Рабочая программа.Русский язык 4 класс.
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Дмитриева Елена Михайловна

Русский язык.Рабочая программа 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      ПРОГРАММА КУРСА «Русский язык» 1—4 классы

                                                                                                       Автор: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.                                 

                                                                                                              Пояснительная записка

Русский язык 4 класс

УМК «Перспектива»

1. Роль и место дисциплины

Русский язык как учебный предмет занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Известно, что успехи в овладении языком обучения являются важнейшим условием общей успешности образования школьников, то есть владение устной и письменной речью выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное умение, необходимое для изучения любого предмета начальной школы.

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Предлагаемый курс русского языка в 4 классе направлен на углубленное изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение речевыми жанрами.  Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».

На уроках русского языка знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться   к   словарям,   решая   конкретные   языковые   задачи.   Разработана   система   заданий,   не позволяющая   обучающемуся   ответить   на   вопрос   или   выполнить   задание,   пока   он   не   добудет недостающую часть знаний в «другой» книге.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии:

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (начального 1-4), утверждённого приказом МО РФ № 373 от 06.10.2009 года;

- с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по предмету русский язык, рекомендованной Министерством образования и науки РФ;

- на основе авторской программы Л.Ф.Климановой «Русский язык»

- с учётом планируемых результатов начального общего образования и программой формирования универсальных учебных действий у учащихся, отражённых в Основной образовательной программе начального общего образования.

- с возможностями УМК «Перспектива»;

- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

4. 4.  Цели и задачи

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

5. Специфика программы

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

● формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного

пространства России, о языке как основе национального самосознания;

● развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

● развитие коммуникативных умений;

● развитие нравственных и эстетических чувств;

● развитие способностей к творческой деятельности.

Специфика программы по русскому языку под редакцией Климановой заключается в том, что она обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, усвоения основ лингвистики, развития мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, речевого самосовершенствования.

Задания учебников  предлагают учащимся мини- исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод. Проектная деятельность способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным. Она формирует у детей умение работать с информацией, взаимодействовать в разных группах, выполняя различные социальные роли.

6. Основные содержательные линии курса

Программа по русскому языку представлена основными содержательными линиями:

1)   основы   лингвистических   знаний:   фонетика   и   орфоэпия,   графика,   состав   слова   (морфемика; грамматика (морфология и синтаксис);

2) орфография и пунктуация;

              3) развитие речи.

7. Структура программы

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. 

Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

 Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных  на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
  • сочетания чк—чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
  • мягкий знак в глаголах на -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению

8. Требования к результатам

Личностными результатами изучения предмета  являются следующие умения:

          -  Использование формул речевого этикета в различных сферах общения.
          Позитивно оценивать роль знаний  и учения для самостоятельной жизни человека.

           Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 Формирование  ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные:

 Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её

осуществления.

 Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий,

 анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректиро-

вать свои действия, оценивать их.

 Оценивать свои успехи в учебной деятельности.

Познавательные:

 Умение   создавать   и   использовать   знаково-символические   модели   для   решения   учебных   и

практических задач.

 Использование   различных   способов  поиска   (в  справочных   источниках  и   открытом  учебном

информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи

и   интерпретации   информации   в   соответствии   с   коммуникативными   и   познавательными

задачами.

 Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение.

 Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и

обобщение   по   родовидовым   признакам,   установление   аналогий   и   причинно-следственных

связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

 Умение соотносить слово и набор его грамматических характеристик.

Коммуникативные:

 Умение слушать собеседника и вести диалог.

 Признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.

 Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 Научатся   активно   использовать   диалог   и   монолог   как   речевые   средства   для   решения

коммуникативных и познавательных задач.

 Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения.

Предметные результаты

1.      Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2.      Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка РФ, языка межнационального общения.

3.      Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4.      Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение знаковой функции языка.

5.      Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6.      Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям  общей культуры и гражданской позиции человека.

7.      Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

9. Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Русский язык» является урок.

