План-конспект русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Пустынникова Анна Владимировна

План-конспект русского языка "Корень слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._plan-konspekt.docx174.15 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю ____________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока русского языка,

проведенного в 3 «А»  классе

обучающейся 33 шк. группы

Пустынниковой Анны Владимировны

27.10.2021 г.

                                               Консультация учителя________________

                                           Консультация методиста________________

г. Черняховск, 2021г.

План – конспект  урока русского языка
УМК: «Школа России», 3 класс

(Учебник «Русский язык» Канакина В.П. 3 класс, 1 ч.,  стр. 74-76)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 27.10.2021г.

Время: 08:15 – 09:00

Место: МАОУ СОШ №3 г. Черняховска

Класс: 3 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: что такое корень слова?

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний и умений о корне слова.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о корне слова, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию речи, словесно – логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания; способствовать развитию культуры речи; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы; развивать каллиграфические навыки, орфографическую и пунктуационную грамотность.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, волю, внимательность,  уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности;  воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру, бережное отношение к родному слову, языку, воспитывать культуру речи.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять  интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия, устанавливать аналогии; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение наблюдать, читать, слушать; умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; умение  строить  логическую цепочку рассуждений, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно - следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности решения осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; умение работать индивидуально, в паре находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Предметные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о корне слова, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1,  В.П. Канакина, стр. 74-76, раздаточный материал (карточки).


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Владимировна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Я рада  видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.:  Прочитайте эпиграф к уроку.

О.:  «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

И.С. Тургенев
         У.:  О чем говорится в данном эпиграфе? Какую идею до нас хотел донести автор?

О.: Знание русского языка погружает нас в прекрасный мир! Каждое слово доставляет нам наслаждение. Нужно любите, ценить и изучать русский язык! Только тогда мы окунемся в его великолепный мир и почувствуем его небывалую мощь!

У.: Начнем любить, ценить и беречь родной язык! Ведь без знания русского языка, человек не сможет обучаться, работать, общаться с друзьями. И, наоборот, с его помощью люди могут передавать друг другу ценную информацию, традиции и знания из поколения к поколению, делать что-то вместе. Поэтому очень важно ценить язык своего народа, развивать умения вести разговор.

II. Актуализация умений и знаний.

1.Минутка чистописания.

У.: Откройте тетради, напишите сегодняшнее число: Двенадцатое марта. На другой строке Классная работа. 

У.: Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на табличку. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.

К

К

Е

А

К

У

Р

О

Н

К

К

Ж

Л

К

К

К

Ц

К

К

О

Т

У.: Какая буква встречается чаще всего?

О.: «ка».

У.: Какие звуки она обозначает?

О.: Звуки [к], [к’].

У.: Верно. Запишем данную букву себе в тетрадь. Пропишем сначала пол строки букву «К» заглавную, пол строки строчную букву «к», следующей строкой соединение букв «к» с «и», «у», «е», «о», «а», «я». Начинаем писать с красной строки. (Демонстрирую на доске).

2.Словарно – орфографическая работа

«5»

0 ошибок

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

Работай лучше

5 и более ошибок

У.:  Разгадай слова с помощью загадок, шифров, ребусов.

Ребус:

(Ответ: экипаж).

Загадка: По морям и по волнам
Его водит капитан.
Он не плавает, а ходит
Якоря бросает в воду.
Он с волною дружбу водит.
И не любит непогоду.

(Ответ: корабль).

Ребус:

загруженное

(Ответ: портрет).

Шифр:

(Ответ: финиш).

Загадка:

Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - …
(Ответ: комета).

Ребус:

загруженное (7)

(Ответ: аппетит).

Ребус:

загруженное

(Ответ: шоссе).

Загадка:

Катя в отпуск собралась,
На юг, на дикий пляж.
Теперь ей нужно не спеша

Собрать весь свой....

(Ответ: багаж).

У.:  Верно. Что вы можете сказать об этих словах?

О.: Они словарные.

