«Звуко-буквенное лото». Дидактический материал для изучения в начальных классах разделов предмета Русский язык, Речь и АК
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Дидактический материал для изучения в начальных классах в игровой форме разделов предмета Русский язык, а также Речь и Альтернативная коммуникация

«Звуко-буквенное лото». 

Изучение родной речи в 1 классе проводится с помощью основного средства языка – слова, в частности через звуковое, буквенное, слоговое строение слова. При этом на всем этапе начальной школы развитие письменной речи школьника отстает от устной. Пропедевтика работы над письменной речью требует проведения достаточного количества устных упражнений самых разных видов. Для лучшего понимания таких разделов мы рекомендуем применять такие игры, как "Звуко-буквенное лото". Данный материал подходит для всех УМК, а также для занятий учителя-логопеда и учителя-дефектолога

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра для школьников начальных классов в рамках изучения предметов Русский язык, Речь и АК : Звуко-буквенное лото

Слайд 2

Ход игры Начать игру. Садимся за круглый стол. Раздаем большие полотна по количеству участников игры. Для этого разрезаем Раздаточный материал на полоски на каждый вид звуков. Буквы Алфавита стопочкой кладем на середину стола. Синий и Красный домики – в общем доступе. Ведущий поднимает карточку с обозначением буквы, называет ее и спрашивает «У кого такая буква?» Желающий взять эту карточку должен обосновать свой ответ.

Слайд 3

Син ий домик – Согласные. Наверху живет буква Й (И краткое ).Всегда мягкий и звонкий звук. Под крышей живут непарные звонкие согласные – Л, М, Н, Р. На 2 этаже живут парные звонкие согласные – Б, В, Г, Д, Ж, З. На 1 этаже их соседи – парные глухие согласные П, Ф, К, Т, Ш, С. В подвальчике живут непарные глухие согласные Х, Ц, Ч, Щ. Запомни! Ж, Ш, Ц – всегда твердые. Й, Ч, Щ – всегда мягкие. Й Л М Н Р Л М Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С Ъ Х Ц Ч Щ Ь На ступен ь ках у под ъ езда живут буквы Ъ и Ь. Они не дают звука. Мы с ними не играем.

Слайд 4

Верхний этаж - гласные из одного звука, нижний – из двух (кроме И). Гласные верхнего этажа дают твердость согласному звуку, стоящему перед ними, гласные нижнего этажа - мягкость согласному. А У О Э Ы Я Ю Ё Е И Артикуляция гласных Красный домик: Гласные

Слайд 5

Гласный Согласный Твердый согласн Мягкий согласн Звонкий звук (колокол) Глухой звук наушники Гласный, два звука Условные обозначения Наш дом – наши правила игры.

Слайд 6

Звук и Буква Я Проверяем согласный или гласный. Тянем или поем звук. Я – тянется, значит – гласный. Красный круг – гласный. Тянем гласную. Это гласный звук с одним звуком в слогах после согласного (Ля, Мя, Ня ), красный квадрат. В нем слышится два звука Й и А, когда он перед согласным (ям, ян , яр). Зеленый/красный квадрат. Произносим слоги с согласными. Ля, Мя, Ня – Я дает мягкость согласному. Подходит к твоей большой карточке – забирай! Забирает участник с большой карточкой «Гласные Я Ю Е Ё». Обозначение карточки «Буква Я»: красный круг – красный квадрат – зеленый /красный квадрат – зеленый квадрат.

Слайд 7

Звук и Буква С Проверяем – согласный или гласный. Тянем или поем звук. С – не тянется, значит – согласный. Синий круг – согласный. Твердость – мягкость. Подставляем гласные первого и второго порядка (1 и 2 этажи). Произносим Са , су, со, сэ , сы . Синий квадрат – твердый согласный. Далее произносим слоги Ся , сю , се, се, си. Зеленый квадрат – мягкий согласный. Лучше произносить не только слоги, но и слова. Определение звонкости и глухости. Прикладываем ладони к ушкам – произносим звук, слушаем, звенит (звонкий) или не звенит, а также прикладываем ладонь к горлышку, горлышко дрожит – звук звонкий, не дрожит – глухой, а для лучшего понимания – в помощь произносим парный звук. З – звонкий, С – глухой. С – согласный, может быть твердый и мягкий, глухой. Забирает участник с большой карточкой Парные глухие согласные (П Ф КТС). Обозначение карточки «Буква С»: синий круг – синий квадрат – зеленый квадрат – наушники.

