4 класс Ким по русскому языку
тест по русскому языку (4 класс)
КИМ составлены по программе "Начальная школа 21 века". Использую в работе. Не надо ничего выдумывать. Спасибо разработчикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_kim_po_russkomu_yazyku.docx | 62.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Стартовая диагностическая работа
Вариант 1 1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы: Лес ст_новится гуще. Д_ревья с огромными ч_рными ств_лами сплетали ветки над нашими головами. Они закрывали со_нце. Повсюду, словно уснувшие змеи, св_сали лианы. Изре_ка солнечный свет проб_вался сквозь кроны деревьев тонкими пальцами. Схваченные этими пальцами капли дождя св_ркали, как хрустальные стёклышки. 2. Запиши номера слов, которые оканчиваются на глухой согласный звук: 1) слон; 2) снегопад; 3) улетел; 4) трактор; 5) мороз. 3. Запиши номер слова в 5 букв и 4 звука: 1) ложка; 2) ружьё; 3) олень; 4) зебра. 4. Прочитай второе предложение текста списывания. Какими по счету стоят слова, являющиеся главными членами предложения? Запиши номер правильного ответа. 1) 6, 7; 2) 1, 6; 3) 5, 6. 5. Найди имя существительное, которое стоит в творительном падеже: 1) Живем в большом городе. 2) Луг покрылся зеленым ковром. 3) Читаю любимую книгу. 4) Идем по хвойному лесу. | Вариант 2 1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы: Св_тило солнышко. Под с_сной, у р_ки была барсуч_я н_ра. У норы с_дел барсук. Вот зв_рёк издал слабый звук. Из тёмной норы стали вып_лзать барсучата. Малыши были маленькие и ж_рненькие. Барсучата стали играть. Они перекатывались с бока на бок по сырой з_мле. Маленький барсучонок был самый в_сёленький. 2. Запиши номера слов, которые оканчиваются на звонкий согласный звук: 1) снег; 2) рассказ; 3) суффикс; 4) забор; 5) май. 3. Запиши номера слова, в которых 4 буквы и 3 звука: 1) шелк; 2) дробь; 3) день; 4) якорь. 4. Прочитай второе предложение текста списывания. Какими по счету стоят слова, являющиеся главными членами предложения? Запиши номер правильного ответа. 1) 5, 7; 2) 1, 5; 3) 2, 5. 5. Найди имя существительное, которое стоит в предложном падеже: 1) Тройка лошадей бежит по зимней дороге. 2) Ваза стоит на верхней полке. 3) Осенью часто идут дожди. 4) Машина остановилась у дома. |
Контрольный диктант № 1
Скучная картина
Пришла ненастная осенняя пора. Леса редеют и пустеют. Там стоит тишина. Только тяжелая мокрая ворона садится на голую ветку и кричит. Галки летают стаями. Частый дождик мочит землю. Она выглядит уныло под темным серым небом.
Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей. С прощальным криком улетают от нас летние гости. Летят они цепью или клином. (60 слов.) (По К. Д. Ушинскому.)
Слова для справок: выглядит, садится, караван.
Грамматические задания:
1. Разбери первое предложение по членам предложения; укажи, какой частью речи является каждое слово.
2. Разбери по составу слова: осенняя, выглядит.
3. Запиши предложение со словом «караван», употребив в другом значении.
Контрольное списывание № 1
Спиши, расставляя знаки препинания (учитель дает текст без знаков препинания):
ЛОСЬ
Из чащи леса показалось большое животное. Это был огромный лесной великан.
Как он был хорош в лучах солнца! Как красив на белом фоне березняка. Какой вид был у лесного зверя! Длинная морда, огромные рога, сам грузный. Ноги высокие, стройные, как у коня. И какая окраска шерсти! Сам весь бурый, а на ногах словно белые чулки натянуты. (57 слов.) (По Г. Скребицкому.)
Задания:
1. Спиши только ту часть текста, где дается описание лося.
2. Подчеркни одно восклицательное предложение.