У.: Запишите эти слова себе в тетрадь. Один ученик идет к доске, остальные у себя в тетрадях на рабочем месте. Начинаем писать с красной строки с заглавной буквы, поставьте ударение, выделите орфограмму. После выполнения данной работы обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте. Оцените свою работу по критериям оценивания. (Взаимопроверка).

Экипа́ж, кора́бль, портре́т, фи́ниш, коме́та, аппети́т, шоссе́, бага́ж.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: А для того, чтобы у нас всё получилось, нужно быть внимательными. Поработаем в группах и определим тему нашего урока. Возьмите карточки и выполните задание. Прочитайте группы слов. В какой группе (1, 2 или 3) находятся однокоренные слова? Обведите нужную цифру.

1 группа – ягода, ягодка, ягодный;

2 группа – город, города, городом;

3 группа – товарищ, друг, приятель.

У.: Назовите группу родственных слов.

О.: 1-я.

У.: Почему вы так считаете? Докажите.

О.: Слова имеют общую часть - корень и сходны по смыслу.

У.: Как называется общая часть родственных слов?

О.: Корень.

У.: Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

О.: О корне слова.

У.: Правильно, ребята. На уроке мы будем работать над темой «Корень слова».

У.: Что вы уже знаете об однокоренных словах?

О.: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково

У.: А теперь давайте продолжим работу по карточке.

У.: Что вы можете сказать о второй группе слов? Почему эти слова не являются однокоренными?

О.: Формы одного и того же слова.

У.: Что вы можете сказать о третьей группе слов? Это родственные слова?

О.: Нет. Только близкие по значению.

IV. Открытие новых знаний и умений.

У.: Выясним, какое же значение еще имеет слово «Корень». Какое лексическое значение имеет слово «корень»?

- подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ; 

- внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя;

- начало, источник чего-либо; 

В языкознании: основная, значимая часть слова.

У.: Какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка?

О.: Основная, значимая часть слова.

У.: Откройте учебник на стр.74. Найдите упражнение 130. Прочитайте задание. Что нам необходимо выполнить в данном упражнении?

Алгоритм выполнения упражнения.

  1. Прочитать внимательно текст.
  2. Найти однокоренные слова. Объяснить, как их определили. Объяснить лексическое значение каждого из этих слов.
  3. Выписать однокоренные слова. Выделить в них корень. Подчеркнуть непроверяемую орфограмму.

О.: ОсИновый, осИнник, осИнки, осИны, подосИновики.

У.: Как вы определили, что это родственные слова? Чем похожи эти слова? 

О.: Имеют общую часть и значение.

У.: Как называется общая часть?

О.: Корень.

О.: Выполните письменное задания к упражнению.

ОсИновый, осИнник, осИнки, осИны, подосИновики.

Осиновый – из осины или соотносящийся с осиной.

Осинник – осиновый лес.

Осинки – маленькие осины.

Осины – лиственное дерево.

Подосиновики – съедобный гриб, чаще растущий в лиственных, особенно осиновых лесах.  (Взаимопроверка. Выставление оценок по критериям оценивания)

«5»

0 ошибок

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

Работай лучше

5 и более ошибок

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания:

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Открытие новых знаний и умений. (Продолжение).

У.: Работа с правилом. Откройте учебник на стр. 74. Прочитайте правило. (Чтение правила про себя. Чтение хорошо читающим учеником).

У.: Дополните предложение.

У.: Корень – это главная… 

О.: Значимая часть слова.

У.: В корне заключено общее…

О.: Лексическое значение всех однокоренных слов.

У.: Сейчас мы с вами распределимся по группам и выполним задание. Но для начала вы должны ответить на мой вопрос и отгадать загадку. Скажите, ребята, какое сейчас время года?

О.: Осень.

У.: А теперь отгадайте загадку.

Желтые крылья осины, березы,
Красные - ясеня, дуба и розы
В воздухе кружат и шелестят
Это осенний идет.

О.: Листопад.

