конспект урока по теме: "Местоимение. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности" 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цель урока: открыть новое знание, местоимение - часть речи, которая уптребляется вместо имени существительного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimenie_3klass_peshkova_m.a.docx | 36.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА:
Местоимение. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение
ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: местоимение – часть речи, которая употребляется вместо имени существительного.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
Создать условия для открытия нового знания учащимися;
Обучать детей узнавать местоимение в ряду слов;
Формировать умения грамотно употреблять местоимения вместо имен существительных.
Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)
Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.
ОБОРУДОВАНИЕ:
количество столов по числу групп (4) и количество стульев по числу участников за каждым столом (4-6)
На каждом столе 1 учебник, ручка и карандаш для каждого ученика, большой конверт А4 с маленькими конвертами внутри (надписи на маленьких конвертах: имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, и чистый конверт без надписи) и карточками со словами.
Нетбуки
Проектор
Ноутбук
Экран
Ход урока
1.Организационный момент. 1 минута
-Здравствуйте. У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь . Садитесь, пожалуйста.
2. Актуализация знаний 10 минут
- На уроках русского языка мы знакомимся с богатством, точностью и выразительностью русского языка. И в этом помогают нам различные слова, которые необходимы человеку для общения.
-На экране вы видите слова детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. Внимание.
-Давайте вместе прочитаем их (читают с учителем хором).
СЛАЙД 1.
“Человек нашёл слова для всего, что обнаружено во вселенной, но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает”.
С.Я. Маршак.
-Словами, как говорил Маршак, мы называем все, что нас окружает.
- Убедимся в этом.
-Слушаем мои вопросы и отвечаем на них.
– Слова, какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояние предмета и т.д.?
Ответы детей :(Имена существительные)
– Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными. ЭТО….
Ответы детей: (Глагол)
– Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной.
Ответы детей: (Имя прилагательное)
Как вы думаете, достаточно ли этих слов для создания всей картины мира ?
Дети: нет
На доске предложение:
Сова – хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.
-Какая речевая ошибка допущена при составлении текста?
-Как можно исправить эту ошибку? (заменить слово другим)
-Вместо какой части речи вы употребили словосочетание «у нее»? (Вместо имени существительного)
На доску прикрепляются карточки:
|
|
|
– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)
МЕСТОИМЕНИЕ |
-Какая задача стоит перед нами ? (дополнить наш русский язык новой частью речи)
И тема сегодняшнего урока….(открывает тему на доске)
Дети читают: Местоимение
Ребята , сегодня на уроке вы сидите необычно, а ………(в группах).
-Давайте вспомним правила работы в группе?
Дети: взаимовыручку, дружбу, уважение к друг другу.
- Оценивать свою работу вы будете на листе успехов группы. Найдите, пожалуйста, на столе этот лист. Рассмотрите его.
СЛАЙД 2.
Работа №1 | Работа №2 | Работа №3 | Работа №4 | Работа №5 |
- не сделали ни одной ошибки
- допустили 1-2 ошибки
- не справились с заданием (допустили много
ошибок)
- Итак, начнем.
У вас на столе лежит красный конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача – разложить эти карточки в конверты в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово.
Прочитайте надписи на конвертах. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи.
- Ребята, кто не согласен с мнением отвечающей группы сигнализируйте карточками (сигнальные карточки в виде ? )
Проверим, что у нас получилось.
Группа№1(у группы конверты «Наречия», «Глаголы», «Прилагательные», «Существительные», «Местоимения»)
– Прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт
« Наречия»
Читают слова: издалека, вчера, впереди, вечером, весело, хорошо.
-Докажите, что эти слова являются наречиями.
-Спасибо. Молодцы!
- Может быть, кто-то хочет дополнить?
-Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику наречия, как части речи. Кто ответит?
Ответы детей:
Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Когда? В какой мере? Как? Почему? Зачем? Наречие обозначает признак предмета, признак другого признака или признак действия.
Группа № 2 (в группе конверты «Глагол», «Прилагательные», «Существительные», «Местоимения»)
- Прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя прилагательное»
Читают слова: красив, высокий, сонный, грустный, хорош
-Спасибо.
- Докажите, что это действительно так.
Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением.
Группа № 3( в группе конверты «Существительные», «Глаголы», «Местоимения»)
– Прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Глагол»
Читают слова: прыгать, сплю, бегать, выучи, бегаем
-Спасибо.
