Тетрадь по развитию навыков грамотного письма
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

        Тетрадь предназначена для формирования навыков грамотного письма в начальных классах.

Тетрадь содержит:

·                        Правила

·                        Схемы – опоры

·                        Упражнения  на отработку умения применять правила

·                        Контрольные  работы 

·                        Тесты.

    Данную тетрадь можно использовать как дидактический материал для организации:

·                        самостоятельной дифференцированной работы учащихся на уроке

·                        контроля за знаниями и умениями

·                        для самостоятельной работы дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burka_nikiforova.docx148.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГУ «Есильская средняя школа №2»

Есильского отдела образования

         Русский язык

                    Тетрадь

    по развитию навыков грамотного письма

C:\мама\школа\оформление\картин\436877fc8306t.jpg

                                                 2015 год

        Тетрадь предназначена для формирования навыков грамотного письма в начальных классах.

Тетрадь содержит:

  • Правила
  • Схемы – опоры
  • Упражнения  на отработку умения применять правила
  • Контрольные  работы  
  • Тесты.

    Данную тетрадь можно использовать как дидактический материал для организации:

  • самостоятельной дифференцированной работы учащихся на уроке
  • контроля за знаниями и умениями
  • для самостоятельной работы дома.

                                                              Составили   Бурка Е.Г.,

                                                                                   Никифорова Н.В.


Фонетика.

Когда мы с тобой слово пишем,

Его в уме мы как бы слышим.

Когда же люди говорят,

То произносят звуков ряд

А изучает звуки и буквы, заметь-ка,

Раздел грамматики – фонетика.

Алгоритм

  1. Нахожу в слове гласные верхнего или нижнего ряда, ставлю под ними точки.
  2. Рисую стрелку от этой гласной к предыдущей согласной.

морозы     дети

  1. Звуковая часть таблицы не менее информационна, так как пиктограммами и цветовыми кодами здесь зашифрована характеристика звуков:

а) цвет;

красный – гласный («солнышко»);

синий – твёрдый согласный («лёд»);

зелёный – мягкий согласный («травка»);

б) символы;

    - «ротик», которым мы произносим звуки;

О – гласный звук (облачко гласных, легко выдыхаемых);

          - согласный звук («камушек» согласных, с трудом выстреливающийся);

в) коды – характеристики звуков;

- Гласные бывают ударными (√) или безударными (\);

- согласные бывают звонкими (колокольчик звенит) и глухими (колокольчик молчит), соответственно парными и непарными. Особая группа – сонорные согласные;

- согласные могут быть твёрдыми или мягкими.

4. Теперь, даже в добукварном периоде, можно (используя таблицу как опорную схему) проводить с детьми фонетико-графические упражнения в соответствии с программными требованиями  5 класса!

  1. Спиши.  Подчеркни гласные буквы.

Зверь, лось, крот, лебедь, голубь, дельфин, дятел, ёж, заяц.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Спиши.  Подчеркни согласные буквы.

Горох, грибы, лето, окно, гуси, тетрадь, мяч, ветер, зоопарк, тигр, природа.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Спиши.  Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

Яблоко, рысь, кино, семья, юрта, тигр, ёж.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонетический разбор –

И несложен он, и скор :

Надо нам сперва толково

Разделить на слоги слово

И – труда нет почти – ударение найти.

А потом на том же листике

Звукам дать характеристику.

Сколько букв и сколько звуков посчитать – и вся наука.

  1. Выполни  фонетический разбор слова.  Земля.

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. Выполни фонетический разбор слова.  Лебедь.

       ______________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

ГЛАСНЫЕ  И  СОГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ, БУКВЫ.  

АЛФАВИТ.

1. Что  мы  произносим,  когда  говорим?                                

а)  разные  звуки                              

б)  буквы                                              

2.  Что  такое  алфавит?                                  

а)  Это  все  буквы  языка                                

б)  Это  все  буквы  языка,  расположенные  в  определённом  порядке.              

3.  Сколько  букв  в  русском  языке?                                  

А)  30              Б)  33                    В)  35                                  

4.  Какие  звуки  называются  согласными?                          

а)  Звуки,  которые  произносятся  только  с  помощью  голоса.                    

б)  Звуки,  которые  мы  произносим  с  помощью  голоса  и  шума.                

5.  Сколько  гласных  звуков  в  слове  герой?                              

а)  три                   б)  два                                                  

6.  Сколько  согласных  звуков  в  слове  урожай?                              

А)  три                        Б)  два                                      

ТВЁРДЫЕ  И  МЯГКИЕ  СОГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ.

1.  Какие  буквы  указывают  на  мягкость  согласных  звуков?                            

А)  А  Э  О  Ы  У                          Б)  Я  Е  Ё  И  Ю                                  

2. Какие  буквы  указывают  на  мягкость  согласных  звуков?                      

А)  О           Б)  Ю          В)  Ё             Г)  Ы            Д)  Е  

3.  Какие  буквы  указывают  на  твёрдость  согласных  звуков?                        

А)  У           Б)  Э             В)  И            Г)  Я             Д)  А  

4.  В  каких  словах  есть  мягкие  согласные  звуки?                                

А)  заря          Б)  окно           В)  осень          Г)  мышка                

5. В каких  словах  все  согласные  звуки  твёрдые?                                  

А)  медведь           Б)  мёд          В)  молоко                          

Г)  сон                     Д)  бабушка                                                

6. В  каких  словах  все  согласные  звуки  мягкие?                                    

А)  день           Б)  лес             В)  тема           Г)  соль      

Д)  дети                                    

7. Сколько  звуков  в  слове  зверь?                                      

А)  5                   Б)  4                                              

8.  Сколько  звуков  в  слове  коньки?                                    

А)  6                             Б)  5                                      

9. В  каких  словах  количество  звуков  и  букв  одинаково?                      

А)  стол         Б)  конь          В)  олени         Г)  олень                  

10. В  каких  словах  букв  больше,  чем  звуков?                          

А)  корабль        Б)  кукла        В)  встань         Г) пальто          

ДВОЙНАЯ  РОЛЬ  БУКВ    Е,  Ё,  Ю,  Я.

1. Какие  буквы  могут  обозначать  в  слове  два  звука?                        

А)  Э,  О,  У,  А,  Ы,  И.                    Б)  Е,  Ё,  Ю,  Я.                                

2.  Какие  буквы  могут  обозначать  в  слове  два  звука?                          

А)  И          Б)  О            В)   Е           Г)  Ю           Д)  А                  

3. Какие  буквы  всегда  обозначают  только  один  гласный  звук?                    

А)  Я          Б)  О             В)  Ы              Г)  Ё          Д)  Э    

4.Когда  буквы  е,  ё,  ю,  я  обозначают  в  слове  два  звука?                          

А)  когда  они  стоят  в  начале  слова                                  

Б)  когда  они  стоят  после  согласной  буквы          

В)  когда  они  стоят  после  гласной  буквы            

5.  В  каких  словах  буква  ё  обозначает  два  звука?  

А) ёлка    Б)  колёса     В)  тёплый     Г)  ёжик    Д)  поёт  

6.  В  каких  словах  буква  ю  обозначает  два  звука?                            

А) юбка         Б)  дают          В)  любит        Г)  клюква                

Д) юный                                    

7. В  каких  словах  буква  я  обозначает  а  и  мягкость  согласного?              

А)  моряк      Б)  маяк         В)  якорь           Г)  дятел                  

Д)  клятва                                            

8. Сколько  звуков  в  слове  яблоко?                            

А)  5                    Б)  6                                        

9.  Сколько  звуков  в  слове  южный?                                      

А) 6                      Б)  5                                

Слог, ударение.

На листья делится листва,

На слоги делятся слова.

Мы в слове слог ударный найдем элементарно.

Тот слог ударным мы зовем, запомни, если хочешь,

Который, мы произнесем сильнее всех и громче.

  1. Спиши, раздели слова на слоги, обозначь ударение.

Мячик,  мосты,  кубик,  рыбак,  моряк,  поезд,  пальто,  завод,  пчела,  вечер,  трава,  ребята.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпиши в один ряд слова из одного слога, во второй ряд – из двух слогов, в третий ряд – из трёх слогов. Допиши свои слова. Обозначь ударение в словах.

Земля, мир,  дом, юрта, малина, кино, Родина, кот, окно.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Раздели слова на слоги.  Запиши.  Обозначь ударение в словах.

 Лиса, дом, рыбак, машина, собака, Казахстан, карандаш, пенал, яма.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составь из данных слогов слова.  Запиши по слогам.

Кни,  ки,  зи,   ру,   ро,   га,   ма,  но.

