КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению "Занимательный русский язык" 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Абаева Альбина Ацаевна

Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx382.13 КБ

Предварительный просмотр:

         Министерство образования и науки  РСО-Алания

                          МКОУ СОШ №2 г.Дигоры

                                        РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по  общеинтеллектуальному  направлению

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f51/00071430-cd19803a/hello_html_7280c839.jpg

для 4 «В» класса

Учитель: Абаева А.А.

                                                                 2021г

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

                 Задачи курса:

   ➢ развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

   ➢ пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

   ➢ развитие мотивации к изучению русского языка;

   ➢ развитие творчества и обогащение словарного запаса;

   ➢ совершенствование общего языкового развития учащихся;

   ➢ углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

   ➢ формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

   ➢ приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

   ➢ развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

   ➢ учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

          Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

          Познавательный аспект 

         Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.

         Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

         Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

          Развивающий аспект 

         Развитие речи.

         Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

         Воспитывающий аспект 

         Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 

Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» рассчитана на 34 часа в год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

Общее

кол-во

часов

В том числе

теоретических

практических

Фонетика

2

1

1

Словообразование

5

2,5

2,5

Лексика

9

3,5

5,5

Морфология

6

2,5

3,5

Пословицы и поговорки

2

2

Игротека

10

10

Итого

34

9,5

24,5

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

    Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

        1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

         2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

         3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

         Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.

На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.

          Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей. Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.

          Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности. Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.

          В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).

           Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.

            На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научнопознавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п

                                         РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА 

         Личностные результаты 

     Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

     любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

     интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

     интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

     интерес к изучению языка;

    ➢ осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

        Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

    ➢ самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    ➢ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    ➢ работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    ➢ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень    успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

    ➢ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    ➢ пользоваться словарями, справочниками;

    ➢ осуществлять анализ и синтез;

    ➢ устанавливать причинно-следственные связи;

    ➢ строить рассуждения;

 Коммуникативные УУД:

    ➢ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

    ➢ высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    ➢ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    ➢ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    ➢ задавать вопросы.

         Предметные результаты

    ➢ умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий; 

    ➢ умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

    ➢ умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

          умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

          умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами- неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Занимательный русский язык» 

(1 час в неделю – 34 часа)

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

И снова о русском языке…

1

2

Крылатые слова и афоризмы

1

3

Копилка занимательных заданий

1

4

Игротека

1

5

Об именах

1

6

О русских фамилиях

1

7

В поисках сбежавших головоломок

1

8

Игротека

1

9

Мы играем в логогрифы

1

10

Учимся распознавать речевые ошибки

1

11

Коллекция заморочек

1

12

Игротека

1

13

Ох уж эти фразеологизмы!...

1

14

Работаем над рифмами

1

15

Словесные забавы

1

16

Игротека

1

17

Продолжаем работу над фразеологизмами

1

18

Русские пословицы и поговорки

1

19

Ассорти для любителей русского языка

1

20

Игротека

1

21

И снова о фразеологизмах

1

22

Однородные члены предложения

1

23

Ошибочка вышла!...

1

24

Игротека

1

25

Про омонимы и их разновидности

1

26

Еще немного фразеологизмов

1

27

В стране Перевертундии

1

28

Игротека

1

29

Что такое «паронимы»

1

30

Запоминаем словарные слова

1

31

31 июня

1

32

Игротека

1

33

Повторяем…

1

34

Повторяем…

1

                                           ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

         Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

          Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

           Технологии, методики:

 уровневая дифференциация;

 проблемное обучение;

 моделирующая деятельность,

 поисковая деятельность;

 информационно-коммуникационные технологии;

 здоровьесберегающие технологии.

 Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа. Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей: 

 с уроками русского языка;

 с уроками литературного чтения;

 с уроками окружающего мира.

Формы контроля: стартовый, текущий, итоговый.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 

1.Книгопечатные пособия:

• Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

• Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

• Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

• Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

• Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

• Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

• Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

 • Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

 • Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

 2. Цифровые ресурсы:

• Ресурсы Интернет.

• ЦОР по русскому языку для начальной школы.

 • ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.

3. Техническое оборудование:

• компьютер;

• принтер;

• сканер;

              • мультмедиапроектор   

                                                                                                                        Приложение 1

                                                           Словесные забавы

  1. «Слова рассыпались»

Цель: развивать внимание и сообразительность при составлении слов из данных букв.  

 Первые буквы в этих словах правильные, а остальные перепутали свой порядок. Помогите буквам встать  на нужные места, тогда вы угадаете, какие слова здесь были зашифрованы.

