Технологическая карта "Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Технологическая карта к письма в 1 классе "Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_yo.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе (УМК Школа России). Основной период.

Учитель: Попова А. И.

Тема

Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.

Педагогическая цель

Закрепить умение писать строчную буквы ё, закрепить знания о строчной букве ё в слоге-слияния, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера.

Тип урока

Закрепление материала

Планируемые результаты (предметные)

Анализируют строчную букву ё, называют элементы буквы, обводят элементы буквы к безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; пишут слоги, слова с изученными буквами.

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль действий; понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск средств для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения; дают оценку действий.

Основные понятия и термины

Элементы букв, схемы слов, предложений, строчная буква ё , звук [ё] , слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных.

Методы и формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Пропись № 4, презентация, дидактический материал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап урока, его цель

Вид работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Приветствие.

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку (рабочее место)

– Здравствуйте ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Игоревна.

«Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!»

– Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать Пропись №4.  и ручка.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание учащихся, эмоционально настраивает на урок.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на работу.

  1. Актуализация знаний и субъективного опыта работы учащихся.

Цель: выявление опорных знаний и способов действий.

 

Повторение правил посадки при письме.

- Вспомним правила посадки при письме и правила обращения с ручкой.

-  Сядьте прямо, спина опирается на спинку стула, ноги ровно стоят на полу, туловище, голову и плечи держать ровно. Положить обе руки на парту. Тетрадь держим под наклоном. Придерживаем тетрадь левой рукой (если ты правша), и правой рукой (если ты левша.)

- Ручка лежит на подушечке среднего пальца, придерживаем большим и указательным пальцами. Расстояние от стержня до указательного пальца 15мм.

Ставит перед учащимися учебную задачу, повторяет правила посадки при письме, а также правила держания ручки при письме.

Проговаривают и демонстрируют правила посадки при письме (положение тетради, ручки, посадка)

Слоговой диктант

- На партах у вас лежат листы бумаги, подпишите их своей фамилией и первой буквой имени в верхнем правом углу.

- Приготовьтесь внимательно слушать и записывать слоги на слух. С какой буквы будет записываться первый слог? С заглавной или строчной? (С Заглавной буквы)

- Почему? (Потому что, он будет стоять в начале предложения)

- Жа, ме, ен, жу, жы, ле, ме, бе, шы, жо.

Актуализирует знание уч-ся о ранее изученных буквах и слогах.

Анализируя на слух информацию, записывают под диктовку слоги содержащие буквы, изученные на последних уроках.

III. Целеполагание

 

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими целей урока;

Введение в тему урока (отгадывание загадок)

-Для того, чтобы определить тему урока, я предлагаю вам отгадать загадки

-Отгадайте первую загадку:

Букву мы напишем в строчке,
Сверху две добавим точки,
Будто глазки у неё,
Получаем букву
(ё)

-Отгадайте следующую загадку

Ёжик ёлку наряжал,
Ёлкой сам как будто стал.
Говорит он: "Всё моё!
На страничке с буквой..."
(ё)

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Воспринимают учебную задачу учителя, отгадывают загадки, сравнивают слова отгадки.

Формулировка темы и задач урока

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Продолжение работы с буквой ё)

-Сегодня на уроке мы будем закреплять изучение написания строчной буквы «ё»;
-Какие задачи стоят перед нами?

- повторить называния элемента строчной буквы ё;

- тренироваться писать строчную букву ё;
-тренироваться писать строчную букву ё в соединении.

Подводит учащихся к пониманию темы, помогает сформулировать задачи

Формулируют тему, задачи урока под руководством учителя

V.Закрепление

Цель: усвоение новых знаний и способов деятельности.

Пальчиковая гимнастика

-Для того, чтобы во время письма буквы получались правильные и красивые, мы руки подготовим к письму, проведем пальчиковую гимнастику.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.)

Осуществляет подготовку уч-ся к письму, показывает образец выполнения упражнений

Выполняют упражнения для развития мелкой моторики вместе с учителем.

Анализ формы строчной буквы ё

-Ребята, откройте прописи на стр. 12-ой. (один, два)

-Повторим алгоритм написания строчной буквы ё. Посмотрите на самую верхнюю часть страницы в рабочей прописи.