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркни слова с ударением на втором слоге.  

Андрей,  Катя,  мебель,  платок,  пенал,  мальчик,  груша,  пальто,  город,  чугун.

  1. Поставь ударение в словах.

Образец: мороз 

Зимой,  ребята,  клён,  улица,  день,  школа,  ученик,  стол,  кошка.

  1. Спиши. Раздели черточкой слова на слоги. Обозначь ударение.

Образец:        ма-ли-на

Котёнок,  игрушка,  машина,  майка,   дуб,   столы,  крыло.

Слова переноси по слогам.

Одну букву не оставляй и не переноси.

Слова с ь и й  - переноси после ь и й.

Слова с удвоенными согласными переноси так – одну букву оставляй, другую переноси   (касс-са)

1. Раздели слова для переноса.

Дом, бабушка,  майка,  пальто, нельзя, стройка, урок, ванна, аллея, юла.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Раздели слова для переноса.

Стол, тайна, кольцо, зайка,  муравей, альбом, маяк, май, язык, великая.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Раздели слова для переноса.

Майор,  дедушка, линейка,  ступеньки, чайник, трамвай, классный, зелье, яма, пруд, дубрава.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркни слова, которые нельзя перенести:                                           День, декабрь,  мост,  гнать,  окно,  умей,  Иван,   снег,  окно,  Яна.

                СЛОГ.   ПЕРЕНОС   СЛОВ.                                      

1. Может  ли  слог  состоять  из  одного  звука?                                

А)  Нет,   в  слоге  должно  быть  не  меньше  двух  звуков.                    

Б)  Да,  слог  может  состоять  из  одного  гласного  звука.                      

2.  Сколько  слогов  в  слове  яма?                                    

А)  один                             Б)  два                                      

3.  Сколько  слогов  в  слове  уроки?                      

А)  два                                          Б)  три                                        

4.  Как  правильно  перенести  слово  знойный?                                        

А)  зной – ный                        Б)  зно -  йный                      

5. Как  правильно  перенести  слово  линия?                              

А)  лини –я                     Б)  ли – ния                              

Безударный гласный в корне слова.

Если гласный звук у вас вызвал вдруг сомнение,

То немедленно его поставьте под ударение.

  1. Подчеркни, где нужно безударные гласные, проверяемые ударением.

  Слова, тропа, супы, нора, горы, зерно, мука, стада, поле, плечи, доска, волны, петля, нога, песня, гора, серьги, края, весна, перо, страна.

  1. Вставь гласные    е, и или я

Стр…ла, п…тно, п…сьмо, св…нья, ст…на, ч…жи, …гла, гн…здо, щ…ка, пл…та, бл…ны, с…ло, в…дро, ч…сло, св…ча, р…бро, ст..кло, в…сна.

  1. Вставь гласные    е, и или я

С…стра, с…мья, з…рно, ст…хи, цв…ты, з….ма, гр…бы,  …дро, сп…на, хл…ба, с…дло,пл…чо, в…сло, б…да, сн…га, п…ро, зм….я, д….ла, стр…жи, р….ка, м…ста, л….сты, л….цо.

  1. Вставь гласные  а или о

С…сна, к…ра, тр…ва, д….ска, стр…на, вр…чи, см…ла, п…ля, гр…за, ц…ри, г…ра, м….сты, тр…па, др…зды, ч…сы, гр….чи, ск…ла, в…да, ш….ры, к…льцо.

  1. Вставь гласные а или о

Шк…фы, в…лна, …вца, фл…жки, сл…ны, н…ра, в…йна, к…за, ш…рфы, з…нты, ст…лбы, гл…за, дв…ры, р…са, м…ря, с…вята, х…лмы, с...ва, эт…жи, хв…сты, вр…ги, , н…сы, с…ды, к…ты, к…са, стр…ка, д…ма.

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Поставь знаки ударения.

Море – м…ря,  след – сл…ды,  волны – в..лна, грач – гр…чи,  дождь – д…жди,  лес – л…са, кит – к…ты, снег – сн…га.

  1. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова по образцу.

Денёк – день

П…нёк - __________         глухари - глухарь

зв…рёк - __________         кар…си - _____________

ц…почка - _________        кор…бли - _______________

л…сок - ___________        рыб…ки - ________________

8 . Проверь безударную  гласную  в  слове.

Коза – козы,  вода - ____________,  дома - ___________,  трава - ________,   гора - ________,  дожди – ___________.

9.  Проверь безударную  гласную  в  слове.

Окно – окна,  поля -_____________,  моря - __________,  гроза - _______, овца - __________,  осёл – ____________.

10. Вставь пропущенную букву, найди и подчеркни проверочное слово

Гн…здо – гнездиться, гнездовой, гнёздышко

Вр…чи – врачевать, врач, врачебный

Б…жать – беговая, бегун, пробежка

Г…рода – городской, городок, город

Пч…ла – пчелиный, пчёлы, пчеловод

Кр…чать – крик, кричит, крикун

11. Спиши, вставляя вместо точек пропущенные буквы, где возможно запиши проверочные слова

   С…поги, д…ма, за…ц, м…ряк, п…льто, т…релка, м..олко, к…за, д…ревня, в…сна, ст…кан, …кно, м…дведь, с…ва, м…роз, к…рандаш.

12. Вставь пропущенные буквы. Запиши проверочные слова

   В тот год  …сенняя  (_____________) погода  ст…яла (_________) долго на дв…ре (_____________). Вижу даль  ст…пей (______________), вижу ширь  м…рей (_______________).  Душевно н…чами (_____________)  поёт соловей. Я долго был в чужой стр…не (___________). З…мля (________) отдыхает после трудового лета.

 

13.Вставь букву,  проверь ударением.

гн…(и,е)здо - __________,   ч…(и,е)сло -____________,            д…(а,о)ска - ___________,     л…(е,и)нейка - ____________,          в…(е,и)дро - ___________,    т…(е,я)жёлый - ____________.      

14. Вставь букву, проверь ударением

З…рно - ____________,  д…жди - __________________,

в…сло - ____________,  гр…чи - __________________,

тр…па - ____________, р…ды - ___________________,

стр…ла - ___________,   л…са - __________________,

с…сна - ____________, р…ка - ___________________.

15.Вставь букву  и подбери проверочные слова                                                            приш…вать - _____________,  ск…льзить- ______________, встр…чать - _____________,  п…щать -_________________,  см…ялся - ______________,  л…нивый - ________________,   б…льшой - _____________,   х…дить - _________________.  

16.  Вставь пропущенные буквы.    Устно проверь.                                                                               Солнце  скл…нялось  к западу.  Солнечный  жар и  блеск  см…нялись н…чной  прохладой. В  окнах  д…мов  засв…тились  …гни.

  1. Вставь нужную букву.                      

К…ньки,  …город,  к…р…ндаш,  м…шина,  м…л…ко,  з…вод,  л…пата,  р…бота,  с…рока,  м…роз,  …дежда,  п…льто,  к…пуста,  т…варищ,  гор…д,  яг…да,  х…р…шо.        

           

18.Вставь нужную букву

К… ньки,  к… рова,  р… бочий,  …ктябрь,  в…р…бей,  гор… д,    м…роз,        ов…щи,     к…р…ндаш,  п…суда.

                           

19.Найди слова  с ошибками  и подчеркни их, исправь.     Запиши правильно.                                        

Копуста,  огурец, огарод, заец, работа, хорошо, пинал, земляника, карова, лесица, молоко, петух, корандаш.    

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Вставь пропущенные буквы.    Устно проверь.  

С…дим мы тихо.  Папы наши г…ворят о с…нокосе. Меня в д…ревне каждый прив…чает.  Сквозь крону  н…беса  гл…дят.  Я сл…вала воду из кастрюли.. Подруга рассм…шила меня. Наступила т…мнота.

21.Вставь безударную гласную, запиши проверочное слово.

Осл…пительными  потоками  солнце лилось с вышины. Стайка кр…кливых вор…бьёв сл…тела с р…бины. Около дома пос…лилась  в…сёлая с…ница.

22.Вставь безударную гласную, в скобках напиши проверочные слова.           В н…ре (________) играли  г…лодные ( __________) в … чата (________ ). М… лыши  (___________) т…скали (___________) тр…стинку (__________ ). Вдруг тр…стинка ( _________) сло…малась (____________ ). Но тут пришли р…дители (________ ). Они прит…щили (__________) в…лчатам (________)  …куньков (__________). В…лчица (________ ) нач… ла (________) к…рмить ( ________) в…лчат ( ___________ ). Отец -     волк охр…няет (___________ ) н…ру (_____________) от вр…гов  (______________ ).

