них нарисованы человечки. Давайте мы оценим наш с вами урок таким образом: если все было легко и понятно, если вам понравился урок – дорисуйте улыбку, ну а если вам было трудно и скучно на уроке – нарисуйте улыбку наоборот, грустную (но я надеюсь, что таких у нас сегодня не будет) | Оценивают свою деятельность на уроке. (Дорисовывают улыбку) | Р: осуществление итогового контроля; оценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».
Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...
План-конспект урока по русскому языку "Окончание и основа слова. Нулевое окончание." 2 класс "Перспективная начальная школа".
Тип урока: открытие новых знаний. На уроке используются различные формы работы -индивидуальные, групповые и фронтальные....
конспект урока по русскому языку на тему "Работа с деформированным текстом"
Осенний лес Деформированный текст с творческим заданием Цель: учить восстанавливать деформированный текст и распространять его предложения другими словами; развивать связную речь, умение подбирать сл...
Конспект урока по русскому языку «Работа с картиной. Устное сочинение»,
Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: «Работа с картиной. Устное сочинение»,Цель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.Планируемые ...
Конспект урока по русскому языку « Какие слова пишутся с заглавной буквы» 2 класс. Начальная школа 21 века.
Тема урока: « Какие слова пишутся с заглавной буквы» 2 классЦель: обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собстве...
Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.Планируемые результат...
Конспект урока по русскому языку "Развитие речи. Сочиняем басню по картине" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине»Цели деятельности учителя:-Формирование умений писать сочинение басни по картине Готфирда Минда «Ко...