3 класс. Адаптированная рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Адаптированная рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr_-_rp_russkiy_yazyk_3v_klass.docx | 88.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза
Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза
Ивана Даниловича Черняховского»
общеобразовательная область «Русский язык и литературное чтение»
предмет «Русский язык»
3 класс
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Вольтмарова Н.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
город Черняховск
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса разработана в соответствии с:
- статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011г. № 2357; от 8.12.2012 г. № 1060; от 29.12.2014 г. № 1643; от 18.05.2015 г. № 507; от 31.12.2015г. №1576;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- примерной программой начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-2-е изд. М: Просвещение, 2009, - 317с.
- авторской программы по русскому языку. Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2015. – 340 с.
- положением о рабочей программе учебных предметов, курсов по адаптированным общеобразовательным (образовательным) программам;
-учебным планом МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
- учебно-методическим комплектом «Школа России»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Цели курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика» предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий, что отражено в календарно-тематическом планировании.
Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
В 3 классе на уроки русского языка отводится 136 ч(4 ч в неделю, 34учебных недели), в том числе 27 часов - учебного модуля «Занимательная грамматика», который способствует развитию познавательной активности учащихся и расширяет содержание образовательной программы по русскому языку.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Русский язык, учебник для третьего класса / Горецкий В.Г., Канакина В.П. - М.: Просвещение, 2013.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.
Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного
решения коммуникативных задач. Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой
формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.
«Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
- развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
- уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты:
- первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
- понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
- овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка(звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
- овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Язык и речь
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово в языке и речи
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Состав слова
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).
Правописание частей слова
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Части речи
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Повторение изученного за год.
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» (27 часов)
Поговорки и пословицы, Игротека, Запоминай словарные слова, Растения во фразеологизмах, Животные во фразеологизмах, Игротека, Я не поэт, я только учусь..., Игротека, И снова животные во фразеологизмах, Кое-что о местоимениях, Игротека, Состав слова, основа слова, формы слова, Про корень и окончание, Игротека, Непроизносимые согласные, Учимся различать приставку и предлог, Учимся писать не с глаголами, Игротека, Имена существительные с шипящим звуком, Поговорим о падежах, Игротека, Сложные слова, От архаизмов до неологизмов, По страницам энциклопедий, Игротека, Повторяем, Повторяем, повторяем...
Тематическое планирование
по русскому языку (136 ч)
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел 1. Язык и речь | 2 | ||
1 | Знакомство с учебником. Виды речи. Речь и её назначение. | 1 | Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). |
2 | Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. | 1 | Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Работа по шаблону. |
Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» | 13 2 | ||
3 | Текст. Типы текстов. | 1 | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделятьчаститекста и обосновыватьправильностьихвыделения. |
4 | Предложение. | 1 | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать не пунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. Работа по шаблону. |
5 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа. |
6 | Виды предложений по интонации и по цели высказывания. | 1 | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновыватьзнакипрепинания в концепредложений. |
7 | Предложение с обращением. | 1 | Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях – обращения. Работа по шаблону. |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. |
9 | Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | Составлять из двух простых предложений одно сложное. Работа по шаблону. |
10 | Административная контрольная работа (входная) | 1 | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные. Работа по индивидуальному маршруту. |
11 | «Занимательная грамматика» Поговорки и пословицы. | 1 | Уметь отличать пословицу от поговорки. Работа по карточке. |
12 | Простое и сложное предложение | 1 | Составлять из двух простых предложений одно сложное. |
13 | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. | 1 | Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждатьприопределениихарактеристикзаданногопредложения. Работа по шаблону. |
14 | Словосочетание.Закрепление изученного материала. | 1 | Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. |