23.Спиши слова, вставляя пропущенные буквы, в скобках запиши проверочное слово

Г…ра,  л…сной, сн…говик,  н…чевать,  м…ряк,  кр…чать,  тр…ва. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. К данным словам подбери однокоренные, выдели корни

поле - ____________________________________________                                                  свет - ____________________________________________

сад - ______________________________________________

  1. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы, в скобках запиши проверочное слово

Сн…жки,  в…да, стр…на, з…мля, н…бесный, тр…пинка, д…ревья, х…лодный, в…ршина, св…тильник, л…сная, п…ляна.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26.  Найди и выпиши однокоренные слова, выдели корни, первым пиши проверочное – с ударением на гласной корня.

- Гора, гористый, горевать, горный, горочка

- водитель, водный, водить, водяной, подводный, подводить, вода

27.В каких словах нужно поставить букву Е?   Докажи.                                             в…дро                                                  л…сты                                                    з…рно                                                  зв…зда                                                     ст…на                                                  сл…за                                                        л…цо                                                   т…традь                                                  с…ло        

 28. Подбери проверочные слова к словам:                                                  

  лош…дь - ___________        т…щить -______________

 прод…ют - __________         нам…ла - ______________

  н…сёт - ____________        св…ча - ________________

ч…сло - _____________        п…сьмо - ______________

в…ренье - __________       в…ляется - ______________

29. Подбери однокоренные слова. Выдели корень.

Гриб - __________________________________________

 Снег - _________________________________________

 Мороз - _______________________________________.

30. Исправь ошибки, запиши слова правильно

копуста                      работа                               лесица

огурец                       хорашо                               русский

огарод                       корандаш                           молоко                  

заец                           пинал                                  карова

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

31.Найди и выпиши однокоренные слова, выдели корни, первым пиши проверочное – с ударением на гласной корня.

- Гора, гористый, горевать, горный, горка, предгорье

- водитель, водный,  водяной, подводный,  вода

- трава, травянистое, отрава, травушка, травка

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

  1. Вставьте пропущенные буквы, запишите проверочные слова

Б…рода - _______, пл…чо - ________, сп…на - _______,  р….ка - _______, т…жёлый - ________, л…нивый - _______, б…льной - _______, с…ленный -__________.

  1.  Вставьте пропущенные буквы – 2 класс

…птека,  …кын, изв…ните, л…мон, б…гатырь, б…л…то, б…тинки, вес…ло, в…рблюд, в…тер,  дев…чка, с…бака, с…поги, д…журный, с…нтябрь,  …ктябрь, н…ябрь, д…кабрь,  з…вод,  …аз…хстан, ка…..играфия, к…пуста, к…ньки, л…пата, к..стрюля,  м…бель, мес…ц, н…род, …дежда, п…льто, п…ала, п…рог, п…суда, пр…рода, яг…да, х…р…шо, ф…милия, су…..ота, ст…лица, сп…сибо, Р…дина, ру…..кий   …зык, р…бята,   ра……каз, к…рандаш, п…нал.

  1. Вставьте пропущенные буквы – 1 - 3 класс

Адр…с, …кын, а……лея, Алм…ты, …льбом, …птека, ар…мат, Аст…на, б…гаж, Байк..нур, б…нан, б…тыр, б…реза, б…лет, б…гатырь, б…л…то, б…тинки, быстр…, в…гон, вес…ло, вет…р, в…кзал, в…р…бей, в..р…на, в..сток, г…рой, г…гант, г…р…д,  г…рох, дев…чка, д…журный, д…кабрь, д…ревня, д…л…то, д…рога, ж…йляу, ж…р…бёнок, ж...лтый, ж…р…бёнок, ж…вотное, з…бота, з..вод, за…трак, зап…д, за…ц, здра…ствуй, з…мляника, ин…й, …аза..стан, к…зах…кий  …зык, ка……играфия, к..пуста, к…рааван, к..р…ндаш, к…рниз, к…ртина, к..ртоф..ль, ка……ета, к…стрюля, кв..ртира, кла….., ко…..ектив, к..л…екция, комн…та, к…ньки, к…рабль, к…рзина, к…р….ва, косм…с, косм..на…т, кр…вать, лес…ница, л…мон, л…пата, л…гушка, м…газин, м…лина, меб…ль, м…дведь, мес…ц, м…тро, м..л..ко, м..л…ток, м..рковь, м…р…з, н…род, Науры…, н…ябрь, …бед,  …бычай, ….вёс, ов…щи, …г…род,  …громный, …гурец, …ктябрь, …рех, …сина, …храна, п…льто, п..с..ажир, п…нал, п…сок, п…тух, п…ала, п…рог, пл…ток, п…года, п..м…дор, п..недельник, п…суда, праз…ник, пр…вет, при…ти, пр…рода, пр…ятный, пш…ница, п…тница, р…бота, р…кета, ра….тояние,  р…бята, р…спублика, р…сун…к,  род…на,  р..жд…ство,  р…машка, Р…с…ия, ру…..кий  ….зык, с..п...ги, сев…р, с…тябрь, с…рень, скор…, с…бака, с…лдат, с…л…ма, с..р..ка, сп…сибо, ст…лица, су….ота, сч..стье, т…бун , т…релка,  т…тра…ь, т….пор, тр…диция, тракт…р, тра…вай, уж…н, ул…ца, ур…ган, ур…жай, уч…ник, учит…ель, ф…враль, х…р…шо, ч…бан, ч…твер…, чу…вство, шо…..е, яг…да.

  1. Вставьте пропущенные буквы, устно проверяйте

Гл...зища, гл...зенки, г...в....рливый, г...в...рун, г...л...ва, поб...режье, д...вица, переб...жать, заб...лить, отбл...ск, б...лезненный, св...литься, г...лубиный, г...ра, г...ревать, г...рчить, г...стить, гр...ничить, г...лубка, гр...циозный, зв...нок, гр...бница, зам...чать, зап...х, зап...сать, зв...ринец, з...лёненький.

Угр...жать, пригр...зить, гр...мыханье, гр...зища, д...леко, зав...сти, в...ч...реть, прив...зь, зав...зать, д...лина, дв...ровый, д...вчурка, з...мля, д...вятка, д…ловой, прош...гать, гл...зеть, отч...таться, дер...вце, д...р...вянный, д…ржатель, зад...ржать, зн...ток, з...вать, выд...ржать, д…сятка, д...сяток, к...тать, изм...нение, д...мишко, погр...ничник, ж...лток, уд...вительный.

Д...карь, д...читься, дл...на, д...ждище, д...ждинка, дог..даться, ж...с-тянка, гл…за, д...машний, д...ржать, д...щечка, ед...ничка, ед...ничную, пож...леть, пож...лтеть, ж...мчужный, зав...сть, зв...рёк, по...зд, заг…ворщик, доч...ста, доч...тать, з...рно, з...рнистый, з...мовать, з...мой, зм...ёныш, зм...иный, обозн...чение, озн...чать, узн...вать, пог...в...рить, г..л...вастый, безг..ловый.

Скл...дной, кл...вать, з...лёный, закл...вать, кн...жонка, к...лосья, , зв...реть, з...вака, озв...реть, к...лоться, к...лючий, к...лечко, к...льцевая, к...нечная, кр...нуть, к...нечность, цв...точный, к...нёк, к...пать, к...пи-ровать, к...рмиться, ж...лтоватый, к...ренья, к...п...ровальный, к...рневой, к...рмить, к...рмление, к...л...сок, к...сматый, к...смический, к...ротенький.

Иск...са, к...шачий, к...шатница, кор...тко, кр...сивый, кр...сиво, кр...ситель, зв...нить, кр...силыцик, кр...сноватый, сд...ржать, кр...снеть, сокр...щение, з...ленка, кр…млёвский, укр...пить, укр...пление, кр...стины, кр...щение, кр...кунья, к...сичка, раскр...чаться, кр...вавый, леб...дь, л...бёдка, дес...ть, д...сяточка, уд...вление, к...таться, уд...виться, к...чаться, од...чать, д...ковинка, д...ждевой.

Гл...застый, дог..в...р, заг..в...рить, д...мище, д...р..той, дор..го, д...ска, д...чурка, ед...ница, ж...леть, ж...ровня, зв...нок, зв...нарь, пож…лтел, д...линка, зв...зда, ж...мчужина, ж...лтеть, ж...стянщик, заб..лел, зан...зить, зан...сить, з...внуть, зв...рюшка, разг...вор, г...ловушка, уг...щение, зн...чение, д...ждливый.

Тест. УДАРЕНИЕ.  УДАРНЫЕ  И  БЕЗУДАРНЫЕ  ГЛАСНЫЕ.

1. Какой  слог  называется  ударным?                                  

А)  Первый  слог  в  слове.                                  

Б)  Слог,  который  состоит  из  одного  звука.                        

В)  Слог,  который  произносится  с  большей  силой  голоса,  чем  другие.                

2.Поставьте  ударение  в  словах.                        

А)  щавель      Б)  взяла         В) фарфор          Г)  красивее           Д) столяр                                      

3. Когда  гласный  звук  стоит  в  сильной  позиции?                            

А)  В  первом  слоге  слова.                            

Б)  Слог,  который  состоит  из  одного  звука.                              

В)  В  ударном  слоге.                                  

4. В  каких  словах  буква  а  обозначает  гласный  звук  в  сильной  позиции?        

А)  рука      Б)  тащит      В)  травинки         Г) стучат           Д)  стальной                              

5. В  каких  словах  буква  о  обозначает  гласный  звук  в  сильной  позиции?      

А) осенний       Б)  осень      В) скорее        Г) скорый            Д)  лошадка                          

6. В  каких  словах  буква  е  обозначает  гласный  звук  в  слабой  позиции?      

А)  река              Б) земля           В)  тарелка          Г) билет              Д) стена                                        

7. В  каких  словах  буква  и  обозначает  гласный  звук  в  слабой  позиции?        

А)  лиса          Б) гриб        В)  блины           Г)  листок         Д)  сила                                                  

8.В  каких  словах буква  я  обозначает  гласный  звук  в  слабой  позиции?            

А) мягкий      Б)  тяжёлый          В)  плясал           Г) тянул               Д) вяжет                        

9. Вставьте  буквы  а  или  о                                    

А)  ст…ловая    Б) ск…зал     В)  л…скает    Г) пол…сатый     Д)  под…конник                              

10. Вставьте  буквы  е  или  и                                  

А)  разд…лить    Б)  л…нивый    В)  з…мляной      Г)  з…мовать  

  Д) пом…рить (друзей)                              

11.Вставьте  буквы  е,  и ,  я                                                 

А)  см…гчить       Б) выл…чить          В)  уд…вить           Г) щ…бетать                           Д)  зав…зать                                

12. Вставьте  буквы  е,  и,  я.                                   

А)  скр…петь      Б)  гл…деть         В)  сп…шить           Г)  пр…мой                    Д)  зар…дить                          

13.  Вставьте буквы  а  или  о .                              

А)  к…тать             Б) сл…ны             В)    под…рить                    

     Г)  ст…рушка                      Д)  поск…рее                            

14.Выберите слова с безударными гласными , непроверяемыми ударением.

А) картофель     Б) солдат     В) корень     Г) левша      Д) лебедь    

  15. Определите, в каких словах ударение падает на 3 слог:

А) раковина       Б) рукавица      В) телевизор      Г) пылесос     Д) курага

Парный согласный в корне слова.

Если слышишь парный звук, будь внимательным, мой друг,

Слово смело изменяй, рядом гласный подставляй.

Зуб на зубы, лед на льды – будешь грамотным и ты.

1.Ответь на вопросы теста (если затрудняешься – обратись к схеме - опоре)

ЗВОНКИЕ  И  ГЛУХИЕ  СОГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ.

1. Какие  из  этих  согласных  звуков  звонкие?                                    

А)  Б                Б) П                В) З                 Г) Ф                     Д) Л                        

2.  Какие  из  этих  согласных  звуков  глухие?                                    

А)  Н          Б)  Ш             В)  С            Г)  Х         Д)  Р          

3.  В  каких  словах  все  согласные  звуки  глухие?                                

А)  нос         Б)  кот         В)  стул      Г)  сон        Д)  куст      

4. В  каких  словах  все  согласные  звуки  звонкие?                        

А)  дар         Б)  крик          В)  гром              Г)  жар             Д)  голос          

5.  Какие  из  этих  глухих  звуков  имеют  парные  звонкие?                        

А)  Ф         Б)  С         В)  Ш           Г)  Ч            Д)   Л                        

6.Как  проверить  парный  согласный  по  сильной  позиции?                        

А)  Изменить  слово  так,  чтобы  после  этого   согласного стоял    гласный.      

Б)  Изменить  слово  так,  чтобы  этот  согласный  стоял  перед  гласным.            

7.В  каких  словах  пропущена  буква  г?                                    

А)  творо …    Б) молото…      В)   сапо…        Г)  потоло…         Д)  пиро…                          

8. В  каких  словах  пропущена  буква  б?                              

А)  ры..ка       Б)  скорлу…ка     В) голу…ка        Г)  тря…ка         Д)  тру...ка    

9.Припиши пары к согласным : Б - …, В - …, Г - …, Д - …, З - …, Ж - …

10. Дополни правило и приведи пример :  Чтобы проверить парный согласный в конце слова, надо ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполни  упражнения

1.Выпиши слова, которые надо проверять, рядом запиши проверочные  –

Шкаф, дым, стриж, стол, труд, львы, пар, утюги, лес, сон, крик.

2.Вставь пропущенные буквы и запиши проверочные слова -  

Ро…- ________,  рука… - ________,  бере… - ___________,

сугро… - _________,  но… - _________, арбу… - _________

моро… - _________, эта… - ________, горо… - __________.

  1. Подбери проверочные слова:

лё… -                                  дож…ь –

сне… -                                моро…

4.  Вставь пропущенные буквы,   проверь согласный звук в конце слова.

Ё … (ш – ж) - ___, лис... (т – д) - ___ , заво… (т – д) - _____ , шка…  (ф – в)- ____, лоша.. . ь (т – д) - ______,  

са ...  (д – т)-_______.

5. Вставь пропущенные буквы,   проверь согласный звук в конце слова.

Холо.. . (д – т) -_____,  хле.. . (п – б) - _____ ,

голу.. . ь (б – п)-______,  моро ... (с – з) - _______,  

медве ... ь  (т – д) - ________.

6. Вставь пропущенные буквы,   проверь согласный звук в конце слова.

Зу ... (п–б)- _____ , пиро ... (г–к)- ____ , арбу.. . (с–з) )- ____ ,  

стол ... (п–б)- _______,   жира ... (ф – в)- ______  ,  

эта.. . (ш – ж)- ________.

7. Подчеркни слова со звонкими и глухими согласными на конце, которые надо проверять

И днем и ночью сыплет снег,

Река остановила бег.

Мороз построил мост

Из голубого льда.

(Шукур Сагдулла)

8. Подчеркни нужную букву и устно проверь парный согласный

Любо(в-ф)ь ,  огоро(д-т),  ков(ж-ш),  голо(д-т),  поко(з-с),  овра(г-к),  са(д-т), подви(г-к),  тру(д-т),  деревянный пло(д-т),  сочный пло(д-т),  горький лу(г-к),  цветущий лу(г-к), гибкий пру(д-т), глубокий пру(д-т).

9.Прочитай пары слов. Вставь пропущенные буквы.

Дороженька – доро…ка,  крошечка – кро…ка,  полоса – поло…ка, глаза – гла…ки, корова – коро…ка, сеточка – се…ка, беседа – бесе…ка, сладенький – сла…кий, скользить – сколь…кий.

10. Прочитай пары слов. Вставь пропущенные буквы.

Дедушка – де…, мазать – ма…ь, боковой – бо…, голубок – голу…ь, сказать – ска…ка, шуба – шу…ка, шапочка – ша…ка, рукава – рука… .

11.Вставь пропущенные буквы и запиши в скобках проверочные слова -  

Образец : забить  (гвозди)  гвоздь

Выйти на  (______________) бере…,

Ветки  (__________________) берё…,

Вкусный  (______________)  обе…,

Получить  (__________________)  бага…,

Запах  (__________________)  тра…,

Большой  (___________________)  гри….

12. Запиши слова по столбикам:   (допиши свои)

Овра…,  кре…кий,   мя…кий,   ро…кий,   крова…ка,   тетра…ка,   ло…ка,   оши…ка, четвер….                  

  Д – Т                        Б – П                             Г – К

____________          ______________        ______________

____________          ______________        ______________

____________          ______________        ______________

____________          ______________        ______________

13.  Прочитай стихотворение, зачеркни неверную букву и проверь!

Отчего у ко(ж-ш)ки   __________________

Вместо ручек но(ж-ш)ки?   ____________________

Отчего шокола(д-т)ки    _____________________

Не растут на гря(д-т)ке? ____________________

14. Восстанови слова.   Вставь  нужные согласные (ж, с, б, з, г, д, т)                                                                                У…кий,  лё…кий,  тетра…ь,  стру…ка,  похо…ка,  ро…кий,  пару…,  повя…ка,  четвер…,   пала… ка,  фла…,  стри…,   ло… ка.

