Рабочая программа по русскому языку (вариант 4.3)
рабочая программа по русскому языку
Данная программа предназначена для обучения слабовидящих детей с легкими интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz.docx | 68.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
уровень начального общего образования
срок реализации программы: 4 года
Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
(в действующей редакции)
г. Воркута
2019 г.
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для 1-4 класса составлена на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г №1599;
- Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им. Герцена от 03 апреля 2015 года;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под ред. Бгажноковой И.М - М: «Просвещение»2013г.
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образованияобучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «Начальная школа-детский сад №1»;
Основной целью предметного курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков владения языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
- Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
- Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
- Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
- Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
- Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Срок реализации рабочей программы учебного предмета «Русский язык» - 4 года.
Учебный предмет «Русский язык» включён в учебном плане в предметную область «Язык и речевая практика».
Промежуточная аттестация обучающихся с легкими интеллектуальными нарушениями проводится со 2 класса. Промежуточная аттестация проводится по итогам триместра, итоговая промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года. Формой промежуточной и итоговой аттестации является списывание с выполнением задания.
Общий объём учебного времени для изучения учебного предмета на уровне начального общего образования составляет 573 часа: в 1 классе - 165 часов в год (5 часов в неделю), во 2 – 4 классе – по 136 часов в год (4 час в неделю).
2. Планируемые результаты
освоения учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
В результате изучения предмета «Русский язык» при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
2.1. Личностные результаты освоения выпускниками начальной школы
программы по учебному предмету «Русский язык»
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра¬вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
2.2. Метапредметные результаты освоения выпускниками начальной школы
программы по учебному предмету «Ручной труд»
Характеристика базовых учебных действий обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
2.3. Предметные результаты освоения выпускниками начальной школы
программы по учебному предмету «Русский язык»
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применять. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный уровень и достаточный уровень.
1 класс
Минимальный уровень:
- различать звуки на слух;
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с рукописного текста отдельные слоги и слова.
Достаточный уровень:
- различать звуки на слух и в собственном произношении;
-писать строчные и прописные буквы;
- списывать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения;
2 класс
Минимальный уровень:
- дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] - [л]. свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные;
- правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции);
- определять значение слов, соотнося их с картинками;
- делить слова на слоги;
- группировать слова-названия предметов и названия действий;
- приводить в качестве примеров слова этих категорий:
- списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
-грамотно писать по памяти словарные слова;
- писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением (8-10 слов).
Достаточный уровень:
- различать сходные по начертанию буквы;
- называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
- составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
- списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;
- составлять буквенную схему слои типа шар, суп, Мила;
- делить слова на слоги;
- писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов).
3 класс
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв;
- ударных и безударных согласных звуков;
-оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв; - характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
-самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
4 класс
Минимальный уровень:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста;
- восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу; - различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами; - писать под диктовку текст (30 -35слов), включающий изученные орфограммы.
Достаточный уровень:
-различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста.
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя.
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
- алфавит.
3. Содержание учебного предмета «Русский труд»
1 класс (165 ч)
Добукварный период
«Слово»
Практическое знакомство со словом, условно - графическим изображением слова, соотнесение зафиксированных слов с конкретными предметами, «запись» слов условно графической схемой.
«Предложение» Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2, 3 слов по картинке. Деление предложений на слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений с обязательным выбором соответствующей картинки.
«Слог (часть слова)» Деление двусложных слов на части (слоги). Фиксация части слова с условно-графическим изображением.
«Звук» Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре. Дифференциация оппозиционных звуков: [м]- [н], [б] - [п], [д]- [т], [с]- [з], [с]- [ш] и т.д. развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком.
«Развитие зрительных и пространственных восприятий» Различие и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг. Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Исключение предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике – цвету, форме или величине.
«Развитие моторных умений» Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок. Разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
«Графические навыки» Умение держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги. В альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий. Работа с трафаретом. Шаблоном, проведение линий по контуру. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради. Печатание букв А, У, М, О, Н, С по трафарету, по образцу.
Букварный период.
1 этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн,ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале сова (сильная позиция), подобрать слова. Начинающиеся с изучаемого звука. С опорой на картинки или задания учителя. Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов. Образование и чтение слогов. Состоящих из одной гласной. В словах (а-у. у-а), закрытых (ом, ум, ах. Ох) и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах:[м]-[н], [с]-[ш]4 ма—на, са-ша.
