Конспект по теме "Разделительный мягкий знак" 2 класс
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Кадигробова Анастасия Алексеевна

Урок русского языка по теме:  «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во  2 классе.

Тип урока:  урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_proverennyy.docx37.05 КБ
Файл kartochka.docx13.43 КБ
Файл sam._rabota.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 А классе   (УМК «Школа России»)

Тема

Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (Ь)?

Педагогическая цель

Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

Научатся определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;  устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и разделительным мягким знаком (ь).

Личностные результаты

Научатся использовать в работе ранее полученные знания на основе личных наблюдений; создавать связные устные высказывания на тему; извлекать информацию; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.

Познавательные: находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:  формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Основные понятия и термины

Разделительный мягкий знак.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Учебник русского языка 2 класс 2 часть, с. 31–32, м/м презентация, раздаточный материал.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

 Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

‒ Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Алексеевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

 Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

– Проверим готовность к уроку. На столах у вас должен лежать учебника русского языка, тетрадь, дневник, пенал и раздаточный материал, который понадобится позже.

‒ Начинаем урок.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Минутка чистописания (5-7)

Цель: совершенствовать начертание букв и их соединений

Пальчиковая гимнастика

Оформление рабочей страницы в тетради

‒ Выполним пальчиковую гимнастику.
‒ Раз, два, три, четыре
, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали – (Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.)

Так мы маме помогали.

‒ Откройте тетради, запишите число, классная работа (Образец на доске)

Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради

Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь

 Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами

‒ Сегодня мы повторим написание букв, которые не обозначают звуков. Какие это буквы? (Ь,Ъ).

-Рассмотрите внимательно образец (запись на доске) и повторите два раза:

ъь ье ьи ья

Не забывайте писать с наклоном и следите за посадкой.

Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске.

Контролирует выполнение работы по образцу.

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

Словарная работа

(закрепление ранее изученных словарных слов, знакомство с новым словом)

Сл.1

‒ С красной строки запишите  «Словарь» и поставьте двоеточие.

‒ Я буду называть вам загадку, а вы отгадку – словарное слово. Все слова будете писать через запятую, ставить ударение и подчеркивать орфограмму:

(Дети отгадывают загадку и самостоятельно записывают слово-отгадку, выделяют орфограмму)

Друг за другом по порядку
Хвостики торчат на грядке,
А красавица девица 
в земляной сидит темнице
(морковь)

 Завывает за окошком,

Ледяною сыпет крошкой.
Снегом мягкую постель
Стелет по полям
…(метель)  

Мчусь как пуля я вперед, 
Лишь поскрипывает лед, 
Да мелькают огоньки. 
Кто несет меня? (коньки)

 Я в линейку, я и в клетку,
Жду хорошую отметку.
На уроках я молчу,
Быть отличницей хочу
(тетрадь)

Холода пришли давно,
Но не страшно ничего,
Ведь недавно мне купили,
Очень теплое
(пальто)

Птички на деревья сели, 
Посчитай-ка: раз, два, три ...
На зимовку прилетели 
С красной грудкой
...(снегирь)
‒ Проверим, правильно ли вы записали слова.

Сл.2

-А теперь проверьте, правильно ли вы справились с заданием (проверяют по образцу со слайда)
Словарь: морко́вь, мете́ль, коньки́, тетра́дь, пальто́, снеги́рь.

Сл.3
 Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте, о ком идет речь:
Джунгли – дом ее родной,
Там свобода и покой.
Там любимые бананы,
И кругом растут лианы
(обезья́на)
‒ Где обитают обезьяны?
‒ Определим ударение в слове, для этого позовем его.
‒ Произнесем слово «обезьяна» хором.
‒ Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните эти орфограммы.

‒ Допишите новое словарное слово, подчеркните орфограмму.

Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым сл.словом

Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически;

Читают новое сл. Слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым слов.словом.

Работа с предложением

 (синт.,орфогр. разбор)

‒ Составьте предложение с новым словарным словом (один ученик работает на оценку)

    В зоопарке живут обезьяны.
‒ Как пишем первое слово в предложении? (с заглавной буквы)

‒ Что поставим в конце? (точку)

-Какие орфограммы можете назвать в словах этого предложения? (В-предлог, пишем отдельно; ЖИ- пишем с И.
‒ Подчеркните главные члены предложения (
обезьяны живут).

Определяет учебную задачу и контролирует выполнение всеми учениками

Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы.

‒ Внимательно посмотрите на словарные слова и скажите, что у них общего? (мягкий знак)
‒ На какие две группы можно разделить эти слова? (на слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласного, и слова с разделительным Ь)

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию

Определение темы и задач урока

‒ Ребята, кто же догадался, какой будет тема нашего урока?