15. Спиши, вставляя пропущенные буквы.  Озаглавь текст.

Сне…  укутал  деревья.  Ду…  в мохнатой  ша…ке. На ветках берё… белый  шар… . Молодая елочка спряталась в сугро… . Осинки в нарядных шу…ках.  Не страшен деревьям холо… и моро… .

18. Спиши предложения без ошибок (их 6). Подчеркни орфограммы.

      У лисного болотца цветут незабутки.  Береги и охраняй реткие растения. Белоствольные берески висной украшают лук.

19.Прочитай. Вставь пропущенные буквы в словах.

Утром мама идёт на работу. Сильный моро… . Хрустит под ногами сне… . Вот и площа…ь. Там стоит большой дом. Это больница. Мама любит свой тру… .

20.Подбери проверочные слова, вставь пропущенные буквы в словах.

Дрозды- дроз…, …...- ле…, ……-обе… ,

……- кру…, ……- холо…, ……- рука…,

……- овра…, ……- прору…ь, ……- пару…,

……- отря…, ……- поез….

21. Замените одним словом и запишите. Рядом пишите проверочное.

1. Крупный населённый пункт, в котором есть фабрики и заводы.                                                  ………- ……….

2. Население страны, государства.       ………- ……….

3. Инструмент, который состоит из лезвия и ручки. Используется для резания.                 ………- ……….

4. Участок земли, засаженный плодовыми деревьями и кустарниками.                                      ………- ……….

5. Замёрзшая вода.                                    ………- ………. 

22. Прочитайте слова.

Народ, пилот, завод, полёт, город, поезд, свет, поворот, год, ответ.

Распределите слова в две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик.

23. Прочитайте загадки. Напишите отгадки.

Рядом напишите проверочные  слова.

Кто всю ночь по крыше бьёт,  да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?  (……  . - .. ……….)

Похож я с виду на горох,

  1. Вставь согласный, подбери проверочные слова к каждому слову.

Са…(д-т) - __________,  хле…(б-п) - _________,  

су…(б-п)- ________,  бере…(г-к)-__________,

 моро…(з-с)- __________, кри…(г-к)-__________,

жира…(в-ф)-______________,  ё…(ж-ш)-_____________.

 

  1.  Вставь согласный, подбери проверочные слова к каждому слову.

Лимона … - _______,  компо... -______,   сала ... -________,  сосе...-_________, сапо…-________,  арбу…-________ , медве…ь-_______,  у…кий-________, подру…ки- ________, доро…ка-_________,   сугро…-__________, шар..-________, сне…-_______________, голу…ь-_____________________

  1. Спиши.        Вставь букву ж или ш.

Эта..., у..., но..., каранда..., ланды..., стри..., чи..., кни...ка, пля...,сне...ки.

______________________________________________________________________________________________________________________

                                 Вставь буквы з или с

Водола..., уку..., пару..., пару..., гла..., моро..., автобу..., ча..., арбу...,

________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛИСТ КОНТРОЛЯ.

  1. Вставь пропущенные парные звонкие и глухие согласные.

 Берё…ка,  ска…ка,  моро…,  сколь…кий,  гру…чик,  тетра…ь,  ло….кий,  дере….це,  рука…,   уло…,  жира…,  ре…кий,   развя…ка,  у…кий,  бли…кий,  ни…кий,   черносли…,  була…ка,  морко…ка,  пла…ки,  шка…,  мя…кий,  сне…,  ко…ти,  пиро…,  дру…, овра…, бере…, носоро…,  вра…,  четвер…,  сапо…,  су…, стол…,  зу…,  лё… .

Девя...ка, дене...ки, выдержка, деся...ка, деся...ь, диало..., дож...ь, ё..., доро...ка, дроз..., поез..., сто..., зон..., жемчу..., жес..., заве...ти, заво..., исто..., завтра..., заку..ка, зама...ка, замо..., зано..., запа..., запи...ка, зна..., зоопар.,., зу.,.чик, зябли..., извес...ь.

Камы..., каранда..., карли..., квадра..., кис...ь, кла..., кла...ка, скла..., клё..., кри..., коло..., комна...ка, компо..., ве..., ко...ьба, поко..., космо..., кра...ка, лу..., кре...кий, кре...ко, крова...ь, крова...ка, кро..., кро...кий, кру..., кус..., ла...ка, ла...ка, ласти..., лебе...ь, лебё...ка, ле...кий, ле...ко, ле...кость, лё..., поле..., перелё..., слё..., лё..., зале...ь.

Лопа...ка, нело...кий, ло...ко, лю...ской, лоша...ь, лу..., люти..., мар..., ма...ка, мальчи..., матери..., маршру..., медве...ь, мая..., ме...ь, мину..., мину...ка, но...ка, мла...ший, моло...ка, моне...ка, моро..., мы...ка, мя...кий, мя...кость, смя...чение, нака..., наро..., наря..., мё..., ма...ь, невес...ка, ни…кий,  ни...ко,  ночле..., обра...,  ло...кость, тро...ка, трос...ь, выста...ка, соста..., уло...

Обу...ь, обу...щик, овра..., о...чина, зу..., : о...чарня, огоро..., остро...ки, отве..., алма..., бе...ство, бе..., ве...ти, испове...ь, вет...ь, привку..., зака..., впереме...ку, завя...ка,  гла..., голо...ка, голу...ка, гос...ь, гри..., груз...ь, гря...ь, задер...ка, дневни..., га..., дру..., живо..., заморо...ки, зву..., изумру...,             конфе...ка, ко...ка, крес..., кро...ь, пау..., кру...ка, лапо...ь, обле...чить, нале..., лис..., ло...ко, ло...ка, мар..., маршру...ка, маятни..., мер...кий, мла...шенький, ри..., мос..., наперсто..., недру..., ни...ко, обе..., обу...ь, о...ца, огра...ка, оши...ка, паде..., паке..., памя...ь, памя...ка, пя...ка, оча..., парке...,  пару..., патрио..., пор..., пого...ка, подъез..., автопоез... .

Пило..., пилота..., перепи...ка, ра...ство, перепи...ь, подпи...ь, племянни..., пло..., плотни..., площа...ка, плу..., плю..., ра..., позвоно..., пово...ка, портре..., потомо..., похо..., похо...ка, предме..., президен..., приве..., приемни..., прогно..., проек..., пропас...ь, прору...ь, пру..., ра..., пря...ка, пряни..., разря..., рассве..., ро..., рос..., ро...ко, робо..., ра...ство, каза..., кни...ка, петру...ка, укла...ка, ло...кий, рома...ка.

Пово...ка, у...кий, вку..., арбу..., гру..., пару..., замер..., изморо...ь, прока...ник, ужа..., ска...ка, Дени..., га..., витя...ь, свя...ь, Барбо..., ры...ь, гры...ть, интере..., Оле...ь, много ко..., ко..., гла..., пови..., вни..., сре..., повя...ка, блу...ка, бли...кий, подска...ка, колхо..., ука...ка, зама...ка, ле...ть,  ма...ь, выре...ка, полю..., коло..., Вла..., кара...ь, надпи...ь., па...тух, Ру…ь, про...ьба, покра...ка, но..., сколь...кий, па...тбище, реди...ка, но...ти, пол...ти,сала...ки, ре...ьба, Белару...ь, ве...ти, развя...ка, наве..., подно...с, со...ка,ки...ка, ми...ка, исче..., до...ки, голо... , гру...чик,  зама...ка.

  1. Спиши потешку, вставляя пропущенные буквы, проверь их написание.

Как у нашего кота шу…ка  (__________) очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы,

Гла…ки  (_____________)  смелые,

Зу…ки  (_____________)  белые.

Выйдет котик в огоро… (_________________),

Всполошится  весь наро… (_________________).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Сочетания жи – ши с буквой и всегда пиши

1.  Спиши . Вставь пропущенные буквы.

У Наташ …   ландыш …  .  У Серёж…  ёж…к.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Спиши.  Вставь пропущенные буквы.

У Миш…  карандаш…  .   Хорошо ж…вут малыш… .

_______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Спиши.  Вставь пропущенные буквы.

Мыш…,  еж…,  ерш…,  кувш…н,  груш…,  нож….

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Придумай слова с сочетаниями ЖИ – ШИ и запиши

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Спиши, комментируя

Пчела жужж . т. Змея ш . пит.

А лежебока рыж . й кот отлежал себе ж . вот.

