Рабочая программа по русскому языку вариант 6.2 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорно-двигательного аппарата. Вариант 6.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk_noda-6-2.docx | 59.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №68 города Тюмени
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов _______________ Бобылева С.С. Протокол №1 от 31.08.2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ______________ В.Ф. Мусина
|
Рабочая программа учебного предмета русский язык
1-4 классы
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
(вариант 6.2)
- Пояснительная записка
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Его освоение представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития обучающихся.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорно-двигательного аппарата. Вариант 6.2) МАОУ СОШ № 68 программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа предназначена для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата (далее – с НОДА), вариант 6.2, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ (с НОДА. Вариант 6.2).
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» сохраняет основное содержание образования, но учитывает индивидуальные особенности обучающихся с НОДА и предусматривает коррекционную направленность обучения.
Учебный предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание учебного предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Цель изучения учебного предмета «Русский язык» является:
- ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления;
- формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи изучения учебного предмета «Русский язык»:
- овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
- овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с НОДА, вариант 6.2, пролонгированы с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся данной категории и составляют 5 лет.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на уровень начального общего образования для 1, 11, 2, 3, 4 классов.
Структура рабочей программы учебного предмета «Русский язык» соответствует требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
- Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Русский язык и литературное чтение»
.Рабочая программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех еѐ проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Реализация содержания рабочей программы учебного предмета начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идѐт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трѐх его периодов:
добукварного(подготовительного), букварного (основного) и
послебукварного(заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого обучающегося, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение обучающихся в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно- речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У обучающихся формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма обучающиеся усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.
Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Обучающиеся осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласны букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Обучающиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.
Содержание учебного предмета представлено в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание предмета имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся с НОДА, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи обучающихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень обучающихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Содержание предмета русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).Знакомясь с единицами языка разных уровней, обучающиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность обучающегося, осуществляется становление личности.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с НОДА предусматривает формирование представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Особое внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Рабочая программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать еѐ тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание рабочей программы является основой для овладения обучающимися с НОДА приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Обучающиеся будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).
- Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» входит в обязательную часть учебного плана.
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 68 учебный предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс по 5 часов в неделю.
В 1 и 11 классах на изучение учебного предмета «Русский язык » отводится по 165 часов в год; во 2 - 4 классах – по 170 часов в год.
Общий объѐм учебного времени составляет 840 часов.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык»
Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО:
патриотизм(любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
гражданственность(правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность(принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
личность(саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору);
честь; достоинство;
свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство(личная и национальная);
доверие(к людям, институтам государства и гражданского общества);
семья(любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
любовь(к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);
дружба;
здоровье(физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука– ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа(жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
Русский язык:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Содержание учебного предмета «Русский язык»
- класс
Обучение грамоте
Пропись – первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. Написание заглавных и строчных букв русского алфавита.
Списывание с печатного текста. Оформление предложений в тексте.
1¹ класс
Обучение грамоте
Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?». Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?».
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, щн.
Заглавная буква в именах собственных.
Слово. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. Тематические группы слов. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Перенос слов. Наблюдение над словом как средством создания словесно- художественного образа. Ударение. Зависимость значения слова от ударения. Знакомство с орфоэпическим словарём.
Систематический курс
Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа. Общее представление о тексте. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Диалог.
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.
Использование алфавита при работе со словарями. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ѐ, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.
Ударные и безударные гласные звуки.
Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой й. Твѐрдые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твѐрдости-мягкости. Буквы для обозначения твѐрдых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ѐ, ю,ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: непарных твѐрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн,чт, нч.
Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Правило правописания сочетаний жи— ши, ча—ща, чу—щу. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д.
- класс Систематический курс
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Отличие письменной речи от устной. Язык – средство общения людей. Диалог и монолог. Речевой этикет в ситуации общения. Тест. Признаки текста. Части текста. Тема и главная мысль текста.
Предложение. Различение предложения. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Простое распространѐнное и нераспространенное предложения. Установление связи слов в предложении.
Обучающее сочинение по картине. Анализ сочинений. Обучающее сочинение по серии сюжетных рисунков и вопросам.
Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы.
Общее представление о слоге. Деление слов на слоги. Общее представление об ударении. Словесное ударение. Общее представление об ударных и безударных слогах.
Перенос слов. Упражнения в переносе слов. Употребление знака переноса. Общее представление о родственных словах. Однокоренные слова. Корень слова – главная значимая часть слова.
Звуки и буквы, их обозначающие. Русский алфавит. Роль алфавита в жизни людей.
Написание слов с большой буквы.
Гласные звуки и буквы, их обозначающие. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне слова. Роль гласных букв е, ѐ , ю, я в словах.
Правописание безударных гласных. Особенности проверочного слова. Разные способы проверки правописания безударных гласных в корне.
