Адаптированные программы
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Трубникова Татьяна Николаевна

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для индивидуального обучения по общеобразовательной программе начального общего образования составлена на основе:

 

  • рабочей программы учебного предмета «Русский язык и развитие речи»  для 4 класса составлена на основе  программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  8 вида. Авторы: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова  (под редакцией И.М.  Бгажноковой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол №  1 от

«31»  августа 2018  г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

 « 31» августа 2018 г

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

 «31» августа  2018г.   № 362

Адаптированная рабочая программа по предмету   русский язык

учителя Трубниковой Т.Н.

Класс 4 (индивидуальное обучение  по адаптированной  образовательной программе начального общего образования для детей с умственной отсталостью)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  для индивидуального обучения по общеобразовательной программе начального общего образования составлена на основе:

  • рабочей программы учебного предмета «Русский язык и развитие речи»  для 4 класса составлена на основе  программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  8 вида. Авторы: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова  (под редакцией И.М.  Бгажноковой)
  • При планировании использован материал учебника русского языка 4 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Автор: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова    М., «Просвещение», 2018 г.                                                                              

г. Советский

2018 - 2019 уч. год

1.Пояснительная записка

        Рабочая программа по русскому языку  для 4-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576);
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08 апреля 2015г. № 1/15);
  • Примерная программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК.

        Рабочая программа по предмету русский язык составлена в соответствии  Адаптированной  основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ), утверждённой приказом от 31.08.2018 г. №362 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего образования на 2018-2019 учебный год и организации инклюзивного образования, обучающихся с ОВЗ в МБОУ гимназии г. Советский».

2.Планируемые результаты.

Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

Коррекционные цели:

•        развитие умения пользоваться речью как средством общения;

•        научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

•        выработать навыки грамотного письма;

•        развивать мелкую моторику пальцев рук и кисти рук        

•        развивать слуховое внимание и память;

•        научить последовательно и точно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

•        повысить уровень общего и культурного развития учащихся;

•        обучение грамотному и аккуратному письму;

•        осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Задачи программы по русскому языку следующие:

  • развитие у школьников познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;
  • совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
  • обучение школьников применению изученных орфографических правил;
  • формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях.

Учащиеся должны уметь:

1 уровень:

  • списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;
  • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20 – 25 слов);
  • с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);
  • составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • делить текст на предложения;

2 уровень:

  • делить слова на слоги для переноса;
  • списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;
  • писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2 – 4 слов) с изученными орфограммами;
  • различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • выделять из текста предложения на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении темы текста и заголовка к нему.


3.Содержание учебного предмета.

Повторение (8 ч)

Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному). Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.
Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге.
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам. 

Звуки и буквы (36 ч)

Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и 
несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной 
изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.

Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь.

Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь. Правильный перенос таких слов. 

Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.

Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. 

Слово (54 ч)

Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе.
Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный,злой … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам. Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота
Подбор слов, противоположных по значению.
Распространение предложений словами различных категорий.
Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса.
Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.

Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.

Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.

Предложение (20 ч)

Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам.

Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.

Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)

 Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма. Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов. Четкое и графически правильное письмо прописных букв:

1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Ё, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В.

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.

Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты.

Связная письменная речь

(в связи с изучением всех разделов программы)

Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту.

Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.

Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.

Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.

4.Тематическое планирование.

Часов

Название темы/урока

План

Дата

9

Повторение.

04.09

04.09

Правило написания предложений

05.09

05.09

Выделение предложения из текста по заданию учителя

06.09

06.09

Работа с незаконченным предложением

07.09

07.09

Работа с деформированным предложением

11.09

11.09

Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы.  Графическая схема составленных предложений

12.09

12.09

Составление диалога из данных реплик. Определение количества предложений в диалоге

13.09

13.09

Выделение в предложении названий предметов, действий, признаков

14.09

14.09

Самостоятельная работа

18.09

18.09

Работа над ошибками

37

Звуки и буквы.

19.09

19.09

Алфавит.  Гласные звуки и буквы

20.09

20.09

Расположение слов в алфавитном порядке

21.09

21.09

Ударение. Роль ударения в словах

25.09

25.09

Ударные и безударные гласные

26.09

26.09

Выделение ударных гласных голосом.  Упражнения в постановке ударения в словах

27.09

27.09

Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции

28.09

28.09

Проверка безударной гласной изменением формы слова

02.10

02.10

Объяснение правописания слов с безударной гласной

03.10

03.10

Непроверяемые безударные гласные

04.10

04.10

Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице

05.10

05.10

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке

09.10

09.10

Буква «ь» для обозначения мягкости согласных

10.10

10.10

Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении

11.10

11.10

Обозначение мягкости согласных на письме

12.10

12.10

Буква ь на конце слова и в середине слова

16.10

16.10

Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу

17.10

17.10

Перенос слов с ь

18.10

18.10

Контрольная работа

19.10

19.10

Работа над ошибками

23.10

23.10

Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я

24.10

24.10

Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь 

25.10

25.10

Изменение слов по образцу и смыслу

26.10

26.10

Перенос слов с разделительным «ь»

06.11

06.11

Работа с деформированным текстом

07.11

07.11

Составление и запись рассказа по картинкам

08.11

08.11

Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции

09.11

09.11

Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Подборка проверочных слов

13.11

13.11

Правописание звонких и глухих согласных в середине слов. Правило проверки

14.11

14.11

Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце и в середине слова

15.11

15.11

Тренировочные упражнения в подборе проверочных слов

16.11

16.11

Работа с деформированным текстом

20.11

20.11

Правописание ча - ща, чу - щу, жи - ши

21.11

21.11

Составление предложений с данными сочетаниями слов

22.11

22.11

Подбор примеров на знакомые правила и запись их по образцу

23.11

23.11

Составление рассказа с опорой на план и данные предложения

27.11

27.11

Самостоятельная работа

28.11

28.11

Работа над ошибками

52

Слово.

