Технологическая карта урока русского языка "Изложение по тексту Г.С. Скребицкого" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок развития речи всегда требует тщательной подготовки. Предлагаю конспект урока развития речи, тема: "Изложение по тесту Г.С. Скребицкого" (упражнение 38 стр. 24, 3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razvitiya_rechi_3_klass.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Изложение по тексту Г.Скребицкого

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

3

Цели урока:

Деятельностная: создать условия для формирования УУД.

Содержательная: формирование умения создавать текст, исходя из задач автора.

Технологии, методы:

ПДО: беседа, анализ

Основные понятия, термины:

Изложение, тема, план, описание.

Тип урока:

Урок обучения созданию связного текста (изложение)

Планируемый результат:

Предметный

  • Понимают свою авторскую задачу: тема, основная мысль, какой тип речи будет использовать.
  • Продолжать формировать умения работать с планом
  • Учатся точно отвечать точно на вопрос плана 1-3 предложениями.
  • Учатся грамотно записывать текст.
  • Учатся редактировать текст.

Личностный:

  • Умеют работать в сотрудничестве с одноклассниками и учителем;
  • Проявляют интерес к предмету русский язык;
  • Уважительно относятся к высказываниям одноклассников;

Метапредметный:

  • Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей (К.)
  • Проводят анализ и синтез информации (П.)
  • Умеют высказывать свои мысли в устной и письменной форме (К.)
  • Умеют ориентироваться в учебнике (П.)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная

Ресурсы:

«Русский язык» В.П. Канакина, часть 2, 3 класс «Школа России» с.24

Этапы урока.

Задачи этапа.

Наглядность, оформление доски.

Содержание деятельности учителя.

Содержание деятельности учащихся

  1. Орг. Момент. Мотивация детей на урок

Замотивировать учащихся к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы. (Л.)

  • Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Ведь улыбка это заряд энергии для будущей работы.

  1. Введение в тему урока.

Умеют работать в сотрудничестве с одноклассниками и учителем; (Л.)

Извлекают информацию из иллюстрации (П.)

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей (К.)

Проводят анализ и синтез информации (П.)

  • Содержание работы нашего урока зашифровано в ребусе. Попробуйте его разгадать сначала самостоятельно.
  • Кто может рассказать, как он рассуждал и какой ответ получил?
  • Верно. сегодня нам предстоит трудная работа над изложением.

  • Для чего нам нужно уметь грамотно и точно писать изложения?
  • Работая над изложениями, вы научитесь отбирать слова, строить красивые предложения, пополняете свой словарный запас. Вы обогащаете свою речь, делаете ее более красивой и приятной.
  • Из букв Л сложена буква О, получается ИЗЛО.
  • В слове нож нужно убрать 2 первые буквы, потому что перед ним стоит 2 запятые. Останется Ж.
  • ИЗЛОЖ.
  • ЕН и Е. складываем, что получилось. ИЗЛОЖЕНИЕ.
  1. Чтение текста. Содержательный анализ текста.

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей (К.)

Проводят анализ и синтез информации (П.)

  • Познакомимся с текстом. Отроем учебник на странице 24, упражнение 38.
  • Прочитайте текст про себя.
  • О чём этот текст?
  • Как мы можем озаглавить этот текст?
  • Какое название более точное, лучше всего передает смысл текста?

  • Мальчик спас птичку, вылечил её, оказал помощь. А когда наступила весна не оставил ее у себя, а отпустил на волю, к сородичам.

  • Помощь пернатым.  Синичка.
  • Помощь синичке.
  1. Выбор способа действия.

Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.)

  • Ребята, чтобы написать хорошо и качественно изложение можно пойти двумя путями.
  1. Запомнить текст и написать по памяти.

2.  Побывать в роли автора, узнать его секреты, узнать, как же он смог создать такой необычный и интересный текст.

  • Какой способ выбираете? Почему?
  •  Пойдем вторым путем, потому что, если мы узнаем все секреты автора, то для нас не будет трудностью создать свой текст, написать собственный рассказ, это нам поможет гораздо больше.
  1. Постановка авторской задачи.

Понимают свою авторскую задачу: тема, основная мысль, какой тип речи будет использовать. (Пр.)

  • Какова будет тема нашего будущего текста?
  • Что мы должны показать читателям, которые прочитают наши сочинения?

  • Если мы будем рассказывать, то какой тип речи будем использовать?
  • Итак, какая же задача стоит перед нами?
  •  Что нам может помочь в написании текста?
  • Помощь синичке.
  • Рассказать, как мальчик помог синичке, когда случилась эта история.
  • Повествование.

  • Написать текст.
  • План, опорные слова.
  1. Анализ готового плана.

Учатся пользоваться планом. (Пр.)

Учатся строить простые предложения. (Пр.)

Учатся точно отвечать точно на вопрос плана 1-3 предложениями. (Пр.)

  • В учебнике нам дан план этого текста. Прочитайте его.
  • Как названа первая часть?
  • Найдите к первому пункту плана часть текста.

  • Как называется вторая часть? Прочтите отрывок, который подойдет из текста.

  • Прочитайте название третьей части. Найдите ее в тексте.

  • Прочитайте название последней части и найдите ее в тексте.

  • Трескучие морозы.
  • Стояли трескучие морозы. Каждое утро Костя выносил птицам свежий корм.
  • У кормушки.
  • Однажды у кормушки мальчик увидел синичку. Она лежала на снегу.
  • Живи, синичка!
  • Костя принес птичку домой, поместил ее в клетку. Синичка открыла глазки и ожила. Костя поставил в клетку чашку с пшеном и блюдце с водой.
  • Скоро на волю.
  • Синичка жила у мальчика всю зиму. Весной Костя выпустил синичку на волю.
  1. Промежуточная рефлексия.

Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.)

  • Какую работу мы  с вами сейчас выполнили?
  • Для чего нам нужен план?
  • Мы проанализировали план.
  • Чтобы написать изложение точно, не перепутать последовательность
  1. Обсуждение языкового материала.

Учатся отбирать языковой материал, ориентируясь на задачу автора. (Пр.)

Учатся точно отвечать точно на вопрос плана 1-3 предложениями. (Пр.)

Формировать умение предложения в соответствии с поставленной задачей (К.)

Костя.

Мальчик

Он

Синичка

Птичка

Она

Опорные слова.

Стояли

Выносил

Увидел

Принес

Выпустил

  • Давайте сейчас немного подсмотрим секреты автора, при создании этого текста.
  • Как автор строит текст? У него все идет по порядку или нам непонятна последовательность событий?

  • Слова, каких частей речи автор употребляет больше всего, если это текст-повествование? Назовите эти слова.
  • Как автор избегает повторов? Приведите примеры.
  • Посмотрите на доску, как мы можем заменить имя Костя? Синичка?
  • На доске вам даны опорные слова, которые помогут вам в написании изложения. Внимательно прочитайте их. Что заметил?

Текст последовательный. Сначала нам рассказывается о том, когда случилась история, потом говориться, что мальчик нашел синичку, ухаживал за ней. А весной выпустил на волю.

 Больше всего глаголов, они показывают действия.

Он заменяет слова синонимами, местоимениями.

Слова идут по порядку повествования.

  1. Орфографическая подготовка к письму текста. Перечитывание текста.

Учатся отбирать языковой материал, ориентируясь на задачу автора. (Пр.)

Выносил –носит

Свежий

Однажды

У кормушки - корм

Мальчик - мальчика

Синичка-

Ожила

Принес

Поставил  

Пшено  

  • Наше изложение должно быть не только точным и интересным, но и грамотным.
  • Давайте с вами прочитаем слова, написание которых необходимо объяснить и запомнить.

- Чтобы перед написанием повторить текст, прочитаем его еще раз про себя, попробуем пересказать текст по частям.

- Кто желает пересказать целиком текст, пользуясь планом.

  • Объясняют написание некоторых слов.
  1. Промежуточная рефлексия.

Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.)

  • Для чего мы сейчас работали над написанием слов?
  • Для того, чтобы грамотно написать изложение.
  1. Написание сочинения обучающимися.

Понимают свою авторскую задачу: тема, основная мысль, какой тип речи будет использовать. (Пр.)

Учатся пользоваться планом. (Пр.)

Учатся строить простые предложения. (Пр.)

Учатся грамотно записывать текст.

Формировать умение выражать свои мысли в письменной форме в соответствии с поставленной задачек(К.)

На доске план, опорные слова,

  • Верно, молодцы. Закрываем учебники. Откладываем их на край парты.
  •  Можете начинать писать изложение. Не забывайте пользоваться нашим планом и опорными словами.

  • (пишут изложение)
  1. Редактирование текста. Самооценка созданного текста.

Учатся редактировать текст. (Пр.)

Совершенствовать умение само- и взаимооценки (Р.)

Формировать умение строить речевое высказывание по плану (К.)

Формировать умение анализировать (П.)

  • Ребята, закончили работу. Теперь мы можем сделать свои изложения  ещё лучше. Что нам необходимо сделать, для этого?
  • А в этом нам помогут памятки. Найдите на парте памятку №1. Прочитайте её про себя.
  • Памятка №1

1) Из скольких частей состоит работа?

2) О чем рассказывает автор в каждой части?

  • Кто прочитает сочинение, которое у него получилось у доски?
  • Все остальные слушают своего товарища внимательно и оценивают его сочинение по памятке. После прочтения спрошу любого.
  • Найдите памятку №2.
  • Памятка №2

1) Нет ли у автора изложения пропусков пунктов плана?

2) Обо всём ли он рассказал по порядку, как в плане?

3) Нет ли перестановок пунктов?

4) Вывод: умеет ли автор пользоваться планом?

  • А теперь ребята постарайтесь оценить свое собственное изложение по всем памяткам.
  • Кто хочет проанализировать свое сочинение по памяткам для всего класса?
  • Нужно знать их недочёты, оценить свои работы.
  1. Подведение итогов. Рефлексия.

•        Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей (К.)

•        Умеют высказывать свои мысли в устной форме (К.)

  • Назовите тему нашего урока

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Чему учились?
  • Что надо сделать, чтобы написать изложение?

  • Урок окончен.
  • Написание изложения  по тексту «Помощь синичке»
  • Узнали секреты автора в написании его истории.
  • Писать изложение.
  • Составить план,  выбрать опорные слова, проверить слова на орфограммы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка Тема: «Текст – описание. Роль в нём имён прилагательных.», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках; закрепить понятие об отличительных признаках текста-описания; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографи...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным рисункам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умения учащихся составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинокЗадачи урокаДидактические:научить  определять и раскрывать тему текста;научить ...

Технологическая карта урока русского языка «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: создать условия для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных..Задачи урокаДидактические:Знать определение ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Текст-повествование" (УМК "Школа России", 2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 13.04. 2022Школа: №45Класс: 2 ВУрок: 1Время: 8:00 – 8:40 Кабинет:40Студент: Никифорова ПолинаГруппа: 42Учитель: Лещева И. Г....

Технологическая карта урока русского языка - "Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание ус...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка "Изложение текста по Г. Скребицкому" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умения воспроизводить текст на основе зрительного восприятия.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания учащихся по изученным орфо...