Урок по теме "Местоимение" 4 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Данный урок формирует понятие о местоимении как самостоятельной части речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimenie_kak_chast_rechi_4_klass_.doc | 56 КБ |
mestoimenie_4_klass.ppt | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Голованова Е.А.
УМК: «Перспектива». Климанова Л.Ф. «Русский язык. 4 класс»
Тема урока: «Местоимение».
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные.
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
Коммуникативные УУД.
- учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности
-Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда-
И та награда в нем самом!
- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)
- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.
2. Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Учитель: Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.
Упр. 118
- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова )
- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова другим словом.)
- Каким словом можно заменить слово пароходик? ( он)
- Какой текст получится? Прочитайте.
- Какой частью речи является слово пароходик? ( именем существительным)
- Вместо какой же части речи мы употребили слово он? ( вместо имени существительного).
- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении)
- Кто сформулирует тему урока?
- Итак, тема урока « Местоимение как часть речи».
- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)
4. Открытие нового знания ( построение проекта выхода из затруднения).
- Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?
- Может быть это уже кто-то знает? ( ответы уч-ся)
Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти
( вместо) и онима ( имя) слайд 2
- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение. ( спросить несколько человек)
- Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные. Слайд 3
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Слайды 4, 5, 6
- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)
- Про друга ? ( он)
- Про подругу? ( она)
- Про детей ? ( они)
- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)
- А к взрослому человеку? ( Вы) Все названные местоимения выставляются на доску
- Ребята, послушайте текст. Слайд 7
Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой високий, стройный. Глаз не оторвать! А крепкий!Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит!Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок вести его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена.
- Кто же это « он»? (….)
- Почему вы отвечаете по-разному? ( слово он не называет предмета.)
- Послушайте продолжение текста.
Но вот приехали на завод по переработке льна и мастер воскликнул:
« Какой замечательный лен!»
- В чем же различие существительного и местоимения?
( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.)
- Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они часто потребляются в нашей речи.
Какие части речи заменяют местоимения? (слайд 8)
Каким членом предложения может быть? (слайд 9)
- С какой целью мы употребляем местоимения в нашей речи?(Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.)
- Как называются местоимения -я, ты и т.д.?
4. Первичное закрепление.
- Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке?
(Понять, какие же бывают местоимения и когда они употребляются).
Чтение правила на стр. 73 и заполнение таблицы в РТ стр. 45
Слайд 10
Физкультминутка.
Слайд 11 – определить лишнее слово. Определить, как изменяется каждое местоимение.
Выполнение в РТ упр.70 с.46. Проверка.
Как изменяются личные местоимения? (по числам, падежам, в 3 лице по родам).
-Выпишите местоимения, определите число, падеж и род, если возможно.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Из РТ упр. 72 выписать местоимения, определить число, падеж, род (если возможно).
Тест:
1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Личные местоимения:
а) отвечают на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать
вопрос
3. Личное местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о
6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.
6 . Выпиши местоимения, определи число, падеж, род (если возможно):
И, низ, но, его, у, тебя, при, они, около, она, нас, мне.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Коллективная работа
- Местоимение– часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку и записать слова-отгадки:
«Хитрые вопросы.»
• Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты)
• Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? ( Ты-к-вы)
• Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)
• Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он)
• Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось название животного? ( За-я-ц)
• Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно)
8. Итог урока.
Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?
- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)
- Чем отличаются и чем похожи имена существительные и местоимения? Слайд 12
- Какие местоимения называются личными? Слайд 13.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Ребята, перед каждым из вас лежат карточки со знаками препинания. Оцените свою работу. Кто хорошо работал, часто поднимал руки и правильно отвечал, достиг целей – тот прикрепляет на доску восклицательный знак, а кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – тот прикрепляет вопросительный знак. Подойдите к доске и прикрепите нужный знак. Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой «Местоимение».
Ресурсы:
- учебник Климанов Л.Ф. «Русский язык: 4 класс» ч. 2. Стр. 76-79. - М: Просвещение, 2010 г.;
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Местоимение»;
- карточки для итога урока (тест).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
местоимение место имени существительного прилагательного числительного
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Что обозначает имя существительное? Что обозначают слова он, у него?
Я Местоимением Я говорящий указывает на себя .
ТЫ Местоимением ТЫ – на того, с кем говорит.
ОН ОНА ОНИ ОНО Служат для указания на одушевленные и неодушевленные предметы.
Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, сил ы , душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой високий, стройный. Глаз не оторвать! А крепкий!Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит!Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок вести его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена.
Местоимения Местоимения- существительные Местоимения-прилагательные Местоимения-числительные я ты кто что никто и др. мой твой наш чей какой этот и др. сколько столько несколько и др. Местоимения употребляются вместо существительных, прилагательных, числительных.
Каким членом предложения может быть местоимение? Подлежащим. 2. Дополнением. 3. Обстоятельством. 4. Определением.
Единственное число Множественное число 1 лицо Я МЫ 2 лицо ТЫ ВЫ 3 лицо ОН ОНА ОНО ОНИ
В каждом ряду найдите лишнее слово: Они, на, ей, ему. Она, но, тобой, он. Вы, оно, меня, мяу. Нас, ем, им, они.
1) Часть речи. 1) Часть речи. 2) Обозначает предмет. 2) Указывает на предмет. 3) Отвечает на вопросы кто?, что? 3) Отвечает на вопросы кто?, что? 5) Имеет род. 5) Имеет род только в з лице, ед. числе. 4) Изменяется по числам. 4) Изменяется по числам. Местоимение Имя существительное
Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема
данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1....
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)
На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...