Тест по теме «Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи»
Вариант 1
1. Укажите, какая буква названа правильно: 1) т – тэ; 2) к – ке; 3) с – се; 4) х – эх. 2. Найдите звонкий согласный звук: 1) [ш]; 2) [ж]; 3) [ц]; 4) [п]. 3. Укажите, в каком слове есть твердый согласный звук: 1) лень; 2) чаща; 3) цель; 4) зелень . 4. Найдите однокоренные слова к слову гора: 1) горе; 2) горный; 3) горько; 4) горемыка 5. Укажите слово с буквой и в корне: 1) заскр_пел; 2) з_леный; 3) в_черний; 4) прил_тел 6. Укажите, в каких словах есть непроизносимый согласный т: 1) прекрас_ный; 2) небес_ный; 3) ужас_ный; 4) радос_ный. 7. Найдите слово с буквой о в корне: 1) к_пуста; 2) п_льто; 3) в_кзал; 4) к_ртофель 8. Укажите слово с приставкой: 1) полевой; 2) поход; 3) помнить; 4) покой. 9. Найдите слово с буквой а в приставке: 1) р_ссказ; 2) п_дводный; 3) п_пить; 4) д_писать. 10. Укажите, какое слово надо писать раздельно: 1) (по)ход; 2) (со)свистом; 3) (за)нес; 4) (по)плыл. 11. Найдите слово с разделительным ъ: 1) обез__яна; 3) б__ют; 2) лист__я; 4) об__явление. 12. Укажите, в каком слове верно выделено окончание: 1) лесна-я; 3) пост-оит; 2) строи-шь; 4) роял-ем. | 13. Найдите слово, соответствующее схеме: 1) выносила; 3) сбежит; 2) прибрежный; 4) вылет. 14. Укажите, какое из данных слов является именем существительным: 1) сегодня; 3) лучше; 2) побег; 4) мечтал. 15. Найдите личное местоимение: 1) наш; 3) этот; 2) мое; 4) я. 16. Укажите существительное 1-го склонения: 1) на мосту; 3) во дворе; 2) в печке; 4) днем. 17. Найдите существительное 3-го склонения: 1) олень; 3) дверь; 2) пень; 4) писатель. 18. Укажите, в окончании какого слова пишется е: 1) в трамва__; 3) у опушк__; 2) на скорост__; 4) на площад__. 19. В каком предложении выделенное слово стоит в именительном падеже? 1) Незабудки похожи на голубое небо. 2) Все лето цветут одуванчики. 3) Мальчик погнал мяч по дорожке. 4) По небу летят журавли. 20. Укажите, в окончании какого прилагательного пишется е: 1) син__ю ленту; 3) с младш__м братом; 2) о свеж__й зелени; 4) горяч__м молоком. 21. Найдите слово, которое надо писать раздельно: 1) (к)нему; 3) (от)вет; 2) (от)бил; 4) (от)летел. 22. Найдите качественное прилагательное: 1) высокий; 3) книжный; 2) бабушкин; 4) кухонный. 23. Укажите, какая форма прилагательного называется начальной: 1) именительный падеж; 2) именительный падеж, единственное число; 3) единственное число, мужской род; 4) именительный падеж, мужской род. |
Контрольная работа №1
Вариант 1
1. Выпиши из предложения все имена прилагательные и укажи их число, род, падеж. Сквозь тонкую сетку голых ветвей березы голубело весеннее небо.
2. Выполни морфологический разбор выделенного существительного. Прилет первых перелетных птиц начинается с грачей.
3. Прочитай текст. Выпиши местоимения в форме 2-го и 3-го лица множественного числа.
ЛИСТЬЯ И КОРНИ
Листья говорили:
– Какие мы зелёные, красивые. Мы даём тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они поют и вьют гнёзда. А корни сказали листьям:
– Осенью вы засохнете. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и вас, листьев.
4. Разбери предложение по членам. Последний луч солнца освещал верхушки дубов.
5. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их. Мы видели в зоопарке зебру и слона.
(Побудительное, невосклицательное, грамматическая основа видели зебру и слона, распространённое, есть однородные члены.)
6 (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.
Вы приглашали нас в гости. Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Мы на каникулах поедем в лес. На деревьях лежал иней.
Вариант 2
1. Выпиши из предложения качественное прилагательное и сделай его морфологический разбор. Сквозь тонкую сетку голых ветвей березы голубело весеннее небо.
2. Выполни морфологический разбор выделенного слова. Ласточка свила гнездо под крышей сарая.
3. Прочитай текст. Найди и запиши все местоимения в форме 1-го лица множественного числа.
ЛИСТЬЯ И КОРНИ
Листья говорили:
– Какие мы зелёные, красивые. Мы даём тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они поют и вьют гнёзда. А корни сказали листьям:
– Осенью вы засохнете. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и вас, листьев.
4. Разбери предложение по членам. Большой белый гриб прятался под елью.
5. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их. В корзине у нас лежали оранжевая морковь, желтая репа и красная свекла.
(Повествовательное, восклицательное, грамматическая основа лежали морковь, репа, свекла, нераспространённое, есть однородные члены.)
6 (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
Вы приглашали нас в гости. Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Мы на каникулах поедем в лес. На деревьях лежал иней.
Контрольный диктант № 2
Отлет
Болота стали замерзать. Болотные птицы первыми тронулись в путь.
Лебеди, гуси и утки готовились к отлету. Старые учили молодых. Каждое утро молодёжь делала прогулки. Она укрепляла крылья для далёкого полёта.
Умные вожаки обучали отдельные стаи и потом всех вместе. Сколько было крика, веселья, радости!
Только Серая Шейка мирилась с судьбой. Как она плавала, как ныряла! Вода для уточки составляла всё. (61 слово.) (По Д. Н. Мамину-Сибиряку.)
Грамматические задания:
1. Выполни синтаксический разбор второго предложения.
2. К словам мирилась, укрепляла запиши проверочные.
3. Объясни 1–2 предложениями, кого называют вожак и почему.
Контрольная работа № 2
Вариант 1
1. Подбери к данным словам противоположные по значению глаголы.
