Конспект урока по русскому языку "Что такое текст- рассуждение" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Полникова Валерия Алексеевна

Конспект урока по русскому языку "Что такое текст- рассуждение" (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_text-rassuzhdenie.doc77 КБ
Файл chto_takoe_tekst-rassuzhdenie.pptx41.77 КБ
Файл kartochka.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 2         

УМК: «Школа России»

Тема: Что такое текст - рассуждение

Тип урока: «открытие» новых знаний

Вид урока: беседа- практикум

Цель: формирование знаний о тексте - рассуждении

Задачи:

Образовательная:

-Познакомиться с текстом - рассуждением и его структурой

Развивающая:         

-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на анализ, конкретизацию;

-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов

Воспитательная:

- Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий;

- Воспитывать аккуратность на основе выполнения записей в тетради

Планируемые результаты:

Предметные:

П-1. Распознавать текст - рассуждение

П-2. Знать структуру текста - рассуждения

П-3.Определять тему и главную мысль текста

П4.Выделять части в тексте - рассуждении, записывать текст по частям

Метапредметные:

Регулятивные:
Р-1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Р-2. Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника;

Р-3. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Коммуникативные:

К-1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

К-2. Оформлять свои мысли в устной форме;

К-3. Уметь отвечать на вопросы учителя;

К-4.Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку.

Познавательные:

Позн-1. Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Позн-2. Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста;

Позн-3. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:        

Л-1. Использовать усвоенные приёмы работы для решения учебных задач;

Л-2. Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;

Л-3. Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Л-4. Осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий

Оборудование: учебник, ИКТ, наглядный материал

№ этапа, название

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап

-Здравствуйте ребята. Давайте проверим, все ли вы приготовили к уроку, на парте у вас должен лежать учебник, тетрадь, пенал и дневник. Я желаю вам успехов на уроке. Присаживайтесь.

-Приветствуют, проверяют готовность к уроку.

К-1, Р-1

Актуализация знаний

-Перед тем как начать писать, давайте разомнем наши пальчики и проведем пальчиковую гимнастику:

Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

-Откройте тетради. Запишите число. Сегодня 23 марта.

-С какой новой частью речи вы познакомились на прошлом уроке?

-Ребята, на слайде записаны предложения. Прочитайте их самостоятельно.

На слайде:

Белочка собирает грибы. Белочка делает запасы на зиму.

Мальчики любят пускать кораблики. Кораблики быстро плывут по ручейку.

-Кто прочитает предложения под цифрой 1? (учитель спрашивает нескольких учеников)

-Какой слово повторяется в этих предложениях?

-К какой части речи относится это слово?

-Ребята, что нужно сделать, чтобы не было повторов одного и того же имени существительного в паре предложений? (Какой частью речи можно заменить имя существительное?)

-Каким местоимением заменить слово «белочка»?

-Верно. Кто прочитает предложения под цифрой 2?

-Какой слово повторяется в предложениях?

-Каким подходящим местоимением заменить повторяющееся слово?

-Верно, молодцы!

-Ребята, придумайте слово, которое начинается и заканчивается буквой «т».

-А я придумала слово текст (Слайд). Пропишите его в тетради. Пишем аккуратно, с наклоном, правильно соединяя буквы.

-Кто прописал, садится правильно.

-Ребята, c какими видами текстов мы познакомились на прошлых уроках?

-У вас на парта лежат карточки с текстом.

Карточка:

№1. У меня есть пес. Его зовут Бобик. Он просто красавец: шерсть у него серая, лохматая, грудь белая, ушки мягкие, как пух. Мордочка у пса будто улыбается, и всегда язык на сторону висит.

№2.У Пети был пес Барбос. Мальчик часто гулял со своим другом . Однажды во время прогулки  Барбос  нашел зайчонка. Петя принес его домой. Щенок и зайчонок каждый день играли во дворе.

№3. Сова – действительно уникальная птица.

Многое у неё не так, как у других птиц. Оба глаза «на лице» вместе, а не по бокам. Она может легко повернуть голову на 180 градусов. Летает бесшумно. Видит одинаково хорошо и днем, и ночью.