Чтение по слогам из двух усвоенных слогов с последующим повторением целым словом (ма-ма, му-ха, у-ха).соотнесение прочитанного слова с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трехбуквенного слога: мох, сом, сын.
Чтение предложений из 1-2 слов к предметной картинке. Чтение предложений из 3 слов с последующим их воспроизведением.
Разучивание скороговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания. Выкладывание звуко-буквенной схемы слова. Запись под диктовку букв и слогов.
2 этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Пп, Тт, Кк, Зз, Шш, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный, звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани0. Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах (са-за, ша-жа, коза –коса); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы-ми, лы-ли, ны-ни, мыл-мил), а также с и-й (мой-мои). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слогов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание слогов в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2-4 слов с последующим воспроизведением прочитанного. Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2-4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя. Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (их 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 22 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова. Обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3 этап
Повторение пройденных звуков и букв, изученных новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Практическое различие гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах:[ф]-[в], [с]-[ц], [ч]-[щ]; ма-мя, му- мю, су-цу, ша- ща; цвет-свет, плач-плащ.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1-3 слогов.
Чтение предложений из 2-5 слов. Их последующее воспроизведение с имитацией учителя или самостоятельно при выполнении задания.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений. Текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих ситуаций. Выборочное чтение слов. Предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв, слогов, слов и предложений и 3-4 слов.
Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
2 класс (136)
Повторение
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение. Постановка знака ударения. Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Слова с буквами и и й, их различение. Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р-л, б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с), свистящие и шипящие, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Слово
Слова, обозначающие предметы (называние предметов и различение их по вопросам кто? что?; называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы); различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки); сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван); различение слов по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Слова, обозначающие действия (называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?; группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается); различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы).
Предлог как отдельное слово (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Построение простого предложения. Выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание
Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания. Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв. Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д. Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов. Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Устная речь
Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий. Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).
3 класс (136ч)
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб— грибы).
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),
сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа — э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л. М, А;
2-я группа - О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении
Устная речь
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
4 класс (136ч)
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике. Предложение Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;5-я группа — э, х, ж, к; письмо заглавных букв:1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Устная речь
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год.
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
№ п/п | Наименование разделов | Виды учебной деятельности учащихся | Количество часов, отводимых на освоение раздела | ||
1 класс (165 часов) | |||||
Добукварный период | Развивают: зрительные и пространственные восприятия; умение находить различия в написании геометрических фигур; моторные умения; умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Формируют графические умения | 35 | |||
Букварный период | Формируют умение выполнять графический анализ букв, безотрывно писать слоги, соединять, прописывать буквы, слово. Узнают признаки и правила записи предложений; признаки предложений. Учатся писать заглавные и строчные буквы, списывать предложения, сравнивать печатную букву с письменной; самостоятельно списывать с печат-ного образца; соединять буквы между собой; анализировать; писать под диктовку, используя карточку-опору с буквами; выполнять звуко-буквенный анализ; находить и исправлять ошибки; характеризовать согласные звуки, писать словарные слова: сорока, собака, обед, огород.; записывать ответы на вопросы по тексту, списывать текст (самостоятельно), придумывать и записывать имена; Уметь составлять азбуку из письменных букв. Составлять предложения, подчеркивать опасные места и объяснять их написание. | 131 | |||
ИТОГО: | 165 | ||||
2 класс (136 часа) | |||||
Повторение | Формируют умение употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения. Грамматически правильно оформлять свое высказывание, говорить выразительно и внятно. Соотносить нарисованные картинки на карточке с предметами окружающего мира, называть их. Овладевают начальными навыками адаптации при соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. Формируют умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства; грамотно составлять предложения, делать логическое ударение; писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв; умение выделять гласные и согласные буквы; | 15 | |||