чернеть – …
находить – ...
2. Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения. Укажи вид выбранных тобой глаголов.
На день рождения друг (дарил, подарил) мне шахматы.
Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счётом 3 : 0.
Завтра мы поедем (встречать, встретить) сестру из лагеря.
3. К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.
Игра, соль, мечта. (Образец: обед – обедать.)
4. Выпиши глаголы в начальной форме. Отметь суффиксы -ть, -ти, -чь.
Прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь.
5. Выпиши из предложений глаголы в два столбика: в единственном числе; во множественном числе.
Трактор гудит. Цветы цветут. Лодка плывёт. Пчёлы жужжат. Соловьи поют. Комар пищит.
6 (дополнительное). Выпиши предложения с глаголами 1-го лица. Отметь личные окончания.
Школьники отправились в поход. Я читаю книгу. Водитель остановил машину. Сидишь на берегу реки и ловишь рыбу. На каникулах мы гуляем, играем. Бабушка печёт грибной пирог. Приходите в воскресенье ко мне на день рождения.
Вариант 2
1. Подбери к глаголам антонимы.
радовать – …
проснуться – …
2. Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения. Укажи вид выбранных тобой глаголов.
На день рождения подруга (дарила, подарила) мне книгу.
Караваны гусей (тянулись, потянулись) с севера на юг.
Вечером мы пойдем (смотреть, посмотреть) салют.
3. К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.
Встреча, победа, светлый. (Образец: обед – обедать.)
4. Выпиши глаголы в личной форме. Отметь окончания.
Прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь.
5. Запиши предложения, заменив множественное число глаголов единственным.
Машины едут. Ландыши цветут. Гуси плывут. Пчёлы жужжат. Воробьи летают. Комары пищат.
6 (дополнительное). Выпиши предложения с глаголами 3-го лица. Отметь личные окончания.
Школьники отправились в поход. Я читаю книгу. Водитель остановил машину. Сидишь на берегу реки и ловишь рыбу. На каникулах мы гуляем, играем. Бабушка печёт грибной пирог. Приходите в воскресенье ко мне на день рождения.
Контрольный диктант № 3
На тяге
Весной выходишь в рощу, выбираешь себе место подле опушки, оглядываешься, осматриваешь ружьё и ждешь. Постепенно темнеет. Вот и самые верхушки потускнели. Румяное небо синеет. Лесной запах начинает усиливаться. В лесу становится все темнее. Деревья сливаются в чернеющие массы. Все птицы уже спят. Только маленькие дятлы сонливо посвистывают, да в последний раз прозвенит голосок пеночки. Вдруг в глубокой тишине раздается карканье, шипенье, слышится взмах крыльев. Это вальдшнеп плавно вылетает из-за темной березы навстречу твоему выстрелу. Вот что значит стоять на тяге. (83 слова.)
Слова для справок: потускнели, сонливо, вальдшнеп.
Грамматические задания:
1. Выпиши по два глагола I и II спряжения.
2. Выпиши глагол в начальной форме.
3. Обозначь в тексте орфограммы «Мягкий знак после шипящих в глаголах» и «Правописание -ться и -тся в глаголах».
Контрольное списывание № 2
Вечер
Багровое солнце медленно опускае(тся, ться) за лесом. Его прощальные лучи еще золотят верхушки сосен. А дом лесника на поляне уже весь в тени. Вскоре солнце и совсем скрылось. Вечерняя заря на западе стала бледнеть и гаснуть. Реже и реже слыша(тся, ться) голоса птиц. Наконец в лесу наступает тишина. Над поляной начал поднима(тся, ться) седой туман. Пахнет сыростью. Вокруг станови(тся, ться) все темнее. И вот на небе сверкает первая звездочка. (66 слов.)
Изложение
Осень
Осень. Глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака: голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только некоторые молодые березки сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие, ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.
Устлана земля сухими разноцветными листьями.
Если тихо в воздухе, то слышны на большом расстоянии осторожные прыжки зайца и белки и всяких лесных зверьков, легко различимые опытным и чутким ухом зверолова. (По С. Аксакову.)
Вопросы для беседы по тексту. – Прочитайте рассказ. О чем говорится в этом тексте? – Почему вы решили, что это глубокая осень? Какими словами это подтверждает автор? – Как вы понимаете слова: куда летом не проникал глаз человеческий? – Как изменились деревья поздней осенью? – Когда листья блистают золотом? – Как в это время года выглядят вечнозеленые ели и сосны? – Что говорит автор о воздухе? – Какие звуки можно услышать в осеннем лесу? | Составление рассказа по вопросам. (Вопросы и задания записаны на доске.) – Какая осень описана автором в рассказе? – Что говорит о том, что это глубокая осень? – Как выглядят деревья? – Как выглядят вечнозеленые ели и сосны? – Как выглядит земля поздней осенью? – Что слышно чуткому уху зверолова? |
Промежуточная диагностика № 2
1. Запиши 2–3 синонима (близкие по значению слова) к словам:
Врать – _____________________________________________________________
Родина – ____________________________________________________________
Робкий – _____________________________________________________________
2. В каких словах не пишется твёрдый знак?
