Технологическая карта "Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Технологическая карта к письма в 1 классе "Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_yo.docx | 34.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе (УМК Школа России). Основной период. Учитель: Попова А. И. | |
Тема | Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. |
Педагогическая цель | Закрепить умение писать строчную буквы ё, закрепить знания о строчной букве ё в слоге-слияния, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера. |
Тип урока | Закрепление материала |
Планируемые результаты (предметные) | Анализируют строчную букву ё, называют элементы буквы, обводят элементы буквы к безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; пишут слоги, слова с изученными буквами. |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль действий; понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск средств для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения; дают оценку действий. |
Основные понятия и термины | Элементы букв, схемы слов, предложений, строчная буква ё , звук [ё] , слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных. |
Методы и формы работы | Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | Пропись № 4, презентация, дидактический материал |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока, его цель | Вид работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. | Приветствие. Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку (рабочее место) | – Здравствуйте ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Игоревна. «Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь садитесь!» – Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать Пропись №4. и ручка. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание учащихся, эмоционально настраивает на урок. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на работу. |
Цель: выявление опорных знаний и способов действий.
| Повторение правил посадки при письме. | - Вспомним правила посадки при письме и правила обращения с ручкой. - Сядьте прямо, спина опирается на спинку стула, ноги ровно стоят на полу, туловище, голову и плечи держать ровно. Положить обе руки на парту. Тетрадь держим под наклоном. Придерживаем тетрадь левой рукой (если ты правша), и правой рукой (если ты левша.) - Ручка лежит на подушечке среднего пальца, придерживаем большим и указательным пальцами. Расстояние от стержня до указательного пальца 15мм. | Ставит перед учащимися учебную задачу, повторяет правила посадки при письме, а также правила держания ручки при письме. | Проговаривают и демонстрируют правила посадки при письме (положение тетради, ручки, посадка) |
Слоговой диктант | - На партах у вас лежат листы бумаги, подпишите их своей фамилией и первой буквой имени в верхнем правом углу. - Приготовьтесь внимательно слушать и записывать слоги на слух. С какой буквы будет записываться первый слог? С заглавной или строчной? (С Заглавной буквы) - Почему? (Потому что, он будет стоять в начале предложения) - Жа, ме, ен, жу, жы, ле, ме, бе, шы, жо. | Актуализирует знание уч-ся о ранее изученных буквах и слогах. | Анализируя на слух информацию, записывают под диктовку слоги содержащие буквы, изученные на последних уроках. | |
III. Целеполагание
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими целей урока; | Введение в тему урока (отгадывание загадок) | -Для того, чтобы определить тему урока, я предлагаю вам отгадать загадки -Отгадайте первую загадку: Букву мы напишем в строчке, -Отгадайте следующую загадку Ёжик ёлку наряжал, | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Воспринимают учебную задачу учителя, отгадывают загадки, сравнивают слова отгадки. |
Формулировка темы и задач урока | -Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Продолжение работы с буквой ё) -Сегодня на уроке мы будем закреплять изучение написания строчной буквы «ё»; - повторить называния элемента строчной буквы ё; - тренироваться писать строчную букву ё; | Подводит учащихся к пониманию темы, помогает сформулировать задачи | Формулируют тему, задачи урока под руководством учителя | |
V.Закрепление Цель: усвоение новых знаний и способов деятельности. | Пальчиковая гимнастика | -Для того, чтобы во время письма буквы получались правильные и красивые, мы руки подготовим к письму, проведем пальчиковую гимнастику. Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. (Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.) | Осуществляет подготовку уч-ся к письму, показывает образец выполнения упражнений | Выполняют упражнения для развития мелкой моторики вместе с учителем. |