Звуки и буквы | Учатся соотносить звуки и буквы в словах на слух и на письме, четко произносить; сравнивать слова, отличающиеся одним звуком; сравнивать слова, различающиеся последовательностью звуков, употреблять эти слова в предложениях; наглядно объяснять значение слов при помощи картинок; употреблять эти слова в своей речи; уметь выделять ударную гласную при произнесении и на письме; грамотно списывать текст, проговаривать его по слогам и каллиграфически писать; знать правила и использовать при списывании; слушать инструкцию к учебному заданию; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс). Формируют умения уметь дополнять предложение словом, фиксировать предложения в схеме и в тетради. | 57 | |||
Слово | Узнают предметы различных родовых групп; формируют умение слушать инструкцию к учебному заданию. картона по шаблонам сложной конфигурации. Знакомятся с правила работы с шаблоном. Учатся: вырезать ножницами по контурной линии; анализировать изделия из бумаги и картона; изготавливать изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. | 36 | |||
Предложение | Узнают и пишут прописную букву в начале предложения. В конце предложения ставят точку. Формируют умение слушать инструкцию к учебному заданию, анализировать на наглядном материале; выделять начало и конец предложения; активно включаться в учебную деятельность; принимать и сохранять цели и задачи; составлять схему предложения. Владеть диалогической формой коммуникации. Адекватно воспринимать оценку учителя. Понимать причины неудач и успеха в учебной деятельности Выделять начало и конец предложения. Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу. Учиться выполнять различные роли в группе, в классном коллективе. Вступать и сохранять коммуникацию во всех этапах урока. Знать о порядке слов в предложении. Активно включаться в учебную деятельность.Принимать и сохранять цели и задачи. | 30 | |||
ИТОГО: | 136 | ||||
3 класс (136 часов) | |||||
1. | Звуки и буквы | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь) Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под¬бора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).Переносить слова по слогам. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки) | 64 | ||
2. | Слово | Учатся соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов-имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Писать с заглавной буквы имена собственные. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте Оценивать свои достижения при выполнении заданий Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте. | 54 | ||
3. | Предложение | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Изменять имена существительные по падежам. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Составлять рассказ по вопросам. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Изменять имена существительные по падежам. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Определять начальную форму имени существительного. Изменять имена существительные по падежам. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Изменять имена существительные по падежам. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме Оценивать свои достижения при выполнении | 18 | ||
ИТОГО: | 136 | ||||
4 класс (136 часов) | |||||
1. | Звуки и буквы | Формировать умение рассказывать алфавит. Писать слова в алфавитном порядке. Находить изученные орфограммы в словах. Делить слова по орфограммам на группы. Составлять предложения на предложенную тему. Объяснять правописание предлогов. Восстанавливать деформированный текст. Различать звуки и буквы. Различать речевые и не речевые звуки. Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой. Применять правило переноса слов. Применять орфографические умения в соответствии с программой. Составлять текст на заданную тематику. Самостоятельно работать с учебником. Восстанавливать деформированный текст по картинкам. Составлять и анализировать простые предложения. Изменять форму слова в предложении по смыслу. Составлять схемы предложений. Определять интонацию предложения. | 17 | ||
2. | Слово | Формируют умение находить в тексте слова, обозначающие действия предметов. Классифицировать слова по группам. Задавать к словам вопросы. Дополнять предложения словами, называющими действиями предметов. Характеризовать действия предметов. Составлять предложения по картинке, опорным словам. Отвечать на вопросы. Находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов. Классифицировать слова, опираясь на заданные вопросы. Дополнять предложения словами, называющими действиями предметов. Характеризовать действия предметов. Составлять предложения по картинке, опорным словам. Отвечать на вопросы. Объяснять свои действия. Наблюдать за значением слов. Изменять слова для связи слов в предложении. Соотносить предмет с его признаками. Подбирать слова, близкие и противоположные по значению. Описывать заданный предмет по его признакам. Работать в паре. | 49 | ||
3. | Предложение | Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. | 34 | ||
4 | Связная речь | составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам | 25 | ||
ИТОГО: | 136 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающегося с ОВЗ (вариант 7.2) .Рабочая программа по русскому языку
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе дл...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, вариант 2.1, для слабослышащих обучающихся
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку, вариант 2.1, для слабослышащих обучающихся...
Адаптированная рабочая программа по русский языку (вариант 7.2) для 4 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...
Рабочая программа по русскому языку вариант 6.2 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образован...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку (вариант 7.2)
Адаптированная РП по русскому языку (вариант 7.2) с 1-4 классы...
Адаптированная рабочая программа по русский языку (вариант 7.2) для 4 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...