Об_яснение, обез_яна, за_ел, об_едки, в_юга, об_явил, об_учил, с_ёмка.
3. Подчеркни проверочное слово для пропущенной орфограммы: на ветке в_сят яблоки.
Вес, повесить, виснуть, висеть.
4. Какое имя существительное стоит в том же падеже, что и выделенное слово: разжег костёр?
Написал письмо, длинная речь, спал на кровати, накосил сена.
5. В каком повествовательном предложении есть однородные подлежащие?
Как там оказались собака и кот.
Как уютно устроились под елью боровик и нарядный мухомор.
Журавли потянулись на юг и крикливые гуси.
Утро было сырое и прохладное.
6. Укажи над именами существительными, какого они рода.
Рояль, фамилия, кафе, кофе.
7. Дополни до словосочетания слова так, чтобы в одном случае слово пила было глаголом, а в другом – именем существительным:
пила __________________________; пила ____________________________.
8. Вставь в считалочку пропущенные буквы и подчеркни все одушевлённые имена существительные:
С_дит белка на теле_ке, Л_сичке-с_стричке,
Пр_дает друз_ям оре_ки: М_шке т_лстопятому,
В_робью, с_ничке, Заиньке усатому.
9. К данным словам подбери и запиши антонимы:
Густой – ___________________________________________________________
Далекий – ____________________________________________________________
Широкий – ___________________________________________________________
Трудный – ___________________________________________________________
Высокий – ___________________________________________________________
Твердый – ___________________________________________________________
Горький – ____________________________________________________________
Шершавый – _________________________________________________________
10. Вставь подходящие по смыслу предлоги и пропущенные орфограммы.
___ств__лу дерева можно ск__зать, где оно росло: ___ лесу или ___ п__ляне. Если дерево растет ___ п__ляне, его ветви тянутся ___ все стороны. И ствол такого дерева толще. А ___лесу деревья з__щ__щают друг друга ___ ветра. Ств__лы ___ них ровные, стройные.
11. Расставь необходимые знаки препинания.
У кумушки-лисы зубки острые рыльце тоненькое ушки на макушке хвостик на отлёте шубка тёпленькая. Хороша кумушка принаряжена шерсть пушистая мягкая. На груди жилет а на шее белый галстучек.
12. Подчеркни слова, в которых про является частью корня:
Просьба, простуда, проба, проходить, прощать, противник, проверить, промокнуть, прочный, промывает, проблемный.
13. Напиши пять слов с удвоенной согласной.
____________________________________________________________________
14. Разбери по составу:
Ночник, рассмотрел, дремота, выпарила, задумчивый, пересолить, съедобный, позвать, загадка, засада, рассказ, подушка.
15. В предложениях с однородными членами определи падежи, расставь, где нужно, знаки препинания:
В первые дни апреля зачернеют на буграх на склонах проталины.
От осинки к березке скачут веселые белки.
Спрятала баба за куст кувшин с молоком.
Мачеха поглядит покряхтит спрячет холст в сундук и сидит тихо.
Золотой луг накрыл густой туман и дымка.
16. Подбери и запиши слово такого же состава, как слово повозка.
17. Подчеркни в предложении все слова с безударной проверяемой гласной.
Около дороги среди стволов деревьев поднялась сильная метель.
18. Разбей слова на три группы:
Бирюзовый, зеленеть, фиолетовый, малина, белеть, лазурный, голубика, сирень, алеть, багроветь, небо, пурпур, кумачовый, краснеть.
Контрольный диктант № 4
Вечером в лесу
Солнце село, но в лесу еще светло. Воздух чист и прозрачен. Птицы болтливо лепечут. Молодая трава блестит веселым блеском изумруда. В лесу постепенно темнеет. Алый свет вечерней зари скользит по корням и стволам деревьев.
Вот и самые верхушки потускнели. Небо синеет. Слегка повеяло теплой сыростью. Птицы засыпают. В лесу все темней да темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы. На синем небе робко выступают первые звездочки. (По И. Тургеневу.) (66 слов.)
Грамматические задания:
1. Разбери последнее предложение по частям речи и членам предложения.
2. Выпиши глаголы в таблицу.
I спряжение | |
II спряжение |
3. Выполни морфологический разбор слов: вечерней, в лесу.
Контрольная работа № 3
Спиши текст, раскрывая скобки и употребляя глаголы в правильной форме.
ВЕСЕННИЙ КАЛЕНДАРЬ
У нас весна (длиться) три месяца. Хорошо, если ты (шагать) вместе с ней, (смотреть), (думать), (запоминать). Весенние изменения (следовать) в строгом порядке. Никогда стриж (не) (прилетать) раньше жаворонка, а ландыш (не) (зацветать) раньше подснежника. Ландыш и жаворонок (не) (читать) календаря, но каждая птица и растение (знать) свой месяц и даже число. В апреле (звенеть) одни песни, в мае (раздаваться) другие.
