Урок русского языка "Звуки речи и буквы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Занятие, реализуемое с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klass_zvuki_rechi_i_bukvy.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ,
реализуемое с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов
Сведения о разработчике | |
Фамилия, имя, отчество (полностью): | Зеленова Елена Анатольевна |
Район | Московский |
Место работы | МАОУ «Школа №118 с углублённым изучением отдельных предметов» |
Должность | учитель |
Общая информация | |
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Тема урока | Звуки речи и буквы |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Цель | Повторить классификацию звуков русского языка, формировать умение различать звуки и буквы. |
Задачи | |
| Распознавать звуки речи и обозначать их на письме. |
| Обосновывать правильность выбора звука и обозначать его на письме буквой. Развивать навыки работы с информацией. |
| Формировать красоту звучащей речи и любовь к родному русскому языку. |
Планируемые результаты | |
| Осознавать роль звучащей речи в жизни человека, умения правильно произносить слова и грамотно их писать. Формирование ответственного отношения к обучению. Учить работать в группе. Давать оценку своим действиям. |
| Формировать умения применять изученные понятия :различать звуки речи и буквы, выделять звуки в потоке речи, уметь называть основные их характеристики. |
| |
| Принимать и сохранять учебную задачу, решать учебную задачу под руководством учителя, учить работать по предложенному плану. Уметь сравнивать результат с эталоном. |
| Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников. Умение правильно характеризовать звук и обозначать его на письме. |
| Слушать и понимать речь собеседника, развивать умение работать в группе. |
Фонды оценочных средств | |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Текущий контроль, работа с карточками. Библиотека МЭШ, карточки Учи.ру |
Форма обучения | Очная |
Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.) | Смешанное обучение, технология «Ротация станций», |
Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение) | Синхронное обучение |
Программно-техническое и дидактическое обеспечение | |
Используемые открытые образовательные платформы, онлайн-сервисы | Библиотека МЭШ, РЭШ, Учи.ру |
Необходимое оборудование | Компьютер, интерактивная доска, ноутбуки для обучающихся |
Программное обеспечение | Программа «Начальная школа XXI века» Иванов «Русский язык» |
Дидактическое обеспечение | Учебник, эталоны, карточки с заданиями |
Дополнительная литература | |
Интернет-ресурсы | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/25854, использование аудиозаписи (пение птицы, разговор детей) |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этап учебного занятия | Цель, содержание этапа | Используемые ресурсы открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат | ||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Мотивация к учебной деятельности | Осуществление межличностных контактов, создание комфортной психологической атмосферы | Приветствие учителя. Пожелание успешной работы. | Приветствуют педагога | Проверяют уровень готовности к уроку | Волевая саморегуляция | ||
Дети прослушивают аудиозаписи:
-Что вы услышали? Звуки, которые издает птица и разговор ребят. Дети поздравляли друг друга с началом учебного года, пожелали друг другу хорошего настроения, отличных отметок в этом году. -Вы услышали разговор ребят. Какую форму общения использовали дети? -Речь. -Что такое речь и для кого она свойственна?
| Умение извлекать информацию из услышанного материала. | Эмоциональное восприятие услышанного диалога. | Анализ услышанного материала | Развитие умения слышать | |||
Актуализация знаний | Актуализация знаний и фиксация затруднений. | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/25859 | -Ребята, какая бывает речь? Выполним задание от Учи.ру. На доске появляется кластер: Речь устная письменная -Какая минимальная единица речи? -Звук. -Каким знаком обозначается звук на письме? -Буквой. Отгадайте загадки: Звуки тянутся, поют Без преград они живут Цветом они красные Это звуки…. -Гласные. Такие буквы нелегко произнести, Преграда – зубы и язык ни их пути. Их в алфавите 20 штук. Они все разные А называются они… -Согласные. На доске появляется кластер:
Звуки гласные согласные Посмотрите на доску, что вы видите: а, м, ц, [д], л, б, [о], я ш, [ш] -На какие группы можно их разделить -Звуки и буквы -С какой трудностью столкнулись? | Анализируют информацию | Высказывают свои мнения | Соотносят свои мнения с ответами одноклассников | Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность |
Постановка цели и проектирование | Выявление причины затруднения. Формулирование темы. | -В чем была причина затруднения при выполнении задания? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Тема: Звук и буква. | Анализируют ситуацию | Участвуют в обсуждении проекта, составляют план деятельности | Формирование навыков целеполагания и планирования своей деятельности в учебной ситуации | Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность | |
Построение проекта | Цель: повторить, что такое звук, какой он бывает и как обозначается на письме. мы узнаем:
мы научимся:
Выполнять задания будем в группах, передвигаясь по станциям. 1 станция: станция работы с учителем - работа 1 группы 2 станция: станция онлайн-обучения (работа детей 2 группы) 3 станция: станция проектной работы (работа детей 3 группы) Тренировочные задания Каждая группа находится на станции в течение 12 минут. За это время необходимо выполнить предложенные задания. Звонок в колокольчик оповестит вас о переходе на другую станцию. | Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию | |||||
Реализация построенного проекта | Включение в систему знаний и повторения. | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/25887 https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/25888 | 1 станция: станция работы с учителем - работа с 1 группы Работа по учебнику со схемой, страница 4. Повторение классификации звуков русского языка по схеме. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (теоретический материал, представленный учителем) Выполним задания. | Слушают, задают вопросы. Находят знаки, переводят знаковую информацию в словесную | Участвуют в обсуждении содержания материала с опорой на учебник | Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Классифицируют звуки русской речи. | Умение обобщать и систематизировать свои знания |
2 станция: станция онлайн-обучения (работа детей 2 группы) | Выполняют задания на закрепление, формируют умение различать звук и букву | Формируют смысловое чтение | Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | Оценка, контроль, коррекция | |||
3 станция: станция проектной работы (работа детей 3 группы) Задание 1. Заполните схему: звуки речи. -Проверьте схему по эталону. Задание 2 Подчеркни буквы, которыми различаются слова. Назови звуки, которыми различаются эти слова. марка-мерка работа-забота парта-парк рыбаки-рыбки белка-булка ручка-речка -Проверьте выполнение задания по эталону. Задание 3 Игра « Подбери словечко». - Подбери согласные так, чтобы получились новые слова. ..ом, …ом, …ом, пру…, пру…, лу…, лу… . -Подбери гласные так, чтобы получились разные слова. Д..м, д…м, д..м, с..к, с..к, ст..л, ст..л, р..ка, р..ка, в..л, в..л. | Сравнивают слова по звучанию и по написанию, различают звуки и буквы. Организуют поиск информации. | Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками | Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Учатся сравнивать по эталону. | Самоопределение, саморазвитие | |||
Контроль деятельности на этапе повторения | Контроль | Представление выполненных заданий 3-их групп | Представляют задания, анализируют, дополняют, оценивают результат. | Рефлексия выполненных заданий группы | Осуществляют пошаговый контроль | Умение контролировать свои действия | |
Рефлексия учебной деятельности | Выяснение оставшихся затруднений | Смогли ли достигнуть поставленной цели? Цель: повторить, что такое звук, какой он бывает и как обозначается на письме. -Что узнали? об отличиях буквы от звука, а также гласного звука от согласного; Чему научились?
-Какое задание было сложным для Вас? Игра: распредели правильно буквы, составь слово На доске записаны буквы: м,у,н,и,ц,а -На какие две группы можно распределить эти буквы? -Буквы, которые обозначают гласные звуки и буквы, которые обозначают согласные звуки. -Составьте из этих букв слово. -Умница. -Какого человека называют умницей? -Умный и способный человек. -Как по-другому можно сказать? -Молодец. Все молодцы! Отлично справились с заданиями. | Называют основные моменты учебного материала. Озвучивают оставшиеся затруднения Отмечают самых активных учеников на уроке | Формулируют результат работы на уроке | Обобщение и систематизация, результативность выполненной работы | Умение определять результативность своей работы | |
Домашнее задание. | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/46552 | Предложено задание из учебника и онлайн платформы на выбор | Умение работать с разными источниками информации | Умение давать оценку своим действиям. | Анализ учебного задания, синтез, обобщение. | Умение выбирать задания |
Приложение 1.
Теоретический материал, который можно использовать учителю на уроке.
Мы живём в мире, наполненном разнообразными звуками. Звучит всё: вода и солнце, птицы, животные... И человек тоже в некотором смысле звучит. Только звуки речи человека отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.
Звук является наименьшей звучащей и слышимой единицей любого языка. Отдельно взятый звук не имеет никакого смысла. Но когда звуки сливаются в слова, они создают слова. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук — тук — ток — том – ром — рот. При изменении только одного звука появляется новое слово с присущим ему значением.
Звуки образуются во время выдоха от колебаний струи воздуха с помощью работы речевого аппарата. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы и зубы.