‒ Какие задачи поставим перед собой? (писать слова с разделительным мягким знаком)
Откройте учебники на странице 31.  Прочитайте, на какой вопрос нам предстоит ответить на сегодняшнем уроке? (Когда в словах пишется разделительный мягкий знак Ь)

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

Изучение нового материала (10-15)

Цель:  обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

1.Открытие нового знания

‒ Выполним задание 51-е.

‒ Произнесите пары слов.
(полю, полью; солю, соль)

‒ Одинаково или по-разному они произносятся? (по-разному)

‒ Какой звук вы слышите после звука [л`] в каждом из выделенных слов?

‒ Чем различается написание слов? (мягким знаком)

‒ Обратите внимание, когда мы произносим слова солью и полью , то после согласного звука [л`] слышим согласный звук [й] и последующий гласный звук [у]. На письме после буквы Л перед буквой Ю пишется разделительный мягкий знак (ь).

-Составьте предложения со словами «полю» и «полью».

  Я полю грядки.

  Я полью цветы.

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала, подводит учащихся к выводам, обобщает.

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

 Знакомство с правилом (учебник, таблица)

‒ Откройте страницу 32-ю. Найдите правило, прочитайте (один ученик читает вслух)

Разделительный мягкий знак пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е,ё,ю,я,и, и в этом случае обозначают два звука, согласный звук [й] и соответствующий гласный звук

‒ После каких и перед какими буквами пишется мягкий знак? (в корне, после букв, обозначающих согласные звуки. Перед буквами е, ё, ю, я, и).
‒ Сколько звуков в этом случае обозначают буквы е, ё, ю, я?
(два звука)

Какие звуки мы слышим после мягкого согласного? (согласный звук [й] и последующий гласный звук)

‒ Приведите пример таких слов.

(семья, колье, ружьё, соловьи, судья)

Знакомит учащихся  с правилом. Ставит учебную задачу- прочитать правило про себя, вслух, задает вопросы по содержанию правила, просит привести примеры на данное правило.

Читают правило про себя, вслух, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Тренировочное упражнение (под руководством учителя) №53 с. 31

‒ Найдите задание 53.
‒ Прочитайте слова. Объясните, почему в данных словах нужно писать Ь? (
слова записывают с комментированием по цепочке, подчеркивают гласную после Ь)

Вьюно́к, ли́стья, жильё, сча́стье, обезья́на, у́льи, бра́тья.

‒ Сколько звуков обозначают буквы, стоящие после мягкого знака? (два звука)

Сделайте ВЫВОД: когда пишется в словах разделительный Ь? (Разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными: е, е, ю, я, и)

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

Тренировочное упражнение (см. работа с последующей проверкой)

№52 с.31(устно)

‒ Теперь найдите упражнение 52 (выполняют устно)

‒ Прочитаем эти слова хором:

Ателье́, бельё, вью́га, друзья́, ручьи́.

Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (перед гласными е, ё, ю, я, и)
(Один ученик отвечает на оценку)

ФИЗМИНУТКА

‒ А теперь немного отдохнем.
‒ Встаньте, выйдите из-за парт и повторяйте за мной.
‒ Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И берись смелей за дело.

Проводит профилактику появления переутомляемости

Выполняют упражнения по показу учителя

Закрепление изученного

Цель: систематизировать знания учащихся, закрепить ранее изученный материал.

Карточка (работа в парах).

- На каждой парте лежит карточка (листок со словами) – работайте в паре:

‒ Прочитайте и скажите, на какие две группы можно разделить слова по функции Ь?

(Слова с разделительным Ь и слова с Ь, обозначающим мягкость согласного)

- Слова с разделительным Ь подчеркните, остальные оставьте без изменений.

СОЛОВЬИ, ГУСЬ, КРЫЛЬЯ, ДЕНЬКИ, ПЬЮТ, СНЕГИРЬ

-Перед какими гласными пишется разделительный Ь?

Сл.4

А теперь проверьте свою работу (по слайду).

Проводит инструктаж по работе с карточками, следит за выполнением  самостоятельной работы, следит за дисциплиной  в классе.

Слушают учителя, выполняют самостоятельную работу по карточкам.