(Просыпаться) медведь, (выходить) из нор барсук и ёж. А о чем (рассказывать) журавлиная стая? О том, что сквозь дожди и туманы (возвращаться) птицы в родные края. (88 слов.)
Грамматические задания:
Выпиши глаголы, укажи их время, число, спряжение.
Контрольный диктант № 5
Живой подарок
В лесах под Москвой появились голубые белки. Откуда завезли их? Живой подарок приехал из далекой Сибири. Илья Васильевич Коровкин подарил белок знакомым ребятам из Москвы. Мальчики разобрали белок по домам. За белками ухаживали, давали вкусную еду, чистили клетки. Но белочки скучали в неволе. Семья хотела жить вместе.
Детворе пришла счастливая мысль. Ребята решили поселить белок в лесу. Животных передали в лесное хозяйство. Хорошо жилось им в частном ельнике. Стали зверьки пушистые, крупные. Голубые белки украшали подмосковные леса. Они не забыли друзей, узнавали их. (85 слов.)
Грамматические задания:
1. Выдели суффиксы и окончания глаголов прошедшего времени.
2. Укажи падеж и склонение существительных: в Сибири, в ельнике.
3. Выпиши из текста слова, по-разному называющие белок.
4. Подбери и запиши 3 слова с корнем -дар-. Выдели корень, отметь ударение.
Контрольное списывание № 3
Ёлка
С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук. (Из книги «Круглый год».)
Задание:
1. Поставь пропущенные знаки препинания.
2. Укажи лицо, падеж и число местоимений.
3. Подчеркни однородные члены предложений
Изложение
Подкормка и охрана зимующих птиц
Много крох перепадает птицам с человеческого стола. Поэтому зимой многие птицы жмутся к человеческому жилью.
Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями.
Если каждая школа в нашей стране поставит хотя бы одну кормушку, то все птицы будут обеспечены кормом.
Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать естественный корм на деревьях и кустарниках, в районе расположения кормушки.
Собирайте для корма птицам семена сорняков: конского щавеля, мышиного горошка, лебеды, головки репейника. Собирайте ягоды калины, бузины, рябины. Собирайте арбузные и дынные семечки, семена ольхи и березы.
Смешивайте эти корма. А птицы сами выберут из смеси любимые семена.
Птицы – наши друзья и неутомимые помощники в борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства.
(По В. Бианки и В. Строкову.)
Беседа по тексту. – О чем говорится в рассказе? – Чем страшна птицам зима? – Что надо делать школьникам, чтобы помочь птицам, не улетевшим в теплые края? – Что еще поможет выжить птицам зимой? – Что надо делать летом, чтобы птицы не голодали зимой? – Почему можно смешивать разные семена? – Почему надо птицам помогать? – Этот рассказ надо будет написать так, чтобы до каждого прочитавшего его дошла просьба или пожелание помочь нашим пернатым друзьям. Постарайтесь это сделать! | Составление рассказа по вопросам. (Вопросы записаны на доске.) – Почему птицы жмутся зимой к человеческому жилью? – Чем страшна зима птицам? – Как помочь птицам, чтобы они перезимовали зиму? – Что нужно сделать летом? – Почему можно смешивать семена? – Почему беречь птиц – это наша задача? – Какие слова для написания текста уже есть в вопросах? – Какие слова и предложения надо добавить? – На какие вопросы можно ответить своими мыслями и предложениями? – Перескажите текст, опираясь на вопросы. |
Контрольная работа № 4
Вариант 1 1. Объедини глаголы в группы по значению: 1) начало действия; 2) окончание действия; 3) неполное действие. Приподнять, заговорить, доиграть, приболеть, отнести, взлететь, поплыть, придержать, выкопать 2. Спиши 2-й абзац текста. Подчеркни глаголы как члены предложения. Определи время глаголов. Мы с тобой идём к лесному озеру. Сколько вокруг интересного! Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелёк. Ты стоишь в полный рост и смотришь на неё. А я лучше присяду. Мы сидим тихо, не аукаемся на весь лес. Птичка не улетает и не приближается к нам. Мы сейчас в чужом доме. Надо уметь вести себя тихо. 3. Образуй от глагола играть по одному глаголу в формах настоящего, прошедшего, будущего времени. 4. Выполни морфологический разбор слова растёт. У крыльца растёт куст жасмина. 5. Найди ошибочное утверждение: 1) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос «что делает?». 2) Глаголы могут стоять в прошедшем, настоящем, будущем времени. 3) В предложении глагол чаще всего играет роль сказуемого. 4) Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. 6. Распространи предложения: 1) Поймалась рыбка. 2) Идет урок. | Вариант 2 1. Замени данные словосочетания глаголами. Становиться красным, делать варёным, есть завтрак, мазать краской. 2. Спиши 2-й абзац текста. В скобках укажи формы (наклонение, время, лицо, число) трёх любых глаголов. Мы с тобой идём к лесному озеру. Сколько вокруг интересного! Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелёк. Ты стоишь в полный рост и смотришь на неё. А я лучше присяду. Мы сидим тихо, не аукаемся на весь лес. Птичка не улетает и не приближается к нам. Мы сейчас в чужом доме. Надо уметь вести себя тихо. 3. Образуй от глагола прочитать все возможные формы времени (по два примера). 4. Выполни морфологический разбор слова запел. В саду запел соловей. 5. Найди ошибочное утверждение: 1) В предложении глагол чаще всего играет роль сказуемого. 2) Глаголы могут стоять в прошедшем, настоящем, будущем времени. 3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос «что делает?». 4) Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. 6. Распространи предложения: 1) Расцвели цветы. 2) Идет дождь. |
Контрольный диктант №6
Липа
Справа и слева наш деревенский сад окружали липы. Издалека была видна широкая липовая аллея. Задолго до восхода солнца в вершинах деревьев начинали петь птицы. Пчёлы гудели над душистыми ветками.
