Запоминалки для развития грамотности
опыты и эксперименты по русскому языку
Предварительный просмотр:
Запоминалки для развития грамотности письма
В первом и втором классах все дети стараются избегать трудностей в обучении. Они с удовольствием выполняют ту работу, которая вызывает положительные эмоции. Им все еще больше нравится учиться играя. Предлагаю использовать родителям и учителям так называемые запоминалки, собранные когда то мною из журналов «Начальная школа».
Запоминалки – это маленькие и веселые рифмованные упражнения, насыщенные орфограммами. Запоминалки служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания, в игровой форме. Их использование позволяет ребенку непроизвольно запомнить правописание часто встречаемых слов.Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения, помогают понять и запомнить правила проверки.
В статье «Грамотно писать не легко!», мы говорили о том, как помочь ребенку научиться видеть и проверять безударную гласную в слове. Сейчас я предлагаю вам использовать веселые стишки-запоминалки на это правило:
Безударный хитрый гласный: | Сосна, вода, дела, трава — сосны, воды, травы, дело, а теперь пишите смело. |
Село, гнездо, сосна, весна — | Гряда, цена, скала весна, коза, стрела, стена, сосна, места, земля, столяр, сова — проверить надо все слова. Ты будь внимательным, мой друг: в словах есть безударный звук, поставь его под ударенье, потом пиши стихотворенье. |
Для самостоятельных упражнений:
|
|
Для обучения правописанию парной звонкой и глухой согласной в слове , рассмотренной в статье "Писать грамотно не легко!" можно использовать такие упражнения:
Если слышишь парный звук, | Где растёт морковь? |
Звук согласный проверяй, |
|
Эти запоминалки помогут малышу понять, для чего служит разделительный Ъ, а для чего смягчающий Ь, где их писать. Подробнее дано в статье
Мягкий знак, мягкий знак — | День, динь, сон, тень, |
| Разделительный Ъ |
Приведу несколько заданий такого типа, направленных на накопление зрительного восприятия орфограммы
в именах и фамилиях людей, названиях городов:
Таня, Ваня, Петя, Галя, | Кошка — Маришка, | Кошка — Пушинка, |
Задания, направленных на накопление зрительного восприятия орфограммы
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
Ча и ща, ча и ща — | Пища, чаща, роща, куча, |
|
|
Щука, чум, ищу, молчу — |
|
Правописание ЧН и ЧК
| Речка, ночка, строчка, |
Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой чк! чк! чк!
Кочка, почка, звёздочка
Вы убедитесь , что детям нравится встречаться с запоминалками снова и снова. Усвоение орфограмм в запоминалках и рифмованных заданиях будет непроизвольно переноситься ими на незнакомые слова, регулируемые тем же орфографическим правилом правописания.
Стихотворная форма заданий вырабатывает одновременно и темп, и ритм речи, формирует навык чтения и письма, способствует выработке самоконтроля. Самое главное – положительное отношение к учению!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта. Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности. Работа над ошибками.
Обобщение опыта работы учителя начальных классов...
Работа над ошибками,как один из факторов развития грамотной личности в условиях реализации ФГОС
В работе представлена памятка по работе над ошибками, способы исправления ошибок, а так же упражнения по работе с памяткой....
Запоминалки для развития грамотности письма
Запоминалки для развития грамотности письма...
Роль чтения в развитии грамотности и формировании графического лексикона
В статье раскрывается роль чтения ( обучение чтению) в формировании письменной речи ребёнка....
Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности
Развитие грамотности учащихся через решение орфографических задач....
Запоминалки для развития грамотности письма
В первом и втором классах все дети стараются избегать трудностей в обучении. Они с удовольствием выполняют ту работу, которая вызывает положительные эмоции. Им нравится учиться играя. Данные "зап...
Решение орфографических задач как средство развития грамотной личности. Работа над ошибками.
laquo;Любая ошибка превращается из маленького «снежка» в большой «снежный ком» неуспеваемости, если на эту ошибку сразу же не реагировал учитель при непременном привлече...