1. Мшиана-   , вртее-    , кфери-   , жзееол- , кааш- .

2. Класоба-   , даум-     , котр-      , мрео-     , пнале- .

3. Бсуы-        , хлодо-    , рмтп-     , тмае-     , кворь- .

4. Коин-        , нжыон-  , стикрат- , кнаиг-   , сетан- .http://ped-kopilka.ru/templates/biblioteka/images/icons/article3.png

5. Пдироом- , ксората- , шлеек-   , кдокилор- , цтевок- .

6. Лсюрта-   , жкорае-   , мкаси-   , блаук-    , кжао-  .

Ответы:1. Машина, ветер, кефир, железо, каша.

  1. Колбаса, дума, крот, море, пенал.
  2. Бусы, холод, ритм, тема, кровь.
  3. Кино, ножны, старик, книга, стена.
  4. Помидор, красота, шёлк, крокодил, цветок.
  5. Люстра, жаркое, миска, булка, кожа.
  1. «Прятки».

Цель: развивать внимание, учить находить в составе слов другие слова.

   Ребятам предлагается поиграть в прятки. Но прятаться будут не ученики, а слова. В этой игре слова, обозначающие животных, спрятались внутри других (в начале, в середине или в конце слова). Например, в слове «баранка» скрывается «баран» (БАРАНка), в слове «икота» - «кот» (иКОТа), а в слове «Василиса» - «лиса» (ВасиЛИСА). Задача ребят – найти все спрятавшиеся слова.

1. Волнушка.                                 15. Поводок.

2. Гигиена.                                     16. Помарка.

3. Голосование.                             17. Посёлок.

4. Грязь.                                          18. Ракета.

5. Досада.                                       19. Серёжка.

6. Заслонка.                                    20. Скиталец.

7. Клещи.                                        21. Соленье.

8. Коньки.                                       22. Сомнение.

9. Коньки.                                       23. Укротитель.

10. Мужчина.                                  24. Черёмуха.

11. Обыкновение.                           25. Шутка.

12. Палисадник.                              26. Элеватор.

13. Петля.                                        27. Энциклопедия.

14. Побелка.                                    28. Якорь.

А в словах «мякоть» и «браконьер» спрятались сразу по два животных! Найдите и их.

Ответы:1. Вол. 2. Гиена. 3. Сова. 4.Язь. 5. Оса. 6. Слон. 7. Лещ. 8. Конь. 9. Кот. 10. Уж. 11. Бык. 12. Лиса. 13. Тля. 14. Белка. 15. Овод. 16. Омар. 17. Осёл. 18. Рак. 19. Ёж. 20. Кит. 21. Олень. 22. Сом. 23. Крот. 24. Муха. 25. Утка. 26. Лев. 27. Клоп. 28. Як. В слове «мякоть» як и кот, а в слове «браконьер» - рак и конь.

  1. Интеллектуальная игра «Слово в столбик».

Цель: учить составлять осмысленные предложения, развивать речь.

   Любое слово из 4-8 букв записывается в столбик. Таким образом мы получили основу для сочинения будущих новых слов. Затем эти слова надо вписать горизонтально, начиная с каждой буквы. Главная задача – подобрать слова так, чтобы из них получилось развёрнутое предложение. Например, выбрано слово «вишня». Для начала напишем его в столбик. Теперь осталось к каждой букве подписать слово, чтобы в результате вышло осмысленное предложение. Итог игры:

Вышел

Иван

Шлёпать

Новую

Ящерицу

  Конечно, предложения в подобных случаях получаются  в какой-то мере фантастические и даже полные нелепиц, но тем забавнее получается результат игры. Играть в неё можно, соревнуясь не только между отдельными учащимися, но также между командами.

   Можно использовать эту игру для лучшего запоминания словарных слов.

  1. Игра «Да» и «Нет» не говорите,  «чёрный» с «белым» не берите».

Цель: развивать внимание при ответах на вопросы, учить искать новые варианты ответов.

   Это старинная русская игра, в которой игрок должен отвечать на вопросы водящего, действительно избегая произносить слова «да», «нет», «чёрное» и «белое».

   Задача ведущего – так искусно составить вопросы, чтобы ребёнок вынужден был каждый раз искать новые варианты ответов. Отвечать на вопросы можно только словами, нельзя использовать жестикуляцию и мимику, например, отрицательные покачивания головой.

   Вопросы могут быть самыми бесхитростными: «Любишь ли ты свою маму?», «Какого цвета молоко?», «Умеет ли твой кот умываться лапкой?».

  1. Игра-задание «Продолжи предложение».

Цель: развивать логическое мышление, умение рассуждать.