В звуках речи мы можем различить голос и шум. Голос образуется от того, что выдыхаемый воздух проходит через напряженные голосовые связки. А шум образуется тогда, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия, которые создают губы, зубы или язык.
Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через ротовую полость, образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса! Гласные звуки - самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласные звуки [а], [о], [у], [и], [ы], [э], то можно почувствовать, как дрожат голосовые связки.
В русском языке всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [э], [и].
В звучащей речи человека есть звуки, которые образуются через преодоление выдыхаемым воздухом препятствий в виде губ, зубов и языка. Из-за этого мы слышим шум. Это согласные звуки.
Из шума состоят все согласные звуки. Но в образовании некоторых согласных звуков кроме шума участвует и голос. Поэтому различают звонкие и глухие согласные звуки.
Согласные звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум, называют звонкими. Голосовые связки при их произнесении напряжены и дрожат. Это звуки [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [ж’], [з’], [м], [н], [л], [р], [м’], [н’], [л’], [р’], [й’]
Согласные звуки, которые создаются только одним шумом и без голоса, называются глухими. При образовании таких звуков голосовые связки расслаблены и не дрожат. Это звуки [п], [п’], [ф], [ф’], [ш], [с], [с’], [к], [к’], [т], [т’], [ч’], [щ’], [х], [х’], [ц], [ц’].
В русском языке при произношении части согласных звуков речевой аппарат работает совершенно одинаково. Например, [Б] – [П]. Различаются эти звуки только участием голоса. Такие звуки образуют пары по глухости-звонкости и их называют парными. Это звуки [б], [п], [б’], [п′], [в], [ф], [в’], [ф’], [г], [к], [г’], [к’], [д], [т], [д’], [т’], [ж], [ш], [з], [с], [з’], [с’].
Другая часть согласных звуков такой пары не имеет. Их назвали непарными. Это звуки [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [х], [х’], [ц], [й’], [ч’], [щ’]. Непарных по глухости-звонкости звуков меньше, чем парных.
У согласных звуков есть и ещё одна особенность: некоторые из них мы произносим с особой интонацией: по-доброму, мягко. Как будто разговариваем с малышами.
При произнесении таких звуков кончик языка упирается в нижние передние зубы, а его спинка выгибается к нёбу. Такие звуки назвали мягкими. Остальные согласные звуки стали называть твёрдыми.
Очень большая группа мягких и твёрдых согласных звуков, также как звонкие и глухие, тоже образуют пары, только уже по мягкости-твёрдости. Вот они: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’]. И совсем незначительная часть согласных звуков не имеет пары по мягкости-твёрдости. Это звуки мягкие [й’], [ч’], [щ’] и твёрдые [ж], [ш], [ц].
В русском языке всего 42 звука. Из них 6 гласных звуков и 36 согласных.
Но звуки неуловимы. Их нельзя потрогать, поймать и подержать в руках. И человек придумал самое величайшее изобретение - буквы! И тут же свершилось невероятное – невидимый звучащий мир стал видимым! Человек поймал неуловимое – звук!
В русском языке 33 буквы: 10 гласных букв и 21 согласная буква. Буквы называют гласными или согласными потому, что ими обозначают гласные или согласные звуки.
Гласные буквы – а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е. Согласные буквы - это б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. А две буквы в русском алфавите не обозначают никаких звуков. Они так и называются – знаки - твёрдый (Ъ) и мягкий (Ь).
Нужно помнить, что звуки мы произносим и слышим, а буквы — видим и пишем.
В слове все звуки могут соответствовать своей букве. Например, стол [стол].
Но часто одна буква в разных словах может обозначать разные звуки. Например, в словах плод [плот], плоды [пладЫ]. Буква О обозначает и звук [о], и звук [а], а буква Д - и звук [т], и звук [д]. Иногда одна буква может обозначать одновременно два звука. Например, буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после разделительных мягкого и твёрдого знаков, после гласных букв обозначают по два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].
Большинство согласных букв в разных ситуациях могут обозначать два разных звука – парные по мягкости-твердости. Например, в словах мел — мол буква М в одном случае обозначает звук [м’], а в другом — [м].
В словах русского языка часто звучание не совпадает с написанием. Поэтому существует множество «опасных мест» — орфограмм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс
УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....
Урок русского языка 1 класс "Буква гласных обозначают мягкость и твердость согласных звуков на письме" (школа 2100)
Разработка урока....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Буква Ь"
Презентация к уроку русского языка по теме "Буква ь"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
презентация к уроку русского языка Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
презентация к уроку русского языка " Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....