________________________________________________________________________________________________________________________________

СОЧЕТАНИЯ ЧА - ЩА пиши с буквой А.

  1. Прочитай, вставь пропущенные буквы.

Галч...та, трещ...ть, нач...ло, обещ..,ть, совещ...ться, дач..., крич...ть, ч...сто, смущ...ть, ворч...ть, щ...дить, ч...родейка.

Печ...ль, обещ...нный, обращ..ться, пощ…да, обещ...ю, печ...тать, ч...щ…,  крольч...та, волч...та, туч..., зайч...та, ч…сть, ч...сок, горяч...я, стуч...т, крич...т,рыч…т, молч…т, кач…ют, леч…тся..

У ключ..., навещ...ют, отвеч...й, выруч...й, саранч..., коч...н, пищ...ть, каланч..., ч...бан, нет кирпич..., бахч..., удач..., алыч..., уч...сток, ч...до, нет плач... .

        Ч...ёвнич...ть, ч...евод, ч...епитие, ч...лма, ч...рльстон, ч...стник, ч...стное, ч...стушка, ч...щоба, зубч...тый, нет врач..., дымч…тый, ч...хнуть, ч...стица, нет палач..., нет калач... .

2. Запиши слова с сочетаниями Ча-Ща

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОЧЕТАНИЯ ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.

1. Прочитай, вставь пропущенные буквы.

  Щ..ка, ч...гун, ч…вствительный тащ..., щ...риться, ч…ткий,  схвач..., хоч..., утащ..., ч...жой, я стуч..., вытащ....

 Ч..лан, я молоч..., ч...ткость, поищ..., ч...довище, пощ...пать, прощ..., печ...рка, ч...б, ч...тьё, выращ..., ч...чело.

    Отращ..., сощ...рился, ч...рбан, ч...шка, . щ...чка, щ...пать, ч...вство, ч...рка, я молч..., запущ..., ч...гунный, ч...дачить, ч...жестранец, ч...ть-ч...ть, отпущ...

      Притащ..., ворч...н, щ...пальца, щебеч...т, молч.., круч..., кольч...га, кауч...к, доч...рка, ч...додей, ч...лки, уч...ял.

     Ч...вствовать, ч...дак, ч...десник, ч...мазый, ч...довище, ч...жбина, щ...рёнок, ч...гунок, ч...бчик, ч...шь, я крич..., ч...ма.

2. Запиши слова с сочетаниями Чу-Щу

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сочетания ЧК-ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН и НЩ

пишутся без мягкого знака.

Например: веточка, загадочный, чтение, стаканчик, сборщик, хищный, шарманщик.

ЧК-ЧН

  1. Прочитай слова, вставь, где нужно ь.

Ёлоч...ка, белоч...ка, щуч...ка, доч...ка, стрелоч...ка, боч...ка, поч.,.ка, спич...ка, реч...ка, руч...ка, птич...ка, штуч...ка, шуточ...ка, минуточ...ка, посылоч...ка.

 Прибауточ...ка, строченый, лич...ный, чулоч...ки, веч...ный, свеч...ка, скуч...ный, шуточ...ный, овеч...ка, печ...ка, туч...ка, сердеч...ный, встреч...ный, привыч...ка, брошеч...ка, носоч...ки, попереч...ный.

  ШИПЯЩИЕ  СОГЛАСНЫЕ.   ПРАВОПИСАНИЕ  ЧК,  ЧН.                              

1. Какие  из  этих  звуков  шипящие?                                  

А)  Р         Б)  Ш           В)  Ч            Г)  Б                Д)   Ж                    

2. Какие  из  этих  шипящих  звуков  мягкие?                                      

А)  ш               Б)  ч                     В)  щ                    Г)  ж                            

3.  В  каких  словах  есть  шипящие  звуки?                          

А)  жалко      Б)  молочный       В)  молоко         Г)  варежки                        Д)  дорога                                        

4.  В  каких  словах  есть  мягкие  шипящие  звуки?                        

А)  плащ        Б)  шу          В)  чёрный         Г)  щук          Д)  жара                                          

5. Вставьте  букву  и  или  ы                           

А)  ж…вот    Б)  н…рять      В)  ёж…к       Г) д…рка          Д)  ш…шка                                

6. Вставьте  букву  у  или  ю                                           

А)  ч…до     Б)  л…стра      В) щ…ка      Г)  бл…дце        Д)  ч…лок                            

7.  Вставьте  букву  а  или  я                                     

А)  ч…йник  Б)  д…тел    В)  нач…ло    Г)  гр…дка       Д)  щ…вель                                  

Буквы о-ё после шипящих в корне.

Шорох, крыжовник, шов, капюшон –

Слова нарушают привычный закон.

Под ударением пишется ё , без ударения – о,

Но это слова – исключения.

Мягкий знак, мягкий знак, без него нельзя никак!

Без него не написать тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо шесть— получим шест, вместо есть— получим ест, Станут пенками пеньки, уголками угольки,

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться, если будем забывать Мягкий знак в словах писать!

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

Например: пень, пеньки.

Прочитай слова,  вставь,  где нужно Ь.

Ден..., ден...ки, пен..., пен...ки, кон..., кон..ки,   горит угол..., верхний угол…, угол...ки, брат... хлеб,  младший брат…, читат..., смотрет..., вязат..., краснет..., чирикат..., учит..., бул...дозер, огон...ки, смел...чак.

Строит... мальчик, помогат..., кричат...,  сели на мел..., лежит мел…

Гус..., лошад..., карас..., окун..., лин..., поползен..., снегир..., олен..., тюлен..., зеленеет..., топол...ки, пол...за, медвед..., вол...ная жизн…,  крутая вол..на, дол...ки, рез...ба, сосул...ка.

Журавл..., голуб..., лос..., ясен..., зелёная ел.., ел…  морков..., картофел..., январ..., июл..., феврал..., апрел..., июн,.., сентябр..., октябр..., ноябр..., пис…мо, сверкат...,  лин...ка, декабр..., корабл...

Маз..., кисел..., осен..., тетрад..., звер..., учител..., учител…ница, мат..., буквар..., пузыр...ки, звер...ки, окун...ки, васил...ки, хор...ки,  время уходит..., собират..., мал...чик, катат..., белен...кий, обув..., щавел....

Сем..., сирен..., тюл...пан, лен..., сухар..., бол...ше, стрел...ба, мел...кат..., зват..., портфел..., стал...ной, ден..., ден...ки, пал...чик, пал...то, сел...ский, считает..., стучат..., ел...ник, журнал...ный

Бол…ница, , л...дина, кол...цо, жил...цы, крыл...цо, заин...ка, л...виный, огон..., школ...ница, мыл...ный, сил...ный, посадил на кол… .

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется в корне  после согласной и перед гласными Е,Ё,И,Ю,Я.

Например: платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна.

1. Прочитай слова,  вставь,  где нужно  разделительный Ь.

Плат...е, дочер...ю, в...юга,тетрад...ю, здоров...е, мелоч...ю, олад...и, пряд...ю, весел...е, осен...ю, жил...ё,сынов…я, гост…я, ноч…ю.

Поверхност...ю, стул...я, пер...я, в...ёт, вороб...и, уст...е, павлин...и, руч...и, лист...я, друз...я, сирен...ю, прут...я, дерев...я, лен...ю, птич...и, коз...и, под ел...ю, рыб...и, волч…и, собач...и, ул...и, цеп...ю, медвеж...и, медал...ю, стал...ю, заяч...и, рож..ю, ворон...и, белич...и, храброст...ю, доволен гост...ей, дич...ю, клоч...я.

Ш...ёт, ладон...ю, б...ёт, лист...ями, Мар...я, Соф...я, Дар...я, суч...я, Дем...ян, Тат...яна, Натал...я, руж...ё, площад...ю, печ...ю, сол...ю, ел...ю, п...ёт, Ул…яна,, Аксин...я, Васил...евич, п...еса, попрыгун...я, сер...ёзный, Юр...евич.

Григор...евич, Савел...евич, крыл...я, Анатол...евич, Евген...евич, мел...ю, Терент...евич, хлоп...я, стул...я, звен...я, охотнич..ю, раздол...е, лошад...ю, кол...я, мурав...и, солов...и, Ил...ич, бар...ер, бад...я, счаст...е, кушан...е, шалун...я.

