Разработка урока по русскому языку на тему "Предложения простые и сложные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Разработка урока включает конспект урока с приложением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_predlozheniya_prostye_i_slozhnye.docx | 551.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Луначарская средняя общеобразовательная школа №8
Открытый урок
по русскому языку в 4 классе
Тема урока
«Предложения простые и сложные. Общее знакомство».
Учитель: Тищенко Светлана Александровна
Цель урока:
- Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях, выявить разницу сложных предложений и предложений с однородными членами.
- Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.
- Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
- Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.
Планируемые результаты:
Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Метапредметные:
- Познавательные умения: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
- Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.
- Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
- Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, дать детям возможность оценить свои достижения.
Ход урока.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Положительный настрой.
Послушайте, какая тишина.
Это в школе начались уроки.
Мы не будем с вами тратить время зря,
А приступим дружно все к работе!
Итак, ребята, мы начинаем урок русского языка.
СЛАЙД
- Урок я хочу начать со слов нашего земляка, великого донского писателя, лауреата нобелевской премии в области литературы М. А. Шолохова.
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
М. А. Шолохов
- Что для вас означают слова «язык – богатство народа»?
- Как нужно относится к изучаемому нами русскому языку?
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
а) Индивидуальная работа с карточками.
1 карточка
Вставить пропущенные буквы. Сделай синтаксический анализ 1-го предложения.
В темн . й чащ . з . молк с . л . вей.
Прокатил . сь зв . зда в с . неве.
Мес . ц смотр . т сквозь лист . я ветвей,
З . жига . т р . су (на) тр . ве.
2 карточка
Записать слова в два столбика: в 1 столбик слова с приставкой, во 2 столбик слова с предлогом:
(по)тропинке, (во)дворе, (по)прыгать, (на)ливать, (по)гладить, (на)него, (по)дорожке, (про)бежка, (про)кричать, (под)землей, (у)лететь, (на)выставке.
3 карточка
Запиши слова в 3 столбика в зависимости от орфограммы.
(Не)кричать, прилеч(?), береч(?), (не)принимать, кусае[ца], улыбае[ца], испеч(?), волнова[ца], (не)готовился, обжеч(?)ся.
б) Фронтальная работа с классом. Орфографическая минутка.
1) Задание классу: объяснить пропущенную орфограмму, доказать ее выбор.
Перв . цветы, со . нце, чудес ?ные, любуе[ца], цв . тут, скор. , скв . рцы, в . р . бьи,
(на)ступила, з . зелене . т (ед.ч., 3л.).
- По какой теме даны слова? (о природе, о весне).
- Весна уже успела порадовать нас своим теплом, и мы наблюдаем каждый день удивительные изменения в природе. Составьте предложение, используя данные слова.
- Я не случайно начала наш урок с предложения. Почему?
в) Блиц-опрос «Что мы знаем о предложении?» Кластер
- Какие предложения бывают по цели высказывания?
- Какие предложения бывают по интонации?
- Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения?
- Что такое грамматическая основа предложения?
- На какие виды делятся второстепенные члены?
- Чем предложение может быть осложнено?
- Как узнать в предложении однородные члены?
- Как могут быть связаны однородные члены?
- Один лучик остался не заполненным. О чём это говорит?
- Да. Мы с вами продолжаем исследовать предложение и делать новые открытия.
- Сначала составим план наших действий. Можно воспользоваться данным планом?
План
проверяем
наблюдаем
исследуем
открываем
оцениваем
применяем
Работа в паре.
Давайте вернёмся к предложению. Итак, у вас на парте карточки. Вы будете работать в паре. СЛАЙД: ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ.
Сначала поработайте с предложениями, подчёркните в них грамматическую основу и спишите предложения в тетрадь.
Карточка:
Наконец-то пришла весна. Весело зажурчали и побежали весенние ручейки. На деревьях надулись почки, а в лесу появились первые цветы.
Проверяем: называются основы предложений.
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Кто выполнил задание верно? ОЦЕНИТЕ РАБОТУ СВОЕЙ ПАРЫ. В чём возникло затруднение?
- Чем же отличается строение записанных предложений?
- Мы сейчас сами попробуем дать определение таким предложениям и обозначим тему нашего урока.
- Уже сегодня на уроке мы произносили СЛОЖНОЕ ... Какие слова называются сложными? Приведите примеры.
- А когда ещё? СЛОЖНАЯ ФОРМА будущего времени глагола. Чем отличается эта форма?
- Кто догадался о названии тех предложений, о которых мы говорим? Прочитайте эти предложения. Почему их назвали сложными?
- А как назвать оставшиеся предложения?
Тема урока ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
На доске: Предложения бывают и
- Какие цели поставим на уроке?
- Научиться находить сложные предложения и отличать их от простых.
- Рассмотреть способы связи в сложных предложениях.
- Значимость сложных предложений в речи.
Вывод: - Какие же предложения называются сложными, а какие простыми?
- Как можем проверить свои предположения?
ПРАВИЛО С. 73.
4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Работа в группе.
- Давайте вместе составим алгоритм того, как отличить простое предложение от сложного предложения.
Составление алгоритма различения простого и сложного предложения:
1) Нахожу и подчёркиваю карандашом главные члены предложения.
2) Определяю количество грамматических основ.
3) Если одна грамматическая основа – предложение простое, 2 и больше - сложное.
4) Определяю место постановки запятой. (между частями сложного предложения – т.е между двумя простыми предложениями).
5. Этап первичной проверки понимания изученного.
ТПО с. 63, упр.497
Найдите сложное предложение. Поставьте перед ними галочку. (Работа в парах).
1. На лесной опушке слышатся птичьи голоса.
2. Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.
3. Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи.
Проверка: Какие предложения вы отнесёте к сложным? Почему?
- Что можете сказать о первом предложении? Дайте характеристику этому предложению: добавляем слово «простое».
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ СВОЕЙ ПАРЫ.
- Спишите второе предложение.
- Объясните орфограммы.
( Один у доски – строение слов отстукивает и слышатся, определить спряжение)
Составляем схему сложного предложения [_____ ______],[_____ ______],
- А сейчас, чтобы набраться сил, я предлагаю вам отдохнуть.
Как живешь? Вот так!
(Дети встают и показывают большой палец.)
Как идешь? Вот так!
(Шаги на месте.)
Как бежишь? Вот так!
(Бег на месте.)
Как летишь? Вот так!
(Махи кистями.)
Как плывешь? Вот так!
(Махи руками.)
Как шалишь? Вот так!
(Прыжки с поворотом.)
Как сидишь? Вот так!
(Садятся за парты.)
- Из скольких частей состоит первое сложное предложение? А второе?
- Можно сказать, что они состоят из простых предложений?
- Попробуйте устно превратить сложные предложения в несколько простых. Вам понравилось то, как вы выразили мысль. При каком построении речь более мягкая. плавная? А при каком отрывистая, рубленая?
- Я произнесу первую часть сложного предложения, а вы проследите за моей интонацией…. (Нет интонации законченности)
- А в простом предложении?
- Значит, можно взять любые простые предложения, соединить их и получить сложное предложение? (Сложное предложение – это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой по смыслу. Они дополняют друг друга, превращая разные мысли в одну, более полную).
- А каким образом простые предложения будут связываться друг с другом? Вы обратили внимание? (Союзы, интонацией перечисления)
- Почитаем правило. Какой союз требует особого внимания?
ПРАВИЛО С. 75.
- В сложных предложениях так же встречаются союзы что, чтобы, потому что, как, который, поэтому.
7.Этап обобщения и систематизации знаний
С утра шёл дождь, а к вечеру погода улучшилась.
Дождь прошёл, и выглянуло солнце.