Анализ формы строчной буквы ё | -Ребята, откройте прописи на стр. 12-ой. (один, два) -Повторим алгоритм написания строчной буквы ё. Посмотрите на самую верхнюю часть страницы в рабочей прописи. - На какую букву похожа строчная буква ё? (На строчную букву е) - Что отличает букву е от буквы ё при письме? (Две точки над буквой) -Из скольких элементов состоит строчная буква ё? (Из одного элемента и двух точек над ним) -Как он называется? (петля) -Куда направлена стрелка при написании элемента? (Снизу вверх) | Организует наблюдение детей с помощью указаний, пишет элементы буквы на доске, акцентируя внимание на движение руки | Рассматривают элементы, называют их, обводят по контуру, ориентируясь на объяснения учителя. | |
Повторение алгоритма написания строчной буквы ё | -Обратите внимание на доску. Внимательно рассмотрите строчную букву ё в косой клеточке. -Обратите внимание, какой формы должна получиться буква, как она выглядит. Строчную букву е начинаем писать от середины рабочей строки. Пишем вправо, закругляя влево возле верхней линии рабочей строки и ведём полуовалом вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо. Заканчиваем писать на середине рабочей строки. Сверху пишем две точки. -А теперь закрепим это с помощью письма в воздухе. (Учитель демонстрирует воздушное письмо) -Повторим правило держания ручки. (Ручку держим на подушечке среднего пальца. Указательным пальцем придерживаем ручку сверху на расстоянии 15 мм. От стержня. Конец ручки направлен на правое плечо пишущего.) -Прописываем строчную букву е в воздухе. (и-раз-и) | Формулирует учебную задачу, объясняет алгоритм действий | Слушают учителя, пишут строчную букву (элементы буквы) в воздухе, запоминают форму буквы | |
Работа с прописями (стр. 14) | - Откройте прописи на 12 странице, прочитайте слова в нижней части страницы (Ёж, ёрш) - Кто такой ёж? (Млекопитающее животное) - Кто такой ёрш? (Рыба) - Что заметили общее у этих слов (Они начинаются на букву ё) - Обратите внимание, что первое слово записано с заглавной буквы, а второй со строчной. Когда слово пишется с заглавной буквы? (Когда оно обозначает имя собственное или стоит в начале предложения) - Почему слово ёж написано с заглавной буквы? (Оно стоит в начале предложения) - С какой буквы написано слово ёрш? (Со строчной буквы ё) - Когда слова пишутся со строчной буквы? (Когда они не стоят в начале предложения и обозначают нарицательное существительное) - Прочитайте вопрос на следующей строчке. Сначала про себя, затем в слух. (Где они живут?) - Какие варианты нам предлагает автор прописей? (В лесу, в реке) - Где живет ёж? (Ёж живёт в лесу) - Сформулируйте предложение так, чтобы слово ёж писалось со строчной буквы (В лесу живёт ёж) - Внимательно посмотрите на соединение букв ё и ж в слове ёж. Какой это вид соединения? (Верхний вид соединения) - В каком слове предложения «В лесу живёт ёж» ещё встречается буква ё? (В слове живёт) - Где расположена буква ё в слове живёт? (Буква ё расположена в середине слова) - Как называется соединение между буквами в и ё? (среднее соединение) - Как называется соединение между буквами ё и т в слове живёт? (нижнее соединение) - Напишем предложение «В лесу живёт ёж» на первой рабочей строке после вопроса. - Где живет ёрш? (Ёж живёт в реке) - Сформулируйте предложение так, чтобы слово ёж писалось со строчной буквы (В реке живёт ёрш) - Внимательно посмотрите на соединение букв ё и ж. Какой это вид соединения? (Верхний вид соединения) - Напишем это предложение на следующей рабочей строке. | Организует работу на странице прописей, анализ слов, содержащих букву ё, письмо строчной буквы ё в соединении. | Закрепляют знания о букве ё с помощью прописей, анализируют слова, содержащие букву ё, строят с ней предложения и прописывают её в соединении | |
ФИЗМИНУТКА | – Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.) Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.) Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.) Мой сверчок, щегол и я, (Повороты туловища влево-вправо.) Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.) | Снимает напряжение и усталость, выполняет физминутку с проговариванием текста | Совершают активные физические действия вместе с учителем | |
