"Развитие речи и грамотного письма- важнейшие слагаемые формирования учебно- познавательных компетенций".
статья по русскому языку на тему

Зиновьева Татьяна Александровна

Понятие "компетенция".Развитие речи и грамотного письма на уроках русского языка и литературного чтения. Опыт использования на уроках русского языка и литературного чтения пословиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Тема: «Развитие речи и грамотного письма- важнейшие слагаемые формирования учебно-познавательных компетенций»

        

        Подготовила: учитель

        начальных классов

        МС(К) ОУС (К) ОШИ №4

        Зиновьева Т.А.

        г. Магнитогорск


План:

1.Введение ;

-понятие «компетенция».

2.Развитие речи и грамотного письма- важнейшие слагаемые формирования  учебно-познавательных компетенций.

3.Опыт использования на уроках русского языка и литературного чтения пословиц.

4.Методическая копилка (Пословицы  для уроков русского языка и литературного чтения )


Компетентностный подход  стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Стандартной схемы «знания – умения-навыки» для определения выпускника школы запросам  общества уже не достаточно, традиционные ЗУНы уступают позиции компетенциям.

Толковый словарь под редакцией Д. Н.Ушакова трактует слово «компетентность» как «осведомлённость, авторитетность», знание в какой-либо области, а «компетенция» рассматривается как «1) круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; 2) круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов. Более подробную трактовку этих терминов даёт А.В.Хуторской: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Обладать компетенцией- значит обладать определёнными возможностями  в какой-либо сфере.

Учебно-познавательные  компетенции- это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приёмами решения учебно- познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования  функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.


  «Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль»,- говорил К.Д. Ушинский.

Незаменимое средство общения между людьми – это слово. Слово могучее средство распространения знаний, воспитания, повышения культуры. Сила слова, его действенность зависит от того, насколько человек владеет языком, речевой культурой.      Каждый культурный человек должен владеть словом в совершенстве. Этому следует учить с детства. Школа обязана подготовить не просто грамотных людей, но культурных, владеющих устной и письменной речью. Хорошо развитая речь для каждого  школьника важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Н.И. Жинкин пишет: «Речь –это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».  К.Д.Ушинский определил развитие речи  как развитие «дара слова», подразумевая под этим прирождённую речевую способность выразить и устно и письменно свою мысль и призывал всемерно развивать эту способность.

Развитие речи у учащихся является основной задачей начального курса русского языка. Развитие речи у учащихся понимается довольно широко. В системе работы по развитию речи должно быть уделено большое внимание работе над звуком, словом, словосочетанием, предложением, текстом.

На уроках русского языка стремлюсь, чтобы каждый фрагмент урока не только обучал, но и развивал учащихся.

-Со звуками ребята знакомятся в 1-м классе, учатся правильно их произносить, давать характеристику каждому звуку, составлять схемы к словам, во 2-м классе делают разные варианты звуко-буквенного анализа слов. Овладев фонетическим разбором дети используют его при затруднении написания любого слова. Мой опыт позволяет сказать, что если с первого класса вести систематический звуко-буквенный анализ слова, то уже к 3-му классу учащиеся вполне его осваивают на уровне требований 5-го класса.

-Наличие богатого словарного запаса поможет школьнику не только понимать смысл читаемого, но и грамотно, точно выражать свои мысли и устно и письменно. В школу с каждым годом поступает больше младших школьников, у которых культура речи не достаточно высока. Ученик у которого мал словарный запас, отстаёт в учёбе. На каждом уроке работаю над лексическим значением слов и правильным  их написанием. Строго продумываю систему упражнений с переходом от лёгких заданий к более трудным. На уроках провожу такие упражнения: назовите слова на определённую тему, объясните значение слов, работаю со словарными словами, с синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами. В 3-м , 4-м классе активно включаю в работу словари.

В работе по орфографии использую алгоритмы. Например, алгоритм объяснения безударного гласного в корне.

1. Выяснить значение слова.

2.Поставить в слове ударение и выделить безударную гласную.

3.Разобрать слово по морфемному составу и выделить корень.

4. Подобрать однокоренные слова и поставить в них ударение.

5.Выбрать среди них проверочное.

6.Объяснить написание безударного гласного.