У.: Распределение по группам по цвету. У нас в классе, как вы заметили, тоже листопад. (На шторах, стенах заранее развешиваются осенние листочки). Каждый из вас по моей команде должен будет снять один листик и пересесть за другой стол в соответствии с выбранным цветом. (Дети снимают листики и пересаживаются). (На столах выставляются литеры соответствующего цвета)

У.: Итак, у нас получилось 4 группы. 1 группа: группа зелёных листиков. 2 группа: группа жёлтых листиков. 3 группа: группа красных листиков. 4 группа: группа оранжевых листиков.

У.: Ученики совместно с учителем формулируют правила работы в группах: уважать мнение товарищей; обращаться друг к другу только по имени; один говорит, другие слушают; не обижать и не обижаться; если не понял, переспроси; участвовать всем.

У.: Выполним задание, которое называется «Сажаем деревья».

У.: Первое дерево мы «посадим» коллективно, а затем вы будете самостоятельно работать в группах. (На доске вывешивается плакат с изображением дерева). Там, где нарисован корень, написано лес. Вокруг дерева находятся карточки со словами: лесник, лесной, лесоруб, леска, лесок, ельник. Дети подбирают однокоренные слова к слову лес, распределяют их на ветках и выделяют корень. (Лишние слова убирают).

У.: Сейчас я вам раздам конверты со словами и лист с изображением дерева. Вам необходимо отобрать однокоренные слова, выделить корень, наклеить их в виде веток. (Образец уже есть на доске).

1 группа: Гриб – грибокгрибникгрибница, гребёт, осина, грибной.
2 группа: Бел –
белкабельчонок, белый, белочкабеличий, заяц, грибок.

3 группа: Вод – водаводянойводичка, водитель, речка.

4 группа: Сор – сор, сорвать, соринкасорный, трава.

У.: Когда группа готова отвечать – возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Самопроверка по критериям оценивания (выходят ведущие или желающие, объясняют, что выбрали).

«5»

0 ошибок

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

Работай лучше

5 и более ошибок

         VII. Закрепление полученных знаний и умений.

         У.: Выполним задание по карточкам. (Взаимопроверка по критериям оценивания).

Алгоритм выполнения упражнения:

  1. Внимательно прочитайте слова.
  2. Зачеркните лишние слова.
  3. Выделите корень в однокоренных словах.

1. Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.

Лес, лесок, лестница, лесник, лесной

Мед, медик, медведь, медовый, сладкий.

Алгоритм выполнения упражнения:

  1. Прочитайте предложенные слова.
  2. Подберите и запишите однокоренные слова.
  3. Выделите корень слова.

2. Подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень.

Цвет - _______________________________________________________

Боль - ______________________________________________________

«5»

0 ошибок

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

Работай лучше

5 и более ошибок

        У.: Найди правильное определение:

Корень – это главная часть предложения.

Корень – это общая часть однокоренных слов.

Корень – это общая часть всех слов.

У.: Назовите признаки однокоренных слов.

О.: Эти единицы речи объединяет не просто набор одинаковых букв и звуков, а еще нечто общее, заключенное в слове, общая соотнесенность с чем-либо (предметом, признаком, действием, качеством и пр.), то есть их лексическое значение.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

20-18 баллов

«5»

17-14 баллов

«4»

13-11 баллов

«3»

10 и менее баллов

Работай лучше

У.: Наш урок подходит к концу. На листочках пишем, что вы сегодня узнали на уроке…

Сегодня на уроке мне было сложно…

Сегодня на уроке мне было легко…

Сегодня на уроке мне понравилось…

IX. Инструктаж о  выполнении домашнего задания.

У.: Домашнее задание: страница 75, упражнение 132. Вам необходимо внимательно прочитать слова. Подумать, в какие группы можно объединить данные слова. Найти однокоренные слова и записать их группами. Выделить в словах корень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.

Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень.                ...

План-конспект урока русского языка во 2классе

Урок русского языка во 2 классе, на котором проводится обобщение и систематизация знаний и умений учащихся  по теме "Парные согласные". На уроке развиваются умения распознавать слова, которы...

План - конспект по русскому языку в 3 классе

Урок русского языка проведённый в 3 классе  (программа "Школа России")  по теме: "Правописание непроизносимых согласных"...

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...