Издавна высокие липы росли в русских лесах. Древесина липы дорого ценилась. Из тонкой коры делали лапти. Только теперь взрослых лип в лесах уж не увидишь.
Осенью липа первая сбрасывает листву. Землю сплошь покрывает жёлтый ковёр из опавших листьев. Идёшь и любуешься на милые с детства деревья.
Грамматические задания:
Вариант 1 1. Спиши, вставляя суффиксы наречий а или о. Досыт_, занов_, начерн_, изредк_, направ_, справ_, красив_, влев_. 2. Спиши, вставляя, где необходимо, ь. Напроч_, сплош_, замуж_, настеж_, уж_, навзнич_. 3. Вспомни, от каких имён прилагательных образуются наречия. Образуй наречия, если это возможно. Больной – …, каменный – …, простой – …, быстрый – … . | Вариант 2 1. Спиши, вставляя суффиксы наречий а или о. Налев_, дочист_, запрост_, издавн_, насух_, слев_, волшебн_, вправ_. 2. Спиши, вставляя, где необходимо,ь. Невмоч_, наотмаш_, невтерпёж_, вскач_, замуж_, проч_. 3. Вспомни, от каких имён прилагательных образуются наречия. Образуй наречия, если это возможно. Красивый – …, сильный – …, клубничный – …, честный – … . |
Диагностическая работа № 3
Вариант 1 1. Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Пруд был маленький. Весь он зарос тр_вой и тиной. Ж_ли в нём л_нивые хв_статые тритоны, да карасики и улитки. Житьё (у)них было скуч_ное. Вдруг вспл_снула в_да. Чьё-то ч_рное тело, пуская пузыри, пустилось на дно. Все собрались (на)него поглядеть. (У)него восемь ног напоминали вилоч_ки. Две клешни, как две зубастые пасти. 2. Запиши номер, где неверно дана характеристика слова: 1) он – местоим., 3 л., ед. ч., И. п. 2) (о)нем – местоим., 3 л., ед ч., П. п. 3) (у)них – местоим., 3 л., ед ч., Р. п. 4) его – местоим., 3 л., ед. ч., Р. п. 3. Запиши номер, где неверно дана характеристика слова: 1) восемь – числительное, количественное, простое, И. п. 2) два – числительное, порядковое, простое, И. п. 3) двадцати трех – числительное, количественное, составное, Р. п. 4) пятидесятому – числительное, порядковое, сложное, Д. п. 4. Мягкий знак для обозначения мягкости не пишется в слове: 1) житье; 2) поглядеть; 3) восемь; 4) маленький. 5. Прочитай в тексте для списывания шестое предложение. Какими по счету в нем стоят слова, являющиеся главными членами предложения? Запиши номер правильного ответа. 1) 1, 6; 2) 2, 6; 3) 3, 6. | Вариант 2 1. Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Пруд был маленький. Весь он зарос тр_вой и тиной. Ж_ли в нём л_нивые хв_статые тритоны, да карасики и улитки. Житьё (у)них было скуч_ное. Вдруг вспл_снула в_да. Чьё-то ч_рное тело, пуская пузыри, пустилось на дно. Все собрались (на)него поглядеть. (У)него восемь ног напоминали вилоч_ки. Две клешни, как две зубастые пасти. 2. Запиши номер, где неверно дана характеристика слова: 1) он – местоим., 3 л., ед. ч., И. п. 2) (о)нем – местоим., 3 л., ед ч., П. п. 3) (у)них – местоим., 3 л., ед ч., В. п. 4) его – местоим., 3 л., ед. ч., Р. п. 5) (у)него – местоим., 3 л., ед. ч., Р. п. 3. Запиши номер, где неверно дана характеристика слова: 1) восемь – числительное, количественное, сложное, И. п. 2) два – числительное, количественное, простое, И. п. 3) двадцати трех – числительное, количественное, составное, Р. п. 4) пятый – числительное, порядковое, простое, И. п. 4. Разделительный мягкий знак пишется в слове: 1) восемь; 2) поглядеть; 3) житье; 4) маленький. 5. Прочитай в тексте для списывания второе предложение. Какими по счету в нем стоят слова, являющиеся главными членами предложения? Запиши номер правильного ответа. 1) 1, 3; 2) 2, 3; 3) 3, 4. |
Контрольный диктант № 7
Золотой дождь
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки, щечки, спинки и животики. И так пропитались солнцем, что сами стали багряными и золотыми.
