Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий МАСТЕР – КЛАСС Журавлева О.А.- учитель начальных классов МБОУ «ОСОШ №2» Устьянский район, Архангельская областьСлайд 2
Цель мастер - класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне зависимости от преподаваемого им предмета) повысить эффективность преподавания и оптимизировать процесс формирования универсальных учебных действий учащихся на основе применения моделей на уроке
Слайд 3
Универсальные учебные действия а) личностные умение ставить учебные задачи умение планировать свою деятельность умение действовать по плану умение рефлексировать умение осуществлять контрольно-оценочную деятельность б) познавательные в) познавательные и знаково-символические г) коммуникативные умение работать с моделями для решения разных задач умение работать в группе, паре умение считаться с мнением товарищей умение отстаивать и доказывать свое мнение умение наблюдать, сравнивать, классифицировать действия и предметы по определенному признаку умение работать с различными источниками информации умение создавать презентации на заданную тему
Слайд 4
Что развито у младших школьников (на что опираться учителю ) Острая любознательность Яркие эмоции Любят рассуждать Легко фантазируют Любят игры, инсценировки Любят рисовать, делать поделки Восприимчивы к красоте и гармонии
Слайд 5
Что мало развито у младших школьников (что необходимо развивать) Интеллектуальное мышление Сосредоточенность внимания Моторика Подготовленность к художественно – речевой деятельности Словесно- логическая память Понятийное мышление Самооценка Навыки моделирования
Слайд 6
Моделирование – целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели. Модель – упрощенное материальное или информационное представление (образ) реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение. Результат моделирования – новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта.
Слайд 7
Что такое «МОДЕЛЬ» и зачем она нужна Разделите предложенные изображения на две группы, укажите номера рисунков, вошедшие в каждую из них. Дайте название группам. 1 2 3 4 5 11 12 13 14 10 9 8 6 7 Перед вами реальные объекты и их модели. Модель – это упрощенный «заместитель» некоторого объекта, сохраняющий все его признаки. Укажите стрелками соответствие между объектом и его моделью.
Слайд 8
№ М одель Для чего и почему создана? 1 глобус 2 аквариум 3 макет сердца Заполните предложенную таблицу Вывод: Человек создает модель для того, чтобы с ее помощью можно было изучить некоторые особенности объекта.
Слайд 9
Есть ли в ваших учебных кабинетах модели? Используете ли вы модели дома? Приведите примеры. Где еще в жизни можно встретиться с моделями?
Слайд 10
Модель Материальная Информационная Словесная Серый. Большой. С хоботом. Графическая Математическая А+В=В+А
Слайд 11
Модели на уроках математики У Миши было 5 открыток, а у Васи – 3. На сколько открыток у Миши больше? ? А) Модель может использоваться на разных этапах решения задачи: Оформление краткой записи
Слайд 12
Мама купила 4 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов купила мама? Составьте свое условие к данной модели задачи Б) ?
Слайд 13
На тарелке лежало 7 пирожков. З пирожка съели. Сколько пирожков осталось? Во дворе гуляли 7 детей. 4 ушли домой. Сколько детей осталось? В вазе стояло 7 цветов. 3 из них красные. Сколько жёлтых цветов в вазе? Придумайте свой текст задачи Какое условие соответствует модели?
Слайд 14
3 часа 15км/ч 18км/ч ?км Что можно сказать по данной модели? Как называются подобные задачи? Составь свою задачу по данной модели В)
Слайд 15
Деление суммы на число Деление числа на произведение
Слайд 16
Модели широко используются в математике при изучении темы «Дроби и доли» Нарисуйте модели следующих дробей 3 , 5 4 9
Слайд 17
Дайте названия следующим моделям Укажите объект моделирования. Какие еще модели можно составить к данному объекту?
Слайд 18
Внимательно рассмотрите рисунок Подберите нужную модель к каждому рисунку Соедините линиями арифметическое действие и соответствующую модель? 3 ∙ 4 4 ∙ 2 2 ∙ 5
Слайд 19
Модели на уроках обучения грамоте Использование моделей слов, предложений начинается уже с первых уроков обучения чтению. Игра «Живые звуки» Какое слово получится?