15 | «Занимательная грамматика» Игротека. | 1 | Уметь разгадывать русские народные загадки, расшифровывать фразеологизмы. Объяснятьихзначение.Работа по карточке. |
Раздел 3. Слово в языке и речи Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» | 19 4 | ||
16 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | 1 | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значении слов русского языка». |
17 | Синонимы и антонимы. | 1 | Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Работа по шаблону. |
18 | Омонимы. | 1 | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. |
19 | Слово и словосочетание. | 1 | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Работа по шаблону. |
20 | «Занимательная грамматика» Запоминай словарные слова | 1 | Тренироваться в грамотном написании словарных слов. Работа по карточке. |
21 | Фразеологизмы. | 1 | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. |
22 | Обучающее изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». | 1 | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца. Дополнительное инструктирование. |
23 | Части речи. | 1 | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение. |
24 | «Занимательная грамматика» Растения во фразеологизмах | 1 | Знакомиться со значением и происхождением фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу» и др. Работа по карточке. |
25 | Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных. | 1 | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение. |
26 | Имя числительное. | 1 | Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводитьпримерыслов – имёнчислительных. |
27 | Имя числительное. Проверочная работа по теме «Части речи». | 1 | Приводить примеры слов – имён числительных. Оценивать результаты выполненного задания. Работа по индивидуальному маршруту. |
28 | Однокоренные слова. | 1 | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. Работа по шаблону. |
29 | «Занимательная грамматика» Животные во фразеологизмах | 1 | Знакомиться с фразеологизмами, в которых встречаются названия животных «где раки зимуют», «мышиная возня» и др. Работа по карточке. |
30 | Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | 1 | Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных звуков в словах типа «роса», «мороз». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбиратьнесколькопроверочныхслов с заданнойорфограммой. |
31 | Согласные звуки и буквы. | 1 | Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику согласных звуков в словах типа «ёж». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Работа по шаблону. |
32 | Правописание разделительного мягкого знака. | 1 | Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа «коньки». Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). |
33 | Слово и слог. Звуки и буквы. | 1 | Работать с памяткой «Как делать звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Работа по шаблону. |
34 | «Занимательная грамматика» Игротека | 1 | Работать с фразеологизмами, связанными с растениями и животными. Повторитьправописаниесловарныхслов.Работапокарточке. |
Раздел 4. Состав слова Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» | 15 2 | ||
35 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. |
36 | Обучающее изложение повествовательного текста. | 1 | Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Дополнительное инструктирование. |
37 | «Занимательная грамматика» Я не поэт, я только учусь... | 1 | Познакомиться с понятием рифма и ритм. Упражняться в умении подбирать рифмующие слова, составлять четверостишия с заданными словами. Работа по карточке. |
38 | Формы слова. Окончание. | 1 | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работа по шаблону. |
39 | Контрольный диктант«Правописание частей слова». | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Работа по индивидуальному маршруту. |
40 | Формы слова. Окончание. | 1 | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Работа по шаблону. |
41 | Приставка. | 1 | Формулировать определение приставки. Объяснять значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки. Работа по шаблону. |
42 | Приставка. | 1 | Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словахприставки. Образовыватьслова с помощьюприставки. |
43 | Суффикс. | 1 | Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словахсуффиксы. Образовыватьслова с помощьюсуффикса. |
44 | Суффикс. | 1 | Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса. Работа по шаблону. |
45 | Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст. Дополнительное инструктирование. |
46 | Основа слова. | 1 | Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»; наблюдать над группами однокоренных слов, способами их образования. |
47 | Обобщение знаний о составе слова. | 1 | Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. |
48 | Проверочная работа по теме «Состав слова». | 1 | Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Работа по индивидуальному маршруту. |
49 | «Занимательная грамматика» Игротека. | 1 | Подбор рифмующихся слов. Умение выявлять скрытый смысл пословиц. Различатьчастиречи. Работа по карточке. |
Раздел 5. Правописание частей слова Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» | 20 4 | ||
50 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Подбиратьнесколькопроверочныхслов с заданнойорфограммой. |
51 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Работа по шаблону. |
52 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работа по шаблону. |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | Объяснять написание безударной гласной в корне. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами). |
54 | «Занимательная грамматика» И снова животные во фразеологизмах. | 1 | Знакомить с происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных. Работа по карточке. |
55 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
