Адаптированные программы
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения по общеобразовательной программе начального общего образования составлена на основе:
- рабочей программы учебного предмета «Русский язык и развитие речи» для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Авторы: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова (под редакцией И.М. Бгажноковой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № 1 от «31» августа 2018 г. | «Согласовано» _________________________ (подпись курирующего заместителя директора) « 31» августа 2018 г | «Утверждено» приказом директора гимназии от «31» августа 2018г. № 362 |
Адаптированная рабочая программа по предмету русский язык
учителя Трубниковой Т.Н.
Класс 4 (индивидуальное обучение по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с умственной отсталостью)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения по общеобразовательной программе начального общего образования составлена на основе:
- рабочей программы учебного предмета «Русский язык и развитие речи» для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Авторы: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова (под редакцией И.М. Бгажноковой)
- При планировании использован материал учебника русского языка 4 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Автор: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова М., «Просвещение», 2018 г.
г. Советский
2018 - 2019 уч. год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08 апреля 2015г. № 1/15);
- Примерная программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК.
Рабочая программа по предмету русский язык составлена в соответствии Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ), утверждённой приказом от 31.08.2018 г. №362 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего образования на 2018-2019 учебный год и организации инклюзивного образования, обучающихся с ОВЗ в МБОУ гимназии г. Советский».
2.Планируемые результаты.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Коррекционные цели:
• развитие умения пользоваться речью как средством общения;
• научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
• выработать навыки грамотного письма;
• развивать мелкую моторику пальцев рук и кисти рук
• развивать слуховое внимание и память;
• научить последовательно и точно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• повысить уровень общего и культурного развития учащихся;
• обучение грамотному и аккуратному письму;
• осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Задачи программы по русскому языку следующие:
- развитие у школьников познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;
- совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
- обучение школьников применению изученных орфографических правил;
- формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях.
Учащиеся должны уметь:
1 уровень:
- списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20 – 25 слов);
- с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- делить текст на предложения;
2 уровень:
- делить слова на слоги для переноса;
- списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;
- писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2 – 4 слов) с изученными орфограммами;
- различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- выделять из текста предложения на заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста и заголовка к нему.
3.Содержание учебного предмета.
Повторение (8 ч)
Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному). Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.
Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге.
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам.
Звуки и буквы (36 ч)
Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и
несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной
изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь.
Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь. Правильный перенос таких слов.
Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Слово (54 ч)
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе.
Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный,злой … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам. Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота.
Подбор слов, противоположных по значению.
Распространение предложений словами различных категорий.
Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса.
Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.
Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.
Предложение (20 ч)
Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам.
Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.
Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)
Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма. Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов. Четкое и графически правильное письмо прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Ё, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В.
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.
Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты.
Связная письменная речь
(в связи с изучением всех разделов программы)
Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту.
Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.
Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.
Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.
4.Тематическое планирование.