-Кто из вас даст характеристику глаголу?
Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?»)
Группа № 4( в группе конверты «Существительные», «Местоимения»)
– Прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт
« Существительные»
Читают слова урок, красавец, сон, прыжок, бег
-Спасибо.
-Докажите, что вы правы?
Ответы детей:
Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»
- Оцените свою работу на листе успехов.
Покажите мне свои листы.
3. Постановка проблемы. 3 минуты
-Какие же слова у нас остались в белом неподписанном конверте?
(На СЛАЙДЕ №3 появляется белый конверт)
- Первая группа, зачитайте слова, которые вы поместили в свой белый конверт)
Ответы 1 группы: ты, вы
Слова появляются на слайде
-Группа оцените свою работу.
Ответы 2 группы: я, мы
Слова появляются на слайде
-Поставьте за свою работу оценку.
Ответы 3 группы: он, она, они, оно
Слова появляются на слайде
-Оцените себя.
Ответы 4 группы: ее, тебя, на нее
-Оцените себя на листе успехов.
СЛАЙД №4
Ты, вы, я, мы, он, она, оно, они, ее, тебя, на нее
-Давайте зачитаем все слова из белого конверта
( читают хором)
Учитель: все слова в ваших конвертах совпали со словами в моем конверте. Значит, работу все группы выполнили верно.
-Покажите мне свои листы успехов.
Учитель: как вы думаете, почему все эти слова у нас оказались в белом конверте? (потому что не подходят ни к одной знакомой нам части речи)
4.СОВМЕСТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
-Все эти слова относятся к местоимениям. Посмотрите на доску (на доске табличка со словом «местоимение»).
-Из каких частей состоит слово? (место-, имени)
- Давайте заглянем в словарь и узнаем значение слова местоимение, воспользуемся статьями из толкового словаря Ожегова.(показать словарь Ожегова)
Местоимение- В грамматике: слово (существительное, прилагательное, числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и замещающее соответствующие знаменательные имена и наречия
Пример: Личные, возвратные, указательные местоимения.
-Итак, 4 группа , зачитайте, что вы нашли.
-Остальные группы слушают внимательно и дополняют ответ.
-МОЛОДЦЫ.
СЛАЙД 9.
-Мы с вами познакомились с новым словом-местоимение,
-Это есть тема нашего урока
Открывается часть схемы на доске:
Местоимение
-Итак, мы с вами добыли новое знание. Это знание о новой части речи, которая называется… (отвечают дети)
- Когда мы используем эти слова?
-Какую роль играют местоимения в речи? (они указывают на предмет, не называя его)
-Местоимение – служебная часть речи или самостоятельная? (самостоятельная)
-Что это значит? (местоимение имеет грамматические признаки)
-Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «имя существительное»? Как она изменяется? (по числам, родам, падежам)
-Давайте понаблюдаем, имеет ли такие признаки местоимение?
- У вас на нетбуках найдите документ №1. Откройте его. Ваша задача:
прочитать предложения.
- Какие слова вы поставите вместо точек? Посовещайтесь в группе и выясните:
- Вместо каких слов употребляются местоимения?
- Зачем они употребляются?
-Давайте сверим с моим слайдом.
СЛАЙД 9
1… люблю русскую берёзу. (Я)
2. Недавно … были в берёзовом лесу. (Мы)
3. Какой Ваня молодец! Столько подберёзовиков … нашёл! (Ты)
4. А … , ребята, сколько нашли? (Вы)
5. Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю. (Оно)
6. Вот на ветку дерева села ворона. ….громко закаркала. (Она)
7. На другой ветке сидел воробей. ….чистил свои пёрышки. (Он)
8. Мы любим наблюдать за птицами. … помогают нам узнавать новое. (Они)
-Когда вы вставляли местоимения вместо существительного , что вы заметили?
(ученики заметили, что выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого существительного)
-Вот мы и подошли к новому правилу. Выбор местоимения зависит от рода и числа
заменяемого имени существительного.
Оцените себя на листе успехов.
СЛАЙД 10 ( читают дети хором)
Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него. В тексте местоимения занимают место имен существительных, поэтому так и называются.