56 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 | Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. |
57 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводитьпримерыслов с заданнойорфограммой. |
58 | Административная контрольная работа (промежуточная) | 1 | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работа по индивидуальному маршруту. |
59 | «Занимательная грамматика» Кое-что о местоимениях. | 1 | Расширить представление о личных местоимениях и их формах. Уметь выделять начальную форму местоимения. Работа по карточке. |
60 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Работа по шаблону. |
61 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. |
62 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлятьвзаимоконтроль и самоконтрольприпроверкевыполненнойписьменнойработы. |
63 | Правописание приставок. | 1 | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме. Работа по шаблону. |
64 | Проверочная работа по теме «Правописание значимых частей слова». | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Работа по индивидуальному маршруту. |
65 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
66 | «Занимательная грамматика». Игротека | 1 | Уметь различать местоимение, наречие, числительное. Соотносить фразеологизм и его значение. Работа по карточке. |
67 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании. Работа по шаблону. |
68 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки. |
69 | «Занимательная грамматика». Состав слова, основа слова, формы слова. | 1 | Распознавать части слова. Отличать форму одного и того же слова от другого родственного слова. Работа по карточке. |
Раздел 6. Части речи Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» | 63 13 | ||
70 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различатьсредиоднокоренныхсловименасуществительные. |
71 | Начальная форма имени существительного | 1 | Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме. |
72 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). |
73 | «Занимательная грамматика» Про корень и окончание | 1 | Уметь находить корень в слове. Работа по карточке. |
74 | Устаревшие слова.Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | Находить устаревшие слова – имена существительные.Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.Дополнительноеинструктирование.Работапопамятке. |
75 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Работа по алгоритму. |
76 | Число имён существительных. | 1 | Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Работа по шаблону. |
77 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 1 | Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части речи, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти. Работа по шаблону. |
78 | Род имён существительных. | 1 | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Работа по алгоритму. |
79 | «Занимательная грамматика» Игротека. | 1 | Разбирать слова по составу. Выделять корень, окончание, приставку, суффикс в словах. Работа по карточке. |
80 | Род имён существительных. | 1 | Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Работа по алгоритму. |
81 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | 1 | Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Работа по памятке. |
82 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | 1 | Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Работа по алгоритму. |
83 | Обучающее изложение повествовательного текста. | 1 | Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Работа по шаблону. |
84 | «Занимательная грамматика» Непроизносимые согласные. | 1 | Грамотно писать слова с непроизносимыми согласными. Работа по карточке. |
85 | Проверочный диктант по теме «Род и число имён Существительных». | 1 | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Работа по индивидуальному маршруту. |
86 | Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам. | 1 | Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Работа по памятке. |
87 | Именительный падеж. | 1 | Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу. Работа по шаблону. |
88 | «Занимательная грамматика». Учимся различать приставку и предлог. | 1 | Уметь отличать предлог от приставки, грамотно писать их в предложениях. Работа по карточке. |
89 | Родительный падеж. | 1 | Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Работа по алгоритму. |
90 | Дательный падеж. | 1 | Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Работа по шаблону. |
91 | Винительный падеж. | 1 | Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода и др.). Работа по памятке. |
92 | Творительный падеж. | 1 | Распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Работа по алгоритму. |
93 | «Занимательная грамматика» Учимся писать не с глаголами. | 1 | Тренироваться в грамотном написании «не» с глаголами. Работа по карточке. |
94 | Предложный падеж. | 1 | Распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Работа по алгоритму. |
95 | Обобщение знаний об имени существительном. Обучающее изложение текста повествовательного типа. | 1 | Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных.Определять начальную форму имени существительного.Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.Проверять письменную работу (сочинение).Дополнительное инструктирование.Работапошаблону. |
96 | «Занимательная грамматика» Игротека. | 1 | Грамотное написание непроизносимых согласных, приставок, предлогов, «не» с глаголами. Работа по карточке. |
97 | Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Работа по индивидуальному маршруту. |
98 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Работа по памятке. |
99 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Работа по шаблону. |
100 | «Занимательная грамматика» Имена существительные с шипящим звуком. | 1 | Повторить шипящие звуки русского языка; закреплять правописание имён существительных с шипящими на конце; уметь подбирать синонимы. Работа по карточке. |
