Конспект урока по русскому языку 2 класс Правописание слов с разделительным мягким знаком
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

: Правописание слов с разделительным мягким знаком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_razdelit._znak.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 2 класс                                           дата…

Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком

Цели: формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный разбор, анализ слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; различать звуки и буквы; проводить звуко-буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

  1. Орфографическая минутка

Давайте откроем тетради и запишем число. Наш сегодняшний урок начнем с каллиграфической минутки. А какую букву мы будем писать, вы узнаете, если отгадаете мою загадку: Что за буква, кто узнает? Звука не обозначает, Может только показать, Как согласную читать. (мягкий знак)

Посмотрите на буквосочетания на доске (ью, ья, ье)

Из каких букв состоят эти буквосочетания? Напишите эти буквосочетания каллиграфически верно.

  1. Словарная работа
  • Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте, о ком идет речь.

Джунгли — дом ее родной, Там свобода и покой. Там любимые бананы, И кругом растут лианы. (Обезьяна.)

  • Назовите звуки в этом слове. Запишите их в скобках. ([аб'из'йана].)
  • Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните эти орфограммы.
  • Придумайте ассоциацию, чтобы легче было запомнить слово. (Ответы детей.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова) Больной, льет, вьюга, коньки, олень, семья.

- Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? {На слова с мягким знаком, обозначающим мягкость, и на слова с разделительным мягким знаком.)

  • Сколько звуков и букв в слове коньки.? (Пять звуков и шесть букв.)

   — Почему звуков меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обозначает.)

- Какую роль играет мягкий знак в этих словах? (Он обозначает мягкость предыдущего согласного звука.)

- Сколько звуков и букв в слове льет? (Четыре буквы и четыре звука.)

- Назовите звуки, ([лйот].)

- Какая буква пишется на месте звука [Й']? (Мягкий знак.)

- Сегодня мы узнаем, какую роль еще играет мягкий знак в словах.

IV.Работа по теме урока

- Откройте с. 31 учебника и прочитайте название раздела.

- Прочитайте, на какой вопрос нам надо ответить сегодня на уроке.

Упр. 51 (с. 31). (Коллективное выполнение в соответствии с заданиями.)  Произнесите пары слов. Одинаково или по-разному они произносятся?

Пары слов произносятся по-разному: полю [пол’у], полью [пол’й’у], солю [сол’у], солью[сол’й’у].

• Какой звук вы слышите после звука [л'] в каждом из выделенных слов?

После согласного звука [л’] в словах полью и солью мы слышим согласный звук [й’] и последующий гласный звук [у].
После согласного звука [л’] в словах полю и солю мы слышим гласный звук [у].

• Чем различается написание слов полю и полью, солю и солью?

На письме после буквы "эль" в словах полью и солью перед буквой ю пишется разделительный мягкий знак (ь).

• Составьте предложения со словами полю и полью. Запишите их.

С утра я полю грядки на огороде. Сегодня я полью цветы в классе.

- Сделайте вывод: когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (Если после согласного звука слышим звук [Й'], а потом идет гласная буква, то пишется разделительным мягкий знак.)

Упр. 52 (с. 32).

(Выполнение в соответствии с заданиями.) [й’э́]          [й’ó]     [й’ý]      [й’á]    [й’и́]
Ателье, бельё, вьюга, друзья, ручьи.

• Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак (ь)? Произнесите звуки, которые обозначены буквами е, ё, ю, я, и в данных словах.

Разделительный мягкий знак (ь) пишется перед буквами е, ё, ю, я, и.

• Спишите. Подчеркните одной чертой разделительный мягкий знак (ь), двумя чертами - буквы, перед которыми он пишется.

Ателье, бельё, вьюга, друзья, ручьи.

- Сделайте вывод: перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак? (Перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.)

- Прочитайте правило тетушки Совы.

- Подведем итоги: между какими буквами пишется разделительный мягкий знак, какие звуки в этом случае обозначает гласная буква?

  • Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. (Ходьба на месте.) Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. (Взмахи руками.) Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. (Взмахи руками, покружиться.)

  • Закрепление изученного материала

Упр. 53 (с. 32).

(Самостоятельное выполнение.) Вьюнóк, ли́стья, жильё, счáстье, обезья́на, ýльи, брáтья.

• Объясните, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё , ю, я, и.

• Запишите любое слово по памяти.

Записываем 1 из слов:

Вьюнок, листья, жильё, счастье, обезьяна, ульи, братья.

- Какое словарное слово встретилось в упражнении?

Упр. 54 (с. 33).

(Выполняется с комментированием. После этого учащиеся

знакомятся с названием орфограммы.) Запишите слова, вставляя пропущенные в них слоги. Подчеркните разделительный мягкий знак (ь), выделив корень.

Платье, воробьи, колосья.

- Прочитайте сведения о языке. Почему разделительный мягкий знак — это орфограмма? (Он не обозначает звука, а пишется между согласным и гласным звуками, если отшил звук[Й'].)

V.Рефлексия

 (Самопроверка, cамооценка с помощью светофора».)

VI Домашнее задание

Выполнить упр. 55 (с. 33).

VII.Подведение итогов урока

С какой орфограммой познакомились на уроке? Что вас удивило в написании этой орфограммы?  Какое задание вам было интересно выполнять?

Объяснить дз!!!

Упражнение № 55. Прочитайте. Что обозначает каждое слово?

Варéнье, солéнье, печéнье, бездéлье, чири́канье, весéлье, новосéлье, учéнье.

• Объясните написание выделенных орфограмм. Запишите любое слово по памяти. Проверьте себя.

Варéнье (вáрка, разделительный мягкий знак) - ягоды или плоды, сваренные в сахаре.
Солéнье (соль, разделительный мягкий знак) - консервированный в растворе соли продукт питания.
Печéнье (печь, разделительный мягкий знак) - кондитерское изделие из теста.
Бездéлье (разделительный мягкий знак) - пребывание без дела, в праздности.
Чири́канье (словарное слово, разделительный мягкий знак) - издавать звуки, характерные для небольших птиц.
Весéлье (вéсело, разделительный мягкий знак) - беззаботно-радостное настроение.
Новосéлье (нóвый, разделительный мягкий знак) - новое место жительства.
Учéнье (учёный, разделительный мягкий знак) - процесс получения знаний и умений.

Записываем одно слово из всех:

Варéнье, солéнье, печéнье, бездéлье, чири́канье, весéлье, новосéлье, учéнье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Правописание слов с разделительным мягким знаком"

Цель урока : развитие умений обозначать звук [й\'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь....

Конспект урока по русскому языку "Употребление слов с разделительным мягким знаком при построении простого предложения." 4 класс

Цели: 1.Закреплять знания о разделительном мягком знаке, развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком.2. Закреплять умение определять способы обозначения мягкост...

Урок русского языка "Правописание слов с разделительным мягким знаком"

Материал содержит  конспект урока в 3 классе "Правописание слов с разделительным мягким знаком" и презентацию к нему. УМК "Школа России". Тип урока: усвоение новых знаний. Цел...

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком"

Подробный конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком" включает организацию работы учащихся в парах и в группах, комментирование действий, самооценку....

Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока русского языка «Правописание слов с разделительным мягким знаком» (УМК Школа России 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с разделительным мягким знаком, развитие речи и мышления.          Планируемые результаты:Предметные: Знать:...