Правописание безударных гласных в корне слова. Согласные звуки и буквы, их обозначающие.
Согласный звук [Й,] и буква «и краткое». Правописание удвоенных согласных букв.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме. Различение согласных мягких и твёрдых звуков.
Мягкий знак. Роль мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове.
Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Рифма.
Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. Звонкие и глухие согласные. Проверка парных согласных в корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов.
Обучающее изложение повествовательного текста.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. Заглавная буква в написании кличек животных. Заглавная буква в географических названиях. Единственное и множественное число имен существительных.
Глагол как часть речи. Единственное и множественное число глаголов. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Текст-повествование. Текст-описание.
Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Прилагательные, близкие и противоположные по значению. Единственное и множественное число имен прилагательных.
Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами. Восстановление предложений.
Местоимение (личное) как часть речи.
- класс Систематический курс
Виды речи. Речь – отражение культуры человека. Язык – основа национального самосознания. Текст. Признаки текста. Типы текстов: повествование, описание и рассуждение.
Предложение. Повествовательное, вопросительное, побудительное предложения. Восклицательные и невосклицательные предложения. Предложение с обращением. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Простое и сложное предложение. Словосочетание.
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы.
Имя числительное. Слово и слог.
Звуки и буквы.
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Формы слова. Окончание.
Приставка. Суффикс. Основа слова.
Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов.
Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Род имен существительных. Изменение имен существительных по падежам.
Имя прилагательное как часть речи. Повторение и обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. Сложные имена прилагательные.
Текст - описание. Форма имен прилагательных. Род имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-его лица.
Глагол как часть речи. Изменение глаголов по числам. Начальная(неопределенная) форма глагола. Число глаголов. Время глагола. Род глаголав прошедшем времени. Правописание НЕ с глаголами.
- класс Систематический курс
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение.
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.
Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Лексическое значение слова. Значимые части слова.
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.
Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Наречие.
Имя существительное. Изменение по падежам. Падежные окончания имен существительных первого, второго и третьего склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. Падеж единственного и множественного чисел имен существительных.
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числах.
Местоимение как часть речи. Изменение по падежам личных местоимений.
Глагол как часть речи. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание глаголов в прошедшем, настоящем и будущем времени.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Название темы | Класс, количество часов | Определение основных видов учебной деятельности обучающихся | ||||
1 | 1¹ | 2 | 3 | 4 | |||
1. | Обучение грамоте | 132 | 106 | ||||
1.1 | Фонетика | 8 | 7 | Слышать и произносить основные звуки речи, различать их на основе артикуляционных признаков. Различать ударные и безударные гласные. Слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове различать особенности гласных и согласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных. | |||
1.2 | Графика | 2 | 1 | Соотносить звук и соответствующую ему букву. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков. | |||
1.3 | Чтение | 2 | 8 | Работать с текстом. Использовать разные способы проверки орфограмм. Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. |
1.4 | Письмо | 120 | 72 | Анализировать поэлементный состав букв. Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство. Моделировать буквы из набора элементов, из различных материалов. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы. Контролировать правильность написания букв, сравнивать свои буквы с предложенным образцом. Записывать под диктовку слова и предложения, состоящие из трех – пяти слов со звуками сильной позиции. Сравнивать: соотносить печатный и письменный шрифт, записывать письменными буквами текст, написанный печатными буквами. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. | |||
1.5 | Слова и предложение | 5 | Различать слова и обозначаемый их предмет. Объяснять значение слов с опорой на контекст. Моделировать предложения, распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели. Сравнивать собственные предложения с заданной моделью. Контролировать правильность предложений, Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. Анализировать текст: находить в нем слова с Буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выписывать слова с данными буквосочетаниями. Объяснять случаи употребления заглавной буквы. смысловые и грамматические ошибки. Анализировать текст: находить в нем слова с Буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выписывать слова с данными буквосочетаниями. Объяснять случаи употребления заглавной буквы. |
1.6 | Орфография | 7 | Оформлять начало и конец предложения. Соблюдать пробелы между словами. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | ||||
1.7 | Развитие речи | 6 | Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок: Определять последовательность; устанавливать правильную последовательность при ее нарушении; составлять рассказы с опорой на картинки. Реконструировать события и объяснять ошибки художников; составлять рассказы после внесения изменений в последовательность картинок. Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания). Составлять рассказ по опорным словам. Объяснять уместность и неуместность использования тех или иных речевых средств в ситуациях учебного и бытового общения. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | ||||
2. | Систематичес кий курс | 26 | 136 | 136 | 136 | ||
2.1. | Фонетика и орфоэпия | 10 | 10 | 3 | Слышать и произносить основные звуки речи, различать их на основе артикуляционных признаков. Различать ударные и безударные гласные. Слышать звуки русского |
языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове различать особенности гласных и согласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости- звонкости согласных. Соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове. | |||||||
2.2. | Графика | 9 | 15 | 2 | Различать звуки и буквы. Обозначать на письме твердость и мягкость согласных звуков. Использовать на письме Разделительные ь и ъ. Использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Знать алфавит: правильно называть буквы и их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками. | ||
2.3 | Лексика | 8 | 7 | 4 | Уточнить и углубить представление о речи, ее видах и формах, языке как средстве общения между людьми. Составлять предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определенной теме, рисунку. Определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте. Уточнить и углубить представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов. Работа с текстом: определять тему, главную мысль, подбирать заголовок, выделять части, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте. |
2.4. | Состав слова (морфемика) | 6 | 12 | 4 | Овладеть понятием однокоренные слова. Различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Выделять в словах морфемы, основу. Различать изменяемые и неизменяемые слова. Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Выполнять разбор слова по составу. | ||
2.5. | Морфология | 33 | 58 | 81 | Делить части речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, по родам, по числам; изменять по падежам; склонению; выполнять морфологический разбор. Имя прилагательное: изменять по родам, числам, падежам; выполнять морфологический разбор. Местоимение: различать по лицам в единственном и множественном числе; склонение личных местоимений. Глагол: различать глаголы по видам, спряжению; изменять по временам, лицам, числам, родам; выполнять морфологический разбор слова. Наречие: употреблять в речи. | ||
2.5.1 | Имя существитель ное | 12 | 22 | 35 | |||
2.5.2 | Имя прилагательн ое | 6 | 15 | 22 | |||
2.5.3 | Местоимение | 6 | 3 | 6 | |||
2.5.4 | Глагол | 7 | 16 | 15 | |||
2.5.5 | Наречие | 3 | |||||
2.5.6 | Предлог | 2 | |||||
2.5.7 | Имя числительное | 2 | |||||
2.6. | Синтаксис | 11 | 12 | 13 | Различать предложения, словосочетания, слова. Определять в словосочетании главного и зависимого слова. Различать предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Находить главные челны предложения. Устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении. Находить однородные члены предложения и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Находить в предложении обращения. |
2.7. | Орфография и пунктуация | 4 | 33 | 34 | 27 | Использовать разные способы проверки орфограмм взависимости от места орфограммы в слове. Использовать орфографический словарь. Применять правила правописания и пунктуации:
ударением;
собственных;
согласных звуков в корне слова;
существительных;
окончания имен прилагательных;
существительными;
не с глаголами;
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
|
2.8. | Развитие речи | 3 | 20 | 8 | 7 | Осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Овладевать диалогической формой речи. Овладевать нормами речевого этикета в ситуации учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Овладевать монологической формой речи. Работать с текстом. Создавать тексты и корректировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать синонимы и антонимы. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение- повествование, сочинение- описание, сочинение - рассуждение. | |
Итого | 165 | 165 | 170 | 170 | 170 |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники
- Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / [В.Г. Горецкий В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина]. М.: Просвещение, 2015. 128с.
- Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / [В.Г. Горецкий В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина]. М.: Просвещение, 2015. 112с.
- Канакина В.П. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват.организаций / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2015.143с.
- Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение,2016. 143с.
- Канакина В.П. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение,2017. 159с.
- Канакина В.П. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение,2018. 159с.
- Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись. Часть 1. Москва:«Просвещение», 2018. 32с.
- Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись. Часть 2. Москва:«Просвещение», 2018. 32с.
- Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись. Часть 3. Москва:«Просвещение», 2018. 32с.
- Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись. Часть 4. Москва:«Просвещение», 2018. 32с.
Печатные пособия
- Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв,образцы письменных букв);
- касса букв и сочетаний;
- таблицы к основным разделам грамматического материала по русскому языку;
- наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой;
- словари всех типов по русскому языку;
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).
Экранно – звуковые пособия
- Аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие тематике;
- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы;
- электронное пособие «Академия младшего школьника».
Технические средства обучения
- компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- многофункциональное устройство принтер-сканер-копир струйный цветной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"
Пояснительная записка и календарно -тематическое планирование может быть использовано учителями национальных школ , КТП расчитано на 99часов ( 3 часа в неделю)...
Рабочая программа по русскому языку (вариант 4.3)
Данная программа предназначена для обучения слабовидящих детей с легкими интеллектуальными нарушениями...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, вариант 2.1, для слабослышащих обучающихся
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку, вариант 2.1, для слабослышащих обучающихся...
Адаптированная рабочая программа по русский языку (вариант 7.2) для 4 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...
Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс (третий год обучения) для обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариан...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс с интеграцией курса "Родной (русский) язык"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс. В курс русского языка (обучение грамоте и письмо) интегрирован предмет "Родной (русский) язык" в количестве - 24 часа...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку (вариант 7.2)
Адаптированная РП по русскому языку (вариант 7.2) с 1-4 классы...