Жил...ё, колос...я, здоров...е, варен...е, сиден...е, учен...е, умен...е, чирикан...е, с капел...ю, с метел...ю, ноч...ю, осен...ю, рыс...ю, пыл...ю, завист...ю, суч...ев, жадност…ю, заш...ёт, приб...ёт, вып..ет, свин...я, бел...ё, певун...я, хохотун...я,  бездел...е,  грозд...я, бур...ян, коп...ё, обез...яна, оживлен...е, чут...ё, брат...я, мыт...ё, степ...ю, в...юн, здоров...ем, вещ...ю, тиш...ю,  скатерт...ю, смелост...ю, печен...е, ател...е, ненаст...е, свежест...ю, гряз...ю, зал...ёт, жит...ё - быт..., счаст…е.

Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после приставки, оканчивающейся на   согласный и перед гласными Е,Ё,Ю,Я.

Например : объявление, съёмка, подъезд.

  1. Распредели слдова в два столбика, вставляя пропущенные буквы

  Ш..ёт, п…ёт, об…явление, вороб…и, с…ёмка, счаст…е, весел…е, от…ехать, с…едобный, ноч..ю, раз…езд, от…езд, с…ел, олад…и, Ил…я, с…езд, в…юга, сем…я, в…езд..

  Разделительный  Ъ                         Разделительный  Ь

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Обведи кружком приставки, в которых может «поселиться» Ъ, приведи примеры.

ИЗ-, РАЗ-, ПРИ-, У-, ВЫ-, ПЕРЕ-, ПРЕД-, ЗА-, НА-, В-, ВО-, С-, ДО-, ПОД-, ПРО-, О-, ОБ-, ОТ-, О-.

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай, раскрой скобки. Спиши.подчеркни в словах с разделительным Ъ гласную, стоящую после приставки.

  На выставку (с)…ехались гости из разных городов. Зимой зайцы (об)…едают кору фруктовых деревьев. На стройке работал (под)…ёмный кран. Лыжникам предстоит высокий (под)…ём. Все должны знать (с)…едобные грибы.

УДВОЕННАЯ СОГЛАСНАЯ

Слова с удвоенными согласными нужно запомнить.

При переносе слов с удвоенными согласными нельзя оставлять или переносить в начало следующей строки две одинаковые согласные, которые стоят между гласными.

Например: кас-са, Ан-на, групп-па, грипп, ап-парат, ал-лея, класс

  1. Вставь согласные в слова, запиши и запомни их правописание.

кк - хо....ей, а….уратный, а....орд

жж - дро…...и, во..….и, жу…...ать

лл - а...ея, ко....ектив, ми....ион, ко..екция, арти....ерия, инте....игент, ба….ада, ба....он, и....юзия, тро....ейбус, и….юминация, и....юстрация, криста...., мета...., А….а, ка….играфия

мм - гра…...атика, телегра…..а, су. ....а, килогра…..,  гра...,  Э…...а, Ри…..а, си…...етрия

нн - то. ..а, а...отация, ва...а, осе...ий, А....а, весе….ий, ра….ий, Сюза...а, утре….ий, те….ис, коло….а, ю....аты, Ге....адий, И....а

се - ма...а, ка...а, шо...е, кла..., коми...ия, па….ажир, ра…каз, ….ора, ба….ейн, компроми…., компре…., профе....ор, а….истент, режи....ёр, кро…., прогре...., проце...., пре...., ре....ора, ми….ия, ру....кий, кла....ик, Ро…ия, Оде. ...а

рр - ко….еспондент, те….итория, те.... аса, ко....екция, те....ор, пе…он

бб - су....ота

  1. Вставь пропущенные буквы.

 Ра … каз,  ко … ектив,  гру … а,  то … а, ру … кий,  су … ота, ми … ион,  

жу …  ит,   ра …ий,   ко … екция,   весе … ий, а…ея.  

  1. Напиши по памяти слова с удвоенными согласными, разделяя их для переноса

________________________________________________________________________________________________________________________________

ДВОЙНЫЕ  СОГЛАСНЫЕ  В СЛОВАХ.

1. В  каких  словах  есть  двойные  согласные?

А)  класс           Б)  пояс         В)  аппетит          Г)  группа  

2. В  каких  словах  пишутся  двойные  согласные?                            

А) мил…ион       Б)  тен…ис     В)  стен…а      Г) лап…а          Д)  ван…а    

3. Как  перенести  слово  с  двойными  согласными?                                

А)  Обе  согласные  буквы  переносятся  на  другую  строку.                        

Б) Обе  согласные  остаются  на  строке.                              

В) Одну  согласную  букву  оставляют  на  строке,  а  другую  переносят.  

4. Как  правильно  перенести  слово  суббота?                            

А)  су- ббота            Б) суб-  бота               В)  субб –ота                

5. Вставьте  буквы  сс  или  с.                    

А)  кра…ота              Б) ба…ейн                 В) чуде…а                      

6. Вставьте  буквы  нн  или  н.                                

А) смета…а        Б) лу…….ый         В)  те……ис    

Г) Жа……а              Д) лу…а                              

7. Вставьте  буквы  пп  или  п.                          

А)  а……етит                 Б)  ло…ата                      В)  то…от           Г)  гру……а    

8. Вставьте  буквы  лл  или л.                                

А)  ми……он     Б)  ко……екция      В)  со…овей         Г)  канику…ы                    Д)  по…езный        

Итоговый контроль

ДОПОЛНИ ПОДХОДЯЩИМИ ПО ОРФОГРАММЕ СЛОВАМИ

и расскажи правило, подходящее к примерам каждой строки

  1. Земля, лесник, зима, …  
  2. Лес, город, крик, …
  3. Печка, ёлочный, ночка, …  
  4. Группа, аллея, Анна, …  
  5. Жизнь, шило, …
  6. Чудо, щука, …
  7. Часики, щавель, …
  8. Ишим, Балхаш, …
  9.  Рустам, Оля, …
  10. Пошел, закрыл, …
  11.  Дом, домик, домовой, …
  12.  Река, реки, реке …
  13.  Семья, вьюга, …

 Подъезд, съемка, …                

Вариант 1

  1. Подчеркни слово, начинающееся с гласной буквы: ТЮЛЬПАН, ЯСТРЕБ, МАЛИНА, РЫСЬ
  2. Подчеркни слово, состоящее из одного слога: ЮЛА  СЛОН  ЁЛКА  ЯМА
  3. Подчерки слово, которое нельзя перенести:   АКУЛА  СОСНА ЗМЕЯ  СКАЗКА
  4. Подчеркни слово, в котором нет мягких согласных:   МЕТЕЛЬ  ДРУЗЬЯ  МОРОЗ  ЧАЙКА
  5. Подчеркни слово, в котором нужно вставить букву “И”:  КР_ША  СНЕЖ_НКА  Р_БАК
  6. Подчеркни слово, в котором нужно вставить букву “К”:  ХИРУР_   БЕРЕ_   ЧЕТВЕР_   СТУ_
  7. Подчеркни слово, в котором нужно вставить букву “А”: Н_РА    В_ ДА   ТР_ВА   ГР_ЗА
  8. Подчеркни группу слов, которую нельзя назвать предложением:

Днем солнце ярко светило.

Ребята идут за грибами в лес и клюквой.

Проснулись и запели птицы. 

Вариант 2

  1. Подчеркни слово, начинающееся с гласной буквы: ТЕТРАДЬ ИСКРА МЕДВЕДЬ ЛЕВ
  2. Подчеркни слово, состоящее из одного слога: ЮБКА СЛОН ИВА ЁЛКА
  3. Подчерки слово, которое нельзя перенести: ЗАВОД ЧАЙНИК ОГОНЬ МАЯК
  4. Подчеркни слово, в котором нет мягких согласных: КАЛИНА ЗЕМЛЯ ПТИЦА ИГОЛКА
  5. Подчеркни слово, в котором нужно вставить букву “И”: КРУЖ_ЛСЯ  Д_М  МОТ_ЛЁК
  6. Подчеркни слово, в котором нужно вставить букву “К”: ПОДВИ_  ФЛА_  ЗВОНО_  УТЮ_
  7. Подчеркни слово, в котором нужно вставить букву “А”: П_ЛЯ  ГР_ЧИ  ГР_ЗА  Д_СКА
  8. Подчеркни группу слов, которую нельзя назвать предложением:

Осенью часто идут дожди.

Весёлые бегали по берегу и ребятишки играли.

Белый снег покрыл землю. 