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
9 | Повторение. | |
04.09 | 04.09 | Правило написания предложений |
05.09 | 05.09 | Выделение предложения из текста по заданию учителя |
06.09 | 06.09 | Работа с незаконченным предложением |
07.09 | 07.09 | Работа с деформированным предложением |
11.09 | 11.09 | Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы. Графическая схема составленных предложений |
12.09 | 12.09 | Составление диалога из данных реплик. Определение количества предложений в диалоге |
13.09 | 13.09 | Выделение в предложении названий предметов, действий, признаков |
14.09 | 14.09 | Самостоятельная работа |
18.09 | 18.09 | Работа над ошибками |
37 | Звуки и буквы. | |
19.09 | 19.09 | Алфавит. Гласные звуки и буквы |
20.09 | 20.09 | Расположение слов в алфавитном порядке |
21.09 | 21.09 | Ударение. Роль ударения в словах |
25.09 | 25.09 | Ударные и безударные гласные |
26.09 | 26.09 | Выделение ударных гласных голосом. Упражнения в постановке ударения в словах |
27.09 | 27.09 | Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции |
28.09 | 28.09 | Проверка безударной гласной изменением формы слова |
02.10 | 02.10 | Объяснение правописания слов с безударной гласной |
03.10 | 03.10 | Непроверяемые безударные гласные |
04.10 | 04.10 | Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице |
05.10 | 05.10 | Составление и запись рассказа по сюжетной картинке |
09.10 | 09.10 | Буква «ь» для обозначения мягкости согласных |
10.10 | 10.10 | Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении |
11.10 | 11.10 | Обозначение мягкости согласных на письме |
12.10 | 12.10 | Буква ь на конце слова и в середине слова |
16.10 | 16.10 | Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу |
17.10 | 17.10 | Перенос слов с ь |
18.10 | 18.10 | Контрольная работа |
19.10 | 19.10 | Работа над ошибками |
23.10 | 23.10 | Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я |
24.10 | 24.10 | Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь |
25.10 | 25.10 | Изменение слов по образцу и смыслу |
26.10 | 26.10 | Перенос слов с разделительным «ь» |
06.11 | 06.11 | Работа с деформированным текстом |
07.11 | 07.11 | Составление и запись рассказа по картинкам |
08.11 | 08.11 | Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции |
09.11 | 09.11 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Подборка проверочных слов |
13.11 | 13.11 | Правописание звонких и глухих согласных в середине слов. Правило проверки |
14.11 | 14.11 | Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце и в середине слова |
15.11 | 15.11 | Тренировочные упражнения в подборе проверочных слов |
16.11 | 16.11 | Работа с деформированным текстом |
20.11 | 20.11 | Правописание ча - ща, чу - щу, жи - ши |
21.11 | 21.11 | Составление предложений с данными сочетаниями слов |
22.11 | 22.11 | Подбор примеров на знакомые правила и запись их по образцу |
23.11 | 23.11 | Составление рассказа с опорой на план и данные предложения |
27.11 | 27.11 | Самостоятельная работа |
28.11 | 28.11 | Работа над ошибками |
52 | Слово. | |
29.11 | 29.11 | Актированный день.Группировка слов по категориям: названия предметов. |
30.11 | 30.11 | Актированный день.Постановка вопросов к словам в предложении |
04.12 | 04.12 | Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу, рисую (кому?) брату, рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе |
05.12 | 05.12 | Слова, близкие по значению |
06.12 | 06.12 | Группировка слов по категориям: названия действий |
07.12 | 07.12 | Постановка вопросов к словам, обозначающим действие |
11.12 | 11.12 | Слова с противоположным значением |
12.12 | 12.12 | Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке |
13.12 | 13.12 | Названия признаков предмета |
14.12 | 14.12 | Постановка вопросов к словам, обозначающим признаки в предложении |
18.12 | 18.12 | Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? |
19.12 | 19.12 | Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый) |
20.12 | 20.12 | Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета |
21.12 | 21.12 | Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая, злой, голодный |
25.12 | 25.12 | Актированный день.Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета |
26.12 | 26.12 | Актированный день. Выделение из предложения слов по вопросам. |
27.12 | 27.12 | Контрольный диктант за полугодие.Предмет и действие. |
28.12 | 28.12 | Распространение предложений словами различных категорий |
11.01 | 11.01 | Актированный день.Описание знакомых предметов по вопросам и картинкам |
15.01 | 15.01 | Изложение текста по данным вопросам |
16.01 | 16.01 | Работа над ошибками |
17.01 | 17.01 | Имена собственные |
18.01 | 18.01 | Правописание большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных |
22.01 | 22.01 | Карантинное занятие.Правописание большой буквы в названиях городов, рек, озёр, гор |
23.01 | 23.01 | Карантинное занятие.Составление и запись рассказа по вопросам |
24.01 | 24.01 | Карантинное занятие.Объяснение правописания пропущенных букв |
25.01 | 25.01 | Карантинное занятие.Дифференциация имён собственных и нарицательных |
29.01 | 29.01 | Карантинное занятие.Составление и написание письма родным, товарищам под руководством учителя. Адрес на конверте |
30.01 | 30.01 | Карантинное занятие.Предлог как отдельное слово |
31.01 | 31.01 | Карантинное занятие.Подбор предлога, нужного по смыслу. |
01.02 | 01.02 | Карантинное занятие.Предлоги до за, про, без, около, перед |
05.02 | 05.02 | Актированный день.Раздельное написание предлога с другими словами |
06.02 | 06.02 | Актированный день.Составление и запись предложений с использованием предлогов |
07.02 | 07.02 | Актированный день.Описание знакомых предметов по вопросам с использованием предлогов |
08.02 | 08.02 | Изменение формы слова в зависимости от предлога |
12.02 | 12.02 | Дописывание предложений с использованием предлогов по вопросам |
13.02 | 13.02 | Составление предложений из слов с нужными предлогами |
14.02 | 14.02 | Контрольная работа |
15.02 | 15.02 | Работа над ошибками |
19.02 | 19.02 | Родственные слова. Корень |
20.02 | 20.02 | Выделение корня в родственных словах |
21.02 | 21.02 | Запись родственных слов по данному корню |
22.02 | 22.02 | Составление и запись рассказа по серии картинок с использованием данных сочетаний слов |
26.02 | 26.02 | Подбор родственных слов |
27.02 | 27.02 | Выделение родственных слов в тексте |
28.02 | 28.02 | Единообразное написание гласных в корне родственных слов |
01.03 | 01.03 | Слова с непроверяемыми орфограммами в корне |
05.03 | 05.03 | Подбор родственных слов и запись их по образцу |
06.03 | 06.03 | Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом |
07.03 | 07.03 | Составление и запись рассказа по серии картинок и опорным словам |
12.03 | 12.03 | Самостоятельная работа |
13.03 | 13.03 | Работа над ошибками |
35 | Предложение. | |
14.03 | 14.03 | Предложение |
15.03 | 15.03 | Составление и запись предложений из сочетаний слов |
19.03 | 19.03 | Деление текста на предложения |
20.03 | 20.03 | Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения |
21.03 | 21.03 | Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце) |
22.03 | 22.03 | Основные признаки предложения: законченность мысли |
02.04 | 02.04 | Основные признаки предложения: порядок слов в предложении |
03.04 | 03.04 | Основные признаки предложения: связь слов в предложении |
04.04 | 04.04 | Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями |
05.04 | 05.04 | Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке, вопросам и опорным словам |
09.04 | 09.04 | Установление связи слов предложении по вопросам |
10.04 | 10.04 | Дополнение предложений по вопросам |
11.04 | 11.04 | Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные |
12.04 | 12.04 | Вопросительные предложения |
16.04 | 16.04 | Восклицательные предложения |
17.04 | 17.04 | Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) |
18.04 | 18.04 | Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника |
19.04 | 19.04 | Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении |
23.04 | 23.04 | Составление ответов на вопросы |
24.04 | 24.04 | Составление и запись рассказа по вопросам к тексту |
25.04 | 25.04 | Контрольная работа |
26.04 | 26.04 | Работа над ошибками |
30.04 | 30.04 | Восстановление деформированного текста |
02.05 | 02.05 | Алфавит |
07.05 | 07.05 | Родственные слова |
08.05 | 08.05 | Названия предметов, действий, признаков |
10.05 | 10.05 | Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова |
14.05 | 14.05 | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу |
15.05 | 15.05 | Предлог |
16.05 | 16.05 | Составление и запись рассказа по сюжетной картине с использованием данных слов |
17.05 | 17.05 | Членение текста на предложения |
21.05 | 21.05 | Знаки препинания |
22.05 | 22.05 | Контрольный диктант за год. Звуки и буквы .Слово. |
23.05 | 23.05 | Работа над ошибками |
24.05 | 24.05 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме |
3 | Резерв. | |
28.05 | 08.05 | Резервный урок. Приказ № 232 от 23.04.19 |
29.05 | 15.05 | Резервный урок. Приказ № 232 от 23.04.19 |
30.05 | 17.05 | Резервный урок. Приказ № 232 от 23.04.19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.
В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда
Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...
рабочие программы 9 класс по адаптированной программе
рабочие программы для домашнего обучения....
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной программы
Выпускная квалификационная работа по теме "Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы"....