В общем, не птица, а чудо!

-Самостоятельно прочитайте текст №1. (Имя ученика) прочитай текст №1 вслух.

-Подумайте, к какому виду относится текст №1? Как вы определили, что это текст - описание?

-Найдите в этом тексте местоимения.

-Кто прочитает текст №2?

-К какому виду относится этот текст? Как вы определили, что это текст - повествование?

-Какое местоимение есть во втором тексте?

-Кто прочитает третий текст? Как вы думаете, к какому виду относится данный текст?

-Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на стр.105 и прочитайте тему нашего урока. Ребята, значит, к какому виду относится текст №3?

-Какую цель мы поставим на урок?

-Повторяют движения за учителем. Пальчиковая гимнастика.

-С местоимением

-Самостоятельно читают предложения.

-Один ученик читает предложения

-Повторяется слово «белочка»

-Существительное

-Нужно заменить имя существительное во втором предложении местоимением

-Она

-Один ученик читает предложения

-Кораблики

-Они

-Ответы детей.

-Прописывают слово текст

-Повествование, описание

-Читают текст №1.

-Описание. В тексте идет детальное описание собаки.

-Его, он, него

-Читают текст, один ученик - вслух.

-Повествование. Потому что рассказывается что, когда и как произошло.

-Его

-Читают текст №3. Ответы детей

-Читают тему урока. Текст - рассуждение.

-Познакомиться с текстом -рассуждением

Р-2,

К-1,2, 3,4,

Позн- 1,2, 3,

Л-1, 2

3.Первичное восприятие нового материала

-Что значит «рассуждать»?

-В упражнении 180 представлен рассказ о птице сове. Прочитайте его еще раз.

-Какова главная мысль текста? В каком предложении она выражена?

-Ребята, а что значит «уникальная»? Откройте толковый словарь учебника на стр.138 и найдите значение этого слова.

-Какие доказательства приводит автор для подтверждения главной мысли? Прочитайте их.

-Верно. А в каком предложении сделан вывод и дана оценка автора птице?

-Ребята, подумайте, какой вопрос можно задать к данному тексту.

-На стр.105 внизу прочитайте информацию о тексте - рассуждении.

-Сколько частей можно выделить в тексте - рассуждении?

-Что содержит в себе первая часть?

-Что представляет собой вторая часть текста?

-Чем является третья часть?

-Какой вопрос можно поставить к тексту - рассуждению?

-Давайте отдохнем и проведем физминутку:

Тренируй получше плечи (Круговые вращения плечами без помощи рук)

Корпус вправо, корпус влево -

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать. (Повороты туловища вправо и влево)

На одной ноге стою,

А другую подогну. (Постоять на одной ноге)

А теперь попеременно

Буду поднимать колени. (по очереди поднимать согнутые в коленях ноги, как можно выше)

Отдохнули, посвежели

И на место снова сели. (сесть за парту)

-Присаживайтесь, продолжаем работу. В учебнике на стр.106 выполним упр.181. Самостоятельно прочитайте предложения.

-С какого слова начинается каждый вопрос?

-Ребята, какое слово вы употребите, отвечаю на эти вопросы?

-Обратите внимание, что слова потому что, так как пишутся раздельно, в два слова. (Памятка)

-Следующее задание выполняете в парах. Вам  нужно устно составить небольшой текст - рассуждение. Для этого выбираете и произносите один из четырех вопросов. И отвечаете на него, используя при ответе слова «потому что» или «так как».

-Кто уже рассказал текст, садится правильно, чтобы я видела, кто готов.

-Поднимите руку, кто составлял текст по первому вопросу. (Имя ученика), расскажи, какой текст у тебя получился.

-Молодец! Кто расскажет текст по второму вопросу?

(Учитель спрашивает одного ученика)

-Кто составил текст по третьему вопросу?

-Молодец! Поднимите руку, кто составил текст - рассуждение по четвертому вопросу. Расскажи свой текст.

-Высказывать свои мысли, мнение, доказывать точку зрения, разъяснять

-Читают еще раз текст про сову

-Сова - действительно уникальная птица.