Слайд 20
При обучении письму целесообразно использовать не только звуковые модели слов, но и самостоятельно разработанные детьми алгоритмы выполнения заданий Прочитай слова Рассмотри схемы слов Соедини линией схему с соответствующим словом Подпиши под схемой соответствующее слово Проверь себя. Прочитай слово по схеме Алгоритм
Слайд 21
1. окончание 2. основа 3. корень 4. приставка 5. суффикс В русском языке принят следующий порядок разбора слова по составу: Придумайте и запишите слова, соответствующие следующим моделям: С помощью данных условных обозначений постройте модель следующих слов: подберезовики, складка, дорога, развалина, внеклассный.
Слайд 22
Можно построить не только модель слова, но и предложения Придумайте и запишите предложения, соответствующие следующим моделям: Составьте алгоритм разбора предложения по членам, выполните его для следующих предложений: Дети пошли в лес за ягодами, грибами и орехами. Миша читает интересную книгу.
Слайд 23
Моделирование на уроках слушания, литературного чтения Сказка Рассказ Стихотворение Пословица Загадка Басня Жанры обозначаются фигурами: ?
Слайд 24
о Родине — о детях — о приключениях, волшебстве, фантастике - Темы чтения замещаются цветом: о природе — о животных —
Слайд 25
Эпизод урока литературное чтение (слушание) 1 класс Дж. Харрис. Сказки дядюшки Римуса 1.В. Драгунский 2. С. Есенин 3. Х.К. Андерсен 1.А. Барто 2. В. Сутеев 3 Н. Носов ________________ Что любит Мишка _____________ Мешок яблок
Слайд 26
Составление словесной модели героя По словесной модели узнай героя сказки, соотнеси модель с картинкой и назови героя глупый хитрый злой находчивый смелый добрый
Слайд 27
Круглый, съедобный, живой. 2) Земноводное, принадлежит царскому роду. 3) Животное, повредило ювелирное изделие естественного происхождения. 4) Овощ, выросший до громадных размеров. В сборе урожая участвовали: дед, баба, внучка, Жучка и другие. Определите сказку и сказочного персонажа по словесным моделям
Слайд 28
1.Заполните модель к сказке «Репка». 2. Составьте словесную и графическую модели смерти Кощея в русских народных сказках.
Слайд 29
женщина цветок девочка жаба жук полевая мышь крот ласточка эльф Определите, какой сказке принадлежит следующая модель
Слайд 30
Однажды Братец Лис повстречал в лесу Братца Медведя и тот задал ему такую трепку за то, что Братец Лис и Братец Кролик не ладят. «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». - Как вы думаете, возможно ли это? Придумайте историю о том, как братец Кролик и Братец Лис подружились. Л + К Творческое задание на основе словесно-графического моделирования
Слайд 31
Что обозначают следующие модели? Когда и кем они могли быть составлены? Модели и «Окружающий мир» 1 2
Слайд 32
Астрономы создают модели созвездий Созвездие можно изобразить и в форме фантастического персонажа. Придумайте новое созвездие. Нарисуйте его, создайте графическую модель.
Слайд 33
Путешественники по картам составляют маршруты. Их тоже можно отнести к моделям.
Слайд 34
Вместе с родителями нарисуй свою улицу, дом, школу так, как будто смотришь на них сверху. А затем красным карандашом проведи свой путь от школы до дома. Опасные места отметь кружком.
Слайд 35
Укажите процесс, для которого создана следующая модель.
Слайд 36
Моделирование на уроках «Технологии» Графическая модель звезды Обведи на бумаге 2 модели звезды Вырежи обе звездочки Отогни назад места склейки Продави линии, обозначенные пунктиром Склей обе половинки, вставив в середину ниточку Алгоритм изготовления звезды Елочное украшение «Объёмная звезда»
Слайд 37
Сам барабан Не забарабанит, Медная труба Сама трубить Не станет! Не течёт вода Под лежачий камень, Чтоб она текла – Камень сдвинь руками. Делай, делай дело! Чтоб от сильных рук Всё цвело и пело, И пенилось вокруг! Ю. Яковлев
Слайд 38
Слайд 39
Слайд 40
Слайд 41
Слайд 42
Слайд 43
Слайд 44
Слайд 45
Таким образом, актуальность применения на уроках различных видов моделей обусловлена несколькими факторами: возможностью использования приёмов технологии развивающего обучения, оптимизацией процесса формирования универсальных учебных действий, экономией времени урока, возможностью обратиться к модели в случае затруднения, развитием монологической и диалогической речи, развитием процессов мыслительной деятельности учащихся.
Слайд 46
Весь мир — открытая задача. Решай — и ждет тебя удача… А.А. Гин