Конспект урока по теме:"Словарный урок"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Виды словарей. Научиться пользоваться словарями в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slovarnyy.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Конспект урока по русскому языку на тему: «Словарный урок. Виды словарей.»

автор: Квасникова Татьяна Петровна

Муниципальное Бюджетное

 Образовательное Учреждение

Средняя школа № 6 города Гуково

учитель начальных классов

г.Гуково, 2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема урока: Словарный урок. Виды словарей.

В современном  мире информационных технологий успешность работы в той или иной сфере производства, науки, культуры зависит от умения специалиста ориентироваться в потоке информации, умения самостоятельно добывать знания. Такое положение обязывает школу дать ученикам начальной школы не только определенную совокупность знаний, но и совокупность умений и навыков самостоятельной работы, постоянного пополнения знаний, непрерывного самообразования.

Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. При использовании на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, таким образом, повысить уровень их речевого развития.

Класс: 3; возраст:  9 лет

Тип урока: освоение новых знаний

Цель:  уточнять представления детей о слове, как языковой единице; ознакомить их с лексическим значением слова; ознакомить учащихся со словарями как одним из видов справочной литературы. учить различать виды словарей; научить пользоваться словарями; воспитывать интерес к изучению родного языка.

Задачи:

  •  формирования навыка работы со словарём,  сравнение разных видов словарей;
  • развитие внимания, расширение словарного запаса;
  •  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
  •  воспитание интереса к родному языку, любви к книге.

Планируемые результаты

Научится соблюдать нормы русского языка, получит возможность оценивание соблюдения этих норм в письме;

Ориентироваться в основных словарях каждого типа;

Определять значение слов по толковым словарям;

Находить сведения в энциклопедических словарях;

Определять значение, лексическую и грамматическую сочетаемость фразеологизмов, находить в соответствующих словарях значение пословиц, поговорок, афоризмов;

Пользоваться орфографическими словарями в целях предупреждения ошибок в написании слов.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийное оборудование, различные виды словарей.

Урок сопровождается презентацией, демонстрацией словарей

Ход урока:

  1. Организационный момент(Слайд 1)

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, размышлять.

Можем мы урок начать.

  1. Мотивация учебной деятельности
  1. Упражнение « Микрофон»

- Каким должен быть наш урок?

- А какими вы должны быть на уроке?

- Интересно, а чего каждый из вас ждет от урока?

Перед вами есть цветные карандаши. Кто надеется получить новые знания – поднимет красный, если ждете интересного общения – зеленый, кто хочет получить хорошую оценку – синий, а кто не определился – поднимет черный.

- Мне приятно, что большинство ожидают получить новые знания. Надеюсь на вашу активность и внимательность.

Родной язык — он самый лучший,
Его мы знаем с первых дней.
Слова цепляют сердце, душу,
Нет языка прекрасней и мудрей.

  1. Актуализация опорных знаний

- Отгадайте загадки (Слайд 2)

с

о

л

н

ц

е

п

ч

е

л

а

д

о

ж

д

ь

в

е

т

е

р

т

о

р

т

1.Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...

2. Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её?

3. Шумит он в поле и в саду, 
А в дом не попадёт. 
И никуда я не иду, 
Покуда он идёт. 

4. Носится, свищет.
Мечется, рыщет.
Где пробежит —
Листик дрожит.
Где пронесётся —
Дерево гнётся.

5. В праздник я приду ко всем,

Я большой и сладкий.

Есть во мне орешки, крем,

Сливки, шоколадки.

- Как вы считаете, что мы начинаем изучать?

  1. Объявление темы и задач урока
  1. Работа в тетрадях

- запись даты;

- каллиграфическая минутка (Св сл сз слово);

  1. Создание ассоциативной паутинки

- Для чего служат слова? Имеют свое значение, называют предметы, признаки, действия предметов. Значит, слова – это названия тех предметов, которые человек видит вокруг себя, признаки и действия этих предметов. Добрые слова дарят радость, плохие слова могут причинить боль, оскорбляют человека.

  1. Изучение нового материала
  1. Слово учителя

Мы продолжаем раскрывать тайны родного языка. Язык состоит из слов. Без слов нет и речи. Чем больше человек знает слов, тем ярче его речь. К нам в гости пришел профессор Лингвист. Он поможет нам в изучении новой темы.

  1. Словарный диктант. Толкование слов.

Подъем, звонок, съемка, семена, кран, уголь, статья, дождь, лук, пятница, перья, профессор.(Слайд 3)

- Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.

- Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

- Найдите слово, в котором одинаковое количество звуков и букв.

- Выполните звуко-буквенный анализ.

-К нам на урок заглянул профессор Лингвист . Какую информацию о словах он подготовил для нас.(СЛАЙД 4)

Вы уже знаете: все, что мы видим, делаем, чувствуем, все, что нас окружает – это предметы, их действия, признаки, качество, количество – все названо словом.

