Урок русского языка в 4-м классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема урока: Обобщение знаний о глаголе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekturok_russkogo_yazyka_v_4.docx | 43.43 КБ |
glagol.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе
Тема: Обобщение знаний о глаголе.
Цели: отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов, развивать речь.
Формируемые УУД:
Познавательные - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные – сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, диаграммы для рефлексии, словарь Даля, словарь Ожегова, толковый словарь, учебник УМК «Школа России» «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г, карточки с гласными буквами.
Ход урока
I. Организационный момент:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
II.Актуализация знаний
- Прочитайте слова. Где можно узнать, одну или две буквы писать в слове?
(В орфографическом словаре)
-Спишите слова, пользуясь словарем при необходимости.
Гри(б, бб), су(б,бб)ота, жу(ж,жж)ит, ва(н,нн)а, су(м,мма), шо(с,сс)е, телегра(м,мм)а, ки(л,лл)огра(м,мм), лу(ж,жж)а, ко(м,мм)и(с,сс)ия.
Самопроверка.
Слайд 3,4
II. Самоопределение к деятельности
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет и поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам…(Глагол).
-Чему будет посвящен сегодняшний урок?
(Обобщению изученного по теме «Глагол»)
–Какие цели поставите перед собой? Чего вы хотите достичь на уроке?
-Какие орфограммы мы будем повторять, какие умения закреплять?
Слайд 2
III. Работа по теме урока.
1.Работа в группах.
1-я группа найдет значение слова глагол в словаре Даля.
2-я группа найдет значение слова глагол в словаре Ожегова.
3-я группа образует с помощью приставок глаголы от слова говорить.
- Подберите синоним к слову говорить. Используйте толковый словарь.
Слайд 5,6
2. -Прочитайте стихотворение И.Токмаковой
Зябн..т осинка
Дрож..т на ветру
Стын..т на солнышке
Мёрзн..т в жару.
-Выполните задания.
1) Назовите глаголы-синонимы.
2) Вставьте гласные в окончания глаголов, докажите.
3) Расставьте знаки препинания.
4) Что можете сказать об этом предложении?
5) Назовите слова с безударными гласными в корне.
6) Запишите стихотворение по памяти.
Взаимопроверка в парах.
Слайд 7,8
3. Наблюдение за глаголами.
- Всюду нас окружают звуки. Просыпаемся мы от птичьих голосов, звона будильника. В дождливый день капли звонко барабанят по крышам и окнам домов. А сколько новых звуков можно услышать в лесу! Какие звуки мы слышим в лесу?
- Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утес».
И бунту..т, и клокоч..т,
Хлещ..т, свищ..т и рев..т,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.
Задания.
- Какую картину вы себе представили?
- С помощью какой части речи автору удалось передать картину бушующего моря?
- Найдите значение слов в толковом словаре.
1-я группа - клокочет
2-я группа - допрянуть (словарь Даля)
3-я группа - незыблемых
- Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы. Проверка с помощью карточек с гласными буквами.
Слайд 9
4. Игра.
- Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы.
Зарубить на носу – запомнить.
Держать язык за зубами – молчать.
Вешать нос – унывать.
Мозолить глаза – надоедать.
Ломать голову – думать.
- Запишите глаголы.
Слайд 10,11
5. Создание проблемной ситуации.
– Как вы думаете, все ли мы знаем о глаголе?
Значит, какую задачу вы поставите на уроке?
(Узнать новое о глаголе)
– Послушайте, какой разговор между 2-мя мальчиками-спортсменами состоялся:
– В этом году на соревнованиях в области я обязательно победю … нет побежу….– замялся Влад.
– Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,– засмеялся Саша.
– А как правильно сказать? Подумайте и обсудите в группах.
Попробуйте изменить глагол “победить” по лицам.
Вывод.
- Глагол победить в 1-м лице не употребляется. В 1-м лице не употребляются глаголы: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть.
Однако мы можем сказать: одержать победу, буду пылесосить, чищу пылесосом.
- Запишите предложение: Я (убедить) товарища.
- Какие предложения у вас получились. Прочитайте.
Слайд 12
IV. Творческая работа.
На слайде записаны глаголы:
светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, устраивают.
Задание.
- Напишите текст из 5 - 6 предложений, озаглавьте его.
Проверка. Чтение и анализ нескольких сочинений.
Слайд 13
V.Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
Слайд14
- Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
VI. Подведение итогов урока.
- Ребята, над какой темой работали на уроке?
- Где могут пригодиться знания, которые мы сегодня повторили?
VII. Домашнее задание.
Переписать мини – сочинение в чистовик.
Слайд15
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Что такое глагол? -Что обозначает? -На какие вопросы отвечает? -Как изменяется? Как называется изменение глагола по лицам и числам?
Гри (б, бб ), су( б,бб ) ота , жу ( ж,жж ) ит , ва ( н,нн )а, су( м,мма ), шо ( с,сс )е, телегра ( м,мм )а, ки ( л,лл ) огра ( м,мм ), лу ( ж,жж )а, ко( м,мм )и( с,сс ) ия .
Гриб, суббота, жужжит, ванна, сумма, шоссе, телеграмма, килограмм, лужа, комиссия.
ГЛАГОЛ м. слово , речь, выражение; ❘ словесная речь человека, разумный говор, язык. ❘ Грам . часть речи, разряд слов , выражающих действие, состояние, страдание . Жить по глаголу (т. е. Божию), арх. в дружбе, согласии, в мире . Толковый словарь Даля
Глагол — глагола , м. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам .). 2. Речь, слово (церк.-книжн., поэт. устар .). Толковый словарь Ожегова
Зябн ..т осинка Дрож ..т на ветру Стын ..т на солнышке Мёрзн ..т в жару.
Зябн е т осинка, Дрож и т на ветру, Стын е т на солнышке, Мёрзн е т в жару.
И бунту..т, и клокоч ..т, Хлещ ..т, свищ..т и рев..т, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот.
Зарубить на носу - Держать язык за зубами – Вешать нос – Мозолить глаза – Ломать голову –
Зарубить на носу – запомнить. Держать язык за зубами – молчать. Вешать нос – унывать. Мозолить глаза – надоедать. Ломать голову – думать.
Я (убедить) товарища.
Творческая работа. С ветит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, устраивают.
Подведение итогов урока. - Ребята, над какой темой работали на уроке? - Где могут пригодиться знания, которые мы сегодня повторили ?
Домашнее задание. Переписать мини – сочинение в чистовик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка с презентацией 2 класс по системе Занкова(А. В. Полякова) Тема урока: "Имя существительное"
разработка урока 2 класс по системе Занкова в соответствии с ФГОС...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)
Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся...
Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"
Обобщающий урок по русскому языку по теме: "Русская азбука, или алфавит"...
Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».
Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....
План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...
Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.
Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...
Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.
Формировать УУД:- Личностные УУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...