Лес стал очень красив, когда все листья раскрасились в яркие цвета. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист, а за ним и другой летит. Спешит, торопится осень. Смывает холодный дождь золотой убор листьев. Закружится пестрый смерч из листьев, когда вдруг налетит сильный ветер. Они шуршат, скребутся, летят, качаются, бегут. Шумит золотой дождь. (75 слов.)
Грамматические задания:
Вариант 1 1. Выполни синтаксический разбор 4-го предложения. 2. Выпиши из текста словосочетания «глагол + существительное», «прилагательное + существительное». 3. Выпиши словосочетание с типом связи «согласование». Отметь главное слово, укажи часть речи главного и зависимого слова. | Вариант 2 1. Выполни синтаксический разбор 7-го предложения. 2. Выпиши из текста словосочетания «существительное + существительное», «наречие + глагол». 3. Выпиши словосочетание с типом связи «управление». Отметь главное слово, укажи часть речи главного и зависимого слова. |
Контрольная работа № 5
Вариант 1 1. Выпиши только словосочетания. Зимний день, гулять в лесу, сирень цветёт, любить родину, спеют ягоды, книга из библиотеки. 2. Из предложения выпиши все возможные словосочетания. Крупные капли дождя застучали по листьям. 3. Выпиши словосочетания типа «прилагательное + существительное». Отметь главное слово, укажи часть речи главного и зависимого слова. Медвежий след, на деревенской улице, отдыхать на море, наблюдать за дождем, день недели, сливочное мороженое. 4. Определи падеж существительных в словосочетаниях, где главное слово – глагол. Запиши только эти словосочетания. Говорить о погоде, ваза с цветами, написать подруге, посмотреть фильм, озеро в лесу, сделать из дерева. 5. Выпиши из текста по одному примеру словосочетаний типа «прилагательное + существительное», «глагол + существительное», «глагол + наречие». Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Наконец он решил и подошёл к краю скалы. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Когда он вынырнул, то быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Он был очень храбрый пингвинёнок. | Вариант 2 1. Выпиши только словосочетания. Заячий хвост, купаться в реке, сочиняет и пишет, летний дождь, роза цветёт, любить родину, лиса и петух, страница из книги, зреет вишня. 2. Проверь, верно ли выписаны словосочетания из предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их. Крупные капли дождя застучали по листьям. крупные капли капли дождя капли застучали застучали по листьям 3. Замени данные словосочетания словосочетаниями с согласованием. Укажи часть речи главных и зависимых слов. Игрушка из пластилина, сок из яблока, овощи с грядки, уха из рыбы. 4. Составь словосочетания, обозначь главное слово. Определи тип связи слов в словосочетаниях. Кормить, птица; заниматься, танцы; восход, солнце; разрезать, арбуз; запах, цветок. 5. Выпиши из текста по одному примеру словосочетаний с типом связи «согласование», «управление», «примыкание». В скобках укажи тип связи. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Наконец он решил и подошёл к краю скалы. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Когда он вынырнул, то быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Он был очень храбрый пингвинёнок. |
Контрольное списывание № 4
Спиши текст, вставляя окончания.
Береги эту красоту
Наступает радостн__ весна. Потоки ярко__ солнца заливают лесн__ полянки. Высоко в небе застыли легк__ облак__.
Как хороши весной березов__ рощи! На деревцах набухают смолист__ почки. В эти дни русск__ красавицы угощают лесн__ жителей сладк__ соком. Весенн__ воздух чист. Слышна весел__ песенка голосист__ дрозда. Входишь в березовую рощ__ и чувствуешь дыхание весны. Нежн__ листвой пахнет в роще. Зелен__ дымка закрывает лужайки. На земле играет луч солнца. (68 слов.)
Итоговая контрольная работа № 6
Прочитай текст.
О дельфинах
Существует много легенд о замечательной сообразительности дельфинов, об их общительности и дружелюбии.
Вы знаете чудесную историю о дружбе дельфина с греческим мальчиком. Вы слышали много рассказов об интересе и о любви этих животных к людям.
Наблюдения ученых показали, что дельфины легко поддаются приручению и дрессировке. Они быстро обучаются различным цирковым трюкам. С увлечением играют в мяч, гоняют его по поверхности бассейна, прыгают через обруч.
С трогательной заботой относятся они друг к другу. Дельфины не думают об опасности и мчатся по первому зову на помощь товарищу, когда с ним случается беда. Фильм «Флиппер» рассказывает об одном из них. (97 слов.)
Грамматические задания:
1. Выпиши по 2 существительных, прилагательных, глагола, местоимения, наречия, числительных.
2. Выполни морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола, местоимения, наречия, числительного.
3. Выполни синтаксический разбор 4-го предложения.
4. Разбери слово поддаются по составу.
5. Выполни фонетический разбор слова дельфины.
Контрольный диктант № 8
Цветочные часы
Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определенному расписанию.
Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков. К шести часам утра начинают тянуть к ранним солнечным лучам желтые головки одуванчики, а за ними широко открывает лепестки гвоздика. Солнце уже заливает ослепительным светом лес, поле и речку. Тогда раскрывает белоснежный венчик лилия, которая растет на воде. Дневные цветы обычно первыми засыпают.
Кончается летний день, солнце опускается все ниже. И тут начинают оживать ночные цветы. (По В. Ветлиной.) (89 слов.)
Грамматические задания:
1. Выпиши сложносочиненное предложение, составь его схему.
2. Выпиши сложноподчиненное предложение, составь его схему.
3. Выпиши предложение с однородными членами, составь его схему.
Итоговое изложение
Дружба зверей
В Московском зоопарке на одной из просторных огороженных полян жила вместе большая компания зверей. Компания довольна необычна: два волка, бурый медведь, три барсука, шесть уссурийских енотов и столько же лисиц.
Поселили их вместе в пору ранней звериной юности.
– Что вы делаете? – говорили некоторые посетители. – Подрастут ваши зверюги, и обязательно сильнейшие прикончат слабых. Природа возьмет свое!
Прошло два года, звери выросли. А природа никак «своего не брала»! И никто в этой компании не боялся друг друга, кроме рыжего ферганского степного волка, который перед всеми «заискивал». Несмотря на крупный рост и крепкое сложение, этот волк всегда робко оглядывался по сторонам и предупредительно уступал дорогу даже маленьким лисам. И звери недолюбливали этого подхалима. По какому-то молчаливому соглашению вся компания подчинялась строгой и «распорядительной» волчице по кличке Дикта. Впрочем, забот у нее было немного: мир нарушался редко. Корм вся компания получала общий и обязательно одновременно, но даже во время трапезы все обходилось благополучно. Иногда лишь волчица Дикта показывала у кормушки свои большие белые клыки, и упрямый медведь Мишка-крошка пятился при этом назад. Случалось, что жадные лисицы забирали самые большие куски, – тогда волки носом вышибали у них корм из зубов. Самостоятельнее всех вели себя барсуки. Даже с медведем они держались запанибрата.
Редкие ссоры всегда кончались быстро, так как Дикта обязательно поднималась с места и разгоняла забияк в разные стороны.
Напрасно любители сильных ощущений часами простаивали у поляны, ожидая, не начнется ли всеобщая потасовка. «Разноплеменные» обитатели поляны ни разу не переходили на «военное положение». Порядок в столь необычном сообществе объяснялся тем, что звери с раннего возраста привыкли друг к другу и у каждого из них еще с юности, когда укусы были не опасны, выработался ряд условных рефлексов, не допускающих перехода тех границ в отношении животных, за которыми могут последовать серьезные ссоры. Лисица, например, выросшая с волчатами, никогда не посмотрит на мясо, которое ест волк: проходя мимо, она всегда отвернется. Но на сытого зверя, свернувшегося на снегу, она вскочит и будет спать на нем, как на теплом диване.
Этот опыт совместного воспитания животных наглядно показывает, как, влияя на поведение зверей, человек может изменять их взаимоотношения на противоположные тем, которые наблюдаются в природе.
(Из книг профессора П. А. Мантейфеля.)
Ответьте на вопросы: – Какой это текст: описание, повествование или рассуждение? – Кто автор текста? – Кого описывает автор? – Почему текст называется «Дружба зверей»? – А как иначе бы вы озаглавили рассказ? – Сколько частей в этом тексте? Почему вы так считаете? Докажите. – Сколько абзацев в каждой части? – С чего начинает описание автор? – Какие звери жили на одной поляне в зоопарке? – Могло ли быть такое сообщество зверей в природе? – Почему никто из зверей не боялся друг друга? – А как вы считаете, почему волк уступал даже маленьким лисятам? – Почему звери недолюбливали подхалима? – Почему они подчинялись строгой и «распорядительной» волчице по кличке Дикта? – Как держались барсуки в этой компании? – Часто ли возникали ссоры? – Почему, как вы считаете? – Почему в столь необычном сообществе звери ни разу не переходили на «военное положение»? – Как себя вела, например, лисица, когда волк ел свой кусок мяса? – Как поступала она тогда, когда сытый волк лежал, отдыхая, на снегу? – Что наглядно показал опыт совместного воспитания животных? – Давайте запишем план нашего изложения. | Составьте план. Примерный план 1. Необычная компания. 2. Повадки животных в сообществе зверей. 3. Лидер сообщества зверей. 4. Что же помогло жить зверям дружно в такой «веселой» компании? Орфографическая подготовка – Найдите в тексте слова, на написание которых нужно обратить внимание. Запись слов на доске: огороженных, уссурийских, ферганский, предупредительно, недолюбливали, распорядительный, запанибрата, рефлексов, противоположные. – Не забудьте при написании слов с безударной гласной, проверяемой ударением, подобрать проверочное слово. – Прочитайте еще раз текст, обратите внимание на знаки препинания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой
Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...
Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс
Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».
Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...
Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»
В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...