В процессе изучения курса используются уроки знакомства с новым материалом и закрепления изученного, уроки-презентации, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки-путешествия, комбинированные уроки, творческие уроки, уроки – проекты.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

10. Итоговый контроль

Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные  работы, орфографический диктант, словарная работа, текущие и итоговые контрольные работы (диктанты).

11. Объем и сроки изучения

На изучение русского языка отводится 4 часа в неделю, всего - 136 часов:

Тематическое планирование по русскому языку

4 класс

УМК «Перспектива»

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Повторяем – узнаём новое –  13 ч.

Речевое общение.

Речь устная  и письменная.  

Расширение понятия  речевого общения: ролевые

отношения (кто и кому говорит), содержание речи и её словесное оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится).

Общение на разных уровнях (собеседники, группа,

коллектив).

Цель речевого общения.

Умение вести диалог-расспрос, аргументировать

своё высказывание, доказывать свою точку зрения.

Речевое общение. Речь устная и письменная. Содержание речи и её словесное оформление. Качество речевого общения: выразительность, информативность,  логичность, правильность речи.  Цель речевого общения.  Речевая культура. Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в различных сферах общения. Устная и письменная формы общения. Обращение. Знаки препинания при обращении. Текст как речевое произведение. Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. Составление текста на заданную тему и текста, отражающего проблему общения. Различные типы текстов. План текста простой и развёрнутый. Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, заявления, объяснительные записки. Сравнение небольших текстов научного и художественного стиля.

Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения. Анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Определять цели, тему, способы и результаты общения. Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать сочинения и изложения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Определять тип текста, формулировать тему и главную мысль текста, излагать текст по составленному плану. Владеть позитивным настроем при общении.

Язык как средство общения – 30 ч.

Средства общения.

Роль языка в общении. Роль письменности в истории человечества.

Систематизация знаний об основных языковых

единицах (звуках, буквах, словах, предложениях,

текстах). Повторение основных орфограмм. Предложение. Повторение знаний о предложении. Различение предложений и словосочетаний. Разные виды предложений.

Главные и второстепенные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Роль второстепенных членов предложения.

Предложения с однородными членами.

Смысловая ёмкость предложений с однородными членами.

Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов.

Простые и сложные предложения.

Знаки препинания в сложных предложениях с

союзами и, а, но.

Использование простых и сложных предложений в

речи.

Словосочетание. Различия между словосочетанием, словом и предложением.

Слово и его значение. Обобщение представлений о лексическом значении слова. Слово как языковой

знак, имеющий не только план выражения

(звукобуквенную и формально-грамматическую

форму), но и план содержания (значение слова). Тематическая классификация слов.

Прямое и переносное значение слова, многозначность. Метафора и сравнение. Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

Различные виды лингвистических словарей :

фразеологические, этимологические. Их устройство и назначение.

Средства общения. Роль языка в общении. Предложение. Различение предложений и словосочетаний. Разные виды предложений. Главные члены и второстепенные члены предложения. Подлежащее  сказуемое как грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Роль второстепенных членов предложения. Предложения с однородными членами. Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Использование простых и сложных предложений в речи. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением. Слово и его значение. Слово как языковой знак, имеющий не только план выражения и план содержания. Тематическая классификация слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность. Метафора и сравнение. Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Различные виды лингвистических словарей. Их устройство и назначение.

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах, давать определения им. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности каждого типа предложений.  Сравнивать простые и сложные предложения, объяснять роль союзов в сложном предложении. Выделять словосочетание из предложения, находить связь слов в словосочетании. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Использовать  в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Позитивно оценивать роль знаний  и учения для самостоятельной жизни человека. Понимать значимость позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Формировать эстетические потребности, ценности. Принимать и сохранять учебную задачу. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.

Состав слова – 9 ч.

Состав слова. Однокоренные слова. Повторение и систематизация основных орфограмм  корня. Правописание суффиксов  – ек и – ик. Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

Состав слова. Однокоренные слова. Орфограммы корня. Значимые части слова, единообразное их написание. Значение, которое привносит в слово каждая морфема Разбор слов по составу. Правописание суффиксов –ек, -ик. Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

Определять значение, которое приносить в слово каждая морфема. Находить значимые части слова, объяснять их написание с точки зрения орфографии. Уметь оценить правильность выполнения действия. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формирование  ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Слово как часть речи – 69 ч.

Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Критерии выделения частей речи: общее значение, набор грамматических значений, роль в предложении. Грамматическое значение частей речи (общее представление). Имя существительное. Повторяем, что знаем. Общее значение предметности существительных, вопросы. Род имен существительных (постоянный признак). Число, падеж (изменяемые признаки). Закрепление алгоритма определения падежа имени существительного. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных. Склонение имен существительных единственного числа. Безударные падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения (кроме существительных на -мя,  -ий, -ие, -ия). Склонение имен существительных во множественном числе. Варианты падежных окончаний имен существительных. Разбор имени существительного как части речи. Роль имен существительных в речи и в составе предложений. Имя прилагательное. Повторяем, что знаем. Общее значение: признак, качество предмета, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Склонение имен прилагательных. Безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе (кроме имен прилагательных на -ья, -ье,  -ов, -ин) и  способы их проверки. Образование имен прилагательных. Разбор имени прилагательного как части речи. Местоимение. Общие сведения о
местоимении как части речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, их роль в предложении. Глагол. Повторяем, что знаем. Общее значение действия, состояния, вопросы. Изменение глагола по временам. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Наблюдение за личными окончаниями глаголов при спряжении в единственном и во множественном числе. 1 и 2 спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений. Способы определение спряжения глагола. Правописание глаголов на  -тся и -ться. Определение написания  -тся и -ться с помощью вопроса к глаголу. Глаголы - исключения. Написание окончаний в глаголах – исключениях 1 и 2 спряжения. Разбор глагола как части речи. Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Количественные и порядковые числительные, их различие по вопросам и функции. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и  составные. Употребление числительных в речи. Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. Образование наречий от имен прилагательных. Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи. Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Общее представление, значение и роль в предложении.

Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Критерии выделения частей речи. Грамматическое значение частей речи. Имя существительное. Общее значение предметности существительных, вопросы. Род имён существительных (постоянный признак). Число, падеж (изменяемые признаки). Три склонения имён существительных. Склонения имён существительных единственного числа. Безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения. Склонения имён существительных во множественном числе. Варианты падежных окончаний имён существительных. Разбор имёни существительного как части речи. Роль имён существительных в речи и в составе предложений. Имя прилагательное. Склонения имён прилагательных. Безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе и способы их проверки. Образование  имён прилагательных. Разбор имёни прилагательного как части речи. Местоимение  Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, их роль в предложении. Глагол. Общее значение действия, состояния, вопросы. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола как его начальная форма. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжений. Способы определения спряжения глаголов. Правописание глаголов на тся и ться. Определение написания –тся и –ться с помощью вопроса к глаголу. Глаголы – исключения.  Написание окончаний в глаголах-исключениях I и II спряжения Разбор глагола как части речи. Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Употребление числительных в речи. Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. Образование наречий от имён прилагательных. Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи. Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Общее представление, значение и роль в предложении.

Различать слова разных частей речи на основе общности их значений,  грамматических признаков и роли в предложении.  Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их учебной деятельности. Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий,  анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и  корректировать свои действия, оценивать их. Развивать навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Позитивно оценивать роль знаний  и учения для самостоятельной жизни человека. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Повторяя, проверяем себя (общее повторение курса) - 15 ч.

Повторение.  

Общее представление, значение и роль в предложении. Повторение частей речи. Повторение состава слова. Повторение изученных орфограмм. Повторение алгоритмов проверки окончаний слов разных частей речи. Типы текстов.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы

её достижения и последовательность

действий, анализировать результаты,

сравнивать их с поставленной целью,

контролировать и  корректировать свои

действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при

выполнении заданий.

Развитие речи – 16 ч.

Обучающие сочинения. Сочинение – описание.  Сочинение – рассуждение. Изложение повествовательного текста. Изложение текста (повествование с элементами описания).