29.11

29.11

 Актированный день.Группировка слов по категориям: названия предметов.

30.11

30.11

Актированный день.Постановка вопросов к словам в предложении

04.12

04.12

Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу, рисую (кому?) брату, рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе

05.12

05.12

Слова, близкие по значению

06.12

06.12

Группировка слов по категориям: названия действий

07.12

07.12

Постановка вопросов к словам, обозначающим действие

11.12

11.12

Слова с противоположным значением

12.12

12.12

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке

13.12

13.12

Названия признаков предмета

14.12

14.12

Постановка вопросов к словам, обозначающим признаки в предложении

18.12

18.12

Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? 

19.12

19.12

Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый)

20.12

20.12

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета

21.12

21.12

Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая, злой, голодный

25.12

25.12

Актированный день.Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета

26.12

26.12

Актированный день. Выделение из предложения слов по вопросам.

27.12

27.12

Контрольный диктант за полугодие.Предмет и действие.

28.12

28.12

Распространение предложений словами различных категорий

11.01

11.01

Актированный день.Описание знакомых предметов по вопросам и картинкам

15.01

15.01

Изложение текста по данным вопросам

16.01

16.01

Работа над ошибками

17.01

17.01

Имена собственные

18.01

18.01

Правописание большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных

22.01

22.01

Карантинное занятие.Правописание большой буквы в названиях городов, рек, озёр, гор

23.01

23.01

Карантинное занятие.Составление и запись рассказа по вопросам

24.01

24.01

Карантинное занятие.Объяснение правописания пропущенных букв

25.01

25.01

Карантинное занятие.Дифференциация имён собственных и нарицательных

29.01

29.01

Карантинное занятие.Составление и написание письма родным, товарищам под руководством учителя. Адрес на конверте

30.01

30.01

Карантинное занятие.Предлог как отдельное слово

31.01

31.01

Карантинное занятие.Подбор предлога, нужного по смыслу.

01.02

01.02

Карантинное занятие.Предлоги до за, про, без, около, перед

05.02

05.02

Актированный день.Раздельное написание предлога с другими словами

06.02

06.02

Актированный день.Составление и запись предложений с использованием предлогов

07.02

07.02

Актированный день.Описание знакомых предметов по вопросам с использованием предлогов

08.02

08.02

Изменение формы слова в зависимости от предлога

12.02

12.02

Дописывание предложений с использованием предлогов по вопросам

13.02

13.02

Составление предложений из слов с нужными предлогами

14.02

14.02

Контрольная работа

15.02

15.02

Работа над ошибками

19.02

19.02

Родственные слова. Корень

20.02

20.02

Выделение корня в родственных словах

21.02

21.02

Запись родственных слов по данному корню

22.02

22.02

Составление и запись рассказа по серии картинок с использованием данных сочетаний слов

26.02

26.02

Подбор родственных слов

27.02

27.02

Выделение родственных слов в тексте

28.02

28.02

Единообразное написание гласных в корне родственных слов

01.03

01.03

Слова с непроверяемыми орфограммами в корне

05.03

05.03

Подбор родственных слов и запись их по образцу

06.03

06.03

Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом

07.03

07.03

Составление и запись рассказа по серии картинок и опорным словам

12.03

12.03

Самостоятельная работа

13.03

13.03

Работа над ошибками

35

Предложение.

14.03

14.03

Предложение

15.03

15.03

Составление и запись предложений из сочетаний слов

19.03

19.03

Деление текста на предложения

20.03

20.03

Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения

21.03

21.03

Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце)

22.03

22.03

Основные признаки предложения: законченность мысли

02.04

02.04

Основные признаки предложения: порядок слов в предложении

03.04

03.04

Основные признаки предложения: связь слов в предложении

04.04

04.04

Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями

05.04

05.04

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке, вопросам и опорным словам

09.04

09.04

Установление связи слов предложении по вопросам

10.04

10.04

Дополнение предложений по вопросам

11.04

11.04

Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные

12.04

12.04

Вопросительные предложения

16.04

16.04

Восклицательные предложения

17.04

17.04

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки)

18.04

18.04

Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника

19.04

19.04

Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении

23.04

23.04

Составление ответов на вопросы

24.04

24.04

Составление и запись рассказа по вопросам к тексту

25.04

25.04

Контрольная работа

26.04

26.04

Работа над ошибками

30.04

30.04

Восстановление деформированного текста

02.05

02.05

Алфавит

07.05

07.05

Родственные слова

08.05

08.05

Названия предметов, действий, признаков

10.05

10.05

Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова

14.05

14.05

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

15.05

15.05

Предлог

16.05

16.05

Составление и запись рассказа по сюжетной картине с использованием данных слов

17.05

17.05

Членение текста на предложения

21.05

21.05

Знаки препинания

22.05

22.05

Контрольный диктант за год. Звуки и буквы .Слово.

23.05

23.05

Работа над ошибками

24.05

24.05

Составление предложений из слов, данных в начальной форме

3

Резерв.

28.05

08.05

Резервный урок. Приказ № 232 от 23.04.19

29.05

15.05

Резервный урок. Приказ № 232 от 23.04.19

30.05

17.05

Резервный урок. Приказ № 232 от 23.04.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.

В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда

Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...

рабочие программы 9 класс по адаптированной программе

рабочие программы для домашнего обучения....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной программы

Выпускная квалификационная работа по теме "Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы"....