Работа со столбиком слов | - Внимательно посмотрите на доску и прочитайте первый столбик слов Котёнок Плывёт Идёт - Где расположена буква ё? (буква ё стоит в середине слов) - Если буква ё стоит в середине слова, то какими звуками она обозначается? (Звуком [о]) - Если буква ё стоит в середине слова, то каким будет предшествующий звук в слове? Мягким или твёрдым? (Мягким) - Верно. Прочитайте звуки, которые стали мягкими из-за того, что после них стоит буква ё (Звуки [т‘] [в‘] [д‘]) - Запишите слова котёнок, плывёт и идёт на листики. Какой вид соединения между буквами т и ё в первом слове? (Нижнее соединение) - А между буквами ё и н (Верхнее соединение) - Какой вид соединения между буквами в и ё во втором слове? (Нижнее соединение) - А между буквами ё и т? (Верхнее соединение) - Какой вид соединения между буквами д и ё в последнем слове? (Нижнее соединение) | Организует работу на закрепление знаний о свойствах буквы ё в слоге-слияния | Анализируют слова, выявляют взаимосвязи | |
Пальчиковая гимнастика | - Подготовим руки к письму, проведём пальчиковую гимнастику. Утром встали пальчики (Все пальчики вытягиваются) Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять (по очереди каждый пальчик сгибается) Потянулись мальчики, будем танцевать (совершаются вращательные движения) Не ленитесь пальчики, встаньте же опять (повторяем каждое движение заново). | Осуществляет подготовку уч-ся к письму, показывает образец выполнения упражнений | Выполняют упражнения для развития мелкой моторики вместе с учителем. | |
Повторение правил посадки при письме | - Вспомним правила посадки при письме и правила обращения с ручкой. - Сядьте прямо, спина опирается на спинку стула, ноги ровно стоят на полу, туловище, голову и плечи держать ровно. Положить обе руки на парту. Тетрадь держим под наклоном. Придерживаем тетрадь левой рукой (если ты правша), и правой рукой (если ты левша.) - Ручка лежит на подушечке среднего пальца, придерживаем большим и указательным пальцами. Расстояние от стержня до указательного пальца 15мм. | Ставит перед учащимися учебную задачу, повторяет правила посадки при письме, а также правила держания ручки при письме. | Проговаривают и демонстрируют правила посадки при письме (положение тетради, ручки, посадка) | |
Самостоятельная работа | - Прочитайте слова на доске: Утёнок, вёсла, лосёнок, ёлка, гусёнок, бурёнка, львёнок, актёр. - На ваших партах лежат разлинованные листы в косую строчку, запишите слова соблюдая правила написания букв и соединений между ними. | Организует самостоятельную работу | Отрабатывают написание строчной буквы ё в соединении | |
V. Итог урока. Цель: Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Обобщающая беседа Рефлексия | - Итак, ребята, какие буквы мы с вами учились сегодня писать? (Строчную букву ё) - Какие слова пишутся со строчной буквы ё? (Слова, стоящие не в начале предложения, нарицательные существительные) - Хорошо, ребята, теперь предлагаю вам оценить свою работу. Если вы хорошо работали на уроке и довольны своей работой, то покажите мне ладошку. А если вы не довольны своей работой на уроке, то покажите мне кулачек. | Задает вопросы, подводит итог урока. Проводит рефлексию деятельности. Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности). | Отвечают на вопросы учителя; формируют выводы в соответствии с задачами урока. Оценивают свою деятельность на уроке с помощью смайликов для рефлексии. |
Учитель: ...................................
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок чтения 1 класс по теме"Ь -показатель мягкости предшествующего согласного звука" по УМК "Планета знаний"
Урок по этой теме разработан в соответствии со всеми требованиями ФГОС ,составлен в виде технологической карты и может быть полезен в подготовке к урокам подобного типа....
Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука на конце слова. 2 класс
Цели: Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что обозначает мягкий знак на конце слова, как слово может изменить своё значение, только с помощью ь . Вспомним звуко-буквенный анализ слова, р...
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".
Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....
Учебно- методический комплект на тему:"«Звуки [м] [м’], буквы М, м. Буква и- как показатель мягкости предшествующих согласных звуков»" 1 класс.
конспект+презентация+ наглядности на доску...
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"
Предмет: обучение грамоте;УМК: Школа РоссииТип урока: открытие новых знаний...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Гласные буквы Ё,ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии»
Цель урока: создать условия для закрепления ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [й’о]), чтение слогов и слов с буквой «ё»....