Обогащение словарного запаса словами разных частей речи. Употребление слов в переносном значении. Расширение грамматического строя речи. Развитие речевого слуха. Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи. Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки). Умение выражать свое отношение к разным периодам времен года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.

Письменно передавать содержание текста с опорой на готовый план. Замечать, тактично советовать, устранять недочеты в высказываниях. Наблюдать и сопоставлять признаки весенних месяцев, описывать их в словесной форме. Понимать и воспроизводить содержание текста из трех микротем, помогая себе планом. Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме. Создавать собственное высказывание определенного жанра.  

                                                                           

Тематическое планирование

                                         Тема

Количество часов

Речевое общение. Речь устная и письменная (2 ч.)

2ч.

Цель речевого общения (3 ч.)

3ч.

Речевая культура. Обращение (7 ч.)

7ч.

Текст как речевое произведение (11 ч.)

11ч.

Средства общения (9 ч.)

9ч.

Предложение (4 ч.)

4ч.

Главные и второстепенные члены предложения (5 ч.)

5ч.

Предложения с однородными членами (4 ч.)

4ч.

Простые и сложные предложения (3 ч.)

3ч.

Словосочетание (4 ч.)

4ч.

Слово и его значение (10 ч.)

10ч.

Состав слова. Однокоренные слова (20 часов)

20ч.

Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. (3 часа)

3ч.

Имя существительное (17 часа)

17ч.

Имя прилагательное (6 часов)

6ч.

Местоимение (6 часов)

6ч.

Глагол (14 часов)

14ч.

Имя числительное (3 часа)

3ч.

Наречие (5 часов)

5ч.

Итого:

Тематический диктант:8

Контрольный диктант:5

Контрольный словарный диктант:2

Контрольное списывание:2

Контрольное изложение:2

Комплексная работа:1

136ч.

                                     Учебно-методическое обеспечение:

1.Л.Ф. Климанова. Русский язык.  3 класс. Учебник в двух частях. М.: Просвещение, 2014.        

2.Л.Ф.Климанова  Русский язык : методические рекомендации. 3 класс  -М.: Просвещение, 2016.                                                                                                                                           3.Рабочая тетрадь в двух частях  «Русский язык 3 класс» , Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. М.:                                  

Просвещение, 2016.        

 4.Технологические карты - http//1-4.prosv.ru  

  5.«Перспектива»: Сборник рабочих программ  для начальной школы. — М.: Просвещение, 2013.

                                    Перечень учебно-методического обеспечения

Для реализации содержания предмета «Русский язык» в 4 классе  используется следующий учебно-методический комплекс:

1.  Л.Ф.  Климанова,  Т.В.  Бабушкина  «Русский  язык»  учебник  для  4  класса  в  двух частях. М., «Просвещение». 2014.

2. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык». Рабочая тетрадь. 4 класс в двух частях.2016.

Методические пособия для учителя.

1)  Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.  Методическое пособие. Уроки русского языка. 4 класс.

2)  Сборник рабочих программ. «Перспектива». Система учебников «Перспектива». Москва «Просвещение», 2012 г.

3)  Василенко Т.В.«Толковый словарь для начальных классов».-М: «Грамотей», 2004 г.

4)  Журнал «Начальная школа».

5) Газета «Первое сентября» «Начальная школа».

6)  Сборник диктантов и творческих работ. 7) Опорные таблицы.

8) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М.: Просвещение, 2008. — 21 с. — (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский родной язык»

Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образоват...

Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс

Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс...

Рабочая программа "Русский родной язык" 1 класс

Материал предназначен для учителей начальных классов...

Рабочая программа " Русский родной язык"

Данная рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программ...

Рабочая программа Русский родной язык 1-4 класс Школа России

В рабочую программу включены содержание программы, тематическое планирование, планируемые результаты подготовки учащихся, в качестве приложения 1 программы включены оценочные материалы....

Рабочая программа Русский(родной язык) 4 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу Русский(родной язык)....