В 3-м классе учащиеся самостоятельно учатся составлять алгоритмы.

Работу над синтаксическими нормами ( конструирование словосочетаний и предложений )  провожу не только при изучении темы «Предложение», но и при изучении всех других тем курса русского языка по следующим направлениям:


- конструирование словосочетаний, предложений;

- восстановление деформированных предложений, распространение предложений;

- анализ текстов (для творческих работ изложений сочинений).

К таким видам упражнений стараюсь обращаться постоянно, только тогда можно приблизить речь учащихся к литературным нормам владения языка (которые включают : правильное произношение, синтаксические нормы построения предложений и словосочетаний, орфографические нормы, семантически правильное владение речью).

Все эти  задания в конечном итоге формируют устойчивые учебно-познавательные компетенции.

В процессе развития речи я использую на уроках литературного чтения и русского языка пословицы. Пословицы прекрасный материал для работы по культуре речи её выразительности. Кроме того пословицы развивают у детей наблюдательность, чутьё к звуковым красотам родного языка, уважение к родному языку, культуре и истории России.

Пословицы являются языковым занимательным материалом, поэтому использование их на уроках повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность учащихся, помогает решить воспитательные цели урока. На уроках литературного чтения пословицы помогают обобщить прочитанное, выразить в краткой форме нравоучение, сформулировать главную мысль прочитанного.

Существуют различные виды работы с пословицами. Многие из них представлены в учебниках по литературному чтению и русскому языку. С другими видами работы над пословицами я познакомилась из опыта работы доцента Черногрудовой Е.П.

1.Подбор пословиц, отражающих основную мысль какого- либо произведения или относящихся к одному из героев прочитанного произведения.

2.Пересказ произведения или фрагмента ,который раскрывал бы основную мысль какой-либо пословицы.

3. Придумывание ситуации, иллюстрирующей смысл пословицы.

4. Сочинение по пословице.( В каких случаях так говорят? Приведите пример употребления пословицы из жизни. Согласна ли вы с пословицей или нет?)

5.Объединение пословиц в группы на основании синонимичных отношений между ними ( Не в свои сани не садись; На чужой каравай рот не разевай; Лучше синица в руке, чем журавль в небе; Лучше плотва в кадке, чем щука в озере.)

6.Обьединение одноструктурных пословиц с разными смыслами, бъяснение смысловых различий (Близкие соседи, лучше чем дальняя родня; Худой мир лучше доброй ссоры).

7.Сочинение сказки, финал которой можно сформулировать словами пословицы.

8. Придумывание своих названий, основанных на интертекстах -пословицах, к прочитанным произведениям( например для «Сказки о потерянном времени» Е.Шварца дети придумали такие названия: «Делу –час, потехе время», «Что случается , когда  потехе отводится не час , а всё время»).  

9.Найти и проанализировать смысловую разницу, оттенки смысла между сходными  пословицами разных народов.

10.Собери пословицы.

11. Сравнение пословиц из басен (И.А.Крылов «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя , кума, оборотиться») и народных пословиц (Других не суди , на себя погляди).

12.Выберите пословицу , относящуюся к теме («Родина», «Правда», «Дружба»)

Литература: «Работа над синонимами на уроках обучения грамоте и чтения»

Т.И.Вижанкова, 1990 г., «Развитие памяти и повышение грамотности» В.В.Лайло, 1999 г.


Методическая копилка пословиц для уроков литературного чтения и русского языка.

  1. Этикетные пословицы.

Важен не обед, а привет; Не мудрён привет, а сердце покоряет; Где слова привета , там улыбка для ответа; По привету и собака бежит; Добрый привет и кошке люб; Спасибо- великое дело; От  учтивых слов язык не отсохнет.

2. Этикетные коммуникативные пословицы.

Без соли, без хлеба худая беседа; Ласковое слово- что весенний день; Доброе слово сказать- посошок в руку дать; Добрым словом и бездомный богат; Ласковое слово лучше мягкого пирога; Худо жить без ласкового слова; Не трудно ласковое слово , а споро; От доброго слова язык не усохнет; Кроткое слово гнев побеждает; Доброе молчание лучше худого ворчания.

Говори , да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь; Браниться бранись, а на мир слово береги; Говори задорно , а не заборно.

Бранью праву не быть; криком изба не рубиться, шумом дело не спориться; криком земля не пашется; Криком ворон пугают ,а не дела решают; Языком болтай , а рукам воли не давай; Брань на вороту не виснет; Собака лает -ветер носит; Брань не дым- глаза не ест(т.е. не следует серьёзно относится к грубым словам); Гнилое слово от гнилого сердца; Гневливое слово пироги не держит(т.е. грубая речь- свидетельство чёрствости натуры, её не удастся скрыть)

Лесть без зубов, а с костьми съест; Лестью и душу вынимают; Падок соловей на таракана, а человек – на льстивые речи; ( пословицы осуждающие льстецов)

Землю обойдёшь, а от клеветы не уйдёшь; Клевета, что уголь: не обожжёт,  так замарает.

Врёт, что блины печёт; Врёт и глазом не моргнёт; Врёт – себя не помнит; Ври , да не завирайся; Ври тому , кто не знает Фому, а я брат ему.

Правду говорить – никому не угодить; Говорить правду – дружбу терять; Всё минется, одна правда останется; Варвара мне тётка, а правда- сестра

3.Безударные гласные в корне.

Какие труды, такие и пл…ды. Мороз л…нивого за нос хв…тает, а перед проворным шапку сн…мает. Дерево силно к…рнями , а человек своими трудами. З…рно в колосу- тор…пись  сжать пол…су. Если г…ворить, то до всего дог…воришься. Липнет , как см…ла к стене. Как оса, лезет в гл…за. Где счастье пл…диться, там и зав…сть р…диться. Всякая с…сна в своём б…ру шумит. На р…дной ст…ронке  и камешек знаком. Умён на сл…вах, да глуп на д…лах. Без надобности не л…чись зд…ровее будешь. Дер…во держится своими к…рнями , а человек пищей. За общим ст…лом  еда вкуснее. Небо ж…лтеет- к дождю, человек – к б…лезни. Н…га споткнётся, а г…л…ве достанется. От радости старые м…л…деют, от печали м…л…дые худеют.

Царапина была - не  л…чил, язвой стала- выл…чить  хочет. Зол…то позн…ётся в …гне, человек в труде. Не та с…бака кусает, что лает, а та, что м…лчит  да хв…стом виляет. От б…бра б…брёнок , от свиньи – поросёнок. Держи го л…ву в хол…де, жи вот в гол…де , а ноги в т…пле. Язык б…лтает , а г…л…в не  знает. Учился ч…тать да п…сать, а выучился петь да пл…сать.

4. Парные звонкие и глухие согласные.

Кто любит тру…, того люди чту…  Терпение и тру… всё перетру….Сорвать пру… не большой тру…. В мае дож…ь – будет ро…ь. Красная яго…ка , да на вкус горька. Ры…ка мелка, да уха сла…ка. Бро…ь , да гла… рядом живут. Не тот дру…,  кто ме…ком мажет, а тот , кто в глаза  правду скажет. На мы… ку и ко…ка зверь. Береги нос в большой моро…. Доброе слово человеку  как дож…ь в засуху. В дороге хле.. не помеха. Был бы обе…, а ло…ка сыщется. Ешь пироги , а хле… береги. Гне…- плохой советчик. Договор дороже дене…. Боярин шуту ра…, да с ним не выходит в ря…. Русский народ в словах гор…, в делах твёр…. Лицом хоро…, да душою не приго…. В чужой ло….ке всегда больше ры…ки. Моло… - с игру…ками , стар с поду…ками. Молодос…ь – пта…кой , старос…ь черепа…кой. Не всякая нахо…ка– кла….  Ле…ка ноша на чужом плече. Снего взя…ки гла…ки. Речи у него сла…ки, да кусают за пя…ки. Было в ме…ке,стало в гор…ке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно–познавательной компетенции на уроках математики.

В начале XXI в. в отечественном образовании закрепляется компетентностный подход. В конце прошлого века ЮНЕСКО очерчивает круг компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образо...

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения...

Педагогический проект "Формирование учебно- познавательной компетенции на примере программы "Школа дошкольника АБВГДейка"

В соответствии с ФГОС на ступени предшкольного и начального общего образования была составлена программа АБВГДейка...

"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...