-СХЕМА ДОПОЛНЯЕТСЯ
Часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
- Правило мы вывели? (да)
Итак. Справились с вами с проблемой №1? ( ДА)
5.МОДЕЛИРОВАНИЕ.
- Но всё ли мы узнали о местоимении? (НЕТ)
- Предлагаю вам обратиться к схеме на доске
Ответы детей : мы не знаем как изменяется
Проблема № 2. Поработайте с этими словами, посовещайтесь в группе и определите, какие 2 группы можно выделить из них:
МЫ, ТЫ, Я, ОН, ОНА, ВЫ, ОНИ, ОНО
СЛАЙД 11.
МЕСТОИМЕНИЯ
Единственное число | Множественное число
|
Я, ты,он, она,оно | Мы, вы, они |
- Если все ваши слова распределены верно, как на слайде, значит, работу выполнили верно.
Оцените себя на листе успехов.
5. Покажите мне свои листы.
- Почему все слова вы распределили в 2 столбика?
НА ДОСКЕ СХЕМА ПОПОЛНЯЕТСЯ.
МЕСТОИМЕНИЕ
Часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
Изменяется по числам и родам.
Повторение всего правила по схеме.
- Какой сделаем вывод? (обращение к схеме)
Местоимение что это…..
Указывает на ………..
Изменяется по…………..
-С ПРОБЛЕМОЙ №2 мы справились? (ДА)
6.Динамическая пауза. 2 мин
- А теперь немного отдохнем. Послушайте.
Еж спешил к себе домой
Нес запасы он с собой.
Через кочки еж скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился-
В шарик круглый превратился,
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
-Какое местоимение вы услышали в тексте физминутки ?
7. Переход к этапу решения частичных задач. 2 мин
- А теперь проверим, сможем ли мы подобрать нужные местоимения в тексте.
- У вас на нетбуках найдите документ №2. Откройте его. Ваша задача заменить повторяющиеся имена существительные.
Снежинки кружатся и плавно опускаются на землю. Снежинки падают из царств небесных и по дороге к земле танцуют каждая свой танец. Дети трепетно ловят снежинки.
СЛАЙД 12.
Снежинки.
Снежинки кружатся и плавно опускаются на землю. Они падают из царств небесных и по дороге к земле танцуют каждая свой танец. Дети трепетно ловят их.
- Сравните свою работу с моим слайдом.
-Объясните свой выбор. ОБРАЩЕНИЕ к СХЕМЕ
Ответы детей:
-Мы вставили местоимения множественного числа вместо повторяющего слова снежинки.
- Оцените свою работу на оценочных листах.
- не сделали ни одной ошибки
- допустили 1 ошибку
- не справились с заданием (допустили много
ошибок)
-Покажите листы.
8. ПРИМЕНЕНИЕ общего способа действия для решения частичных задач. (Самостоятельная работа) 8 мин
-А сейчас мы должны убедиться, хорошо ли усвоили новую тему.
- Откройте на нетбуках документ №3.
-Выполним следующее задание.
1 группа.
Выписать в тетрадь только пословицы с местоимениями единственного числа и их подчеркнуть.
Я тебе рад, да боюсь, что ты вороват
Ты ему слово, а он тебе десять
Он глядит чужими глазами, слушает чужими ушами
Она языком и белит, и чернит
Мы и сами с усами,
Вы диву дивуетесь, а мы уже дивовались
Они одной школы, одной выучки
2 группа.
Выписать пословицы с местоимениями единственного числа и подчеркнуть их.
Я тебе рад, да боюсь, что ты вороват
Ты ему слово, а он тебе десять
Он глядит чужими глазами, слушает чужими ушами
Она языком и белит, и чернит
Мы и сами с усами,
Вы диву дивуетесь, а мы уже дивовались
Они одной школы, одной выучки
3 группа.
Списать пословицы с местоимениями множественного числа и подчеркнуть их.
Я тебе рад, да боюсь, что ты вороват
Ты ему слово, а он тебе десять
Он глядит чужими глазами, слушает чужими ушами
Она языком и белит, и чернит
Мы и сами с усами,
Вы диву дивуетесь, а мы уже дивовались
Они одной школы, одной выучки
4 группа.
Списать пословицы с местоимениями множественного числа и подчеркнуть их.
Я тебе рад, да боюсь, что ты вороват
Ты ему слово, а он тебе десять
Он глядит чужими глазами, слушает чужими ушами.
