Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме "Имя прилагательное. Обобщение".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тип урока:   Повторение и закрепление изученного  (прилагательное).

Цель: создание условий для систематизации изученных признаков

имени прилагательного как части речи.

Задачи:

 совершенствовать умение распознавать части речи через признаки весны;

совершенствовать орфографическую зоркость;

продолжать  работать  по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания;

воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её;

воспитывать гордость за свои знания;

 Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Разработка урока  по русскому языку в 3 классе по теме « Имя       прилагательное. Обобщение»

Тема урока:  имя прилагательное,  как части речи. Обобщение».

Цель урока: обобщить изученное по теме « Имя прилагательное», развивать умения определять падеж и правильно писать окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе.

1.Поэтическая минутка. Постановка задач урока.

Урок начинается с поэтической минутки.

                                                                                                                             

Дети (2-3обучающихся ) читают строки из      

«Сказки о рыбаке и рыбке»,

которые они выбрали для

выразительного чтения.

 (На  дом обучающимся  было  дано

задание перечитать сказку,

вспомнить полюбившиеся строки,

обратить внимание на имена прилагательные, используемые А.С. Пушкиным, и задуматься над их ролью в сказке). Далее учитель, обращаясь к третьеклассникам, говорит: «Вот мы и открыли наш урок поэтической минуткой, вспомнили знакомые строки из сказки А.С. Пушкина. А как вы думаете, какой же будет тема нашего урока? («Имя  прилагательное, как части речи. Обобщение»). Языковым материалом урока будут имена прилагательные из сказки, строки из которой только что прозвучали.

       1.Творческий диктант.

      Варианты проведения.

  1. Учитель называет имя существительное, обозначающее предмет или лицо из сказки, дети подбирают к нему по памяти имя прилагательное, обозначающее признак этого предмета, причем имя прилагательное должно быть из этой же сказки. Составленное словосочетание записывается в тетрадь. Если обучающиеся не могут вспомнить нужное имя прилагательное, то учитель напоминает им пушкинские строки, где это прилагательное автором употреблено.

Диктант может быть проведен так: коллективно подбираются имена прилагательные и комментировано записываются составленные словосочетания.

… (Ветхая) землянка, …(синее) море, ... (новое) корыто, … (морская) трава, … (золотая) рыбка, … (золотые) перстни, … (соболья) душегрейка, … (дубовые) вороты, … (ласковое) слово, … (сердитые) волны, … (дорогой) откуп, … (высокий) терем.

2.Лексическая разминка.

Третьеклассники читают словосочетания (желающие могут вспомнить и прочитать строки, в которых встретились эти словосочетания), выясняют значение имен прилагательных, подбирают противоположные по значению имена прилагательные, задумываются над образностью имен прилагательных. Вопросы-задания для такой лексической разминки:

- Что значит ветхая землянка? А землянка не ветхая как называется? Прилагательное новая противоположно ветхому или старому?

- Море синее. А какое еще может быть море? В «Словаре эпитетов русского литературного языка» вы можете найти 138 эпитетов к слову море! А заметили ли вы, что для характеристики моря очень часто А.С. Пушкин использует эпитет синее?  Вспомните строки из других сказок: Сказка о царе Салтане…»

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут…

Или в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»:

Ветер, ветер! Ты могуч,                                Ты волнуешь сине море,

Ты гоняешь стаи туч,                                    Всюду веешь на просторе.

 - Корыто н о в о е. А какое прилагательное противоположно по значению? Какое корыто было у старухи?

- Рыбка з о л о т а я. Почему автор использует прилагательное золотая? Вспомните, какое прилагательное употребляет автор для уточнения значения слова золотая? (Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую.)

- З о л о т а я рыбка. З о л о т ы е перстни. Какое значение имеет имя прилагательное золотые в словосочетании золотые перстни?