  1. Слово учителя. Виды словарей

- Каким словом мы называем этот предмет?(Изображение дома)

- Каким словом называем его размер? Цвет? Какое еще слово может характеризовать этот предмет?

 Все это лексическое значение слова.

Где мы можем найти все слова языка?(В словарях)

- Какие различают словари? Лексическое значение слова можно найти в толковом словаре.

- Почему в словарях обязательно есть алфавит?

- В переводе с латыни слово словарь означает «коллекция слов»

Словари бывают языковые и энциклопедические. (Слайд 5).

Известный французский писатель Анатоль Франц писал: «Словари – это вселенная в алфавитном порядке. Если задуматься, словарь – это книга всех книг, из которой получают новые знания».

Профессор лингвист принес словарь орфографический(Слайд)

B opфoгpaфичecкoм cлoвape пpeдcтaвлeн cпиcoк cлoв в aлфaвитнoм пopядкe в иx пpизнaннoм пpaвильнoм нaпиcaнии. Kaждoe cлoвo пpивoдитcя c yдapeниeм, чacтo нaпиcaны и нeпpocтыe oкoнчaния, c пpaвoпиcaниeм кoтopыx мoгyт вoзникнyть тpyднocти. Иcтoчник: Следующий словарь – энциклопедический.

Энциклопедический словарь – это словарь, в котором сообщаются сведения о предметах, лицах, явлениях, понятиях, обозначаемых теми или иными словами.

Еще один словарь – толковый, в нем мы найдем лексическое значение слов. 

  1. Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

  1. Работа со словарем.

- Какое из записанных слов словарное, правописание которого нужно запомнить? (Профессор)

Сейчас мы разделимся на три группы филологов. Каждая группа будет работать со своим словарем.

- Что мы узнаем из орфографического словаря о слове профессор? (первая группа)

- Что мы узнаем из энциклопедического словаря о слове профессор? (вторая группа)

- Что мы узнаем из толкового словаря о слове профессор? (третья группа)

Ответы каждой из групп.

  1. Творческое моделирование

- Ваша задача: с записанными в словарном диктанте словами составить предложения. (Дети предлагают свои варианты предложений.)

Слово «кран». Как вы думаете, сколько лексических значений имеет это слово? Одно или несколько? Слова, которые имеют одно лексическое значение называют однозначными, а те, что имеют несколько лексических значений – многозначными. Найдем это слово в толковом словаре.

Какое еще слово из словарного диктанта имеет не одно значение? (Лук)

Запишем предложения с многозначными словами.

  1. Работа со словарем фразеологизмов.

Некоторые ребята на уроках бьют баклуши. Что это означает? В каком словаре найти значение непонятных выражений? Для этого есть еще один вид словарей – это словарь фразеологизмов.

- К нашим детям нельзя применить этот фразеологизм. Я предлагаю поработать со словарями фразеологизмов и подобрать фразеологизм, который подходит для нашей работы на уроке. (Дети работают со словарями и подбирают подходящее устойчивое выражение, чтобы оценить свою работу на уроке.)

  1. Итог урока

- Из чего состоит наша речь?

- Для чего нужны словари?

- С какими видами словарей мы познакомились?

Вывод: у каждого словаря свое значение, и очень важно уметь пользоваться всеми видами словарей.

  1. Домашнее задание

Подготовьте рассказ о любом словаре, который есть у вас дома.

Урок окончен. Всем спасибо

Заключение

Данная разработка урока поможет учителю познакомить учащихся 3 класса с некоторыми видами словарей. Конечно, в уроке представлены не все виды словарей, а только те, которыми дети должны уметь пользоваться в данной возрастной категории.

Список источников

  1. http://rus.myskimou7.edusite.ru/p80aa1.html
  2. https://deti-online.com/zagadki/
  3. https://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/enciklopedicheskiy-slovar/?q=486&n=2089
  4. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». – Санкт-Петербург – Москва: «Астрель»
  5. Ожегов, С.И.: Толковый словарь русского языка
    2008 г.; М.: Оникс
  6. Алабугина Ю.В. Орфографический словарь русского языка для школьников/ Ю.В. Алабугина. –М.: АСТ, 2018. -295 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия Тема: «Обобщающий урок по теме «Зима»

Цели: 1) Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.            2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы. ...

Разработка урока по теме Словарные слова

Использование интернет ресурсов...

Разработка урока по теме Словарные слова

Использование интернет ресурсов...

конспект урока по теме: "Местоимение. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности" 3 класс.

Цель урока: открыть новое знание, местоимение - часть речи, которая уптребляется вместо имени существительного....

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)...

Конспект урока по теме "Словарные слова"

Урок  по русскому языку во 2 классе. Методика изучения новых словарных слов....

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...