Слайд 8

звуко-буквенное лото Гласный \ согласый Один звук (в т.ч. после согласного) Два звука в составе Обозначение мягкости\твердости согласного перед этим гласным А У О Э Ы Я Ю Е Ё И Раздаточный материал

Слайд 9

Гласный \согласный твердый мягкий Звонкий\глухой Л М Н Р Б В Г Д З П Ф К Т С Ш Ц Ч Щ Ж Й

Слайд 10

Мой друг! Если в конце игры на столе не остались маленькие карточки с буквами Алфавита на твою тему, ты выиграл. Если остались – проверь себя и сыграй с мамой или с друзьями еще раз. Успеха вам! Здесь можно использовать поощрения. Это игра! Автор разработки: учитель-дефектолог , учитель начальных классов Джантимирова М.Х.



Предварительный просмотр:

Дидактический материал для изучения в начальных классах в игровой форме разделов предмета Русский язык, а также Речь и Альтернативная коммуникация

«Звуко-буквенное лото»

Автор-составитель: учитель начальных классов Джантимирова М.Х., г. Мытищи

 Данный материал подходит для всех УМК начальной школы, а также для занятий учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

В начальных классах, в том числе работающих по программам для обучающихся с нарушениями речи и интеллектуальными нарушениями, очень востребованы игровые материалы. Для обучающихся с нарушениями речи вначале для развития фонематического слуха ребенка, а в дальнейшем для предупреждения нарушений письма необходимо уделять значительное внимание следующим составляющим программы обучения. И в букварный, и в добуквенный период рекомендуется большое внимание уделять слушанию и слышанию как звуков речи, так и неречевых шумов, различению звучаний музыкальных инструментов, правильной артикуляции звуков, учить детей применять разный тембр голоса, менять его звуковысотность, применять в сюжетно-ролевых и речевых играх, при чтении сказок по ролям шепот, громкий, тихий голоса, ответы на вопросы хором, медленный и быстрый темп речи, а также длительно и красиво пропевать гласные и слоги с ними. Не забывать о правильной артикуляции звуков.

Изучение родной речи в 1 классе проводится с помощью основного средства языка – слова, в частности через звуковое, буквенное, слоговое строение слова. При этом на всем этапе начальной школы развитие письменной речи школьника отстает от устной. Пропедевтика работы над письменной речью требует проведения достаточного количества устных упражнений самых разных видов. Для лучшего понимания таких разделов мы рекомендуем применять такие игры, как Звуко-буквенное лото.

Требования к результатам освоения учебного предмета в 1 классе.

Предметные результаты освоения учебного предмета

• различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки; • использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных; • узнавать и называть буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов; • различать произношение и написание слов; • производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов;

• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); • производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры; • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме; • производить звуко-буквенный анализ слов;

Личностные результаты освоения учебного предмета

У учащихся будут сформированы: • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка; • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Содержание учебного предмета в 1 классе предполагает достаточное количество часов на изучение материала с привлечением дополнительных материалов, в том числе и игровых. Мы рекомендуем использовать Звуко-буквенное лото при изучении следующих разделов и тем.

Речевое общение (виды речевой деятельности):

Словесные и несловесные средства устного общения (язык слов, интонация, мимика, жесты). Слушание. Восприятие звучащей речи.

Обучение грамоте. Подготовительный (добуквенный) период:

Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Моделирование звукового состава слов с помощью схем. Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов.

Основной (букварный) период:

Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости-мягкости и по звонкости-глухости. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й´] в разных позициях.

Русский язык (послебукварный период). Речевое общение

Фонетика, орфоэпия и графика. Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Гласные ударные и безударные. Качественная характеристика звука (гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, звонкий – глухой, парный – непарный). Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. Использование знания слогораздела для переноса слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка.

В дальнейшем при изучении таких разделов, как Фонетика, орфоэпия и графика, Слово и его строение, Правописание слов, Язык и речь и др., в 2, 3, 4 классах начальной школы также может быть задействована данная методическая разработка с необходимым усложнением по мере усвоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»

Стартовая диагностика:показатели, дидактические и раздаточные материалы          Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах м...

Программа начального образования для 3 класса по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительная деятельность

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:·         Федеральный государственный с...

Раздаточный материал для учащихся начальных классов по предмету Русский язык: «Однородные члены предложения»,4 класс

Материал содержит вопросы теории  и практические задания. Разработку можно использовать на этапе закрепления изученного материал, контроля и оценке знаний,  в ходе индивидуальной или группов...

Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Русский язык» 4 класс ФГОС 3 поколения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований ...

Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Русский язык» 1 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь...

Методическая разработка тематической недели по русскому языку в начальных классах «Я люблю Русский язык!»

Одним из самых эффективных средств активизации познавательной деятельности младших школьников является проведение предметных недель.Предметная неделя по русскому языку позволяет продемонстрировать зна...