Конспект по теме "Разделительный мягкий знак" 2 класс
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во 2 классе.
Тип урока: урок открытия нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelitelnyy_proverennyy.docx | 37.05 КБ |
kartochka.docx | 13.43 КБ |
sam._rabota.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 А классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (Ь)? |
Педагогическая цель | Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и разделительным мягким знаком (ь). |
Личностные результаты | Научатся использовать в работе ранее полученные знания на основе личных наблюдений; создавать связные устные высказывания на тему; извлекать информацию; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия. Познавательные: находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Основные понятия и термины | Разделительный мягкий знак. |
Методы, формы работы | Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | Учебник русского языка 2 класс 2 часть, с. 31–32, м/м презентация, раздаточный материал. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | ‒ Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Алексеевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь садитесь! – Проверим готовность к уроку. На столах у вас должен лежать учебника русского языка, тетрадь, дневник, пенал и раздаточный материал, который понадобится позже. ‒ Начинаем урок. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Минутка чистописания (5-7) Цель: совершенствовать начертание букв и их соединений | Пальчиковая гимнастика Оформление рабочей страницы в тетради | ‒ Выполним пальчиковую гимнастику. Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой.) Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.) И большую поварёшку. Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.) Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали – (Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.) Так мы маме помогали. ‒ Откройте тетради, запишите число, классная работа (Образец на доске) | Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради | Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь |
Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами | ‒ Сегодня мы повторим написание букв, которые не обозначают звуков. Какие это буквы? (Ь,Ъ). -Рассмотрите внимательно образец (запись на доске) и повторите два раза: ъь ье ьи ья ‒ Не забывайте писать с наклоном и следите за посадкой. | Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. | Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. | |
Словарная работа (закрепление ранее изученных словарных слов, знакомство с новым словом) | Сл.1 ‒ С красной строки запишите «Словарь» и поставьте двоеточие. ‒ Я буду называть вам загадку, а вы отгадку – словарное слово. Все слова будете писать через запятую, ставить ударение и подчеркивать орфограмму: (Дети отгадывают загадку и самостоятельно записывают слово-отгадку, выделяют орфограмму) Друг за другом по порядку Завывает за окошком, Ледяною сыпет крошкой. Мчусь как пуля я вперед, Я в линейку, я и в клетку, Холода пришли давно, Птички на деревья сели, Сл.2 -А теперь проверьте, правильно ли вы справились с заданием (проверяют по образцу со слайда) Сл.3 ‒ Допишите новое словарное слово, подчеркните орфограмму. | Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым сл.словом | Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически; Читают новое сл. Слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым слов.словом. | |
Работа с предложением (синт.,орфогр. разбор) | ‒ Составьте предложение с новым словарным словом (один ученик работает на оценку) В зоопарке живут обезьяны. ‒ Что поставим в конце? (точку) -Какие орфограммы можете назвать в словах этого предложения? (В-предлог, пишем отдельно; ЖИ- пишем с И. | Определяет учебную задачу и контролирует выполнение всеми учениками | Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор. | |
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы. | ‒ Внимательно посмотрите на словарные слова и скажите, что у них общего? (мягкий знак) | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию | |
Определение темы и задач урока | ‒ Ребята, кто же догадался, какой будет тема нашего урока? ‒ Какие задачи поставим перед собой? (писать слова с разделительным мягким знаком) | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач | |
Изучение нового материала (10-15) Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | 1.Открытие нового знания | ‒ Выполним задание 51-е. ‒ Произнесите пары слов. ‒ Одинаково или по-разному они произносятся? (по-разному) ‒ Какой звук вы слышите после звука [л`] в каждом из выделенных слов? ‒ Чем различается написание слов? (мягким знаком) ‒ Обратите внимание, когда мы произносим слова солью и полью , то после согласного звука [л`] слышим согласный звук [й] и последующий гласный звук [у]. На письме после буквы Л перед буквой Ю пишется разделительный мягкий знак (ь). -Составьте предложения со словами «полю» и «полью». Я полю грядки. Я полью цветы. | Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала, подводит учащихся к выводам, обобщает. | Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание |
Знакомство с правилом (учебник, таблица) | ‒ Откройте страницу 32-ю. Найдите правило, прочитайте (один ученик читает вслух) Разделительный мягкий знак пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е,ё,ю,я,и, и в этом случае обозначают два звука, согласный звук [й] и соответствующий гласный звук ‒ После каких и перед какими буквами пишется мягкий знак? (в корне, после букв, обозначающих согласные звуки. Перед буквами е, ё, ю, я, и). ‒ Какие звуки мы слышим после мягкого согласного? (согласный звук [й] и последующий гласный звук) ‒ Приведите пример таких слов. (семья, колье, ружьё, соловьи, судья) | Знакомит учащихся с правилом. Ставит учебную задачу- прочитать правило про себя, вслух, задает вопросы по содержанию правила, просит привести примеры на данное правило. | Читают правило про себя, вслух, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры. | |
Тренировочное упражнение (под руководством учителя) №53 с. 31 | ‒ Найдите задание 53. Вьюно́к, ли́стья, жильё, сча́стье, обезья́на, у́льи, бра́тья. ‒ Сколько звуков обозначают буквы, стоящие после мягкого знака? (два звука) Сделайте ВЫВОД: когда пишется в словах разделительный Ь? (Разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными: е, е, ю, я, и) | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. | |
Тренировочное упражнение (см. работа с последующей проверкой) №52 с.31(устно) | ‒ Теперь найдите упражнение 52 (выполняют устно) ‒ Прочитаем эти слова хором: Ателье́, бельё, вью́га, друзья́, ручьи́. ‒ Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (перед гласными е, ё, ю, я, и) | |||
ФИЗМИНУТКА | ‒ А теперь немного отдохнем. Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И берись смелей за дело. | Проводит профилактику появления переутомляемости | Выполняют упражнения по показу учителя | |
Закрепление изученного Цель: систематизировать знания учащихся, закрепить ранее изученный материал. | Карточка (работа в парах). | - На каждой парте лежит карточка (листок со словами) – работайте в паре: ‒ Прочитайте и скажите, на какие две группы можно разделить слова по функции Ь? (Слова с разделительным Ь и слова с Ь, обозначающим мягкость согласного) - Слова с разделительным Ь подчеркните, остальные оставьте без изменений. СОЛОВЬИ, ГУСЬ, КРЫЛЬЯ, ДЕНЬКИ, ПЬЮТ, СНЕГИРЬ -Перед какими гласными пишется разделительный Ь? Сл.4 ‒ А теперь проверьте свою работу (по слайду). | Проводит инструктаж по работе с карточками, следит за выполнением самостоятельной работы, следит за дисциплиной в классе. | Слушают учителя, выполняют самостоятельную работу по карточкам. |
Работа с карточками (по вариантам) | Сл.5 ‒ Следующее задание выполните самостоятельно (по вариантам) От данного слова образуйте новое с разделительным мягким знаком: В1 Крыло -….(крылья) Здоровый- ……(здоровье) Варить -… (варенье) Воробей -….(воробьи) Зимовать -….(зимовье) Счастливый -…(счастье) В2 Под землей -….(подземелье) Под полом -…(подполье) Без дороги -…..(бездорожье) Раздумывать -….(раздумье) Судить -…(судья) Соловей -…(соловьи) -Теперь проверим, какие слова вы записали (два ученика зачитывают слова с карточки на оценку) | Проводит инструктаж по работе с карточками, следит за выполнением самостоятельной работы, следит за дисциплиной в классе. | Слушают учителя,выполняют самостоятельную работу по карточкам. | |
Итог урока Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий. | Обобщающая беседа, | -Что узнали нового на уроке? (Разделительный мягкий знак пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е,ё,ю,я,и, и в этом случае обозначают два звука, согласный звук [й] и соответствующий гласный звук) -Чему научились? (писать слова с разделительным мягким знаком) | Задает вопросы, подводит итог урока. | Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока |
Рефлексия (выставление оценок | ‒ Кто доволен своей работой на уроке? (поднимают руку) -Кто испытывал трудности, не все получилось выполнить правильно? (поднимают руку) ‒ За активную работу на уроке …. - Спасибо за урок. До свидания. | Проводит рефлексию деятельности. | Отвечают на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке. | |
Домашнее задание | Запишите домашнее задание | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания | Слушают учителя, записывают в дневниках домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:
Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.
ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:
Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.
ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:
Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.
ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:
Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.
ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:
Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.
ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:
Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.
ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:
Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.
ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:
Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.
ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:
Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.
ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:
Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.
Предварительный просмотр:
Вариант 1
Крыло ‒ __________________
Здоровый ‒ ________________
Варить ‒ __________________
Воробей ‒ _________________
Зимовать ‒ ________________
Счастливый ‒ ______________
Вариант 1:
Крыло ‒ _______________
Здоровый ‒ _____________
Варить ‒ _______________
Воробей ‒ ______________
Зимовать ‒ ______________
Счастливый ‒ _____________
Вариант 1
Крыло ‒ __________________
Здоровый ‒ ________________
Варить ‒ __________________
Воробей ‒ _________________
Зимовать ‒ ________________
Счастливый ‒ ______________
Вариант 1
Крыло ‒ __________________
Здоровый ‒ ________________
Варить ‒ __________________
Воробей ‒ _________________
Зимовать ‒ ________________
Счастливый ‒ ______________
Вариант 1
Крыло ‒ __________________
Здоровый ‒ ________________
Варить ‒ __________________
Воробей ‒ _________________
Зимовать ‒ ________________
Счастливый ‒ ______________
Вариант 2
Под землей ‒ _________________
Под полом ‒ __________________
Без дороги ‒__________________
Раздумывать ‒ ________________
Судить ‒ ______________________
Соловей ‒ _____________________
Вариант 2
Под землей ‒ _________________
Под полом ‒ __________________
Без дороги ‒__________________
Раздумывать ‒ ________________
Судить ‒ ______________________
Соловей ‒ _____________________
Вариант 2
Под землей ‒ _________________
Под полом ‒ __________________
Без дороги ‒__________________
Раздумывать ‒ ________________
Судить ‒ ______________________
Соловей ‒ _____________________
Вариант 2
Под землей ‒ _________________
Под полом ‒ __________________
Без дороги ‒__________________
Раздумывать ‒ ________________
Судить ‒ ______________________
Соловей ‒ _____________________
Вариант 2
Под землей ‒ _________________
Под полом ‒ __________________
Без дороги ‒__________________
Раздумывать ‒ ________________
Судить ‒ ______________________
Соловей ‒ _____________________
Вариант 2
Под землей ‒ _________________
Под полом ‒ __________________
Без дороги ‒__________________
Раздумывать ‒ ________________
Судить ‒ ______________________
Соловей ‒ _____________________
Вариант 2
Под землей ‒ _________________
Под полом ‒ __________________
Без дороги ‒__________________
Раздумывать ‒ ________________
Судить ‒ ______________________
Соловей ‒ _____________________
Вариант 2
Под землей ‒ _________________
Под полом ‒ __________________
Без дороги ‒__________________
Раздумывать ‒ ________________
Судить ‒ ______________________
Соловей ‒ _____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по русскому языку. 3 класс. Мягкий знак (Ь) на конце существительных после шипящих.
Тема: Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих....
Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".
Конспект урока русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" . 2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект по русскому языку 2 класс. Тема "Разделительный мягкий знак"
Тема: "Разделительный мягкий знак"...
Конспект урока русского языка 2 класс УМК «Перспектива» Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.
Твердые и мягкие соглассные звуки. Обозначение их на письме....
Конспект по русскому языку 2 класс на тему "Мягкий знак"
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему "Мягкий знак". О правописании мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными....
Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"
Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС....