урок по математике
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Фатима Владимировна Албегова

Технологическая карта урока по русскому языку во 2  классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2  классе

Албеговой Фатимы Владимировны, учителя начальных классов МБОУ  СОШ им. Героя Социалистического Труда С.Кокаева с.Хумалаг»

(УМК Школа России» учебник В.П.Канакиной)

Предмет, класс

Русский язык , 2 класс

Тема  урока

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Цели урока

Задачи

способствовать развитию умения различать в корне  слова безударный гласный звук, требующий проверки;

развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; 

учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их

Образовательные:                                                                                                                                                                                                        формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова, обобщить и дополнить

знания

 учащихся о правописании слов с безударным гласным звуком в корне; развивать письменную речь,

 умение точно отвечать на вопросы.

 закрепить знания об ударении, ударном и безударном слогах.

- закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

- уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

Развивающие:

-- развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление;

-самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

– развиваем речь (обогащаем словарный запас), мышление, память

– развиваем умение планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на  уроке.

Воспитательные:

– воспитываем положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную

деятельность;

– формируем умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о

правилах поведения и общения.

-воспитываем культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе

- воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения  знаний и умений

Планируемые результаты урока

учащиеся научатся находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; 

подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова;

обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

Личностные:
-Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:  Уметь

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность

действий на уроке;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; 

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Коммуникативные :оценивать результаты своей деятельности, планировать своё действие в соответствии

с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера

 сделанных ошибок;

высказывать своё предположение  осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить
  •  к общему решению в совместной деятельности;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные: освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации,

 установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;

Предметные:

-сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;                                                                       

-подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;                                                                                                    

  -расширить словарный запас учащихся

Методы

- словесные

-наглядные

-практические

 

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

I. Организационный момент.

Цель: Мотивирование к учебной деятельности.

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Приветствие учащихся

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Будем мы читать, писать, строить предложения,

Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.

- Ребята, вы все хотите быть грамотными людьми? Сегодня на уроке вы сделаете еще один шаг к грамотности, узнаете что-то новое о правописании слов.

.                               

Коммуникативные УУД

Совместно договариваться о правилах поведения о общения и следовать им

2.Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Цель: повторить правила правописания слов, вспомнить определение – что называется предложением.

 3.Самоопределение к деятельности.

Каллиграфическая минутка - чистописание 

Р р    р..ка   р..чной   речка  реченька

- Какую букву будем писать?

Прочитайте слова.

В каких словах есть затруднение в написании? Почему? Что нужно сделать чтобы правильно записать слова?

Найдите проверочные слова.

Запишите.

Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

 

Орфографическая минутка. Комментированное письмо:

Дождь прошел. Трава блестит. В небе радуга горит.

- Сколько предложений? Что такое предложение? О чем говорится в каждом предложении? Назовите нераспространённое предложение.

Объяснение орфограмм.

Бурундуки - маленькие лесные ж..тели. Они любят  яг..ды, плоды ш…повника.

— Вставьте пропущенные буквы.

— Спишите, вертикальной чертой разделите слова на слоги.

— В предложении, которое вы записали, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— Какие звуки слышите на месте гласных букв? Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.

 Запись на доска

 

 

 

 

Объяснение орфограмм. Взаимопроверка. Подчеркивание основы в 3 предложении.

Вставляют  гласные.

 Объясняют написание слов с пропущенными буквами.  

Делят слова на слоги.

 

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

 

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

4.Словарная работа

Картинки с изображением

5.Постановка цели и задач урока

Цель: закрепить правописание слов с безударными гласными в корне. Повторить алгоритм работы с безударными гласными.

 

 

Дима написал  своему другу Руслану записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем!!!»

На стадионе Дима друзьям сообщил, что мяч принесёт Руслан.

Но когда пришёл Руслан, у него в руках оказался не футбольный мяч, а деревянный меч.

Ребята расстроились.

Почему так получилось?

Чтобы похожая ситуация не произошла с вами, давайте познакомимся с важным правилом.

Определение темы и целей урока

Исправление ошибки. Доказывают, как правильно написать слово С мечом

Называют тему и цели урока

Регулятивные: выполнение действий по образцу, алгоритму.

 

Коммуникативные: 

сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство.

6. Изучение нового

Один второклассник написал:

«Дед Егор в густом лису

Встретил рыжую лису!

-И сказал что выделенные слова  однокоренные?

-Как вы думаете прав ли мальчик? Почему?

— Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково.)

Значит давайте познакомимся с правилами написания таких слов

Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Прочитайте правило с. 95

— Что такое проверяемое слово? (Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.}

— Что такое проверочное слово? (Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.}

Определяют являются ли эти слова однокоренными, если нет по почему?

7.Смысловое чтение

Тётя Валя стала накрывать в столовой обеденный стол. Разложила столовые приборы. Подвинула  поближе чайный столик. Протёрла его столешницу. Расставила стулья вокруг стола.

Что делала тётя Валя в столовой? Зачем?

Попытайтесь задать вопросы по тексту своим товарищам.

Выберите и запишите из текста слова и формы одного и того же слова.

Столовой

Столовые

Столешница

Столы

В этих словах можно допустить ошибку в написании. Обозначение безударного гласного звука в корне его буквой затруднено. Эти слова перед написанием нужно проверять. Поэтому они называются проверяемыми.

