Запоминалки для развития грамотности
опыты и эксперименты по русскому языку

Мордвинова Снежана Николаевна

рус.яз

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapominalki_dlya_razvitiya_gramotnosti_pisma.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Запоминалки для развития грамотности письма

В первом и втором классах все дети стараются избегать трудностей в обучении. Они с удовольствием выполняют ту работу, которая вызывает положительные эмоции. Им все еще больше нравится учиться играя. Предлагаю использовать родителям и учителям так называемые запоминалки, собранные когда то мною из журналов «Начальная школа».

Запоминалки – это маленькие и веселые рифмованные упражнения, насыщенные орфограммами. Запоминалки служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания, в игровой форме. Их использование позволяет ребенку непроизвольно запомнить правописание часто встречаемых слов.Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии  написания и произношения, помогают понять и запомнить правила проверки.  

В статье «Грамотно писать не легко!», мы говорили о том, как помочь ребенку научиться видеть и проверять  безударную гласную в слове. Сейчас я предлагаю вам использовать веселые стишки-запоминалки на это правило: 

Безударный хитрый гласный: 
Слышим мы его прекрасно, 
А в письме какая буква? 
Здесь поможет нам наука: 
Гласный ставь под ударенье
Чтоб развеять все сомненья!

Сосна, вода, дела, трава — 
проверить надо все слова. 
Безударный гласный — стоп! 
Писать опасно! 
Слуху вы не доверяйте — 
Удареньем проверяйте:

сосны, воды, травы, дело,

а теперь пишите смело.

Село, гнездо, сосна, весна —
одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
подскажут гласную они:
с
ёла, гнёзда, вёсны
и, конечно, с
осны.


Гряда, цена, скала весна,

коза, стрела, стена, сосна,

места, земля, столяр, сова —

проверить надо все слова.

Ты будь внимательным, мой друг: 

в словах есть безударный звук,

поставь его под ударенье,

потом пиши стихотворенье.

Для самостоятельных упражнений: 



Р...чной, л...сной, г...ристый,
М...рекой, р...дной, л...систый.
Проверь слова, да не сп...ши,
красиво, грамотно сп...ши.




Стр.на, з.мля, стр.ла, с.сна,
Гр…да, .игла, зв…зда, в…сна,
Р…са, з…рно, сл..ды, л…сток,
К…рмушка, оз…ро, цв…ток.
Диктанту нашему конец,
кто не ошибся — молодец!

Для обучения правописанию парной звонкой и глухой согласной в слове , рассмотренной в статье "Писать грамотно не легко!" можно использовать такие упражнения:

 

Если слышишь парный звук,
будь внимательным, мой друг,
парный сразу проверяй,
слово смело изменяй:
«зу
б» — на «зубы», 
«лёд» — на «льды» —
будешь грамотным и ты.

Где растёт морковь?
На гря
дках.
Буквы пишут где?
В тетра
дках.
Чистим что мы?
Чистим зу
бки.
Одеваем в холо
д?
Шу
бки.
Любим все?
Сне
жки, салазки.
А читаем часто?
Ска
зки.

Звук согласный проверяй,
рядом гласной подставляй!
Гря
дка.
Нет чего? — Нет гря
док.
А тетра
дка? —
Нет тетра
док.
Зу
бки!  Изменили — зубы.
Шу
бки!  Проверяем — шубы.
Ждем сне
жинок и салазок
И побольше чудных ска
зок.

Мы
шка, кошка, глазки, лапки,
дру
жба, книжки и тетрадки,
шу
бка, шапка и сапожки,
и берё
зка, и серёжки.


Обед, завод, медведь, кровать,
отря
д, народ, этаж, тетрадь,
но
ж, стриж, снег, гараж,
лоша
дь, пруд, труд, шалаш. 


Ры
бка, грядка, кружка, гладко,
тра
вка, сетка и тетрадка,
кры
шка, лапка, лодка, ласка,
кни
жка, ложка, утка, сказка.


Ло
жка, лодка, рыбка, грядка,
шу
тка, утка и тетрадка,
кни
жка, крышка и рубашка,
тра
вка, сетка, промокашка.


Дру
жки, снежки,  прыжки,
сапо
жки, рожки, пирожки,
лу
жки, флажки и ложки,
кру
жки и поварёшки.

Эти запоминалки помогут малышу  понять, для чего служит разделительный Ъ, а для чего смягчающий Ь, где их писать. Подробнее дано в статье 

Писать грамотно не легко!” 

Мягкий знак, мягкий знак —
без него нельзя никак!
Без него не написать
тридца
ть, двадцать, десять, пять.
Вместо «шес
ть» получим шест,
вместо «ес
ть» напишем ест,
станут пе
нками «пеньки»,
уго
лками — «угольки»,
«ба
нька» в банку превратится.
Вот что может получи
ться, е
если будем забыва
ть
мягкий знак в словах писа
ть.

