Рабочая программа "Русский родной язык" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Хомякова Татьяна Игоревна

Материал предназначен для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_1_klass_homyakova_t.i.docx48.16 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                          «Утверждаю»

                                                                                                                                                                          директор (образовательное учреждение)

                                                                                                                                                                          ___________ ФИО директора

                                                                                                                                                                          дата                                    

                                           

                                          Рабочая программа

                            учебного предмета «Русский родной язык»

                                                 для 1классов

     Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы по  учебному предмету родной (русский) язык, Примерной программы по учебному предмету родной (русский) язык, Образовательной программы начального общего образования образовательное учреждение

Принята

на педагогическом совете

протокол №_

дата

Рабочая программа по предмету «Русский родной  язык»

Программа «Русский родной  язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» рассчитана на 1 ч. в неделю, 33 часа в год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» 1класс

Личностные и метапредметные результаты

    Требования к результатам изучения учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностносмысловой сферы и коммуникации).

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  •  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе;
  • положительного отношения к урокам русского языка;
  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • интереса к языковой и речевой деятельности;
  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
  • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
  • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

              Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится::

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
  • понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно  следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения «Русского родного языка» на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту учебных, научно  познавательных текстов, инструкций.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся получит возможность научиться:

 научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  •  сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
  • Обучающийся получит возможность научиться:

 получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно

        -  соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

                           -  в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

Формирование ИКТ компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

В результате изучения «Русского родного языка» на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Обучающийся научится:

использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно  двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини  зарядку).

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • Технологии ввода информации в компьютер: ввод текста,  изображения, цифровых данных

Обучающийся научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств  сохранять полученную информацию;

Обработка и поиск информации

Обучающийся научится:

  • редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера.

Обучающийся  получит возможность 

- научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Обучающийся научится:

  • создавать диаграммы, планы территории и пр.;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде,

Обучающийся получит возможность научиться:

  • представлять данные;

Планирование деятельности, управление и организация

Обучающийся научится:

  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий,

               Выпускник получит возможность научиться:

  • моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметные результаты

В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»

Обучающийся научится:

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.

При реализации содержательной линии «Язык в действии»

Обучающийся научится:

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • осознавать смыслоразличительную роль ударения;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  •  использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.

Содержание учебного предмета «Русский родной  язык»

На изучение «Русского родного языка» в 1 классе отводится 1 час в неделю (33 часа)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)

           Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).

2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание. Словарь в картинках.

Раздел 2. Язык в действии (10 ч)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (11 ч)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.

 Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить собеседника? Как похвалить товарища?

Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Тематическое планирование

учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

 Секреты речи и текста

11ч

2

Язык в действии

10ч

3

Русский язык: прошлое и настоящее

12ч

Всего

33 ч

Образовательное учреждение

Рассмотрено                                                                                Согласовано                                                                       «Утверждаю»

на заседании ШМО                                                                    зам. директора по УВР                                                     директор МБОУСОШ №

«___»__________2020г.                                                               _________ФИО                                                                   ________ФИО

Руководитель ШМО

_________ФИО

«___»__________2020г.                                                              «___»__________2020г.

Календарно-тематическое планирование

по русскому родному языку

УМК «Школа России»

Класс: 1

                                                                  Количество часов: 33 часа(33 учебные недели),1 час в неделю

Учитель: ФИО

Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

примерной основной образовательной программой образовательного учреждения,

а также авторской программой Александровой О. М., Вербицкой Л. А., Богданова С. И.и др.

 

Учебник: Русский родной язык. 1 класс

Авторы: Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И.,
Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю.

 2020- 2021 учебный год

Предмет «Русский родной язык» 1 класс

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Раздел 1. Секреты речи и текста  (8 часов)

1

Как люди общаются друг с другом. Предмет и слово. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки.

1

2

Связь слов и высказываний. Служебные слова. Общение. Устная и письменная речь.

1

3

Гласные и согласные звуки. Ударение. Звонкие и глухие согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Вежливые слова.

1

4

Вежливые слова.

Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?)

1

5

Как люди приветствуют друг друга

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми

1

6

Зачем людям имена

Имена в малых жанрах фольклора

1

7

Спрашиваем и отвечаем.

1

8

Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на новое содержание)

1

Раздел 2. Язык в действии (10 часов )

9

Выделяем голосом важные слова.

1

10

Роль логического ударения.

1

11

Роль логического ударения.

1

12

Как можно играть звуками

1

13

Звукопись в стихотворном художественном тексте

1

14

Где поставить ударение

1

15

Где поставить ударение

1

16

Смыслоразличительная роль ударения

1

17

Как сочетаются слова

1

18

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов)

1

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов )

19

Как писали в старину

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

1

20

Как писали в старину

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

1

21

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

1

22

Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»

1

23

Дом в старину: что как называлось.

1

24

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.

1

25

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.

1

26

Дом в старину: что как называлось

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина

1

27

Во что одевались в старину.

1

28

Во что одевались в старину.

1

29

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.)

1

30

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.)

1

Раздел 1. Секреты речи и текста (3 часа)

31

Сравниваем тексты

1

32

Сопоставление текстов

1

33

Проект «Секреты речи».

1

Всего

33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родничок" (для дополнгительного образования учащихся 1-4 классов)

Фольклор является богатейшим источником познавательного, нравственного развития учащихся и, конечно же, развития их творческих возможностей....

Рабочая программа для 1 класса по родному (татарскому) языку и литературному чтению

Рабочая программа по татарскому языку создана на основе: □ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; (утвержден приказом МО и Н РФ 06.10.2009 г. №373...

Рабочая программа_Родная литература на родном языке (русский)_3 класс

Рабочая программа по родной литературе  на родном языке (русском)  для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России.

Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России....

Русский язык1 класс ( Перспектива)

Рабочая программа по русскому языку 1 класс. программа Перспектива....

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...