Она языком и белит, и чернит
Мы и сами с усами,
Вы диву дивуетесь, а мы уже дивовались
Они одной школы, одной выучки
СЛАЙД 13.
Я тебе рад, да боюсь, что ты вороват
Ты ему слово, а он тебе десять
Он глядит чужими глазами, слушает чужими ушами.
Она языком и белит, и чернит .
Мы и сами с усами
Вы диву дивуетесь, а мы уже дивовались
Они одной школы, одной выучки
-Ребята, прочитайте пословицы с местоимениями единственного числа.
-А теперь только с местоимениями множественного числа.
- Оцените свою работу на оценочных листах.
- не сделали ни одной ошибки
- допустили 1 ошибку
- не справились с заданием (допустили много
ошибок)
МОЛОДЦЫ. Очень приятно с вами работать.
9. Итог урока. 1 минута
-Итак, наш урок подходит к концу.
К СХЕМЕ НА ДОСКЕ
-С какой частью речи мы познакомились?
-Какую работу выполняет местоимение в речи?
--Как изменяются местоимения?
-Какое задание понравилось выполнять?
- Ответы детей:
-Мы познакомились с новой частью речи – местоимение.
- Местоимения позволяют избегать повторов в тексте.
-Местоимения изменяются по числам и родам.
10. КОНТРОЛЬ НА ЭТАПЕ ОКОНЧАНИЯ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ.
-А как вы усвоили новую часть речи на уроке проверим с помощью небольшого теста. (Тест на листах на столе)
Тест
1. Найди лишнее:
а) я
б) ты
в) и
г) она
2. Найди признак местоимения:
а) Называет предмет
б) Указывает на предмет, не называя его
в) Указывает на действие предмета
г) Служит для связи слов в предложении
3. Каким членом предложения является местоимение?
Он долго ходил около школы.
а) Сказуемым
б) Подлежащим
в) Определением
г) Дополнением
4.Сосчитай количество местоимений:
Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.
а) 4
б) 5
в) 6
г) 7
СЛАЙД 14
Проверь
1. в
2. б
3. б
4. в
- Оцените свою работу по листу успехов.
Покажите свои результаты.
11. Рефлексия. 3 минуты
- Ребята, с каким настроением вы заканчиваете сегодняшний урок?
- У вас в группах лежат лепесточки цветка
Красный или оранжевый – урок был интересным и увлекательным
Желтый – мне было тревожно
Синий или фиолетовый – неинтересный и скучный урок
-Вставьте, нужный для вас лепесток и вы получите цветок вашей группы.
Затем эти цветочки прикрепляются на магнитную доску при помощи круглых магнитиков – серединки цветка.
12.Домашнее задание 1 минута
Наш урок подошел к концу. Так как весь урок мы работали по группам, то и домашнее задание будет тоже по группам.
4 группа – написать 5 предложений с местоимениями множественного числа.
3 группа – написать 5 предложений с местоимениями единственного числа.
2 группа – составить кластер по теме местоимение.
1 группа – составляет синквейн по новой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнение для первичного закрепления по теме "Погода", 4 класс
Выполнить задание можно пройдя по ссылке: http://LearningApps.org/438659...
Поурочная разработка урока английского языка на тему «Введение и первичное закрепление лексики по теме «Weather» (Погода). Безличные предложения» для 4 класса
Данный материал разработан для проведения урока английского языка в 4 классе по УМК "Английский с удовольствием/Enjoy English" Биболетовой М. З. с учётом ФГОС. Применение этой разработки на урок...
Имя числительное. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Имя числительное. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности." Конспект урока и презентация к нему....
Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя прилагательное», 2 класс
Цель деятельности учителя: обобщение и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное;знать, на какие вопросы отвечают ...
Урок изучения и первичного закрепления знаний 3 класс « Изменение имён существительных по числам»
Цель урока: - формировать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению формы числа имени существительного. Обучающие задачи: - учить учащихся...
Местоимение. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: местоимение – часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:Создать условия для открытия нового знания учащимися;О...
Урок по окружающему миру в 3 классе "Дикорастущие и культурные растения" Урок изучения и первичного закрепления знаний
Урок изучения и первичного закрепления знаний.Дети познакомятся с терминами «дикорастущие» и «культурные», «растениеводство», «отрасли растениеводства»,...