-Уникальный - единственный в своем роде, неповторимый

-Оба глаза «на лице» вместе, а не по бокам. Она может легко повернуть голову на 180 градусов. Летает бесшумно. Видит одинаково хорошо и днем, и ночью.

-В общем, не птица, а чудо!

-Вопрос - почему

-Читают «Обратите внимание»

-3

-Мысль, которая требует объяснения, доказательства

-Само объяснение, доказательство

-Выводом.

-Почему

-Повторяют движения за учителем

-Читают предложения в упр.181

-Почему

-Потому что/ так как

-Составляют текст и рассказывают его соседу по парте

-Почему слово Москва надо писать с заглавной буквы? Потому что Москва - это собственное имя существительное, название города. А собственные имена всегда пишутся с заглавной буквы.

-Почему растение подорожник так названо? Растение так названо, так как часто встречается вдоль дорог.

-Почему слова он и пенал - разные части речи? Слово пенал - имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Слово он - местоимение, так как не называет предмет, а только указывает на него. Поэтому слова пенал и он - разные части речи.

-Почему на конце слова мороз над писать букву «зэ»? Потому что в проверочном слове - морозы точно слышен звук «з». Значит, в слове мороз пишется буква «зэ».

П- 2, 3, 4,

Р-2,

К-1,2, 3,4,

Позн-1,2, 3,

Л-1, 2, 3

4.Закрепление новых знаний и способов действий

-На стр.106 выполним упр.182. В нем представлен текст из журнала «Мурзилка». Внимательно прочитайте его.

-Ребята определите тему данного текста.

-Какова главная мысль текста? Прочитайте предложение, которое это отображает.

-К какому виду относится данный текст?

-Ребята, докажите, что это текст - рассуждение. Какой вопрос можно задать к тексту?

-Какая мысль доказывается в тексте?

-Какие доказательства приводит автор для подтверждения этой мысли?

-Найдите в тексте вывод. Прочитайте его.

-Молодцы, ребята! Обратите внимание на выделенные в тексте орфограммы. Какие орфограммы можем встретить?

-Верно. Запишите данный текст в тетрадь. Каждую часть записывайте с красной строки. Орфограммы, которые встретятся, подчеркните карандашом. Пишем аккуратно.

-Ребята, на слайде представлен правильный ответ, текст записан по частям, проверьте свою работу.

-Читают текст на стр.106

-Береги природу/ сохранение природы

-Давайте не будем бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет

-Рассуждение

-Текст состоит из трех частей: мысль, которую нужно доказать; само доказательство, вывод. К тексту можно задать вопрос почему.

-Почему весной нельзя поджигать старую траву?

-Вместе с травой сгорает плодородный слой земли. В пожаре гибнут пауки, лягушки, муравьи и птицы. Не убежать от огня тем, чьи дома находятся в траве.

-Давайте не будем бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет

-Жи, безударная гласная в корне слова, удвоенная согласная л

-Записывают в тетрадь текст по частям, подчеркивают орфограммы

-Проверяют правильность выполнения задания.

П-1, 2, 3, 4,

Р-2, 3,

К-1,2, 3,4,

Позн-1,2,

Л-1,2, 4

5.Подведение итогов

-С каким новым видом текста мы познакомились сегодня на уроке?

-Ребята, сколько видов текста теперь знаем?

-На какой вопрос отвечает текст?

-Из каких частей состоит текст - рассуждение?

-Откройте дневник и запишите домашнее задание. Вам нужно составить и записать в тетрадь небольшой текст - рассуждение на тему «Почему я люблю лето?». Если не любите лето, пишите про то время года, которое вам больше всего нравится. Не забывайте, что текст должен состоять из трех частей.

-Текст - рассуждение

-три

-Почему

-Текст состоит из трех частей: мысль, которую нужно доказать; доказательство/ объяснение, вывод.

-Записывают д/з

П-2,

К-1, 2, 3,

Позн-1,

Л-2

6.Рефлексия

-Ребята, посмотрите на слайд и оцените свою работу на уроке, используя начало предложения. Выберите любое предложение и продолжите его, расскажите о своих впечатлениях об этом уроке. На слайде:

Своей работой на уроке я ...
На уроке я узнал (а)...

