Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное. Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное. Обобщение." 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka._imya_prilagatelnoe._obobshchayushchiy.4kl.2009.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
ОТКРЫТОГО УРОКА
Предмет: Русский язык.
Тема: «Имя прилагательное. Обобщающий урок».
Класс: 4 «А»
Учитель: Ермолина О.В
Имя прилагательное
Тема. "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи".
Цели: 1) познавательная – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;
2) практическая – закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, закрепление навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных, безударных падежных окончаний имен прилагательных, правописания одной –Н, двух –НН в суффиксах имен прилагательных, развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать на грамматическую тему;
3) воспитывающая – воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе; воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование. Учебник "Русский язык" 4 класс (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина); картина с изображением зимнего леса, перфокарты, дифференцированное задание.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
II. Поэтическая пятиминутка
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева о зиме.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Какое время года описывает автор в своем стихотворении?
- Докажите это словами из стихотворения. ("Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой")
- С помощью каких слов передает автор красоту зимней природы? (Снежная, ослепительная, пуховая…)
- Какие это части речи? (Это имена прилагательные.)
III. Постановка темы и целей урока
- Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное».Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.
(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)
Одновременно с этим мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.
IV. Чистописание
- Запишем сегодняшнее число…
- Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут вот так.
Открывается образец записи на доске.
На доске:
ы и ы и еое оео еое оео ая яя ий ый ой ое ее ые ие |
– Обратите внимание на написание в первой строке элемента прямой черты с закруглением внизу вправо, во второй строке элемента овала и полуовала, в третьей строке соединения букв.
По образцу на доске учащиеся пишут в тетрадях элементы букв и слияния букв.
V. Словарная работа
1. - Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.
( -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие.)
- Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.)
- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы (4).
Дети делят так: # Один ученик у доски
# Сигнальная карта
- Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)
2.В уголке «Пиши правильно» 4 карточки с записью слов "обл…ко", "ин…й", "пр…рода", "с…ребр…ный".
- Какие буквы я закрыла? (проговариваем хором написание каждого слова, открываю закрытые буквы)
– Составьте словосочетания, используя словарные слова, чтобы прилагательное серебряный сочеталось с каждым существительным.
- Определите и графически покажите связь главного и зависимого слова, определите род и число имен прилагательных.
Эта работа выполняется самостоятельно каждым учащимся в тетради, первые пять человек дают учителю тетради на проверку.
# Два ученика у доски объясняют выполнение задания.
- Серебряные облака. (ср. р., ед. ч.)
– Серебряный иней. (м.р., ед.ч.)
– Серебряная природа. (ж. р., ед. ч.)
# Сигнальная карта
? Как определить род и число у имени прилагательного?
- Когда зимой мы видим серебряные облака? (Это бывает, когда зимой светит солнце, освещая редкие облака, которые плывут по голубому небу.)
- А как вы представляете себе серебряный иней? ( Зимнее морозное утро, яркое солнце, иней, лежащий на ветках елей и берез, переливается всеми цветами радуги.)
- А теперь нарисуйте словесную картинку серебряной природы.
- В каком произведении мы с вами недавно встречали серебряную природу? (Евгений Шварц «Два брата»).
- Сейчас вам предстоит работа, которую я назвала "цифровой диктант".
– Я буду диктовать словосочетания прилагательных с существительными. Вам надо определить, сколько букв –Н пишется в суффиксе или в суффиксах имени прилагательном.
Если в прилагательном пишется одна буква – Н, вы записываете цифру 1.Если в прилагательном пишется 2 буквы –НН, вы записываете цифру 2.
# Два ученика работают у доски.
Итак, приготовились:
Ранняя зима, ветреная погода, глубинная вода, зимняя сказка, лесная чаща, каменная глыба, старинная монета, стройная елка.
– Давайте проверим, что у вас получилось.
Дети, выполнявшие задание у доски, открывают свои работы для проверки.
На доске:
2, 1, 2, 1, 1, 2, 2, 1. |
# Сигнальная карта
? В каких случаях в прилагательном в суффиксе или в суффиксах пишется одна, а в каких две буквы –Н?
VII. Физкультминутка
VIII. Работа по редактированию текста
- А теперь отправимся в зимний лес.
На доске – картина с изображением зимнего леса, а у каждого учащегося карточка с текстом.
Над п...лянкой круж...лся сн...жок. Со...нце св...тило светом. А вокруг др...мали елочки. Снег осыпался с лап, а бездельник ветер см...тал его с верхушки. |
– Прочитайте текст. Проставьте буквы на месте пропусков. Какой это текст: описание или повествование?
- Чего не хватает в тексте-описании?
- Давайте отредактируем текст.
Работа по группам.
Выслушиваются тексты, составленные детьми.
– А теперь придумайте название тексту.( Зимний лес; Утро в лесу; Лесная поляна…)
- Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трех уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.
На обратной стороне листа с текстом:
1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи. 2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи. 3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные, в первом предложении выделить грамматическую основу. |
Дети выполняют задание.
IХ. Обобщение знаний об имени прилагательном
- А сейчас я хочу предложить вам стать на время учителем. Представьте, что у вас сегодня обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Какие вопросы вы зададите классу, чтоб понять, как ученики усвоил новую тему?
Примерные вопросы: - Что обозначают имена прилагательные? - Какими членами предложения являются имена прилагательные? - Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные? - Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте? - Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?
Х. Итог урока
У. Вы правильно отвечали на вопросы, а теперь я проверю ваши практические умения.
Учитель раздает перфокарты.
– Ваша задача – вставить в "окошки" пропущенные окончания прилагательных и напротив прилагательных, стоящих в Н.Ф. поставить галочку.
ПЕРФОКАРТА:
Беленьк зайчик
Светл небо
Сильн метель
Холодн утро
Высок сосна
Хитр лиса
Ранн заморозки
Красив лес
Лют холод
Спящ медведь
Дети выполняют работу и сдают перфокарт и рабочие тетради .
СВЕТОФОР (Рефлексия)
Домашнее задание: Подготовиться к контрольному диктанту. Повторить раздел «Имя прилагательное»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ПО ТЕМЕ: "Имя прилагательное" РазвитиеУУД в начальной школе.
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологией диалогового взаимодействия....
Урок по русскому языку 3 класс на тему имя прилагательное (обобщение) .
Урок на тему имя прилагательное (обобщение) в виде призентацые ....
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Имя прилагательное"
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Имя прилагательное"...
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное.Обобщение"
Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение» 4 классЦели:• обобщение теоретических знаний об имени прилагательном;• развитие умения распознавать имена прилагательн...
Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме "Имя прилагательное" (обобщение изученного). УМК "Школа России"
Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме "Имя прилагательное", проведён с целью обобщения и закрепления изученного материала. Автор учебника В.П.Канакина....
Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме "Имя прилагательное. Обобщение".
Тип урока: Повторение и закрепление изученного (прилагательное).Цель: создание условий для систематизации изученных признаковимени прилагательного как части речи.Задачи: совершенство...
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Роль прилагательных в тексте"
В данном конспекте урока содержатся планируемые результаты к уроку, а также деятельность учителя и обучающихся на уроке...