Конспект урока по русскому языку Тема урока: «Слово и его значение»
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)
Конспект урока по теме: «Слово и его значение»
1. Цель урока: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение
2. Задачи :
образовательная: формировать знания о русском языке как родном языке, отрабатывать навыки каллиграфического написания и грамотного списывания.
развивающая: способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления, интереса к русскому языку, коммуникативных способностей, развитию умения анализировать, делать выводы, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
воспитательная: способствовать воспитанию интереса к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_1.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Шихазанская средняя общеобразовательная школа имени М. Сеспеля»
Канашского района Чувашской Республики
Конспект урока по русскому языку
Тема урока: «Слово и его значение»
(1 класс, программа «Перспектива»)
Выполнила: Данилова К. С.
с. Шихазаны, 2020 г.
Конспект урока по теме: «Слово и его значение»
1. Цель урока: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение
2. Задачи :
образовательная: формировать знания о русском языке как родном языке, отрабатывать навыки каллиграфического написания и грамотного списывания.
развивающая: способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления, интереса к русскому языку, коммуникативных способностей, развитию умения анализировать, делать выводы, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
воспитательная: способствовать воспитанию интереса к родному языку.
образовательная: формировать знания о русском языке как родном языке,
отрабатывать навыки каллиграфического написания и грамотного списывания.
развивающая: способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления,
интереса к русскому языку, коммуникативных способностей, развитию умения
анализировать, делать выводы, обнаруживать и формулировать учебную
проблему.
∙ воспитательная: способствовать воспитанию интереса к родному языку
3. Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, в парах
4. Базовый учебник: Л.Ф. Климанова, С. Г. Макеева «Русский язык» ч.1, 1 класс
5. Оборудование: учебник, ИКТ(презентация), компьютер, доска, тетрадь для учащихся в узкую линейку
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | |
1.Организационный (этап мотивации) | Я приветствую Вас на уроке русского языка. - Ребята, скажите, какие качества помогают ученику быть успешным? - Я желаю вам на уроке быть активными, внимательными и тогда Вас ждут новые открытия! - Итак, мы начинаем урок. На уроке русского языка мы продолжаем отрабатывать правильное, красивое и аккуратное написание букв, сочетаний. Поэтому, первое задание – чистописание. | Активность, терпение, внимательность. |
2.Актуализация опорных знаний и умений | 1)Чистописание. Давайте вспомним правила посадки во время письма. (Кк) | Тетрадь наклонно положу Ручку правильно держу Сяду прямо, не согнусь,за работу я возьмусь |
3. Постановка учебной проблемы | Послушайте стихотворение. Всему название дано – и зверю, и предмету Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. И все, что может видеть глаз – над нами и под нами, И все, что в памяти у нас – означено словами: Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома, Одно давно привычно нам, другое – незнакомо. - Какова же тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить? - О словах?(слайд 1) Что вы знаете о них? Попробуйте рассказать? Все ли мы знаем об этом? Для чего они нужны? Чем отличается слово от предмета? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить. | Слушают стихотворение учителя, отвечают на вопросы, определяют тему урока. - Мы будем говорить о словах - Мы знаем, что слова могут ранить человека, а могут согреть. - Мы пока не знаем. |
4.Формулирование задач, планирование деятельности | Задание 1. Игра «Пойми меня» Учитель показывает предметы – клубок, ручка, тетрадь -Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Подойди, пожалуйста, и подай мне этот предмет. -Почему? -Как же быть ребята? -Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет? -Я называю его клубок, подай мне его пожалуйста. Что можно сделать с клубком? -Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать тоже, что и с клубком? - А что можно сделать со словом? - Чем отличается слово от предмета? -Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке? Сформулируйте задачи урока.(слайд 2) Задание 2. Минутка чистописания. Давайте запишем это слово. Но сначала нужно потренироваться. Прежде чем писать, назовите первый звук в этом слове. Какой буквой он обозначается? Показ написания слова клубок (электронный носитель) дети пишут первую строчку Показ учителем соединений в слове, написание слова Какое задание можно выполнить с этим словом? - Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь. | Сравнивают слово и предмет. -Я не могу этого сделать Я не знаю какой предмет вы загадали - назвать этот предмет Слово - Играть, вязать, бросать - Нет - Произнести, прочитать, услышать - С предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести Ответы детей -Объяснять смысл, значение используемых в речи слов. Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий Запись слова клубок. Ставят ударение, делят на слоги. Самооценка - поставить ударение, разделить на слоги |
5.Открытие нового знания | Работа с учебником, стр.15, упр. 28.(слайд 3) - Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово. - Слово состоит из звуков и букв. -Чем отличаются звуковые модели 1-го и 2-го слов?2-го и 3-го? -Меняется ли при этом значение слов? -Обозначьте звуки буквами и запишите слова. -Приведите свои примеры. Работа по учебнику на стр. 16, упр. 29-Что видите на рисунке слева? -Почему другие слова не подходят к рисунку? | Отвечают на вопросы. Делают вывод. Записывают слова. Приводят примеры. Читают вывод на с.15 - Ладья-судно с парусом и веслами - Лодка не подходит, т.к. у лодки нет парусов. Парусник тоже не подходит, т.к. у парусника нет весел, он использует парус и силу ветра. Корабль - большое судно с прямым парусным вооружением на всех мачтах |
6.Первичная проверка понимания | Физминутка. Ребята, а для чего нужны слова, как вы думаете? Какая у них работа в языке? Работа в парах(слайд 4) Перед вами слова. Прочитайте их, распределите по группам. 1гр.слов отвечают на вопросы кто?, что?, 2гр.- что делает?, 3 гр. – какой? Какая? Медведь, малина, вкусная, прыгает, заяц, сильный, растет, серый, рычит Что обозначает каждая группа? Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий нас мир.(слайд 5) | Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз. Отвечают на вопросы. Распределяют на группы. |
7.Применение новых знаний | Работа по учебнику стр. 16, упр.30 Следующая остановка – волшебная река, для того, чтобы ее переплыть, необходимо выполнить следующее задание. Внимательно прочитайте задание к упражнению. -Кто не понял задание? -Выполняем задание самостоятельно. Взаимопроверка. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте написание предложений, оцените друг друга. | Читают задание, списывают предложение, выполняют самостоятельно. Проводят взаимопроверку. |
8.Рефлексия учебной деятельности | Работа по учебнику стр.17,упр. 32. Работа над пословицей.(слайд 6) -О чём говорится в пословице? - Почему в пословице слово сравнивается с орехом?- Что можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение? - Что значит выражение пустые слова? У слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.) - Запишите пословицу в тетрадь | Выразительное чтение пословицы . Пустые слова, что орех без ядра. Отвечают на вопросы. |
9.Подведение итогов урока. | -Какие задачи мы ставили в начале урока? -Что вы узнали на уроке ? Кто доволен свое работой на уроке? Закончите предложение: Я запомнил…. Я научился….(слайд 7) | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...
Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...
Конспект урока русского языка УМК Перспектива Слова с несколькими значениями
Урок соответствует ФГОС НОО, построен на системно-деятельностном подходе....
Урок по русскому языку Тема урока «Слово и его значение»
Цели: создать условия для развития речи учащихся, для развития УУД учащихся при изучении темы «Слово и его значение».Задачи:Образовательная – учить различать слова: синоним...
КОНСПЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ, УМК «Перспективная начальная школа»
Конспект по русскому языкуТема урока: БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВЦели деятельности учителя: закрепление правописания изученных орфограмм в суффиксах и окончаниях существительных и прилагатель...
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы». 2 класс
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Слова - антонимы»....
Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...