Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс (Александрова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rodnoy_yazyk_russkiy.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дубны Московской области»
Утверждаю:
Директор школы №2
___________________
Н.П.Халяпина
Приказ №_______
от «_____»__________ 2021 г. _______
Рабочая программа
учебного курса
«Родной язык (русский)»,
изучаемого на базовом уровне
в 4 «Б»классе
17 часов (0,5 часов в неделю)
Маркелова Надежда Викторовна,
учитель первой квалификационной категории,
срок действия до 23.12.2021 г.
Срок реализации программы: сентябрь 2021 г. - май 2022 г.
2021 год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Родной язык (русский)» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы под редакцией О.М.Александровой «Русский родной язык», 2020 г. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»: «Русский родной язык». Учебник. 4 класс под ред. О. М. Александровой. М.: Просвещение, 2020 г.
Целью программы является воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры, включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры, формирование читательской компетенции младшего школьника.
Задачи программы:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
- обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
- формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
- совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
- развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- навыки ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
Метапредметные результаты
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
- осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
- осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
- распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
- понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
- понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
- соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
- произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
- осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
- выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
- выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
- редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
- употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных;
- употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок; соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
- соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
- соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста; совершенствование умений пользоваться словарями:
- использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
- использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
- использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
- использование учебных словарей для уточнения состава слова;
- использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
- использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
- владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
- умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
- умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
- умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
- уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
- создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
- создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
- оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов; соблюдение основных норм русского речевого этикета:
- соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
- различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
3.Содержание учебного предмета, курса.
(17 часов)
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 6 |
2 | Язык в действии | 5 |
3 | Секреты речи и текста | 6 |
Итого | 17 |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
1) Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница);
2) слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица);
3) слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)
Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (5 часов)
Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Раздел / тема | Тип, форма урока | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. | Урок систематизации знаний | 6 1 | ||
2 | Вся семья вместе, так и душа на месте. | Урок систематизации знаний | 1 | ||
3 | Красна сказка складом, а песня-ладом. | Урок систематизации знаний | 1 | ||
4 | Красное словцо не ложь. | Урок систематизации знаний | 1 | ||
5 | Язык языку весть подает. | Урок открытия новых знаний | 1 | ||
6 | Проект: «Откуда это слово появилось в русском языке» | Урок рефлексии | 1 | ||
7 | Раздел 2. Язык в действии. Как правильно произносить слова. | Урок открытия новых знаний | 5 1 | ||
8 | Трудно ли образовывать формы глагола? | Урок открытия новых знаний | 1 | ||
9 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | Урок систематизации знаний | 1 | ||
10 | Как и когда появились знаки препинания? | Урок систематизации знаний | 1 | ||
11 | Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. | Урок систематизации знаний | 1 | ||
12 | Раздел 3. Секреты речи и текста. Задаем вопросы в диалоге. | Урок открытия новых знаний | 6 1 | ||
13 | Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. | Урок систематизации знаний | 1 | ||
14 | Учимся составлять план текста. | Урок систематизации знаний | 1 | ||
15 | Учимся пересказывать текст. | Урок систематизации знаний | 1 | ||
16 | Учимся оценивать и редактировать тексты. Обобщение пройденного материала. | Урок систематизации знаний | 1 | ||
17 | Итоговая контрольная работа | Урок развивающего контроля | 1 |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
от « ___»__________2021 г. №____
_____________________________
О.Г.Абросимова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы
по учебно-воспитательной работе
____________________________
С.И.Власова
«___» _____________2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...
рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса на 2019-2020уч.год. составлена на основе примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организ...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...