На небе сияло солнце, но на полях ещё лежал снег.
8. Этап подведения итогов
- Какая была тема урока?
– На какие вопросы мы дали ответы?
- В чём главное отличие простого и сложного предложений?
- Для чего в речи нужны сложные предложения? (Наша речь была бы намного беднее, если бы мы пользовались только простыми предложениями)
9.Этап рефлексии:
Рейтинг полученных знаний.
10.Домашнее задание. (дифференцированное)
Окончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились.
Ведь знания ваши нам всем пригодились.
И пусть мы с вами разные,
И результаты у нас разнообразные,
Но хвала вам, дети, и честь.
Я вас люблю такими, какие вы есть.
ТЕСТ
Прочитай вопрос. Выбери из ответов один правильный.
- Сложное предложение состоит из:
1) одного простого предложения;
2) двух простых предложений;
3) двух или нескольких простых предложений;
- Простые предложения в сложном отделяются друг от друга:
1) запятыми;
2) точками;
3) точками и запятыми;
- Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи:
1) союзов;
2) интонации;
3) союзов и интонации;
- Чтобы узнать сложное предложение надо:
1) разделить его на простые;
2) разделить его на простые по их главным членам;
- Одно из этих сложных предложений – бессоюзное. Какое?
1) Солнце зашло за тучу, его лучи освещали верхушки деревьев.
2) Солнце зашло за тучу, но его лучи освещали верхушки деревьев;
- Одно из этих сложных предложений состоит из трех простых. Какое?
1) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит.
2) Плывут паутины над сонным жнивьём, краснеют рябины под каждым окном.
Приложение
Карточка
Наконец-то пришла весна. Звонко и весело зажурчали весенние ручейки. На деревьях надулись почки, а в лесу появились первые цветы.
1 карточка
Вставить пропущенные буквы. Дайте характеристику первому предложению.
В темн . й чащ . з . молк с . л . вей. (________________________________________)
Прокатил . сь зв . зда в с . неве.
Мес . ц смотр . т сквозь лист . я ветвей,
З . жига . т р . су (на) тр . ве.
2 карточка
Записать слова в два столбика: в 1 столбик слова с приставкой, во 2 столбик слова с предлогом:
(по)тропинке, (во)дворе, (по)прыгать, (на)ливать, (по)гладить, (на)него, (по)дорожке, (про)бежка, (про)кричать, (под)землей, (у)лететь, (на)выставке.
3 карточка
Запиши слова в 3 столбика в зависимости от орфограммы.
(Не)кричать, прилеч(?), береч(?), (не)принимать, кусае[ца], улыбае[ца], испеч(?), волнова[ца], (не)готовился, обжеч(?)ся.
1 карточка
Вставить пропущенные буквы. Дайте характеристику первому предложению.
В темн . й чащ . з . молк с . л . вей. (________________________________________)
Прокатил . сь зв . зда в с . неве.
Мес . ц смотр . т сквозь лист . я ветвей,
З . жига . т р . су (на) тр . ве.
распростр.
нераспростр.
проверяем
наблюдаем
исследуем
открываем
оцениваем
применяем
Предложения
сложные
и простые
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»
Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении» в 3 классе построен с требованиями ФГОС. ОС " Школа 2100" ...
Урок по русскому языку по теме "«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».
Тип урока – урок рефлексия. Главный этап урока – построение проекта выхода из затруднения, где использовалась технология деятельностного подхода, использовался проблемно-диалогически...
Урок русского языка 4 класс Простые и сложные предложения конспект
Образовательная система школа 2100.Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Простая и сложная форма будущего времени глагола"
УМК ПНШ...
Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Разработка урока по русскому языку по теме "Простое и сложное предложение"
Разработка урока предназначена для обучающихся 3 класса...
Методическая разработка к уроку русского языка на тему: «Простое и сложное предложение»
Методическая разработка к уроку русского языка на тему: «Простое и сложное предложение»...