   Ребёнку даётся задание продолжить фразу, которую начал учитель. Начало фразы надо подобрать такое, чтобы в ней ребёнок ясно почувствовал, о чём надо сказать в дальнейшем.

  Например:

- Если на улице выпал снег, то …

Ответы детей могут оказаться самими разнообразными: наступила зима, можно кататься на санках, надо тепло одеться.

Вот ещё несколько вариантов подобных фраз-заданий:

 - Если на небе светит солнце, то …

 - Если птицы улетают на юг, то …

 - Если ты вместе с мамой пошёл в магазин, то…

  1. Игра-задание «Назови лишнее слово».

Цель: учить на слух отличать заданное слово от тех, что на него похожи.

Ход игры:

   Учитель выбирает слово, которое он неторопливо произносит несколько раз подряд. Но параллельно он «ошибается», между повторами произносит другие слова, похожие на основное слово. Ученик должен услышать неправильное слово и дать какой-то знак учителю, что тот «ошибся», допустим, хлопнуть в ладоши. Это на первый взгляд, простое задание на самом деле требует сосредоточенности и внимания.

Например, ведущим выбрано слово «гора», но в повторе цепочка слов будет выглядеть следующим образом: гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.

   Вот ещё несколько вариантов подобных заданий:

  1. Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос.
  2. Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

  1. «О чём я говорю?»

Цель: учить отгадывать предмет по данному описанию, развивать речь учащихся.

  Условие игры – надо отгадать предмет по данному описанию. Эта игра представляет собой более сложный вариант предыдущей. Водящим придётся давать более развёрнутые описания задуманных предметов. А вот для тех, кто выступает в роли отгадчика, наоборот, придётся легче. Ведь по более развёрнутым характеристикам угадать предмет проще.

  Кроме того, в самом начале, загадывая слово, водящий должен дать подсказку, – в какой области человеческих знаний оно может присутствовать. Проще говоря, что это – посуда, одежда, мебель, овощ, фрукт, насекомое, домашнее или дикое животное и др.

  Вот примерные варианты заданий:

  Дикое животное, живёт в лесу, большое, лохматое, любит ягоды и мёд.

  Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

  Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

  Транспорт, большой, тяжёлый, с крыльями и хвостом.

  Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и борщ.

  Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

  1. «Имена  девочек и мальчиков».

   В данном задании ребятам нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

Пример: Кто принёс куклу из магазина?

Ответ: Зина (магаЗИНА).

Или:

Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

Ответ: Даша (КаранДАША).

  1. Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
  2. Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
  3. Как зовут девочку, которая поехала на юг седьмого января?
  4. А восьмого июля?
  5. Кто не пьёт кефира?
  6. Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
  7. Кто каждое утро поёт песню про гардемарина?
  8. Кто третий день подряд читает книгу «Путешествия  Лемюэля Гулливера»?
  9. Кто десять раз подряд смотрел художественный фильм «Человек-невидимка»?
  10. Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
  11. Кто в зоопарке дразнит верблюда?
  12. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?
  13. Кто за обе щёки уплетает рогалик?
  14. Кто, заметив паука, спрятался под диван?
  15. Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?
  16. Кто делает гербарий из листьев клёна, берёзы и ясеня?
  17. Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?
  18. Как зовут мальчика, который ждёт не дождётся клёва?

Ответы:

1. Яша. 2. Роза. 3. Варя. 4. Юля. 5. Ира. 6. Рома. 7. Марина. 8. Вера. 9. Димка. 10. Лена. 11. Люда. 12. Юра. 13. Алик. 14. Иван. 15. Нина. 16. Сеня. 17. Вика. 18.  Лёва.

  1. «Узнай пословицу или поговорку по её перевёртышу».

  В русском языке существует много распространенных пословиц и поговорок, например, «Книгу прочитал – умнее стал», «Маленький да удаленький».  В этой игре нужно узнать пословицу или поговорку по её «перевёртышу». То есть, в том варианте, когда каждое её слово заменено противоположным по значению. Сначала нужно мысленно вместо каждого слова проговорить его антоним, а затем проверить  по приведённому ответу – верно ли угадана пословица.

1. «Под милиционером косынка тонет». Правильный народный вариант – «На воре шапка горит».

2. «С зайцами умирать – не по-заячьи хихикать». – «С волками жить – по-волчьи выть».

3. «Две ноги плохо, но одна хуже». – «Одна голова хорошо, а две – лучше».

4. «Начал безделье – сиди дома робко». – «Кончил дело – гуляй смело».

5. «С ленью утопишь мясо в реке». – «Без труда не выловишь рыбку из пруда».