- На какую букву похожа строчная буква ё? (На строчную букву е)

- Что отличает букву е от буквы ё при письме? (Две точки над буквой)

-Из скольких элементов состоит строчная буква ё? (Из одного элемента и двух точек над ним)

-Как он называется? (петля)

-Куда направлена стрелка при написании элемента? (Снизу вверх)

Организует наблюдение детей с помощью указаний, пишет элементы буквы на доске, акцентируя внимание на движение руки

Рассматривают элементы, называют их, обводят по контуру, ориентируясь на объяснения учителя.

Повторение алгоритма написания строчной буквы ё

-Обратите внимание на доску. Внимательно рассмотрите строчную букву ё в косой клеточке.

 -Обратите внимание, какой формы должна получиться буква, как она выглядит.

Строчную букву е начинаем писать от середины рабочей строки. Пишем вправо, закругляя влево возле верхней линии рабочей строки и ведём полуовалом вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо. Заканчиваем писать на середине рабочей строки. Сверху пишем две точки.

-А теперь закрепим это с помощью письма в воздухе. (Учитель демонстрирует воздушное письмо)

-Повторим правило держания ручки. (Ручку держим на подушечке среднего пальца. Указательным пальцем придерживаем ручку сверху на расстоянии 15 мм. От стержня. Конец ручки направлен на правое плечо пишущего.)

-Прописываем строчную букву е в воздухе. (и-раз-и)

Формулирует учебную задачу, объясняет алгоритм действий

Слушают учителя, пишут строчную букву (элементы буквы) в воздухе, запоминают форму буквы

Работа с прописями (стр. 14)

- Откройте прописи на 12 странице, прочитайте слова в нижней части страницы (Ёж, ёрш)

- Кто такой ёж? (Млекопитающее животное)

- Кто такой ёрш? (Рыба)

- Что заметили общее у этих слов (Они начинаются на букву ё)

- Обратите внимание, что первое слово записано с заглавной буквы, а второй со строчной. Когда слово пишется с заглавной буквы? (Когда оно обозначает имя собственное или стоит в начале предложения)

- Почему слово ёж написано с заглавной буквы? (Оно стоит в начале предложения)

- С какой буквы написано слово ёрш? (Со строчной буквы ё)

- Когда слова пишутся со строчной буквы? (Когда они не стоят в начале предложения и обозначают нарицательное существительное)

- Прочитайте вопрос на следующей строчке. Сначала про себя, затем в слух. (Где они живут?)

- Какие варианты нам предлагает автор прописей? (В лесу, в реке)

- Где живет ёж? (Ёж живёт в лесу)

- Сформулируйте предложение так, чтобы слово ёж писалось со строчной буквы (В лесу живёт ёж)

- Внимательно посмотрите на соединение букв ё и ж в слове ёж. Какой это вид соединения? (Верхний вид соединения)

- В каком слове предложения «В лесу живёт ёж» ещё встречается буква ё? (В слове живёт)

- Где расположена буква ё в слове живёт? (Буква ё расположена в середине слова)

- Как называется соединение между буквами в и ё? (среднее соединение)

- Как называется соединение между буквами ё и т в слове живёт? (нижнее соединение)

- Напишем предложение «В лесу живёт ёж» на первой рабочей строке после вопроса.

- Где живет ёрш? (Ёж живёт в реке)

- Сформулируйте предложение так, чтобы слово ёж писалось со строчной буквы (В реке живёт ёрш)

- Внимательно посмотрите на соединение букв ё и ж. Какой это вид соединения? (Верхний вид соединения)

- Напишем это предложение на следующей рабочей строке.

Организует работу на странице прописей, анализ слов, содержащих букву ё, письмо строчной буквы ё в соединении.