- Д о р о г о й откуп. (Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, че только пожелаешь.) Назовите прилагательное, противоположное по значению слову дорогой?

- Назовите имена прилагательные, которые использует А.С. Пушкин для описания одежды старухи, когда она стала столбовою дворянкой? Имена прилагательные парчовая (кичка), соболья (душегрейка) обозначают признак по отношению к материалу (кичка из парчи, душегрейка из соболя). В каком еще словосочетании есть имена прилагательные, обозначающие признак по отношению к материалу? (Дубовые, тесовые вороты, …)

- Как А.С. Пушкин сказал о волнах? Почему он выбрал прилагательное сердитые?

- Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово. Ласковое слово: это хорошее качество? А противоположное ласковому? (Грубое.)

- Какие имена прилагательные автор использовал в переносном значении?

- Мы записали лишь некоторые имена прилагательные. Что же обозначает имя прилагательное? (Дается определение лексическому значению имени прилагательного как части речи.)

- Может ли имя прилагательное обозначать внутренние качества людей? животных? Подтвердите эту мысль примером из сказки. (Как названы в этой сказке старуха? стража? слуги?)

      Третьеклассники комментированно записывают словосочетания: сварливая баба, грозная стража, усердные слуги.

После выяснения значения записанных имен прилагательных вновь вопросы:

- А какой была старуха по характеру? (Корыстолюбивая, жадная, скупая.)

- А какой по характеру была рыбка? (Справедливая, добрая.)

       Заканчивается этот этап урока ответами детей на такие вопросы:

- Почему имя прилагательное называют частью речи?

- С какой целью А.С. Пушкин использовал в сказке имена прилагательные? (Мысль должна быть выражена точно, ясно, ярко, выразительно, живописно!)

1.Упражнения в определении признаков имени прилагательного как части речи.

Обучающимся  предлагаются следующие вопросы и задания:

- Какие грамматические признаки мы определяем у имен прилагательных?

- Как определить род и число имен прилагательных?

- Что можно сказать об изменении имен прилагательных по родам?

- Определите род и число имен прилагательных в записанных словосочетаниях.

1. Упражнение в определении рода и числа имен прилагательных.

 Третьеклассники определяют род и число в словосочетаниях, доказывают правильность своего ответа, рассуждают при подготовке ответа на такие вопросы:

- У каких прилагательных вы не определили род? (Золотые перстни, дубовые вороты, сердитые волны.)

- Почему? (Прилагательные употреблены в форме множественного числа.)

- Какие еще могут быть окончания у имен прилагательных мужского, женского, среднего рода и во множественном числе?

          Восстанавливается в памяти детей схема родовых окончаний имен прилагательных и окончаний во множественном числе:

            м.р.                               ж.р.                        ср.р.                           мн.ч.

-ой      -ый        -ий        -ая                -яя     - ое             -ее             -ые                -ие

Далее детям предлагается определить, к какой части речи может быть отнесено слово такой структуры: ¬ ͡   ^  , и рассказать о грамматических признаках этого слова. Затем обучающиеся  находят имя прилагательное такой структуры в предложении:

                                     Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины.

            Выясняется значение слова заморские (чужеземные, иностранные), прилагательное заморские обучающиеся  записывают в тетрадь и разбирают по составу.

2. Упражнение в определении роли имени прилагательного в предложении.

Обучающиеся  под диктовку записывают предложение:

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово.

После записи обучающиеся  дают характеристику предложения, разбирают его по членам предложения, делают вывод о том, каким членом предложения могут быть имена прилагательные, указывают на связь имени прилагательного с именем существительным в словосочетании.

3. Упражнение в определении падежей имен прилагательных женского рода и правописании падежных окончаний.

Вопросы и задания:

- Определите падежи имен прилагательных в записанном предложении и докажите правильность ответа.

- Почему у имен прилагательных в винительном падеже разные окончания?