Я научился...
У меня получилось...

Мне было  трудно...

Я постараюсь...

У меня не получилось...

Мне было непонятно...

-Спасибо за урок. Урок окончен, до свидания!

-Оценивают свою работу на уроке, используя начало предложения

К-1,2,

Л-2, 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

текст

Слайд 2

текст Описание Повествование

Слайд 3

Текст - рассуждение 1 часть - мысль, которую нужно доказать 2 часть - доказательство или объяснение 3 часть - вывод ПОЧЕМУ?

Слайд 4

Пишутся раздельно, в два слова потому что так как ЗАПОМНИ!

Слайд 5

Домашнее задание: Текст - рассуждение «Почему я люблю лето?»

Слайд 6

Своей работой на уроке я ... На уроке я узнал (а)... Я научился... У меня получилось... Мне было трудно... Я постараюсь... У меня не получилось... Мне было непонятно...



Предварительный просмотр:

№1.  У меня есть пес. Его зовут Бобик. Он просто красавец: шерсть у него серая, лохматая, грудь белая, ушки мягкие, как пух. Мордочка у пса будто улыбается, и всегда язык на сторону висит.

№2. У Пети был пес Барбос. Мальчик часто гулял со своим другом . Однажды во время прогулки  Барбос  нашел зайчонка. Петя принес его домой. Щенок и зайчонок каждый день играли во дворе.

№3.   Сова – действительно уникальная птица.

Многое у неё не так, как у других птиц. Оба глаза «на лице» вместе, а не по бокам. Она может легко повернуть голову на 180 градусов. Летает бесшумно. Видит одинаково хорошо и днем, и ночью.

В общем, не птица, а чудо!

№1.  У меня есть пес. Его зовут Бобик. Он просто красавец: шерсть у него серая, лохматая, грудь белая, ушки мягкие, как пух. Мордочка у пса будто улыбается, и всегда язык на сторону висит.

№2. У Пети был пес Барбос. Мальчик часто гулял со своим другом . Однажды во время прогулки  Барбос  нашел зайчонка. Петя принес его домой. Щенок и зайчонок каждый день играли во дворе.

№3.   Сова – действительно уникальная птица.

Многое у неё не так, как у других птиц. Оба глаза «на лице» вместе, а не по бокам. Она может легко повернуть голову на 180 градусов. Летает бесшумно. Видит одинаково хорошо и днем, и ночью.

В общем, не птица, а чудо!

№1.  У меня есть пес. Его зовут Бобик. Он просто красавец: шерсть у него серая, лохматая, грудь белая, ушки мягкие, как пух. Мордочка у пса будто улыбается, и всегда язык на сторону висит.

№2. У Пети был пес Барбос. Мальчик часто гулял со своим другом . Однажды во время прогулки  Барбос  нашел зайчонка. Петя принес его домой. Щенок и зайчонок каждый день играли во дворе.

№3.   Сова – действительно уникальная птица.

Многое у неё не так, как у других птиц. Оба глаза «на лице» вместе, а не по бокам. Она может легко повернуть голову на 180 градусов. Летает бесшумно. Видит одинаково хорошо и днем, и ночью.

В общем, не птица, а чудо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Озаглавливание текста" 2 класс

Конспект урока по русскому языку "Озаглавливание текста" 2 класс...

3 класс. Конспект урока по русскому языку " Составление текста по сюжетным рисункам".

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, развитие объёма слухо-речевой памяти, внимания, лексического анализа слов.Планируемые резул...

Конспект урока по русскому языку “ Тема текста. Главная мысль текста»

Планируемые достижения учащихся: Предметные:      Узнать, что такое тема текста и главная мысль текста, воспроизвести эталон....

Конспект урока по русскому языку "Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умения составлять текст из предложений, в которых нарушен порядок повествованияПланируемые результаты:Предметные: знать члены предложения и порядок их нахо...

Конспект урока по русскому языку «Редактирование текста, восстановление деформированного повествовательного текста» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Редактирование текста, восстановление деформированного повествовательного текста»Цели деятельности учителя: формирование умения составлять предложения и текста из деформированных пр...