Вариант 3

Вопросы теста (если в вопросе предлагается несколько ответов, следует подчеркнуть правильные):

1. Сколько гласных букв в русском языке?          8, 9,10, 6,7      

2. Какая гласная буква обозначает два звука?    а, ы, э, и, о, е

3. Найти буквы, которые не обозначает звука?      н, к, ь, ю, у  

4.  В каком слове звуков меньше, чем букв?       Пальто, дятел, зайка, конь

5. Сколько звуков и букв в слове   ЛОШАДЬ?        6 зв, 5 б.; 7 зв, 7 б; 5 зв, 6 б;

6. Найди слова , состоящие из одного слога?     Небо, конь, кошка, тень, песец, Уля

7. Раздели слова на слоги?     Фая, ночь, заяц, юг  

8. В каких словах надо исправить ошибку:        шырокий, лыба, лежит, ошыбка

9. В какие слова надо вставить букву Я:         м…чик, туч…, рощ…, ч…йник  

10. Какие слова пишутся с заглавной буквы (подчеркнуть):   барабан. боря, анна, волк

11. Найди предложение (подчеркни):      в, жили, три, домике, медведя  

В домике жили три медведя.          Медведя, жили, в домике, три

12. Поставь в словах ударение: ученик, Москва, книга, санитар, угол

13. Напиши шесть имён в алфавитном порядке:  ____________________________________________________

14. Напиши четыре слова , в которых букв больше, чем звуков:   ____________________________________________________

15. Образуй фамилии: волк – _________, нос – __________, сахар – _____________

Русский язык 2 класс

1 четверть

  1. Выбери верное утверждение: В русском алфавите …

а) 33 буквы          

б) 27 букв

в) иногда бывает 44 буквы

  1. Из чего состоит наша речь?

а) из звуков             б) из слов              в) из предложений

  1. Найди ошибку в делении на слоги:

а) тет – радь             б) нас – ос            в) пе – нал

  1. В каком слове есть буква, которая не обозначает звука?

а) лес                        б) шишка              в) пень

  1. Какое слово написано с ошибкой:

а) зуп                       б) суп                     в) сноп

  1. Согласная буква:

а) может обозначать и твердый, и мягкий звук

б) всегда обозначает твердый звук

в) всегда обозначает мягкий звук

  1. Письменная речь – это когда мы:

а) пишем и читаем

б) говорим и слушаем

в) видим и разговариваем

  1. Укажи букву, которой обозначается мягкость согласного звука:

а) а                             б) у                           в) и

  1. Выбери верное утверждение:

а) согласная буква образует слог

б) согласная буква не образует слог

в) согласная буква иногда образует слог

  1.  Первое слово в предложении пишется с

а) большой буквы

б) маленькой буквы

в) новой строки

  1.  Укажи слово, которое надо писать с заглавной буквы:

а) Город             б) Астана                  в) Республика

  1.  Выбери верное утверждение:

а) сколько в слове гласных, столько и слогов

б) слогов в слове больше, чем гласных

в) слогов в слове меньше, чем гласных

  1.  В каком из этих слов все согласные буквы обозначают твердые звуки? 

а) чай

б) мясо

в) стол

  1.  Укажи слово, в котором букв больше, чем звуков:

а) песня                б) конь                         в) лейка

  1.  В слове столько слогов, сколько:

а) согласных

б) гласных

в) букв

 Укажи слово, в котором есть разделительный Русский язык 2 класс

1 четверть

  1. Выбери верное утверждение: В русском алфавите …

а) 33 буквы          

б) 27 букв

в) иногда бывает 44 буквы

  1. Из чего состоит наша речь?

а) из звуков             б) из слов              в) из предложений

  1. Найди ошибку в делении на слоги:

а) тет – радь             б) нас – ос            в) пе – нал

  1. В каком слове есть буква, которая не обозначает звука?

а) лес                        б) шишка              в) пень

  1. Какое слово написано с ошибкой:

а) зуп                       б) суп                     в) сноп

  1. Согласная буква:

а) может обозначать и твердый, и мягкий звук

б) всегда обозначает твердый звук

в) всегда обозначает мягкий звук

  1. Письменная речь – это когда мы:

а) пишем и читаем

б) говорим и слушаем

в) видим и разговариваем

  1. Укажи букву, которой обозначается мягкость согласного звука:

а) а                             б) у                           в) и

  1. Выбери верное утверждение:

а) согласная буква образует слог

б) согласная буква не образует слог

в) согласная буква иногда образует слог

  1.  Первое слово в предложении пишется с
    а) большой буквы

б) маленькой буквы

в) новой строки

  1.  Укажи слово, которое надо писать с заглавной буквы:
    а) Город             б) Астана                  в) Республика

  1.  Выбери верное утверждение:
    а) сколько в слове гласных, столько и слогов
    б) слогов в слове больше, чем гласных
    в) слогов в слове меньше, чем гласных

  1.  В каком из этих слов все согласные буквы обозначают твердые звуки? 

а) чай

б) мясо

в) стол

  1.  Укажи слово, в котором букв больше, чем звуков:

а) песня                б) конь                         в) лейка

  1.  В слове столько слогов, сколько:

а) согласных

б) гласных

в) букв

16. Укажи слово, в котором есть разделительный мягкий знак:

а) пень

б) мальчик

в) воробьи

         

Русская грамота 1 класс

Ученик ____________________________________________________

1. Мы слышим и произносим:

а) звуки                            б) буквы

2. Мы пишем и видим:

а) звуки                            б) буквы

3. Звуки [б], [к], [п], [н] – это:

а) гласные звуки                            б) согласные звуки  

4. Отметь слова, в которых два слога:

 а) молоток                   б) топор                в) оса                 г) акула

5. Отметь слова, которые нельзя переносить:  

а) рис                        б) ветер                 в) треск                 г) кролик

6. Отметь, какую группу слов нельзя назвать предложением:

       а) Лось живет в лесу.

       б) Озеро плавает много рыбы.

      в) Наш класс очень дружный.

7. Какие буквы не обозначают звука?

а) й, ы                           б) ь,ъ           в) а,б              

8. Отметь буквы, которые обозначают гласные звуки, в слове машина:

а) а, и, а                          б) м, ш, н           в) ш, а, и

9. Найди слово, в котором звуков меньше, чем букв:

  а) мел                          б) огонь           в) яблоко

10. Отметь гласные, смягчающие согласный звук:

   а) я, и, е                          б) ь, и, р            в) а, о, у

11.  Слово берёза, обозначает:

           а) признак                      б) действие                     в) предмет

12. К какой группе относится слово диван:

             а) одежда                          б) мебель                        в) овощи

13. На какую букву падает ударение:

             а) на любую                 б) на согласную              в) на гласную

14. Укажи верную запись предложения:

      а) птицы улетают на юг.

     б) Птицы улетают на юг

     в) Птицы улетают на юг.

15. Какие слова пишутся с большой буквы:

   а) названия одежды

   б) имена людей

   в) все слова

Памятка

 к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов

в начальных классах.

Фонетический разбор слова.

  1. Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
  2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
  3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
  4. Количество звуков и букв в слове?

Пример:

морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.

м -  м  - согл., непарн., зв., тв.

о  -  а  - гласн., безударн.

р  -  р  - согл., непарн., зв., тв.

к  -  к  - согл., парн., глух., тв.

о  -  о – гласн., ударн.

в  -  ф – согл., парн., глух., мягк.

ь -----------------------------

7 букв, 6 звуков

Морфологический разбор имени существительного.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
  3. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

5. Роль в предложении.

Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.

Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.

Морфологический разбор имени прилагательного.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
  3. Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.

Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.

уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.

Морфологический разбор местоимения.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п.).
  3. Лицо.
  4. Число.
  5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
  6. Падеж.
  7. Роль в предложении.

Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.

Порядок разбора слова по составу.

  1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
  2. Выдели основу слова.
  3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
  4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
  5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

П р и м е р: з а м о р о з к и .

Разбор предложения

  1. Какое предложение по цели высказывания?
  2. Какое предложение по интонации?
  3. Распространенное оно или нераспространенное?
  4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
  5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
  6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
  7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
  8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повествоват.,невосклиц., распростр.)

     Что? Грибы - это подлежащее.

      Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.

     От подлежащего вопрос задать нельзя.

      Задаем вопрос от сказуемого.

      Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.

      Пошли (когда?) после дождей – это Вт.член.

      После дождей (каких?) теплых – это Вт. Член.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...

Резервы совершенствования навыка грамотного письма. Система работы в 1-2 классах, направленная на предупреждение ошибок.

В статье описывается система работы по предупреждению орфографических ошибок в 1-2 классах. Материал может быть полезен учителям, работающим по УМК "Гармония"....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА. РАБОТА ПО ПРЕДУПPЕЖДЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК.

В статье рассказывается о причинах возникновения графических ошибок на письме и какие упражнения можно проводить, чтобы снизить количество графическихъ ошибок....

Статья «Развитие навыков грамотного письма»

Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чём же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неум...

Развитие навыков грамотного письма

Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чём же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неум...