Работа с карточками (по вариантам)

Сл.5

‒ Следующее задание выполните самостоятельно  (по вариантам)

 От данного слова образуйте новое с разделительным мягким знаком:

В1

Крыло -….(крылья)

Здоровый- ……(здоровье)

Варить -… (варенье)

Воробей -….(воробьи)

Зимовать -….(зимовье)

Счастливый -…(счастье)

В2

Под землей -….(подземелье)

Под полом -…(подполье)

Без дороги -…..(бездорожье)

Раздумывать -….(раздумье)

Судить -…(судья)

Соловей -…(соловьи)

-Теперь проверим, какие слова вы записали (два ученика зачитывают слова с карточки на оценку)

Проводит инструктаж по работе с карточками, следит за выполнением  самостоятельной работы, следит за дисциплиной  в классе.

Слушают учителя,выполняют самостоятельную работу по карточкам.

Итог урока

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Обобщающая беседа,

-Что узнали нового на уроке?

(Разделительный мягкий знак пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е,ё,ю,я,и, и в этом случае обозначают два звука, согласный звук [й] и соответствующий гласный звук)

-Чему научились? (писать слова с разделительным мягким знаком)

Задает вопросы, подводит итог урока.

Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока

 Рефлексия (выставление оценок

‒ Кто доволен своей работой на уроке? (поднимают руку)

-Кто испытывал трудности, не все получилось выполнить правильно? (поднимают руку)

‒ За активную работу на уроке ….

- Спасибо за урок. До свидания.

Проводит рефлексию деятельности.

Отвечают на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание

Запишите домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Слушают учителя, записывают в дневниках домашнее задание.



Предварительный просмотр:

ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:

Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.

ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:

Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.

ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:

Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.

ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:

Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.

ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:

Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.

ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:

Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.

ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:

Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.

ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:

Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.

ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:

Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.


ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь:

Соловьи, гусь, крылья, деньки, пьют, снегирь.



Предварительный просмотр:

         Вариант 1

Крыло ‒ __________________

Здоровый ‒ ________________

Варить ‒ __________________

Воробей ‒ _________________

Зимовать ‒ ________________

Счастливый ‒ ______________

    Вариант 1:

Крыло ‒ _______________
Здоровый ‒ _____________
Варить ‒ _______________
Воробей ‒ ______________
Зимовать ‒ ______________
Счастливый ‒ _____________

         

          Вариант 1

Крыло ‒ __________________

Здоровый ‒ ________________

Варить ‒ __________________

Воробей ‒ _________________

Зимовать ‒ ________________

Счастливый ‒ ______________

         

         Вариант 1

Крыло ‒ __________________

Здоровый ‒ ________________

Варить ‒ __________________

Воробей ‒ _________________

Зимовать ‒ ________________

Счастливый ‒ ______________

      Вариант 1

Крыло ‒ __________________

Здоровый ‒ ________________

Варить ‒ __________________

Воробей ‒ _________________

Зимовать ‒ ________________

Счастливый ‒ ______________


           Вариант 2

Под землей ‒ _________________

Под полом ‒ __________________

Без дороги ‒__________________

Раздумывать ‒ ________________

Судить ‒ ______________________

Соловей ‒ _____________________


           Вариант 2

Под землей ‒ _________________

Под полом ‒ __________________

Без дороги ‒__________________

Раздумывать ‒ ________________

Судить ‒ ______________________

Соловей ‒ _____________________

           Вариант 2

Под землей ‒ _________________

Под полом ‒ __________________

Без дороги ‒__________________

Раздумывать ‒ ________________

Судить ‒ ______________________

Соловей ‒ _____________________

           Вариант 2

Под землей ‒ _________________

Под полом ‒ __________________

Без дороги ‒__________________

Раздумывать ‒ ________________

Судить ‒ ______________________

Соловей ‒ _____________________

           Вариант 2

Под землей ‒ _________________

Под полом ‒ __________________

Без дороги ‒__________________

Раздумывать ‒ ________________

Судить ‒ ______________________

Соловей ‒ _____________________




           Вариант 2

Под землей ‒ _________________

Под полом ‒ __________________

Без дороги ‒__________________

Раздумывать ‒ ________________

Судить ‒ ______________________

Соловей ‒ _____________________


           Вариант 2

Под землей ‒ _________________

Под полом ‒ __________________

Без дороги ‒__________________

Раздумывать ‒ ________________

Судить ‒ ______________________

Соловей ‒ _____________________

           Вариант 2

Под землей ‒ _________________

Под полом ‒ __________________

Без дороги ‒__________________

Раздумывать ‒ ________________

Судить ‒ ______________________

Соловей ‒ _____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по русскому языку. 3 класс. Мягкий знак (Ь) на конце существительных после шипящих.

Тема: Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих....

Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".

Конспект урока  русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" .  2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект по русскому языку 2 класс на тему "Мягкий знак"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему "Мягкий знак". О правописании мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными....

Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"

Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС....