Рабочая программа Русский родной язык 1-4 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
В рабочую программу включены содержание программы, тематическое планирование, планируемые результаты подготовки учащихся, в качестве приложения 1 программы включены оценочные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_rodnoy_yazyk_1-4_klassy.docx | 85.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ №5 г. Алзамай.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Количество учебных недель | 33 | 34 | 34 | 34 |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 |
Количество часов в год | 33 | 34 | 34 | 34 |
Уровень подготовки учащихся: базовый.
Место предмета в учебном плане – обязательная часть.
Учебники:
Русский родной язык
1. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 1 класс.
2. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 2 класс.
3. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 3 класс.
4. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 4 класс.
В рабочую программу включены содержание программы, тематическое планирование, планируемые результаты подготовки учащихся, в качестве приложения 1 программы включены оценочные материалы.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
- Расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- Формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- Совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
- Совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- Совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- Приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС
Русский язык: прошлое и настоящее.
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
- Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).
- Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Язык в действии: слово, предложение.
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Слово и его значение
Многозначные слова. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Секреты речи и текста.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Озаглавливание. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам.
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
2 КЛАСС
Русский язык: прошлое и настоящее.
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
Слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлебка, бублик, коврижка, ватрушка), какие из них сохранились до наших дней; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но разную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (русск.), ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».
Язык в действии: слово, предложение.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Работа со словарем ударений.
Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Как появляются фразеологизмы; пословицы. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения.
Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений. Совершенствование орфографических навыков.
Секреты речи и текста.
Типы текстов: описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Умение делить текст на части. План текста.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы в диалоге, завершение диалога (например, как выразить несогласие; как убедить товарища).
Создание текстов – повествований. Создание текста: развернутое толкование значения слова.
3 КЛАСС
Русский язык: прошлое и настоящее.
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой );
2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром).
Проектное задание: «Русский народный костюм»
Язык в действии: слово, предложение.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Секреты речи и текста.
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
4 КЛАСС
Русский язык: прошлое и настоящее.
Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница);
слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );
слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)
Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.
Язык в действии: слово, предложение.
Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.
Секреты речи и текста.
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИАЕ
1 класс
Номер урока | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Контроль |
Раздел 1. Секреты речи и текста (9 ч.) | |||
1 | Как люди общаются друг с другом | 1 | |
2 | Как люди общаются друг с другом. Жесты и мимика | 1 | |
3 | Вежливые слова. Слова прощения | 1 | |
4 | Вежливые слова. Слова благодарности | 1 | |
5 | Как люди приветствуют друг друга | 1 | |
6 | Зачем людям имена | 1 | |
7 | Спрашиваем и отвечаем | 1 | |
8 | Спрашиваем и отвечаем | 1 | |
9 | Проект «Словарь в картинках» | 1 | |
Раздел 2. Язык в действии (9 ч.) | |||
10 | Выделяем голосом важные слова | 1 | |
11 | Выделяем голосом важные слова | 1 | |
12 | Выделяем голосом важные слова. Диалог. | 1 | |
13 | Как можно играть звуками | 1 | |
14 | Где поставить ударение. Наблюдаем за словами. | 1 | |
15 | Где поставить ударение. | 1 | |
16 | Где поставить ударение | 1 | |
17 | Где поставить ударение | 1 | |
18 | Как сочетаются слова | 1 | |
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.) | |||
19 | Как писали в старину. Береста. | 1 | |
20 | Как писали в старину. Из истории языка. | 1 | |
21 | Как писали в старину. Кириллица. | 1 | |
22 | Как писали в старину Из истории языка. | 1 | |
23 | Дом в старину: что как называлось. Изба. | 1 | |
24 | Дом в старину: что как называлось. Палаты. | 1 | |
25 | Дом в старину: что как называлось. Терем. | 1 | |
26 | Дом в старину: что как называлось. Хоромы. | 1 | |
27 | Во что одевались в старину. Одежда простых людей. | 1 | |
28 | Во что одевались в старину. Одежда богатых людей. | 1 | |
29 | Во что одевались в старину. Сравнение одежды прошлой и настоящей. | 1 | |
30 | Во что одевались в старину. Картины художников. | 1 | |
Секреты речи и текста (3 ч.) | |||
31 | Сравнение текстов | 1 | |
32 | Сравнение текстов | 1 | |
33 | Сравнение текстов | 1 |
2 класс
Номер урока | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Контроль |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10ч.) | |||
1 | По одежке встречают. | 1 | |
2 | Ржаной хлебушко калачу дедушка. | 1 | |
3 | Если хочешь щи, так другой пищи не ищи. | 1 | |
4 | Каша – кормилица наша | 1 | |
5 | Любишь кататься – люби и саночки возить. | 1 | |
6 | Делу время, потехе час | 1 | |
7 | В решете воду не удержишь. | 1 | |
8 | Самовар кипит – уходить не велит. | 1 | |
9-10 | Проектное задание: Словарь «Почему это так называется». | 2 | |
Раздел 2. Язык в действии (14 ч.) | |||
11-12 | Помогает ли ударение различать слова? | 2 | |
13-14 | Для чего нужны синонимы? | 2 | |
15-16 | Для чего нужны антонимы? | 2 | |
17-18 | Как появляются фразеологизмы и пословицы? | 2 | |
19-20 | Как можно объяснить значение слова? | 2 | |