А написание  слова СТОЛ это образец для своих родственных слов. Такие слова с ударным гласным звуком в корне слова будем называть проверочным.

По ним можно определить, какую гласную в корне необходимо писать на месте безударного гласного.

Слова СТОЛ и СТОЛЫ это форма одного и того же слова.

Обратите внимание! Что безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный звук в этом же корне.

Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Читают текст.

Ответ на вопрос.

Задают вопросы товарищам.

Выписывают слова

8.Физминутка

Цель: снять утомляемость.

 

 

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревце все выше, выше!

Дети повторяют движения за учеником.

 

 

 

 

9. Закрепление

Как узнать орфограмму «Буквы безударных гласных в корне слова?»

Помогут вопросы:

1.Что слышу?

2.Что вижу?

3.О чём должен подумать?

Что же должно слышаться?

Если слышу звук «А» то пишем букву А или О.

Если слышу звук «И» то пишем буквы  И, Е, Я, А.

А если наоборот необходимо увидеть на месте каких букв скрывается безударный гласный звук в корне – обращаем внимание на буквы А, О, Е, И, Я.

Такие слова нужно проверять.

Делаем это по  алгоритму (плану):

  1. Произношу слово и слышу безударный звук «А» или «И».
  2. Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
  3. Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.
  4. Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.

Возникает вопрос.

- А как подобрать проверочное слово?

1. – Изменить форму слова.

2.- Подобрать однокоренные слова.

Для подбора проверочного слова 1 способом можно использовать приём.

Подбор другой формы этого же слова:

  1. Один – много: волна – волны.
  2. Много – один: паруса – парус.
  3. По вопросу: моря – (где?)  в море

2 способ. Подобрать родственные слова:

  1. Большой – маленький: ковёр – коврик
  2. Назовите ласково: зима – зимушка
  3. Существительное -  прилагательное – глагол: танец - танцевальный – танцевал.

Работа по учебнику:

Правило стр.96

При подборе проверочных слов  нужно помнить о том, что:  если под ударением в корне слова пишется буква Ё, то в без ударения в формах этого слова и в однокоренных словах пишется буква Е.

Схема: Надо проверять ЧТО? ГДЕ? КАК? ЧЕМ?

Подберите проверочные слова.

Проверяемые: д.ревья,  тр.па, л.сник, к.рмушка, тр.ва.

Самопроверка:

Проверочные слова: дерево, тропы, лес, корм, травка.

Поставьте ударение.

Работа по учебнику:

Упр.146 стр.96

Работа в парах.

Найдите в словах безударные гласные.

Что требуется для этого сделать?

Ночлег, трава, силач, снежок, мячи, кормушка, вареник, плясать, летел, грибной

Запись слов с четким проговариванием алгоритма.

 

1. Ставим ударение

2. Называем безударный гласный

3.Выделяем корень

4.Подбираем проверочное слово

5.Обобщение и систематизация знаний учащихся

Цель: контроль за правильностью выполнения способов действий.

 

 В данных словах определить безударный гласный в корне и найти проверочное слово:

 цв..тник, гр...бник, п..вец, р..чной, кр..кливый,л..нивый, св..стеть, встр..чать, ч..сло, б..жать, л..пить.

 

 Игра «Волшебное дерево» (упражнение в подборе проверочных слов с безударной гласной)

- Вы должны сорвать с дерева листочек. На нём слово с пропущенной безударной гласной. Вы должны определить, какую букву нужно вставить, подобрав проверочное слово.

 

Ученики показывают нужную карточку с безударным гласным, закрывают данный безударный гласный квадратом в таблице.

А

И

Е

И

О

О

Е

Я

А

Я

А

Е

И

Е

А

О

А

О

И

Я

Я

Е

И

Е

О

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

 

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: контроль полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Итог урока

Домашнее задание

 Чему мы должны были научиться на уроке? (Научиться правильно писать слова с безударным гласным в корне?

- Научились ли вы? (Да. Мы знаем, что надо делать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова)

А как проверить безударную гласную в корне слова? (Изменить слово или подобрать однокоренное слово)

- Кто встретил трудности? В чём? Почему?

- Оцените всю свою деятельность на уроке.

На доске три «волшебных дерева»: красное, желтое и зеленое. Прикрепите свои листочки

на красное дерево - если у вас все получилось, не было затруднений

на желтое дерево – если чаще все получается, но были ошибки;

на зеленое дерево - остались вопросы, часто затрудняюсь.

С обратной стороны алгоритма - стихотворение

 Выбор смайликов:              

Картинки по запросу смайлики

Картинки по запросу смайлики

Похожее изображение

Справился с заданием

Были затруднения

Не справился

Над правописанием каких слов мы работали на протяжении всего урока?

 

 

 

 

 

 

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение.

 

Стр. 98 упр. 150

Регулятивные: контроль,

оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Урок-наблюдение. «Математика в мире природы». Закрепление. Деление на двузначное число. Решение задач"

Дети закрепляют умение делить на двузначное число, решать задачи, повторяют нумерацию многозначных чисел, выполняя занимательные задания. Урок позволяет решать экологические задачи, используя краеведч...

Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России») (урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел

Цель урока: Формирование умения  письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...