День, динь, сон, тень,
сыр, сок, ло
сь, лень,
нос, нёс, ры
ть, ныть,
кон, ко
нь, шум, шить.
Укажи, в каких словах
не напише
шь мягкий знак.



Разделительный Ь 
Я в корнях(словах) стою, друз
ья.
Вороб
ьи, семья, жильё —
перед
я, ю, и, е, ё.
Вороб
ьи, жильё, ручьи,
лист
ья, крылья, стулья, чьи,
колья, пер
ья и семья,
в
ьюга, осенью, друзья.

Разделительный Ъ 
Было «сели»,
стало «с
ъели»,
догадаться вы сумели,
почему случилось так?
Кто виновник?
Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
без него писать не сможем:
с
ъезд, съедобный, объясненье,
И под
ъезд, и объявленье

   Приведу несколько заданий такого типа, направленных на накопление зрительного восприятия орфограммы

 в именах и фамилиях людей, названиях городов:

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
и Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте —
Имя буквой выделяйте.

Кошка — Маришка,
Котёнок — Тишка,
Щенок — Дружок,
Цыплёнок — Пушок,
Корова — Бурёнка,
Коза — Найдёнка,
Поросёнок — Хрюша
и бычок — Гаврюша.
Все их
клички до одной
пишут с буквы прописной!

Кошка — Пушинка,
Собака — Смешинка,
Петух — Крикун,
Козёл — Бодун,
Воробей — Тишка,
Поросёнок — Гришка.
Красотка-синичка.
Как напишешь клички?

Задания, направленных на накопление зрительного восприятия орфограммы  

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу 

Ча и ща, ча и ща
ро
ща, чаща и свеча,
пи
ща, туча, саранча —
с буквой
 а и ща и ча.

Пища, чаща, роща, куча, 
саран
ча, кочан и туча,
да
ча, гуща и свеча —
все слова н
а ча и ща.



Сочетанья ща и ча
в словах пи
ща и свеча,
ку
ча, гуща, каланча,
ту
ча, роща, саранча, 
ча
ща, дача и печать —
нужно с буквой
 а писать.



Я грамотно писать хочу,
слова на
чу и щу учу:
чулок, и чудо, и чугун,
чудак, и щука, и ворчун,
чумазый, чучело, чурбан,
чудесный, чувство и чулан,
кри
чу, ворчу, ищу, тащу —
я с
у пишу и чу, и щу.

Щука, чум, ищу, молчу —
я слова учу, учу.
Чу да щу, чу да щу —
я пятерку получу.



Не стучу, не пищу,
не ворчу и не кричу,
а у
чу да учу 
все слова на
щу и чу:
чум, чудак, чулок, чурбан,
щука, чудо и чулан.

Правописание ЧН и ЧК 


Ёлочка и белочка,
ту
чка, щучка, стрелочка,
бо
чка, почка, спичка,
ре
чка, ручка, птичка,
шуто
чка, минуточка,
до
чка, прибауточка,
було
чка и строчка,
све
чка, печка, точка!

Речка, ночка, строчка,
точка, кочка, дочка,
срочный, булочный, ночной,
точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
где чн, а где чк.

Козочка, горочка, 
33 пригорочка. 
Ой чк! чк! чк! 
Кочка, почка, звёздочка

Вы убедитесь , что детям нравится встречаться с запоминалками снова и снова.  Усвоение орфограмм в запоминалках и рифмованных заданиях будет непроизвольно переноситься  ими на незнакомые слова, регулируемые тем же орфографическим правилом правописания.

Стихотворная форма заданий вырабатывает одновременно  и темп, и ритм речи, формирует навык чтения и письма, способствует выработке самоконтроля. Самое главное – положительное отношение к учению!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками,как один из факторов развития грамотной личности в условиях реализации ФГОС

В работе представлена памятка по работе над ошибками, способы исправления ошибок, а так же упражнения по работе с памяткой....

Запоминалки для развития грамотности письма

Запоминалки для развития грамотности письма...

Роль чтения в развитии грамотности и формировании графического лексикона

В статье раскрывается роль чтения ( обучение чтению) в формировании письменной речи ребёнка....

Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности

Развитие грамотности учащихся через решение орфографических задач....

Запоминалки для развития грамотности письма

В первом и втором классах все дети стараются избегать трудностей в обучении. Они с удовольствием выполняют ту работу, которая вызывает положительные эмоции. Им нравится учиться играя. Данные "зап...

Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности. Работа над ошибками.

laquo;Любая ошибка превращается из маленького «снежка» в большой «снежный ком» неуспеваемости, если на эту ошибку сразу же не реагировал учитель при непременном привлече...