Закрепляют знания о букве ё с помощью прописей, анализируют слова, содержащие букву ё, строят с ней предложения и прописывают её в соединении

ФИЗМИНУТКА

– Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я, (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Снимает напряжение и усталость, выполняет физминутку с проговариванием текста

Совершают активные физические действия вместе с учителем

Работа со столбиком слов

- Внимательно посмотрите на доску и прочитайте первый столбик слов

Котёнок

Плывёт

Идёт

- Где расположена буква ё? (буква ё стоит в середине слов)

- Если буква ё стоит в середине слова, то какими звуками она обозначается? (Звуком [о])

- Если буква ё стоит в середине слова, то каким будет предшествующий звук в слове? Мягким или твёрдым? (Мягким)

- Верно. Прочитайте звуки, которые стали мягкими из-за того, что после них стоит буква ё (Звуки [т‘] [в‘] [д‘])

- Запишите слова котёнок, плывёт и идёт на листики. Какой вид соединения между буквами т и ё в первом слове? (Нижнее соединение)

- А между буквами ё и н (Верхнее соединение)

- Какой вид соединения между буквами в и ё во втором слове? (Нижнее соединение)

- А между буквами ё и т? (Верхнее соединение)

- Какой вид соединения между буквами д и ё в последнем слове? (Нижнее соединение) 

Организует работу на закрепление знаний о свойствах буквы ё в слоге-слияния

Анализируют слова, выявляют взаимосвязи

Пальчиковая гимнастика

 - Подготовим руки к письму, проведём пальчиковую гимнастику.

Утром встали пальчики

(Все пальчики вытягиваются)

Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять

(по очереди каждый пальчик сгибается)

Потянулись мальчики, будем танцевать

(совершаются вращательные движения)

Не ленитесь пальчики, встаньте же опять

(повторяем каждое движение заново).

Осуществляет подготовку уч-ся к письму, показывает образец выполнения упражнений

Выполняют упражнения для развития мелкой моторики вместе с учителем.

Повторение правил посадки при письме

- Вспомним правила посадки при письме и правила обращения с ручкой.

-  Сядьте прямо, спина опирается на спинку стула, ноги ровно стоят на полу, туловище, голову и плечи держать ровно. Положить обе руки на парту. Тетрадь держим под наклоном. Придерживаем тетрадь левой рукой (если ты правша), и правой рукой (если ты левша.)

- Ручка лежит на подушечке среднего пальца, придерживаем большим и указательным пальцами. Расстояние от стержня до указательного пальца 15мм.

Ставит перед учащимися учебную задачу, повторяет правила посадки при письме, а также правила держания ручки при письме.

Проговаривают и демонстрируют правила посадки при письме (положение тетради, ручки, посадка)

Самостоятельная работа

- Прочитайте слова на доске:

Утёнок, вёсла, лосёнок, ёлка, гусёнок, бурёнка, львёнок, актёр.

- На ваших партах лежат разлинованные листы в косую строчку, запишите слова соблюдая правила написания букв и соединений между ними.

Организует самостоятельную работу

Отрабатывают написание строчной буквы ё в соединении

V. Итог урока.

Цель: Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Обобщающая беседа

Рефлексия

- Итак, ребята, какие буквы мы с вами учились сегодня писать? (Строчную букву ё)

- Какие слова пишутся со строчной буквы ё? (Слова, стоящие не в начале предложения, нарицательные существительные)

- Хорошо, ребята, теперь предлагаю вам оценить свою работу. Если вы хорошо работали на уроке и довольны своей работой, то покажите мне ладошку. А если вы не довольны своей работой на уроке, то покажите мне кулачек.

Задает вопросы, подводит итог урока. Проводит рефлексию деятельности.

Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности).

Отвечают на вопросы учителя; формируют выводы в соответствии с задачами урока.

Оценивают свою деятельность на уроке с помощью смайликов для рефлексии.

Учитель: ...................................


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок чтения 1 класс по теме"Ь -показатель мягкости предшествующего согласного звука" по УМК "Планета знаний"

Урок по этой теме разработан в соответствии со всеми требованиями ФГОС ,составлен в виде технологической карты и может быть полезен в подготовке к урокам подобного типа....

Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку   « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука на конце слова. 2 класс

Цели: Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что обозначает мягкий знак на конце слова, как слово может изменить своё значение, только с помощью ь . Вспомним звуко-буквенный анализ слова, р...

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Предмет: обучение грамоте;УМК: Школа РоссииТип урока: открытие новых знаний...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Гласные буквы Ё,ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии»

Цель урока: создать условия для закрепления ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [й’о]), чтение слогов и слов с буквой «ё»....