21-22 | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | 2 | |
23-24 | Проектное задание: «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» | 2 | |
Раздел 3. Секреты речи и текста (10 ч.) | |||
25-26 | Учимся вести диалог | 2 | |
27-28 | Составляем развёрнутое толкование значения слова | 2 | |
29 | Устанавливаем связь предложений в тексте | 1 | |
30-31 | Создаём тексты - инструкции и тексты - повествования | 2 | |
32 | Творческая проверочная работа «Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году» | 1 | |
33-34 | Представление результатов выполнения проектных заданий | 2 |
3 класс
Номер урока | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Контроль |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.) | |||
1 | Где путь прямой, там не езди по кривой | 1 | |
2 | Кто друг прямой, тот брат родной | 1 | |
3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 1 | |
4 | Сошлись два друга – мороз да вьюга | 1 | |
5 | Ветер без крыльев летает | 1 | |
6 | Какой лес без чудес | 1 | |
7 | Дело мастера боится | 1 | |
8 | Заиграйте, мои гусли… | 1 | |
9 | Что ни город, то норов | 1 | |
10 | У земли ясно солнце, у человека – слово | 1 | |
11-12 | Представление проектных заданий и результатов миниисследований, выполненных при изучении раздела «Русский язык: прошлое и настоящее» | 2 | |
Раздел 2. Язык в действии (7 ч.) | |||
13 | Для чего нужны суффиксы? | 1 | |
14-15 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | 2 | |
16 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | 1 | |
17 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 1 | |
18 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 1 | |
19 | Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка» | 1 | |
Раздел 3. Секреты речи и текста (15ч.) | |||
20-23 | Создаём тексты рассуждения | 4 | |
24-27 | Учимся редактировать тексты | 4 | |
28-31 | Создаём тексты – повествования | 4 | |
32-34 | Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты текста и речи» | 3 |
4 класс
Номер урока | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Контроль |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15 ч.) | |||
1-2 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | 2 | |
3-4 | Вся семья вместе, так и душа на месте | 2 | |
5-7 | Красна сказка складом, а песня – ладом | 3 | |
8-10 | Красное словцо не ложь | 3 | |
11-13 | Язык языку весть подаёт | 3 | |
14-15 | Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела | 2 | |
Раздел 2. Язык в действии (6 ч.) | |||
16-17 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 2 | |
18-19 | Можно ли об одном и том же сказать по разному? | 2 | |
20 | Как и когда появились знаки препинания? | 1 | |
21 | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | 1 | |
Раздел 3. Секреты речи и текста (13 ч.) | |||
22 | Задаём вопросы в диалоге | 1 | |
23-24 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | 2 | |
25-26 | Учимся составлять план текста | 2 | |
27-28 | Учимся пересказывать текст | 2 | |
29-31 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 3 | |
32 | Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка» | 1 | |
33-34 | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» | 2 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета на конец 1 класса
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета на конец 2 класса
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
- антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;
- типы текстов: повествование, описание
уметь: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- определять прямое и переносное значение слова;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст;
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
- составлять планы различных видов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета на конец 3 класса
Личностные результаты
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
- Уметь донести свою позицию до собеседника;
- Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
- изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- типы текстов: рассуждение, повествование, описание;
- стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);
- структуру текста рассуждения
уметь:
распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- определять тему текста и основную мысль;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;
- определять грамматические значения заимствованных слов;
- строить словообразовательные цепочки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета на конец 4 класса
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
- многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
- особенности эпистолярного жанра;
- типы текстов;
- основные элементы композиции текста.
уметь:
- распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь основных элементов композиции текста;
- распознавать стили речи.
Способы оценивания достижений
Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании других сообщений, при оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и
представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления.
Приложение 1
Оценочный материал
2 класс
1. Отметь «х» все вопросы, на которые нельзя ответить одним
словом.
□ Какая сегодня погода?
□ Кто сегодня дежурит?
□ Почему важно уметь читать?
□ Как тебя зовут?
□ Как правильно заваривать чай?
2. Выбери и отметь «х» слово, которое должен выделить голосом тот, кто задаёт вопрос. Для этого тебе нужно прочитать ответ.
– Что это за зверь воет за окном?
– Это не зверь, это же ветер!
□ это
□ зверь
□ ветер
3. Соотнеси названия построек и их описания.
дворец
изба
терем
палаты
царский, великолепный
деревенская, тесная
каменные, просторные
княжеский, высокий
В последующих классах также можно использовать разнообразные проверочные задания, чётко осознавая, что важно не допускать формального подхода, провоцирующего учащихся на механическое запоминание определённых фрагментов учебного пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "русский родной язык" 4 кл 1 час
рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский родной язык»
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образоват...
Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс
Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс...
Рабочая программа "Русский родной язык" 1 класс
Материал предназначен для учителей начальных классов...
Рабочая программа " Русский родной язык"
Данная рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программ...
Рабочая программа Русский(родной язык) 4 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу Русский(родной язык)....
Рабочая программа "Русский родной язык" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по русскому родному языку и КТП для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...