- Какое еще может быть окончание в винительном падеже у имен прилагательных женского рода? (-юю)

       Запись ответов на вопросы. Учитель предлагает детям вспомнить сказку и ответить на вопросы, использую словосочетание:

- В какой землянке жили старик со старухой?

- Кем стала старуха, когда рыбка исполнила ее вторую просьбу?

- Кем могла бы стать старуха, если бы рыбка исполнила ее вторую просьбу?

            После ответа на каждый вопрос комментированно записываются детьми словосочетания: в ветхой землянке, черной крестьянкой, владычицей морскою.  Далее обучающиеся  определяют падежи имен прилагательных, выделяют окончания, вспоминают, какие еще могут быть окончания в этих падежах и в каких падежах у имён прилагательных женского рода  могут быть окончания   -ей,   -ой?

4. Упражнение в определении падежей имен прилагательных мужского и среднего рода и правописании падежных окончаний.

В ы б о р о ч н ы й  д и к т а н т. Варианты проведения:

1) Выборочный диктант проводится на основе предварительной работы: заранее некоторым обучающимся  учитель предложил подобрать строки из сказки, в которых были бы имена прилагательные мужского и среднего рода, для проведения диктанта на тему: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода». Затем подобранный материал был систематизирован, а на урок предложен в качестве выборочного диктанта.

2) Выборочный диктант проводится как игра «Заказ». Учитель говорит: «Требуются имена прилагательные в мужском роде, единственном числе, родительном падеже» и т.д. Дети находят в тексте сказки такие имена прилагательные, читают нужные строки. Обучающимся  предлагается записать из читаемых предложений ту часть предложения (либо предложение), которая равна стихотворной строчке и включает словосочетание с нужным именем прилагательным.

  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

  1. Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

  1. Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим!

  1. Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря

  1. Старичок отправился к морю

(Почернело синее море).

          После записи обучающимся даются задания:

- Докажите правильность написания окончаний.

- Какие еще могут быть окончания в каждом из падежей?

- В форме какого падежа не оказалось имен прилагательных в записанных предложениях и сочетаниях слов?

- Составьте предложение, употребив в нем словосочетание синее море в предложном падеже. Объясните, какое окончание напишите у имени прилагательного в этой форме.

- Что надо знать о написании и произношении окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже? Аргументируйте свой ответ на примере записанного имени прилагательного в этом падеже.

 - Как проверить правильность написанных окончаний прилагательных?

  1. Работа над значением поговорок.

          Учитель предлагает детям прочитать поговорку и задуматься над тем, откуда эта поговорка появилась и что она означает.

Остаться у разбитого корыта.

         Выяснив значение поговорки (Остаться ни с чем, потеряв все, что   было приобретено), третьеклассники записывают ее по памяти. Затем учитель предлагает найти в сказке строки, где А.С. Пушкин использовал одну из русских поговорок

                                        Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садится не в свои сани!

Выясняется значение поговорки «Не садится не в свои сани». (Не пытайся равняться с тем, кто принадлежит к более высокому обществу.) Далее учитель просит детей поразмышлять, в каких случаях та или иная поговорка могла бы быть использована в речи.

  2.Рефлексия

Учитель обращается к обучающимся  с вопросами:

- Выполнили мы задачу урока?

- Чем заинтересовал вас урок?

- Какие имена прилагательные из сказки не прозвучали на уроке? Прочитайте строки из сказки, где встречаются эти имена прилагательные. (Дети выразительно читают пушкинские строки, объясняют назначение имени прилагательного в данном контексте.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку по теме: "Число имен прилагательных".

МОУ  Дмитриевская СОШ           КОНСПЕКТ  УРОКА  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: « ЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» УЧИТЕЛЬ: КИРИЛЛОВА Е.А. ...

Разработка урока по русскому языку 4 класс Школа России по теме "Род и число имен прилагательных"

Разработка урока по русскому языку 4 класс Школа России по теме "Род и число имен прилагательных"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»...