Запоминалки для развития грамотности письма
материал по русскому языку (1, 2 класс)
В первом и втором классах все дети стараются избегать трудностей в обучении. Они с удовольствием выполняют ту работу, которая вызывает положительные эмоции. Им нравится учиться играя. Данные "запоминалки" собраны из журналов "Начальная школа". Это маленькие и рифмованные упражнения, насыщенные орфограммами. Запоминалки служат для выделения орфограммы в слове и запоминания его написания в игровой форме. Их использование позволяет ребёнку непроизвольно запомнить правописание часто встречаемых слов. Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения, помогают понять и запомнить правила проверки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapominalka_bezudarnoy_glasnoy.docx | 13.92 КБ |
zapominalka_myagkiy_znak_i_tvyordyy_znak.docx | 12.69 КБ |
zapominalka_parnoy_soglasnoy.docx | 13.05 КБ |
zapominalka_cha-shcha_chu-shchu.docx | 13.13 КБ |
zapominalka_chk-chn.docx | 12.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Запоминалка» безударной гласной
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Сосна, вода, дела, трава —
проверить надо все слова.
Безударный гласный — стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте —
Удареньем проверяйте:
сосны, воды, травы, дело,
а теперь пишите смело!
Село, гнездо, сосна, весна —
одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
подскажут гласную они:
сёла, гнёзда, вёсны
и, конечно, сосны!
Гряда, цена, скала весна,
коза, стрела, стена, сосна,
места, земля, словарь, сова —
проверить надо все слова.
Ты будь внимательным, мой друг:
в словах есть безударный звук,
поставь его под ударенье,
потом пиши стихотворенье.
Для самостоятельных упражнений:
Р...чной, л...сной, г...ристый,
М...рской, р...дной, л...систый.
Проверь слова, да не сп...ши,
красиво, грамотно сп...ши.
Стр.на, з.мля, стр.ла, с.сна,
Гр…да, .гла, зв…зда, в…сна,
Р…са, з…рно, сл..ды, л…сток,
К…рмушка, оз…ро, цв…ток.
Диктанту нашему конец,
кто не ошибся — молодец!
Предварительный просмотр:
Мягкий знак и твёрдый знак
Мягкий знак, мягкий знак —
без него нельзя никак!
Без него не написать
тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо «шесть» получим шест,
вместо «есть» напишем ест,
станут пенками «пеньки»,
уголками — «угольки»,
«банька» в банку превратится.
Вот что может получиться,
если будем забывать
мягкий знак в словах писать.
Разделительный Ь
Я в корнях(словах) стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё —
перед я, ю, и, е, ё.
Соловьи, жильё, ручьи,
листья, крылья, стулья, чьи,
колья, перья и семья,
вьюга, осенью, друзья.
День, динь, сон, тень,
сыр, сок, лось, лень,
нос, нёс, рыть, ныть,
кон, конь, шум, шить.
Укажи, в каких словах
не напишешь мягкий знак.
Разделительный Ъ
Было «сели»,
стало «съели»,
догадаться вы сумели,
почему случилось так?
Кто виновник?
— Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
без него писать не сможем:
съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье
Предварительный просмотр:
«Запоминалка» для парной согласной
Если слышишь парный звук,
будь внимательным, мой друг,
парный сразу проверяй,
слово смело изменяй:
«зуб» — на «зубы»,
«лёд» — на «льды» —
будешь грамотным и ты.
Где растёт морковь?
На грядках.
Буквы пишут где?
В тетрадках.
Чистим что мы?
Чистим зубки.
Одеваем в холод?
Шубки.
Любим все?
Снежки, салазки.
А читаем часто?
Сказки.
Звук согласный проверяй,
рядом гласной подставляй!
Грядка.
Нет чего? — Нет грядок.
А тетрадка? —
Нет тетрадок.
Зубки! Изменили — зубы.
Шубки! Проверяем — шубы.
Ждем снежинок и салазок
И побольше чудных сказок.
Для самостоятельной работы
Мышка, кошка, глазки, лапки,
кружка, книжки и тетрадки,
шубка, шапка и сапожки,
и берёзка, и серёжки.
Обед, завод, медведь, кровать,
отряд, народ, этаж, тетрадь,
нож, стриж, снег, гараж,
лошадь, пруд, труд, шалаш.
Рыбка, грядка, кружка, гладко,
травка, сетка и тетрадка,
крышка, лапка, лодка, ласка,
книжка, ложка, утка, сказка.
Ложка, лодка, рыбка, грядка,
шутка, утка и тетрадка,
книжка, крышка и рубашка,
травка, сетка, промокашка.
Дружки, снежки, прыжки,
сапожки, рожки, пирожки,
лужки, флажки и ложки,
кружки и поварёшки.
Предварительный просмотр:
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
Ча и ща, ча и ща —
роща, чаща и свеча,
пища, туча, саранча —
с буквой а и ща и ча.
Пища, чаща, роща, куча,
саранча, кочан и туча,
дача, гуща и свеча —
все слова на ча и ща.
Сочетанья ща и ча
в словах пища и свеча,
куча, гуща, каланча,
туча, роща, саранча,
чаща, дача и печать —
нужно с буквой а писать.
Я грамотно писать хочу,
слова на чу и щу учу:
чулок, и чудо, и чугун,
чудак, и щука, и ворчун,
чумазый, чучело, чурбан,
чудесный, чувство и чулан,
кричу, ворчу, ищу, тащу —
я с у пишу и чу, и щу.
Щука, чум, ищу, молчу —
я слова учу, учу.
Чу да щу, чу да щу —
я пятерку получу.
Не стучу, не пищу,
не ворчу и не кричу,
а учу да учу
все слова на щу и чу:
чум, чудак, чулок, чурбан,
щука, чудо и чулан.
Предварительный просмотр:
Правописание ЧН и ЧК
|
Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой чк! чк! чк!
Кочка, почка, звёздочка
Речка, ночка, строчка,
точка, кочка, дочка,
срочный, булочный, ночной,
точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
где чн, а где чк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".
- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...
Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма
Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...
"Развитие речи и грамотного письма- важнейшие слагаемые формирования учебно- познавательных компетенций".
Понятие "компетенция".Развитие речи и грамотного письма на уроках русского языка и литературного чтения. Опыт использования на уроках русского языка и литературного чтения пословиц....
Тетрадь по развитию навыков грамотного письма
Тетрадь предназначена для формирования навыков грамотного письма в начальных классах.Тетрадь содержит:·...
Развитие навыков продуктивного чтения и грамотного письма. Изложение. (3 класс)
Материал содержит компьютерную презентацию на тему: "Развитие навыков продуктивного чтения и грамотного письма. Изложение." Данный материал подходит для учащихся 3 класса. Цель: развитие устной ...
Запоминалки для развития грамотности письма
Запоминалки для развития грамотности письма...
Запоминалки для развития грамотности
рус.яз...