6. «Поленишься – зверей обидишь». – «Поспешишь – людей насмешишь».

7. «Весела ночь до утра, если бездельничать всем». – «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

8. «Враги не познаются в счастье». – «Друзья познаются в беде».

9.  «Булка – ничему ноги». – «Хлеб – всему голова».

10. «Перед отдыхом питьё хуже». – «После работы еда вкусней».

11. «Перед одним волком убегать станешь – всех двух догонишь». – «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

12. «Рубль копейку транжирит». – «Копейка рубль бережёт».

  1. Шарады.

  Одна из разновидностей головоломок называется «шарада». Составные части шарады – отдельные маленькие слова, из которых в сумме складывается слово побольше. Для загадки-шарады даётся описание каждой её части, а потом – смысл всего слова. Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово «парус»:  

 Три буквы облаками реют,

                             Две видны на лице мужском.

                             А целое порой белеет

                             «В тумане неба голубом».(пар-ус)

  А сейчас отгадайте предложенные шарады.

1. Начало деревом зовётся,

    Конец – читатели мои,

    Здесь в книге целое найдётся,

    И в каждой строчке есть они.

Ответ: «Бук – вы».

  1. Первый слог в удивлении я восклицаю,

Второй слог я с книжной полки снимаю,

Когда же первый со вторым соединится,

То получится  мельчайшая частица.

Ответ: «А – том».

  1. Часть танца – слог мой первый,

Вино –мой слог второй,

На целом перевозят

Чрез речку бечевой.

Ответ: «Па- ром».

  1. Мой первый слог – предлог,

А во втором мы проживём всё лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа.

Ответ: «За – дача».

  1. Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда.

Ответ: «Кар – тина».

  1. Первый слог найдёшь средь нот,

А второе – бык несёт.

Хочешь целое найти,

Так ищи его в пути.

Ответ: «До – рога».

  1. Мой первый слог

Найдёшь тогда,

Когда в котле,

Кипит вода,

Местоименье – слог второй,

А в целом –

Школьный столик твой.

Ответ: «Пар – та».

  1. Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

Ответ: «Пи – рог».

  1. Вот он – первый слог,

Налицо – предлог.

Далее – юнец,

Вхожий во дворец.

На конце стоит

 Та, что алфавит

Открывать должна.

Жаль, ответа нет:

Был, да сплыл ответ…

Ответ: «Про – паж – а».

  1. Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта,

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета.

Ответ: «Я – блок – о».

  1. Первое – нота, второе – то же,

А в целом – на горох похоже.

Ответ: «Фа – соль».

Палиндромы.

  Палиндром (перевертень, перевёртыш) – разновидность головоломки, в которой слово или текст одинаково читается от начала к концу и от конца к началу. Вот примеры подобных слов-существительных:  «доход», «довод», «заказ», «ротатор». А вот варианты фраз-палиндромов: «А Лиза мазила», «Дорога за город», «Коту тащат уток», «Около Миши молоко», «А роза упала на лапу Азора», «Юре верю».

  Попробуйте отгадать следующие слова-палиндромы:

  1. Растение.
  2. Глаз.
  3. Разновидность револьвера.
  4. Радиолокационная установка.
  5. Крестьянин, потомок поселенцев на Дону, Кубани.
  6. Обращение к женщине в некоторых зарубежных странах.
  7. Шум, производимый при ходьбе, беге.
  8. Собака Айболита.
  9. Домик из жердей, покрытых ветками, соломой.
  10. Герой русской народной потешки, отказавшийся молотить.
  11. Имя девочки.
  12. Отец отца или матери.
  13. Волгоградская  футбольная команда.
  14. Корабельный повар.
  15. Предмет, который можно сделать из снега.
  16. Порода попугаев.
  17. Герой сказок Шергина.
  18. Артист пантомимы.
  19. Наводнение.

Ответы:

1. Боб. 2.Око.3.Наган. 4. Радар. 5. Казак. 6. Мадам. 7.Топот. 8.Авва. 9. Шалаш. 10. Тит. 11. Анна(Алла, Ада). 12. Дед. 13. «Ротор». 14. Кок. 15.Комок. 16.Ара. 17.Шиш. 18. Мим.19. Потоп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Курс внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" . 1 класс.

Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.  Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка матери...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 1 класса

Курс "Занимательный русский язык" для учащихся 1-4 классов разработан как дополнение к курсу «Русский язык» для начальной школы, представляет собой комплекс специально разработан...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» общеинтеллектуального направления ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 4...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык " 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык " 3 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык". 1 класс

quot;Занимательный русский язык" Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 1 класс...