101 | Сложные имена прилагательные. | 1 | Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать. Работа по алгоритму. |
102 | Работа над ошибками. Составление текста-описания в научном стиле. | 1 | Познакомить с научным и художественным описанием предмета, с особенностями научного и делового описания. Составлять текст-описание о растении в научном стиле. Дополнительное инструктирование. |
103 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Работа по шаблону. |
104 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писатьправильнородовыеокончанияимёнприлагательных. Работа по алгоритму. |
105 | Изменение имён прилагательных по числам. Составление текста-описания о животном. | 1 | Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. Работа по шаблону. |
106 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Работа по памятке. |
107 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | Определять начальную форму имени прилагательного. Работа по алгоритму. |
108 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. Работа по шаблону. |
109 | «Занимательная грамматика» Поговорим о падежах. | 1 | Упражнения в определении падежа имён существительных. Работа по карточке. |
110 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Работа по индивидуальному маршруту.Работа по памятке. |
111 | Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Дополнительное инструктирование. |
112 | «Занимательная грамматика» Игротека. | 1 | Сочинение стихотворной строчки с заданной рифмой. Работа по карточке. |
113 | Работа над ошибками. Личные местоимения. | 1 | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Дополнительное инструктирование. |
114 | Местоимения 3-го лица. | 1 | Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Работа по алгоритму. |
115 | Роль местоимений в предложении. Составление письма. | 1 | Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Составлять письмо другу или кому-либо из родственников. Дополнительное инструктирование. |
116 | Морфологический разбор местоимения. | 1 | Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Работа по памятке. |
117 | «Занимательная грамматика» Сложные слова. | 1 | Упражнять в правописании слов, образованных путём сложения двух основ. Работа по карточке. |
118 | Проверочная работа по теме «Местоимение». | 1 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Работа по индивидуальному маршруту. |
119 | Глагол как часть речи. | 1 | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Работа по алгоритму. |
120 | Значение и употребление в речи глаголов.Составление текста по сюжетным картинкам. | 1 | Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов.Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). Работа по индивидуальному маршруту.Работа по шаблону. |
121 | «Занимательная грамматика» От архаизмов до неологизмов. | 1 | Находить в тексте архаизмы, историзмы, неологизмы. Работа по карточке. |
122 | Начальная форма глагола. | 1 | Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Работа по шаблону. |
123 | Изменение глаголов по числам. | 1 | Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам. Работа по алгоритму. |
124 | Изменение глаголов по временам. | 1 | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Работа по шаблону. |
125 | Изменение глаголов по временам. | 1 | Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Работа по алгоритму. |
126 | «Занимательная грамматика» По страницам энциклопедий. | 1 | Привлечь внимание учащихся к энциклопедическим изданиям. Работа по карточке. |
127 | Административная контрольная работа (итоговая) | 1 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Работа по индивидуальному маршруту. |
128 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. Работа по шаблону. |
129 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст. Работа по памятке. |
130 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работа по алгоритму. |
131 | «Занимательная грамматика» Игротека. | 1 | Грамотно писать сложные слова. Работа по карточке. |
132 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | 1 | Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Работа по алгоритму. |
Раздел 6. Повторение Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» | 4 2 | ||
133 | Повторение по теме «Части речи». | 1 | Применить свои знания для выполнения заданий. Работа по шаблону. |
134 | Орфограммы в значимых частях слова. | 1 | Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе. Работа по алгоритму. |
135 | «Занимательная грамматика» Повторяем. | 1 | Применить свои знания для выполнения заданий. Работа по карточке. |
136 | «Занимательная грамматика» Повторяем, повторяем... | 1 | Закреплять правописание слов с непроизносимыми согласными, формировать умение разбирать слова по составу, определять значение фразеологизмов. Работа по карточке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России"
Данная рабочая программа разработана для обучаемых с задержкой психического развития ( В. 7.1, В.7,2)...
адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России для детей с овз
адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...
4 класс. Адаптированная рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России"
Рабочая программа. УМК "Школа России"...
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"
Адаптированная рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России"
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и сборника рабочих программ «Русский язык. 1-4 классы&raqu...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, по родному языку для детей программа 7.2 и 6.2
Адаптированные программы 1 дополнительный класс ( второго года обучения) 7.2 ( задержка психического развития) и 6.2 ( НОДА)....